Русколань ЗимнееСолнцестояние

  "В последние месяцы усилиями Краснодарского,Сочинского и Пятигорского отделений Русского географического общества готовится перезапуск(уже,как будто,на правите-льственном уровне)давнего проекта "Русколань".Цветную книгу с таким названием я выпустил ещё в 2002 г.,а в 2014 она была переиздана уже под названием "Казаки. История и традиции Русколани".Тогда же,в 2012,пятигорцами был запущен и туристи-ческий и рекреационный проект этнопарка "Русколань" близ Пятигорска,подобного уже состоявшемуся проекту "Атамань" близ Темрюка.Однако гос.-поддержки этот проект тогда не получил.Всё ограничилось организаций нескольких туристических маршрутов турфирмой "Ариана"(по древностям Бусовой Руси в Приэльбрусье),а ещё организаций тематических праздников усилиями местных энтузиастов,краеведческого музея и раз-личных обществ.Теперь,говорят,— в рамках становления идеологии Русского мира,— всё будет иначе.К проекту на краевом уровне подключились те же люди,что готовили проект "Атамань",устраивали "Всеславянский собор" и проч.От меня же потребовалась разработка глобального,охватывающего весь край и даже ещё шире,мага-проекта "Эт-номир Русколань",включающая помимо проекта этнопарка в Пятигорье(центре Древней Русколани),также и разработку концепции туристических маршрутов,парков и т.п. по всему Черноморскому побережью,в Абхазии,в Имеретинской долине Сочи,в дольменной зоне Геленджика,в Анапе и далее по всему Крыму.Сейчас,на лето,готовится в Сочи конгресс "Русколань",а предварительно —заседания Сочинского географического общ-ества в комплексе "Сириус",где будет также и презентация моего лубка-мистерии о князе Яре(русском Орфее),который я подготовил также и для Сочинского театра оперы и балета(это т.с.русско-болгарский вариант этно-оперы об Орфее и Эвридике,коих сочинцы весьма почитают,ибо по преданиям Орфей был тут).Всё это,конечно,звучит замечательно.Однако всё это уже не в первый раз происходит(даже за последний год эхо пары подобных проектов до меня "долетало").И противодействие сему весьма зна-чительное,ведь уже нет той поддержки,кою оказывал нам патриарх Алексий при запу-ске первых проектов.Но всё течёт,всё изменяется.Ну,по крайней мере,я подготовлю (для Дзена)серию новых статей по русколанским древностям Северного Кавказа,и особенно Черноморского побережья.Тематически это могло бы вылиться во второй то-мик "Русколани",касающийся уже исключительно древностей Черноморского побережья Кавказа и Крыма— Тмуторокани,Сурожского княжества и т.п.(хотя тут для цветного проекта уже нужна поддержка).Возможно,это послужит и для организации соответст-вующих туристических маршрутов,как это уже случилось в Пятигорье.А сейчас опуб-ликую начало концепции мега-проекта "Русколань".История заселения Северо-Кавказ-ского региона и Крыма-Тавриды,в том числе и предками славяно-русов,крайне интере-сна и важна.Археологи отмечают присутствие на Кавказе и в Крыму как минимум со II тыс.до н.э.и ранее скифо-сарматских племён,от коих произошли предки чуть не всех народов населяющих эти земли поныне.Крайне важно знать и популяризировать историю древнего государства Русколани(лат.Roxalan Sarmate),центр коей располагался в эт-их местах,в древнем Пятигорском княжестве(отчасти совпадающем в границах со Став-ропольем в СКФО),а также имевшем центры в княжестве Сурожском(Таврида-Крым)и Тму-тороканском (Краснодарский край,ЮФО).Эти княжества Южной Руси предсшествовали как Руси Киевской,так и потом Московской.Ныне с обретением славянских рунических пам-ятников,таких как «Велесова книга»,болгарской «Веда славян»,татарской «Джагфар-тарихы»,дагестанской «Албанской книги» и других,представленных ныне в ММРК(Музее русской рунической культуры,г.Геленджик)открыты новые и пока недостаточно предс-тавленные в общественном пространстве страницы древней истории Северного Кавказа и Крыма.Наши предки оставили нам великое наследство,историю,культуру,землю.Сбер-ежём ли мы это наследство,донесём ли его потомкам? И нужно понимать,что только сберечь— мало.Россия сама есть великий мир,и она может существовать и идти в буд-ущее,только неся и вынашивая в себе великую идею.Идею «извечной правды»,справед-ливости,праведности,православия в изначальном его ведическом понимании.А исток этой идеи— в нашей древнейшей праистории.Много уже сделано,изданы книги традиции, собраны уникальные архивы,проделана огромная работа по реставрации артефактов древней культуры,искусства.И теперь настало время всё это духовное и культурное богатство собрать и проявить в культуре,в образовании и просто в жизни,и этим дать толчок для начала Эпохи Русского Возрождения.Для этого нами и создан«Музеум»(Музей Русской рунической культуры),а также Общество Восхождение,кои начали свою работу в дольменной зоне близ посёлка Возрождение в благословенном и богатом дре-вней историей южном крае России.Это место великой мечты! Так давайте же воплотим её в жизнь общими усилиями!»Объединяет усилия различных историко-этнографических, туристических и оздоровительных обществ и фирм ЮФО и СКФО как в создании, так и в развитии уже имеющихся туристических,образовательных и оздоровительных центров в Сочи,Минеральных Водах,Геленджике,городах Крыма и т.п.Предполагает создание обще-го туристического маршрута «Русколань» по типу «Золотого Кольца России»,но теперь также и на Юге России.1-й кластер маршрутов: в Приэльбрусье(центры в Пятигорске и Кисловодске).Уже действуют маршруты кисловодской турфирмы «Ариана»(и не только) по Бусовой Руси в Пятигорье,Приэльбрусье и по всему Северному Кавказу(Чечня,Даге-стан и пр.)по книгам Александра Асова,переводам «Велесовой книги» и пр..Расширя-ются маршруты и на Черноморское побережье и Грузию-Армению.Задействованы также множество гостиниц,оздоровительных комплексов Кавказских Минеральных вод,Майкопа (п.Камменомостский,п.Псебай)и пр.2-й кластер маршрутов:Сухуми-Сочи-Туапсе-Гелен-джик-Атамань и пр.В Сочи предполагается подключить к маршруту образовательный центр «Сириус»,где развить образовательный комплекс,включающий курсы по историч-ескому и филологическому образованию(дополнительному образованию,курсам повышения квалификации)с выходом подготовленных специалистов на производство важного культ-урного контента мирового значения(студии,мультимедиа,фильмы,книги,учебная литер-атура и т.п.).В Геленджике уже создан МРРК (Музей русской рунической культуры), где представлены имеющиеся рунические памятники русской(и не только)традиции.И он мыслится как концептуальный и музейный центр.3-й кластер маршрутов: Крым-Таврида. Предполагается подключить к работе Севастопольских археологов и историков(Херс-онес,турфирма «Пилигрим» и пр.),музей Сурожская крепость в Судаке,музеи Ялты и т.п.Частные Проекты внутри Мега-Проекта:1.Проект Этнопарка «Русколань» в Пятиго-рске.