А. Ф. Писемский. Сергей Петрович Хозаров и Мари Ст

Зов природы и наивность сердца

Повесть Алексея Феофилактовича Писемского во многом необычна. Автор даже сомневался, напечатают ли его произведение. Почему? Да ведь можно было подумать, что в повести осуждается брак по страсти. Не хотелось писателю прослыть реакционером. Люди передовых взглядов осуждали брак по расчёту, а тут брак по страсти поставлен под сомнение. Знаменитый критик Аполлон Григорьев относил творчество Писемского к реализму содержания в отличие от реализма формы у Тургенева (с его идеализмом содержания).

Григорьев подчёркивает, что рассматриваемая повесть (которую назвал романом) – «протест против всей литературы сороковых годов». (Статья «Реализм и идеализм в нашей литературе». Впервые – в 1861 г. А. А. Григорьев. «Искусство и нравственность». «Современник», Москва, 1986, с. 288). И далее поясняет: «Повести сороковых годов постоянно стояли за жертв грубой действительности, постоянно были направлены или против дражайших родителей, или против мужей, постоянно были на стороне нарушителей домашнего спокойствия» (Там же, с. 288).

О чём же читатель узнаёт в начале книги? Герои повести - Сергей Петрович Хозаров и Мария Ступицына (Мари, Машет) страстно влюбляются друг в дружку. Они хотят соединить свои жизни брачными узами. Этому воспротивилась мать Мари Катерина Архиповна. Она хочет отдать свою Машеньку (Машет) за богача Рожнова, а этот толстяк вдвое старше дочери. Сергею Петровичу отказано в посещении дома. Такова завязка: девушку разлучают с любимым, чтобы отдать замуж за нелюбимого ради его богатства.  Трагедия и страдания. Как же быть влюблённым, неужели их мечтам не суждено сбыться?

Не будем торопиться осуждать мать барышни. Мужа своего, кстати, она в счёт не ставит, помыкает им, не даёт ему денег. У них ещё две дочери: Анет (Анна) и Пашет (Павла), однако Катерина Архиповна любит больше всего младшую, готова на всё ради устройства её счастья, как она его понимает.

Сергей Петрович Хозаров – поручик в отставке. Человек молодой, служил недолго. Имелось у него какое-то имение, но он продал его. Приехал в Москву и снимает комнату у домовладелицы Татьяны Ивановны. Плату за проживание задерживает, говоря хозяйке, что не имеет денег. Хозяйка не настаивает, она благосклонно относится к нему.

Кажется, на пути Хозарова и Мари выросла непреодолимая преграда. И всё-таки их мечта осуществится!
Участие в судьбе Сергея Петровича примут две женщины.

 Первая – это Татьяна Ивановна, которая даёт совет увезти возлюбленную, а потом носит его письма Мари.
Татьяна Ивановна, старая дева, с симпатией относится к постояльцу,  ей нравятся его любезность, внешность, щегольство, светская ловкость и разговорчивость. Да ещё он мастер танцевать, умеет говорить по-французски и стихи сочиняет. А как любопытно слушать о его отношениях с Мари Ступицыной!
Вторая – хорошая знакомая Хозарова Варвара Александровна Мамилова, образованная женщина, красавица, которую посещает наш герой и беседует с ней о жизни. Её в своё время родители отдали замуж за богача, потому она близко к сердцу принимает переживания её гостя-собеседника.

Хозаров готов пойти наперекор воле матери Марии, увезти её и сочетаться браком. Однако Мамилова говорит, что нужно поступить по-другому. Она решает посетить дом Ступицыных и уговорить Катерину Архиповну разрешить её дочери выйти замуж за возлюбленного. Хозарову она даёт в долг деньги для устройства свадьбы.
Попытка посредничества Мамиловой не увенчалась успехом, Катерина Архиповна возмущена речью гостьи. Однако как ни противилась Катерина Архиповна, но, несмотря на интуицию,  пошла на уступки дочери. Ведь Машеньку-Машет мать любит без ума, оттого сама не своя из-за того, что её «идол» страдает, рыдает несколько дней и отказывается от пищи.

Богачу Рожнову дан от ворот поворот. Любопытно, что, когда хозяйка дома говорит о любви между дочерью и Хозаровым, Рожнов поправляет её, упоминая о «влюблённости». А сам влюблённый говорит о непреодолимой страсти.

Итак, брак по расчёту отвергнут, состоялся брак по страсти. Что же, справедливость восторжествовала, история закончена? А вот и нет, после свадьбы начинается самое интересное! Кто пожелает, сам узнает, прочитав полностью произведение.

Кому-то может показаться, что в повести слишком много диалогов. Но высказывания героев произведения позволяют узнать не только их мнения о других людях, но и познать их характеры. Диалоги не дают ослабнуть читательскому интересу, служат движущей силой произведения.

 Значение имеют также письма, которые пишут наши герои: Сергей Петрович – другу и Мари, а Мамилова – родственнице. Любопытны выражения, некоторые словечки, вылетающие из уст персонажей. Авторская речь также доставляет эстетическое удовольствие, в ней то и дело просвечивает ирония.
Повесть блистательная, советую прочитать всем, кто не знаком с нею. Сам  ещё буду её перечитывать, наверное, не один раз.

P.S. Не удержался, привожу кстати высказывание, принадлежащее другому знаменитому критику Писареву:
«Писемский (…) прямо запускает руку в действительную жизнь и вытаскивает оттуда таких людей, каких мы встречаем сплошь да рядом; между тем общий характер типа у Писемского проанализирован так же верно, как и у Тургенева, а очерчен даже гораздо ярче». (Д.И. Писарев «Писемский, Тургенев, Гончаров» litresp.ru)


Рецензии