Участники:«ООО Золотой Век»,Русское Географическое общество»(Пятигорск),тур-фирма «Ариана»(Кисловодск),Терское казачье войско,«Терский пляс»(община «Гранат») ,общество Рарог в Георгиевске и т.п.II. Проект(уже собственно наш,в г.Геленджи-ке).СЛАВЯНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР далее СКЦ),на основе Музея русской рунической культуры(ММРК)и общества Восхождение.В окрестностях Геленджика частными усилиями создан уникальный культурный,туристический,образовательный и оздоровительный комплекс СКЦ,созданный при Южнороссийской академии наук.Работа идёт при активном участии писателя А.И.Асова,создателя дома-музея(МPРК)и его друзей(общества Феде-рации Универсальной йоги Е.Лугова,«Академии Народной медицины» Светланы Нестеро-вой,«Открытой Славянской Академии» Г.Ефимова и т.п.).В настоящее время музей раб-отает в режиме консервации и сохранения уникальных рунических архивов,ведет широ-кую издательскую и научную деятельность,проводит выставки на частной территории дома-музея Александра Асова.Предполагается(при наличии средств)расширение деяте-льности,путем создания интерактивных выставок,создания студий для производства культурного и образовательного контента.Очевидно,необходимо объединение в одной географической точке выразительных интерактивных объектов,связанных с историей древних цивилизаций и религий,славянской цивилизации и особенно казачества на Северном Кавказе."(ст."Русколань"(древняя история казачества и русов на Северном Кавказе).Перезапуск туристического и образовательного проекта",А.Асов,2023)
  "Последние недели года - это всегда забег в режиме «успеть все». Частично это продиктовано подсознательным желанием завершить все, что должно быть завершено к концу года, частично планетарными циклами  и приближением зимнего солнцестояния, что зафиналит очередной солнечный круг.Но в этом году ситуация усугубляется еще и кармическими пластами, которые необходимо вычистить и закрыть для перехода на новый уровень,который ждёт нашу планету весной 2024 г.И это добавляет нервозности и суеты и без того непростым предновогодним неделям.Наши предки всегда жили по солнцу и согласно его естественным циклам,а потому дни зимнего и летнего солнце-стояния,а также осеннего и весеннего равноденствия всегда считались основными вехами в Коло года,задающим тенденцию на месяцы вперед.Зимнее Солнцестояние или Зимний Солнцеворот- самое таинственное и важное событие на славянском колесе года,а время перед ним- самое темное и страшное,связанное с огромным количеством мифов и суеверий.Что вполне понятно: ведь солнца в эти дни практически нет,свет-овой день короток,а ночь (и соответственно,связанные с ней силы тьмы),наоборот, может проявить себя во всей красе.Зимнее солнцестояние,что приходится на 21-22 декабря,по древним традициям наших предков символизирует рождение нового солнца, то есть знаменует начало нового цикла,которое праздновали сначала от дня Зимнего Солнцестояния,а чуть позднее 25-го декабря.Это связано с тем, что дней, когда Солнце находится в своей самой низкой точке и готовится к своему возрождению, боялись по-настоящему: считалось,что победа света над тьмой еще зыбка и неокон-чательна, а поэтому "помогать" его рождению в день Зимнего Солнцестояния могли только жрецы.Обычные же люди приветствовали новое Солнце от дня, когда оно уже проявляло свою силу, а именно начиная с 25 декабря,когда день увеличивается ровно на 1 минуту.В древнеславянском православии(не путать с христианским)- Рождество спасителя,бога Коляды (он же Крышень,он же Бус Белояр в других воплощениях),т.е. сына бога Вышня(Дажьбога)и Богородицы Злата Майи(Майи Златогорки).Христианство же приподнесло нам эту историю на новый манер,заменив Коляду на иудейского Иисуса Христа,который,напомню,был неким собирательным образом,сочетая в себе черты Буса Белояра,Богумира,Коляды и Крышня.Но про Коляду и праздник Рождества мы поговорим подробнее во второй части моей статьи.А сегодня я хотела бы сделать акцент на так называемой «рождественской седьмице»,т.е.неделе до Рождества Коляды.Чем она прим-ечательна и что для нас несет?Декабрь всегда считался месяцем темным и угрюмым, месяцем,когда победа тьмы физически ощутима,а надежды на возрождение и победу света призрачны и эфимерны.Все страхи,тревоги,непроработанные травмы прошлого выходят на поверхность,усугубляя и без того неуютную атмосферу вечных сумерек.
Изначальная тьма противостоит проявляющейся силе света,прошлое спорит с будущим, а мертвое претендует на место живого.Именно в этот период правил балом Карачун, существо из нижнего мира нави,дух самого темного и короткого дня,леденящей мглы и неизбежности смерти.Карачун означал точку невозврата и гибель прежнего хода вещ-ей.Карачун- второе имя Чернобога,темный лик семиликого Велеса.Наши предки описы-вали его как седого старика в белом одеянии,непременно окруженного своей верной свитой- душами замерзших насмерть людей.Это со временем его лик добрел и сейчас мы знаем его под именем всеми любимого символа Нового года Деда Мороза.Имя Карачуна(кстати,допус-тимо написание как через «а»,так и через «о»)было синонимом внезапности и неизб-ежности.Если богиня смерти Марена карала справедливо и «в срок»,то Карачуну прип-исывались смерти внезапные,непредвиденные,преждевременные,а потому такие пугающие и выбивающие почву под ногами.Однако времени ему было отведено совсем немного-его власть распространялась лишь на период с 19 по 25 декабря(или ранее 15-21 декаб-ря).Пришел Карачун- не спрятаться,не отодвинуть,не избежать.Наши предки верили, что именно это божество мира Нави крадет дневной свет,укорачивая день:Коротит дни Карачун,дней не видать,только вечер и ночь.Это зыбкое время перехода от старого года к новому,от гибели старого солнца и появления на свет Спаса(нового бога солнца).Дословно Карачун означало «сокращающий жизнь».Отсюда и все последующие смыслы.Поэтому считалось, что первые три дня от Солнцеворота и два дня перед ним было временем непростым,полным испытаний и разных сложностей.С этого момента наступала чародейная пора,когда "врата меж Явью и Навью распахивались, разрывался покров маяты сего мира и можно было за ним увидеть проблески истинной природы Мироздания,сущей за пределами плоти и за пределами всех форм и имен".Эта неделя и есть та самая Рождественская седьмица(Колядина седьмица)- период самой строгой аскезы(поста),отречения от страстей и отработки кармических уроков.Вести себя в этот период старались максимально осторожно,поскольку верили,что это время таит в себе много опасностей и ловушек- дороги путаются,вещи теряются,случаются неожид-анные ссоры и размолвки,а у людей обостряются болезни и происходят непредвиденные сложности.В Рождественский же сочельник,в последний день месяца Овсеня),21 декаб-ря,всем приписывалось не вкушать пищи вплоть до появления первой звезды(привет, христиане!),что знаменовала рождение нового солнца,нового бога и нового Кола.
Поэтому тот факт, что сейчас Новый год мы празднуем в совершенно притянутый за уши день, который не подкреплен планетарными процессами, есть ни что иное, как попытка перепрописать нашу генную память, переключив нас с солнечного источника, на лунный,со световых энергопотоков на искусственные.А это ни что иное как дивер-сия против истинной веры наших предков,которая была построена не на бессмысленном религиозном идолопоклонстве,а на законах природы и ее естественных циклах.Поэтому в день зимнего солнцеворота праздновалось Рождество нового солнца,когда оно еще маленькое и беззащитное,в люлечке,и еще не готово служить этому миру в полную силу.А Новый год праздновался позже,в день весеннего равноденствия,когда солнышко уже набралось силы,окрепло и окончательно готово одержать победу над зимой(тьм-ой).А сейчас у нас все наоборот: мы сначала отмечаем Новый год, а затем празднуем Рождество спасителя(то есть солнца).Неудивительно,что и в умах у нас брожение,и в жизни кавардак.Итак,Рождественский сочельник- 21 декабря,Рождество(рождение солн-ца,начало нового Кола)- в ночь с 21 на 22 декабря.Карачун(рождественская седьми-ца)- с 15 по 21 декабря.А две недели до Карачуна считались «временем тишины,ког-да полагалось подводить итоге года,делать работу над ошибками,прощать обиды,возв-ращать долги,убирать дом и благодарить старый год за все радости и за горькиеуро-ки.Этим я и советую вам заняться,начиная с сегодняшнего дня: по возможности,обя-зательно завершите все начатые дела,доделайте то,что обещали,даже то,что делать не хочется и что все время откладывается «на потом».Как правило,эта те самые «ка-рмические кандалы»,что не пускают вас на новый уровень.Знаю по себе: если на что-то нет никакого ресурса- значит,это именно то,что нужно сделать в первую очередь.
Как я упомянула в начале статьи,наступающий 2024 г.будет финальным аккордом в подготовке нашей планеты к квантовому переходу,а значит наша задача максимально облегчить себе путь,избавившись от всего старого и ненужного и скинув кармический балласт,что мы тянули годами,а то и жизнями.Проведите ревизию своего внутреннего пространства: что тянет вас вниз,тяготит,заставляет скатываться в иллюзорные мат-ричные программы- именно туда направьте свое внимание.Помним,что то,что нас стра-шит больше всего,хранит для нас бесценный энергетический ресурс,который очень нам понадобятся уже в скором будущем.Поэтому доделывайте все «хвосты» и непременно верьте в победу света над тьмой.Перефразирую небезизвестную фразу:«Весна ужеблиз-ко!»Каждый твой лайк продвигает эту публикацию и дает шанс бОльшему количеству людей узнать полезную информацию,открывающую глаза на нашу действительность."   
(ст."Зимнее солнцестояние: так ли страшен Карачун как его малюют?",Лея из созвездия Плеяд,2023)
  "21 марта,в день весеннего равноденствия,мы будем встречать астрономическое;начало;весны 2023 г.Чем примечателен этот праздник в нашей славянской,почти поза-бытой традиции? И как его провести сейчас? Читайте далее.Наши предки славяне жили в неразрывной связке с природой, ощущая себя ее частью. Все эти представления о жестоких неразумных варварах такой же миф как и родство Рюриковичей со шведами. Наши праотцы были представителями величайшей ведической цивилизации,давшей начало многим известным нам сейчас культурам.Жизнь раньше подчинялась исключительно сол-нечному круговороту— все праздники и важные события были связаны с солнцем.А пот-ому и Новый год(правильнее сказать новолетие)отмечали не 1 января,как сейчас,а в день весеннего равноденствия,когда день был равен ночи,и люди праздновали победу света над тьмой,приветствуя приход весны и связанное с ней долгожданное пробуж-дение природы!Именно в этот момент, по преданиям, Бог солнца — дитя Хорс, превращался в сильного юношу Ярилу и вступал в свою максимальную силу. Дни становилось длиннее, солнечного света больше, начинались подготовки к посевной и строилось планы на новый урожай.Но в 1700 году Пётр I подписал указ об упраздне-нии действующего календаря и переходе на западно-европейский, тем самым совершив самую большую диверсию в истории Руси. В Петровские времена при дворе почти не говорили на русском (Пётр считал русский языком неразумной челяди), изъясняясь, в основном, на немецком и голландском. Слово Год (God) на обоих языках означало Бог. Т.е. своим указом Пётр заставил нас поздравлять 1 января друг друга с Новым Богом, а не с Новолетием как было раньше!Смотрите: Мы до сих пор спрашиваем друг друга — "Сколько тебе лет?", а не "Сколько тебе годов?" И желаем здравия, говоря «многая лета!»Древние своды (записи) о прошедших событиях назывались летописями, а не годописями.Летоисчисление а не годоисчесление,и т.д.Весна,осень,зима- все эти сезоны придумали после резкого изменения климата,раньше на планете всегда был тёплый климат круглый год,а потому каждый оборот Земли вокруг солнца называли летом(без привязки к конкретному сезону,как сейчас).Символом равноденствия явля-ется крест,так как в этот момент Солнце находится на пересечении креста равноден-ствия— пересечении эклиптики и небесного экватора.Осенью крест становится симво-лом солнечного снисхождения,а весной Солнце должно пройти через крест,чтобы "вос-креснуть" вновь.Именно поэтому крест- сакральный символ славян,отражающий естест-венные планетарные циклы,связанные с солнцем.Только выглядел он немного иначе: в большинстве случаев,равносторонний крест был заключён в круг- символ Неба,беско-нечного движения,повторения цикла,символ самой жизни.Крест- символ нашей Земли, отражающий основные контрольные точки ее движения вокруг солнца(весеннее равно-денствие,летнее солнцестояние,осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние).Круг и крест вместе показывают пульсацию цикла жизни-смерти вместе,это символ нашей планеты.Другой славянский символ- Коловрат или Солнцеворот также отражает глубо-кое почитание нашими предками солнечных циклов. К сожалению, многие люди ошибочно принимают этот сакральный символ на свастику.Да,фишисты действительно позаимст-вовали символ у древних славян, ведь Гитлер очень увлекался ведической культурой и тайными знаниями,но смысл,заложенный в этом уникальном знаке,был напрочь иско-веркан.После Крещения Руси этот символ был запрещён,равно как и другие ведические атрибуты веры.А,между тем,Коловрат олицетворяет собой не что иное,как Солнце,без которого невозможна сама жизнь на Земле.В настоящее время астрологи смогли полно-стью объяснить значение Коловрата.Надо посмотреть на звёздной карте расположение созвездий Большой и Малой медведицы во время зимнего и летнего солнцестояния,а также во время весеннего и осеннего равноденствия и провести между ними вообра-жаемую линию- смотрите фото.Правда,здорово?! Так что наши предки были очень образованы, отлично разбирались в астрономии и астрологии (звездочтении), и никак не были "варварами". А вот христианская церковь не только лихо "позаимствовала" у "язычников"(наших с вами предков)крест(священный знак Солнца,сакральный символ жизнеутверждения,огня,радости),но и превратило его при этом в символ муки и стра-даний,горя и смерти(распятие),т.е.вложили в него абсолютно противоположный смысл. Есть о чем задуматься,не правда ли?А теперь подумайте,кому удобно было переписать нашу историю,выдавая наших предков за неграмотных и диких «язычников»? По чьей инициативе мы забыли свои корни и уверовали в чужих идолов?Кто мы в итоге: потом-ки великой расы творцов или «рабы божьи»?Подумайте на досуге.Также в день весеннего равноденствия праздновалась и небезызвестная масленица, что совершенно логично: зима заканчивалась, солнце поворачивалось на весну, самое время для пышных гуляний и вкусных калорийных угощений! Ведь впереди тяжелые физические работы в поле,да и организм,ослабленный после зимы,просит топлива пожирнее и погуще.Этот праздник не имеет никакого отношения к христианской религии,и являет-ся своего рода астрономическим Новым годом.Это уже позже, с приходом христианства на Русь, праздник масленицы был сдвинут (хотя мечтали его и вовсе упразднить, но не вышло, истинные коренные верования оч сложно выбить из народа) на более ранний срок,чтобы привязать его к последующему великому посту.Что было явным нарушением естественных циклов.Ведь масленица,повторюсь,олицетворяет приход весны,а в февр-але еще не то что весной не пахнет,но и сугробы величиной с человека лежат.Да и следующий сразу после пост- ощутимый удар по организму,который к концу зимы и так в сильной нехватке витаминов и питательных веществ.Кстати, изначальное название масленицы Комоедица! Комом древние славяне называли Медвежьего бога. И в день весеннего равноденствия его принято было всячески задабривать и почитать. Отсюда и выражение «первый блин комом», которое изначально звучало как «первый блин комам», т.е. медведям. Ну, а сами блины, конечно, носили символическое значение, по форме и цвету напоминая Солнце.Как отпраздновать весеннее равноденствие сего-дня?Если есть возможность,отправляйтесь за город,на природу,пригласите дорогих своему сердце людей- родных,друзей.Приготовьте угощения: блины,мед,орехи и все, что вы очень любите.Естественно исключить надо алкоголь! Если нет возможности выехать на природу- отпразднует дома в тесном семейном кругу! Тут главное не мес-то,а состояние! Радуйтесь,приветствуйте начало нового цикла,приход весны,зарож-дение жизни!В этом году равноденствие наступит 21 марта в 00:25 по Москве,но это не значит что праздновать нужно ночью(как мы сейчас встречаем Новый год 1января) .Помните,наши предки поклонялись солнцу,не тьме,а потому все праздничные гуляния происходили при дневном свете.Утром 21 марта желательно встать до восхода солнца (6:30 по Москве),чтобы была возможность поприветствовать его появление на небос-воде,став лицом четко на восток.Это позволит впитать сильнейшие энергии этого дня!Вечером же желательно развести костер(если вы загородом),растопить камин или просто зажечь свечи и вспомнить тех дорогих вашему сердцу людей,которые уже поки-нули этот мир.Также благоприятно окуривать дом благовониями,сажать семена,медити-ровать,составлять планы на будущее,зачинать детей и просто мечтать,ведь этот день несёт мощные энергии материализации!Верьте в чудо,будьте чисты сердцем,проявляй-те уважение к своему прошлому и к своим корням,пробуждайте разум(не путать с эго-истичным умом),будьте любопытными,умейте праздновать эту жизнь,и она обязательно ответит вам взаимностью! Что внутри- то и снаружи."  (ст."Весеннее равноденствие в славянской традиции",Лея из созвездия Плеяд,2023)
  "Непревзойденные мореходы уходившие на промысел за тысячи километров от дома на срок от нескольких месяцев до 1,5 лет.Рыболовы,солевары,ловцы жемчуга,охотники на морских зверей,косторезы…Здесь сложился целый культ моря,удивительным образом сохранились многие дохристианские обычаи,женщина традиционно считалась равноправ-ной с мужчиной,люди жили в достатке и строили двухэтажные избы-терема.Помором яв-лялся наш знаменитейший ученый М.В.Ломоносов.Культура подавляющего большинства народов России складывалась под воздействием таких ландшафтов как леса, поля, степи и,пожалуй,не будет преувеличением сказать,что мы главным образом являем собой мир «тверди» и «суши»— бесконечных и разнообразных просторов Евразии.Однако ,есть и в России народы,которые с полным на то основание можно назвать народами «моря».Один из ярких примеров— люди,известные под именем поморов,оставившие неиз-гладимый след в этнографической картине России.Они сумели не только приспособить-ся к суровым условиям Севера,но и создать поистине уникальную культуру,отражаю-щую их удивительную связь со стихией воды.Их традиции и ценности, родившиеся на стыке гармоничного взаимодействия с природой и необходимостью выживания,закален-ные северными ветрами, морозами и сплетенные с солеными брызгами Баренцева и Белого морей, задали культурный облик целому региону — от характера до говора и кулинарных блюд.Происхождение поморов.Поморы — это особая этнографическая группа, населяющая северо-западное побережье России, в основном, бассейн Белого моря, проживающая в частности в Архангельской области и на Кольском полуострове. С точки зрения этногенеза их обычно относят к русским и именно славянский компонент у них преобладает (что отражает исторический факт, согласно которому костяк поморов— переселенцы из Новгорода,искавшие большей свободы),однако,при этом среди их предков отмечают также определенный процент финно-угорских и норманнских нар-одов.Само происхождение слова «помор» также вызывает споры. Так, согласно одной из версий — это русское слово, которое следует трактовать как «по морю (живущий)» — то есть житель морского берега. По другой версии слово «помор» произошло от финно-угорского «пуома», что означает «морские люди». В XVI–XVII веках их также называли «поморцами» и «первыми людьми моря».Предки поморов пришли на берега Сев-ерного Ледовитого океана много веков назад— согласно официальной картине истории считается,что их общность сложилась на заре средневековья.Колонизируя северные территории,они распространялись по побережью,создавая портовые поселения,монас-тыри и села.Эти поселения служили важными точками в торговых маршрутах «из варяг в греки», а позднее — навигационными базами для путешествий к берегам Шпицбергена и Новой Земли.Так,поморы,ограниченные с одной стороны огромным океанским простр-анством,а с другой— бескрайними северными лесами,выработали особенный образ жизни .Живя в тесном взаимодействии с суровой северной природой,они стали выдающимися рыбаками,мореходами,охотниками и мастерами морского промысла.Главные промыслы.Все занятия поморов,так или иначе,были связаны с морем.Основными промыслами считали-сь: солеварение,рыболовство,ловля жемчуга,зверобойный промысел,судостроение и резьба по кости.Земледелием и скотоводством занимались в меньшей степени— только в тех районах,где позволяла почва и климат.Поморские солепромышленники были глав-ными внутренними поставщиками соли на протяжении семи веков,начиная с XIIстолетия .Соль получали из морской воды путем ее вываривания в «цренах»— четырехугольных ящиках из листового железа и «солгах»— больших котлах.Такая соль называлась «мор-янкой» или «поморкой».Несмотря на серый цвет и горьковатый вкус,она была дешевле белой и чистой «ключевой» соли,добываемой из подземного источника,и поэтому поль-зовалась большим спросом.Весной и осенью поморы ловили семгу,сельдь,навагу и тре-ску,беря для каждого вида промысла определенные орудия.К примеру,для ловли трески использовали ярус— морскую рыболовную сеть длиной до 10,6 км.Ярусом также добыва-ли палтуса,камбалу,зубатку,сайду и пикшу.Ежегодно в промысле участвовало от 500 до 1000 судов,а сама организация промысла называлась «покрутом».Поморские крест-ьяне— владельцы промыслов платили государству налог(десятину).Рыбу вывозили в Архангельск и Вологодскую губернию,продавали скупщикам из Мезени,Москвы,Санкт-Петербурга и других мест.Ловлей жемчуга поморы занимались с конца мая до начала сентября.Лучшими местами для его добычи считались песчаные плесы между речными порогами и устья небольших быстрых речушек,впадающих в Белое море.Для того чтобы увидеть через толщу воды ракушку,использовали полую берестяную трубочку— «водог-ляд»,а для ее захвата— раздвоенный на конце шест «рошшэп».Речным жемчугом украш-али церковную утварь,одежду и головные уборы.Из него делали ожерелья и серьги. Поморский жемчуг продавался за границу,шел на декор патриарших риз и царских оде-яний.С начала февраля и до конца марта на побережье Белого моря добывали гренландских тюленей и моржей. Для этого промысловики объединялись в артели по 5–7 человек. Артель вела звериный лов неводами, гарпунами или острогами, а также ружьями и рогатинами. В июле и августе охотились на белух.Вот описание выхода на зверобойный промысел М.В.Ломоносова:«…море так замерзает,что по нему можно ходить и на нартах ездить можно.В Поморье называется оное ночемержа,затем что в марте месяце ночными морозами в тихую погоду Белое море на несколько верст гибким льдом покрывается,так что по нему за тюленями ходят и лодки торосовые за собой волочат, и хотя он под людьми гнется,однако не скоро прорывается,около полудни от солнца пропадает и от ветру в чепуху разбивается».Для плавания по северным морям поморы использовали легкие маневренные парусные суда— кочи.Кроме того,они строили множе-ство других судов: шняки и кочмары,буяны и соймы,лодьи и раньшины.С середины XIX века зажиточные поморские промышленники и купцы перешли на иностранные клиперы, шлюпы и шхуны,которые приспосабливали к местным погодным условиям.Менее состояте-льные поморы продолжали использовать карбасы и лодки-долбленки.Некоторые «люди моря»,в частности жители Холмогор,Архангельска,Великого Устюга и Сольвычегодска были искусными косторезами.Из бивня моржа и привозимой купцами слоновой кости они мастерили изящные резные изделия: гребни,шкатулки,браслеты,табакерки,кубки,пред-меты мебели,которые покупали столичные цари и европейская знать.За четыре столе-тия искусство холмогорской костяной резьбы достигло небывалых высот.Язык, религия и верования поморов.Все культура поморов— включая также язык,религию и традиции, формировалась под влиянием приморского жизненного уклада и удаленности от центров классической русской культуры.Поморы говорили на своеобразном северном диалекте русского языка,включавшем в себя заимствования из финно-угорских,скандинавских и даже нидерландских языков вследствие активного морского торгового обмена.Он полу-чил название «поморской говори».Для него характерно особое ударение,которое в основном приходится на первый слог и оканье,оставшееся у поморов неизменным по сей день.Сегодня поморский диалект продолжает сохранять многие древнерусские сло-ва и формы,уже не встречающиеся в современном русском языке.Главенствующей рели-гией среди поморов,как и у большинства жителей России,было православие.Однако их религиозным практикам были присущи уникальные особенности,что было отчасти обусл-овлено изоляцией их общин от остального мира,особенно в долгие зимние месяцы.Они поддерживали старые обряды и традиции,в том числе строгое соблюдение постов и праздников.Наряду с общепринятыми церковными праздниками,такими как Пасха,Троица ,Петров и Ильин день,в Поморье отмечались праздники поморского промыслового кале-ндаря,в частности,Никола вешний и Никола зимний.Образ святого Николая был особо любим и почитаем северянами.На Николу зимнего устраивали братчины,ходили по дере-вне с песнями,а с наступлением темноты сходились в выбранную избу на вечерину.С этого дня холостые парни и незамужние девушки начинали выбирать себе женихов и невест.Религия поморов также в значительной мере сохраняла следы дохристианских верований.Их мифология и фольклор богаты рассказами о духах,домовых,русалках и других мифических существах.Поморы верили в водяного или «морскую ведьму»,обита-ющую в водных глубинах,и в «лешачиху»(хранительницу леса)— лесную ведьму,обере-гом от которой служила рябиновая ветвь.Важную роль играли обряды,связанные с морем,ловлей рыбы,охотой и сельским хозяйством.Например,в поморском промысловом календаре имели место праздники спуска судна на воду— водоноска и ледоноска,при-ходившиеся на начало и конец половодья.Также существовали обряды провожания реки во время ледохода,поклонение родникам и изготовление благодарственных крестов. Последние обычно ставили за добытый жемчуг,после удачного возвращения с промысла или перенесенной болезни.Отправлявшимся на тоню рыбакам жены давали морской песок ,чтобы тех не «забрало море».Для богатого улова брали с собой на промысел клык морского льва.В целом поморы всегда с особым уважением относились к воде,которую почитали как священную стихию.Существовал целый ряд запретов на действия,которые могли бы ее осквернить— так,в воду никогда не бросали мусор.Пили только из родни-ка,а из колодца брали воду на стирку.По тому,как сильно бил родник,пришедшие на источник узнавали о своем здоровье и здоровье своих близких.Даже еда у «людей моря» имела отношение к обрядовой стороне жизни.К примеру,они любили пирог «тещ-ник»,который выпекала теща рыбака и давала ему с собой в дорогу.В день проводов на стол ставили солонку и хлеб,и не убирали их до следующего дня.Жизненный уклад.
Сам жизненный уклад поморов также имел целый ряд характерных особенностей отлич-авших его от традиционного уклада,скажем,крестьянской семьи из центральной Рос-сии.Главные его черты— равноправие,самостоятельность всех членов семьи,взаимоува-жение и взаимозаменяемость.Пожалуй,нигде роль женщины не была так велика,как зде-сь— на Русском Севере.И это опять же обусловлено суровыми условиями и особеннос-тями промысловой деятельности: мужья и старшие сыновья уходили на промысел приме-рно с мая по сентябрь,а порой— если приходилось остаться на зимовку— и вовсе отс-утствовали по 1,5 года.Вернувшись домой они также занимались в первую очередь промысловыми вопросами и подготовкой судов к новому походу.Соответственно,в их отсутствие,женщина(«большуха»)становилась полноправной главой семьи— причем на ней лежали не только хозяйственные вопросы— вспахать и засеять землю,заготовить сено для домашних животных,собрать на зиму ягоды,заготовить соленья,лучины,дрова ,лекарственные травы и проч.,но и финансовые с полным правом принимать необходи-мые решения о покупке,продаже,заказе и оплате чего бы то ни было.В отсутствие му-жа именно к ней— как к человеку отвечающему за всю семью— должны были обращаться в случае необходимости чиновники,купцы,старосты и священники.Отсюда и обязатель-ная грамотность,которой с детства обучали не только мальчиков,но и девочек.«Трад-иционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий.Главные ее отличительные особенности от традиционной рус-ской семьи заключались в полном равноправии между поморскими мужчинами и женщи-нами,отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством,что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыс-лы,оставляя домашнее хозяйство на своих жен.Поморские „жонки“,подолгу заменявшие хозяев,называлась „большухами“,и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей.Именно эти уверенные в себе,умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.»Соответственно, хотя поморская семья и была скорее патриархальной,но обязанности в ней разделя-лись примерно поровну— и если муж был главным на море и на промысле,то жена— на суше и в доме.При этом показательно,то,что оба они могли при необходимости заме-нить друг друга.Так,поморские мужчины умели печь пироги,шить себе сапоги и вязать одежду(делалось это 1-й спицей «грянкой»— ныне промысел утрачен),а поморские жен-щины умели самостоятельно управляться с лодками и парусами,вести торговые дела и в одиночку ходить в море за рыбой и зверем.«Помор на море хозяин,ему не перечь,а поморка во дому в детях на равных,а иной раз она над верх берет,больше эти дела знает,слова каждого,мужа и жены,— слово хозяйское.Она в дому большуха,так у нас хозяйка зовется.»Все это способствовало укреплению авторитета женщины в семье— подрастающие сыновья смотрели на нее с уважением,а дочери с рождения были исполн-ены чувства собственного достоинства,понимая,что и они в будущем займут важные роли в своих семьях.И это взаимоуважение проявляется даже в словах и сокращениях имен— так,у поморов никогда не использовалось слово «баба»,считавшееся уничижите-льным— вместо этого говорили «жонка»,а главную женщину в семье и вовсе именовали «большуха».Аналогичным образом по отношению к дочерям не использовались уменьши-тельные сокращения с уничижительными оттенками:«Поморская семья— своеобразный мир,отличала его взаимная уважительность всех ее членов.Раньше Дашек да Палашек здесь не встретишь,малыши Дарьюшки да Полюшки,девушки Дашеньки да Пелагеюшки,а вышли замуж— уже и по батюшке величают.»Интересно и то, что в среде поморов существовало негласное правило «Гораздных девок „в господу“ (в монастырь — ред.) не пихать» (Устьянский правильник). То есть здоровых, крепких и красивых девушек не рекомендовалось отдавать в монастыри — они нужны были для жизни в миру — как для тяжелого труда, так и для продолжения рода. Соответственно, отдавали туда кривых, хромых и слабых. Считается, что именно отсюда пошло выражение «Возьми, Боже, что нам не гоже».Поморская кухня.Основу рациона питания поморов составляла рыба. В будние дни варили простую уху, «пареную» в воде или собственном соку рыбу, а также похлебку из сушеной рыбы, измельченной до кашеобразного состояния. По праздникам готовили «жареху», запекая ценную рыбу в латках и печень трески в молоке.Хлеб и мучные изделия пекли главным образом из ржаной муки с примесью овсяной,гречневой и ячменной.Рыбакам на ближний промысел делали пресные лепешки или згибни— небольшие продолговатые хлебцы из кислого дрожжевого теста,которые можно было есть,не разрезая.Еще из выпечных изделий на Русском Севере были широко распространены шаньги и калитки.Первые выпекали из любой муки или крупы,с начин-кой и без нее.В зависимости от этого шанежки назывались картовницами,овсяницами, гречишнами,репницами,тяпухами(сковородниками)и др.Калитки или сочни преимущест-венно готовили из тонко раскатанного пресного ячменного теста с начинкой из твор-ога,пшена,ягод.Культовыми блюдами поморской кухни являлись пироги— курник(с кури-цей и крупой),рыбник(с различными видами рыбы),а также щи и студень,их подавали как на праздничный стол,так и в обыденной жизни.Рыбники и кулебяки непременно присутствовали на свадебных пиршествах,крестинах и роднинах,а в земледельческих районах Поморья их пекли к началу косьбы или жатвы.В качестве напитков повсемес-тно употребляли квас,а к праздникам варили пиво из сахара и муки с хмелем либо на дрожжах и пареном хмеле.Со второй половины XIX в.среди поморов,«ходивших» в нор-вежские земли или места,соседствующие с торговыми центрами,получили распростра-нение кофе и чай.Поморский фольклор.Будучи переселенцами,жители Поморья сохранили в своем фольклоре элементы древне-русского самосознания и культуры в виде устных преданий-легенд,сказок и былин.В их основе часто заложены именно морские сюжеты. Также поморы сложили много пословиц и поговорок о море и нелегком рыбацком труде, например:Кто на море не бывал,тот и горя не видал,а кто побудет— вовек не забуд-ет.Море кипит— рыбу сулит.И радость,и горе помору— все от моря.Поморская песенная культура выделялась некрикливым октавным пением со спокойным извлечением звуков, сдержанностью в проявлении эмоций и уникальным цепным дыханием. На Архангельском Севере был очень любим жанр коротеньких песенок, припевок и частушек. Припевки в некоторой степени имели ритуальный смысл и формировались одновременно с народными праздниками и обрядами.Национальный костюм.Традиционная одежда поморов отличалась простотой и практичностью по ткани и покрою,и,в то же время имела свой уникальный стиль.У женщин это шитый из льняного или шерстяного материала сарафан и рубаха, состоявшая из двух частей: верхней— рукава и нижней— стана или станины.С рубахой было связано немало поверий.К примеру,нельзя было ее продавать,чтобы не потерять счастье,также считалось,что свадебная рубаха обладает целебной силой.Праздничные сарафаны шили из дорогой тафты или атласа,низ рубахи делали из полотна,а рукава — из тонкой кисеи с золотым рисунком.Девичьим головным убором служила повязка,охва-тывающая голову вокруг и оставляющая верх открытым.Замужние женщины носили сороку с огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.Пояс был обязательным атрибутом как женского,так и мужского костюма.Причем женщины могли подпоясываться дважды— поверх рубахи,и поверх сарафана.Еще один пояс полагался на верхнюю одежду.Мужской костюм состоял из подштанников,портов(штанов)и рубахи.В зависимости от сезона порты шили из холста,пестряди,домотканой или покупной шерсти и сукна.Летом голову венчала повседневная шапка— типаха,сшитая из сукна или нерпичьей шкуры,традици-онным зимним мужским головным убором поморов была оплеуха— длинноухая меховая шапка.Известные представители.Благодаря своей промысловой деятельности,особенно-стям быта и культуры поморы сыграли заметную роль в культурном и экономическом развитии России.Среди них немало путешественников,исследователей,землепроходцев, писателей и представителей других областей науки и искусства.Вот некоторые из известных имен:Мих.Вас.Ломоносов— выдающийся ученый,физик,химик,математик,географ ,металлург,астроном,академик;Степан Григорьевич Писахов— этнограф,писатель,сказо-чник и художник;Василий Данилович Поярков— путешественник и землепроходец XVII века;Николай Мих.Сибирцев— геолог и почвовед,сыгравший значимую роль в становле-нии географии почв и почвоведении;Борис Виктор.Шергин— фольклорист,художник и публицист,писавший о жизни поморов;Николай Герасимович Кузнецов— адмирал флота Советского Союза и военно-морской деятель;Мария Дмитриевна Кривополенова— мезен-ская сказительница и песенница;Федор Александрович Абрамов— литературовед,писат-ель,критик и публицист;Федот Иванович Шубин— скульптор и академик XVIII века;
Иоанн Кронштадтский— православный протоиерей,член Святейшего Синода Русской Пра-вославной Церкви.Из современных знаменитостей с поморскими корнями можно назвать певца и актера Сергея Лазарева,писательницу и журналистку Анну Бондарь,актрису и театрального режиссера Марию Шукшину.Сегодня даже короткий морской переход на веслах и/или под парусом из Архангельска,скажем,на Соловки воспринимается нами как некое довольно непростое приключение,а всего 100 лет назад поморы уходили за рыбой и зверем на тысячи километров от родных сел— вплоть до Шпицбергена и остро-вов Карского моря,отсутствуя по несколько месяцев или даже лет.И этот героический труд,где любая ошибка может стоить жизни,воспринимался как само собой разумеющий-ся."(ст."Поморы - кто они? Удивительные факты о жизни и традициях самого морского народа России",Журнал Снегирь,2023)
  "Из всех нищих сообществ калики, пожалуй, самое известное. Он них мы узнаем с детства, из былин об Илье Муромце. Именно калики-перехожие смогли пробудить Илью Муромца и наставить его на путь подвигов. Существует две версии происхождения названия «калики». Первая - от названия подвязных сандалий «калиг», в которых паломники отправлялись в Святую Землю. Вторая версия - от слова «калека», так как среди русского нищенства существовали целые общины, которые привлекали в свои ряды и даже выкупали у крестьян детей-инвалидов, которые для крестьянского труда были непригодны, но были полезны для привлечения милостыни и податей.Калики-пере-хожие, паломники, вернувшиеся со Святой Земли, пользовались в русском обществе законным уважением. Многие из них уже не возвращались к оседлому образу жизни и жили одной милостыней. Их пускали во все дворы, щедро одаривали.Считалось,что молитва калики обладает особой силой.Калики-перехожие также выступали распростра-нителями нравственных и духовных установок,они слагали и читали духовные стихи. Поскольку калики не придерживались оседлого образа жизни,то они часто были единс-твенным источником новостей."(Кириллица,2023)
  "В последние годы учёные начали новый этап изучения истории коренных жителей Америки.Особый интерес вызывает доинкский период.С каждым годом всё больше истор-иков,которые соглашаются с мифами индейцев,где утверждается,что они не строили города,а лишь восстанавливали и обживали уже построенные до них.И это удивляет. Дело в том,что судя по всему,доинкская цивилизация обладала обширными для того времени знаниями в области астрономии.Так,обнаруженные в Перу руины Эль-Параисо на 3000 лет старше первых упоминаний об инках,но при этом ориентированы на косми-ческие тела.Что ещё интереснее– фрагменты серьёзно пострадавших барельефов.На них можно видеть небесные светила и планеты.В комплексе найдены объекты,построенные в соответствии с календарными событиями– равноденствием,затмениями,зимним и летним солнцестояниями.Всё это позволяет сделать вывод,что доинкский период в истории коренного населения Америки был не менее интересным.Более того,знания,которыми обладали предшественники майя,инков и ацтеков,вполне вероятно,перекочевали в кул-ьтуры индейцев и легли в основу образования их цивилизации.У данной версии есть материальное доказательство.Индейцы обладали культом животных.И он полностью сов-падает с тем,который был обнаружен в Эль-Параисо.Это означает,что андская космо-логия и мифы Центральной и Южной Америк появились за тысячи лет до появления майя ,инков и ацтеков.Так что,история культуры индейцев гораздо древнее,чем считалось ранее.Её истоки берут начало в 4-5-м тысячелетии до нашей эры.Кстати, историки и археологи в Эль-Параисо столкнулись с отлично обработанными твёрдыми материалами – мрамором,гранитом,диоритом.Естественно,речи о сложном оборудовании быть не мож-ет,но и примитивными скребками такое не обрабатывается.Получается,что уже в те далёкие времена применялись какие-то методики,которые неведомы современным масте-рам.Тот же диорит пытались обрабатывать десятки раз вручную– получалось,мягко говоря,скромно.И речь идёт не о маленьком камешке,а о гигантских блоках.Помимо этого исследователи столкнулись с перестройкой некоторых объектов в Эль-Параисо. Это говорит о том,что изначально строители ошиблись с месторасположением соору-жений относительно лунных и солнечных выравниваний.Основываясь на этом,современ-ные учёные утверждают,что предшествовавшие индейцам цивилизации Америки,обладали не только астрономическими знаниями,но и математическими,а также достигали выдаю-щихся результатов в строительстве.Изображения на стенах комплекса хоть и разруше-ны,но среди них можно разобрать космологические мотивы,животных и созвездия.Всё это указывает на то,что процессом строительства руководили весьма образованные люди.Возможно,речь идёт о жрецах-астрономах."(ст."Древнейший комплекс в Перу многое рассказал о высокоразвитой доинкской цивилизации Америки",Записки Освальдо Просперо,2023)
  "Археологические находки зачастую вызывают множество вопросов,и вовсе не помо-гают найти ответы.Ярчайший тому пример случился 7 лет назад на территории Черно-гории.Петр Жбанек,изучающий древнюю историю территорий и Северной Македонии,побывал в пещере, расположенной в горах Черногории.О ней европейским исследователям было известно давно.В первую очередь благодаря наскальным рисункам возрастом 8-10 тысяч лет. Однако,ничем примечательным она не выделялась.Пещер с древними плодами изобрази-тельного искусства весьма много по всему миру.Подходя к проблеме комплексно,Петр Жбанек решил отвлечься от живописи и поискать другие следы человеческой деятель-ности.12 археологов во главе с вышеупомянутым исследователем обнаружили удивите-льный артефакт.Но об этом чуть позже.Находке предшествовало другое открытие.В пещере удалось найти 9 скелетов древних жителей.Последующее изучение позволило установить их возраст– 8 тысячелетие до н.э.Европейские учёные также обнаружили десятки предметов ручного труда и костей животных.Всё указывало на то,что около 10 тыс.лет назад здесь жила древняя община.Мастера вырезали из костей животных и камней фигурки,и одна из них оказалась более,чем странной.Среди небольших скуль-птур животных и людей коллега Петра Жбанека обнаружил статуэтку существа,которое сложно назвать человеком.Даже,если взять в расчёт схематичность изображаемого,его трудно опознать как известное животное или человека.У существа на коленях находи-лся ребёнок.Форма головы взрослого и малыша сильно отличалась от голов фигурок, изображающих самих людей.Располагалась находка в небольшой могиле древнего подро-стка.Он являлся членом общины,жившей 10 тыс.лет назад.Таким образом,Петр Жбанек сделал вывод,что и артефакт достаточно древний.Но вопрос остался открытым– кого пытались изобразить древние мастера? Возможно,речь идёт о каких-то других разум-ных существах? К сожалению,как бы чешский специалист не пытался привлечь внимание академиков,сделать этого особо не получилось.Официальный ответ от представителей академической науки– скульптура изображает человека,одетого в маску и ритуальный костюм.Как вы считаете,похожа ли фигурка на древнего жителя Европы,надевшего рит-уальный шлем? И с какой целью его надевать на маленького ребёнка? Петр Жбанек в корне не согласен с данным вердиктом.По его мнению,10 тыс.лет назад еще не сущес-твовало никаких религий,и ритуалы заключались не в облачении в костюмы,а в прак-тике,скажем, лечения.Таким образом,фигурка может быть исключительно неизвестным существом,а не мифическим персонажем."(ст."Загадочная статуэтка возрастом 10 тысяч лет из черногорской пещеры стала поводом для споров",Записки Освальдо Просперо,2023)
  "Густые тропические джунгли на главном острове скрывают разные тайны.Среди них предполагаемое существование расы гоминидов,чей рост достигает 4 м.Истории о них рассказывают с древних времен.Соломоновы Острова- суверенное государство в Океа-нии к востоку от Папуа-Новой Гвинеи,состоящее из шести основных островов и более 900 более мелких.Хотя их заселение восходит к 28 000 г.до н.э.,они были «открыты» для западного мира испанским мореплавателем Альваро де Менданья в 1568 г.,который назвал их так,потому что считал,что это Земля Офира,упомянутая в Библии,где нахо-дятся копи царя Соломона.Люди,проживающие на самом большом острове Гуадалканал, всегда утверждали,что видели гигантских гуманоидов,которых они называют «Му-Му». Истории об этих гигантах начали распространяться по всему миру,когда австралий-ский инженер Мариус Бойрайон начал записывать рассказы,которые слышал от местных жителей.Местное население не сомневается,что делит свою землю с ужасными сущест-вами.«Во время моего небольшого исследования существования гигантов Соломоновых островов я обнаружил,что по преданиям,островитяне считались их едой,- пишет Бой-район в своей книге «Тайны Соломоновых островов»(2009).«Существует множество тра-диционных/фольклорных историй,в которых великаны совершали набеги на деревни,хва-тали людей,отрывали конечности и тут же съедали их,в то время как остальные жите-ли в ужасе разбегались.Кроме того,существует множество историй о том,что жители Соломоновых островов называли убийцами великанов,которые регулярно возвращались в деревни за "едой"».Буайон считает,что этот факт является одной из главных причин того,что население Соломоновых островов намного меньше,чем могло бы быть,так как более пяти тысяч лет гиганты относились к островным гомо сапиенсам как к еде и у этих людей никогда не было возможности нормально размножаться.Среди местного фол-ьклора одной из самых ярких историй о гигантах Гуадалканала является та,которая повествует о похищении женщины по имени Манго,которая была захвачена этими сущес-твами на 25 лет.Местные жители считали ее мертвой,но спустя многие годы она сбе-жала из плена и рассказала свою удивительную историю.Она вернулась беременной и позже родила мальчика,но когда мальчику-гибриду исполнилось пять лет,братья Манго принесли его в жертву и похоронили там же.Его могила до сих пор существует на острове.Что касается этого возможного скрещивания гигантов и людей,ученый из Уни-верситета Папуа-Новой Гвинеи в 2002 г.нанес на карту ДНК меланезийцев,обнаружив небольшие различия с ДНК других хомо сапиенс,таких как европейцы,что его смутило. Может ли быть так,что ДНК людей Папуа-Новой Гвинеи,Соломоновых островов и жителей Вануату слегка изменена в результате скрещивания с расой гигантов?Гиганты были расстреляны?И это была бы очередная шокирующая местная легенда или миф о велика-нах,если бы не тот факт,что эти «Му-Му» также попадались иностранцам,которые сви-детельствовали об их существовании.Например,во время Второй мировой войны,когда японские и американские солдаты сражались на Гуадалканале,сами японские солдаты утверждали,что столкнулись с великанами и открыли по ним огонь.Согласно сообще-ниям,пули не причинили им особого вреда,а только разозлили и они набросились на солдат с дубинами."(ст."Гиганты Соломоновых островов",Смотри и думай,2023)
  "Выдающееся достижение или афера века? Лунная программа по высадке человека на спутник Земли– что это было? Лично у меня нет сомнений,что американцы оставили в дураках весь мир.К сожалению,и СССР.Вся эта постановка,снятая в павильонах,была создана с одной целью– чтобы СССР тратил огромные средства для участия в якобы существующей лунной гонке.На самом же деле американцы сняли свои высадки на Луну на кинематографических площадках,потратив совсем немного денег.Советские специ-алисты не жалели финансов и вложили в проект баснословные средства.Американцам было наплевать на собственный престиж,главная задача- истощить СССР экономически, ведь никак иначе победить столь могущественного противника они не могли.А когда выяснилось,что снятые в павильонах материалы очень правдоподобны,заморские специ-алисты разыграли настоящий театр.Надо сказать,что сделали они это умело.Даже раз-дарили грунт,который позже оказался облучённым песком и окаменевшим деревом,но это ладно.Меня больше радовало то, как американские астронавты бегали и прыгали, а также самостоятельно ходили после многодневных полётов.Хотя всем мало-мальски мыслящим людям понятно,что необходимо время для «привыкания» к земному притяже-нию.А ещё американцы прокололись с тем,что у них нет до сих пор технических воз-можностей для доставки астронавтов на Луну.Стоит ли упоминать,что их не было и 50 лет назад?Отдельного разговора заслуживают костюмы.Ну,про то,что они не были оснащены системой отвода нечистот,даже и говорить не хочется.Удивляет другое– ботинки у астронавтов состояли буквально из трёхслойной фольги.Любое неловкое движение могло бы привести к повреждению герметичного костюма,а они прыгали и дурачились в якобы экстремальных условиях.Но и это не всё.Тот компонент,который поглощал радиацию,точнее,должен был поглощать,отсутствует в костюмах первых 12 миссий «Аполлона».То есть,они ещё и скакали по Луне без защиты от радиации.Теперь поговорим про последующие снимки аппаратов NASA с поверхности земного спутника. Даже любительские кадры Луны более детальные,чем то,что опубликовали в космиче-ских агентствах Индии и США.А китайские аппараты и вовсе не обнаружили никаких следов присутствия «Аполлонов» на Луне.Вероятнее всего,можно говорить об очеред-ной американской попытке напомнить всему миру,что они первые,кто побывал на Луне. Вот только проблема в том,что на этих фотографиях ничего не разберёшь.Какие-то точки,размытое непонятное нечто.И только,когда на них появляются надписи,можно что-то понять.С тем же успехом можно сфотографировать вспененный бетон под больш-им увеличением и сказать,что это лунная поверхность и легендарные «Аполлоны».Кст-ати,не удивлюсь,если так и были сделаны снимки якобы индийского аппарата над ме-стами высадки американцев.Ну и последнее,как вишенка на этом прекрасном торте. Что самое главное для американцев? Вы удивитесь,но это самая верующая нация.Около 80% их верят в Бога.А у 91% из этого числа дома находится Библия.Она-то и являет-ся самым главным предметом.На ней клянутся все,кому не лень,создавая тем самым настоящий культ поклонения.Так вот,на конференциях астронавтам,которые побывали на Луне,предлагали публично поклясться на Библии,что это всё– не афера века,а настоящее достижение.Джон Янг,Эдгар Митчелл,Базз Олдрин и Нил Армстронг отказа-лись это делать.Почему? Да потому,что никаких полётов не было.Говорят, что именно из-за боевых действий на островах гиганты перестали время от времени поедать мес-тных жителей и предпочли уйти подальше в джунгли или под землю в древние шахты. По словам местных жителей,на островах существует целая гигантская сеть подземных ходов с огромными залами.Некоторые относят строительство этих шахт ко временам царя Соломона,другие утверждают,что их выкопали в незапамятные времена предки ги-гантов.Аборигены считают,что большую часть времени великаны остаются под землёй, поэтому стали очень редко попадаться людям на глаза.Интересен современный случай район добычи золота расчищали тракторами,но в одно прекрасное утро обнаружилось, что у одного трактора исчез отвал.Все очень удивились,как можно украсть такую ;;тя-желую деталь,но вдруг обнаружили вокруг машины какие-то гигантские следы.Пойдя по следам,рабочие заметили убегающее существо огромного роста.Один из минтсров Гуа-далканала и правительственные чиновники также утверждали,что видели гигантов. Однажды,когда они поехали осматривать район золотого прииска их машина застряла в грязи.Тогда чиновники пошли за помощью в ближайший населенный пункт и привели с собой около 20 человек,чтобы вытащить автомобиль.Но вернувшись они увидели,что машину уже вытаскивают из грязи два великана,которые,заметив людей,быстро скры-лись в джунглях." (ст."Высадка американцев на Луну. Даже сами астронавты отказываются верить в это",Биосфератум,2023)


Рецензии