Столбищи, Монастырские крестьяне

История села Столбищи
Авторы- Андрей Елистратов, Ольга Лапина

Глава 3. Монастырские,  экономические, государственные крестьяне.

Часть 3.1. МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ


Газета « Сельская Трибуна»
Выпуск 67 от 24.10.2015 г.
«Село Столбищи — жизнь деревенской глубинки» Автор: Э. ТАРЛЫКОВА



«..Примечательным было то, что в Столбищах не было помещиков, а крестьяне принадлежали… монастырю, а с XVIII века стали государственными…

К началу ХХ века в селе (Столбищи-примечание автора) насчитывалось 550 домов, своя мельница, шерстобойка, дранка…»



Итак, с 1423-го года Столбищи принадлежат Благовещенскому монастырю. В середине 17-го века Благовещенский монастырь закрепил свои права на эти земли, и крестьяне села отныне называются «монастырскими».
То есть, они никогда не были крепостными, помещичьими крестьянами.  В чем же была особенность их положения?

Игорь Корнильевич Смолич
Русское монашество, приложение к многотомной «Истории Русской Церкви», 1994–1997 гг. Издательство Церковно-научный центр Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) «Православная энциклопедия».

«…Монастырские крестьяне
При своем появлении монастырь на основании жалованной грамоты получал землю, на которой уже жили крестьяне, так что они становились теперь монастырскими крестьянами или монастырскими людьми. С монастырем они составляли порядные записи об аренде и выплачивали оброк. В XVI в. эти крестьяне были внесены в писцовые книги под наименованием «старожильцев», впоследствии во всех монастырских актах они значатся под этим названием. Постепенно, как считает М. Дьяконов, сложилось правило, что крестьяне этой категории, внесенные в писцовые книги, теряли право на уход с арендуемых ими участков. Монастырские власти получили право разыскивать и возвращать беглых старожильцев. …Вторую категорию монастырских крестьян составляли так называемые нововходцы, или новопорядчики. Во-первых, это были крестьяне, которые обращались к монастырским властям с просьбой о разрешении поселиться на монастырской земле, во вторых – крестьяне, приглашенные самими монастырями на свои земли или переселенные ими из одного имения в другое. Тягловое бремя, которым обложена была черная земля, часто заставляло крестьян уходить из своих деревень и переселяться на белые монастырские земли, где они могли получить денежную помощь на хозяйственное обзаведение и освобождение от податей. Нововходцы почти всегда на некоторое время – от 3 до 5, реже до 10 лет – освобождались от оброка или оброк этот значительно сокращался, кроме того, они получали от монастыря денежную «подмогу» на обзаведение. В поручной записи, которую они заключали с монастырем, очень точно оговаривались срок аренды и условия, связанные с подмогой, с трудовой повинностью монастырю, с податью государству и оброком монастырю – деньгами и натурой, а также право монастырских властей требовать исполнения всех повинностей и преследовать законным порядком крестьян, не исполнивших этих повинностей. В монастырях обычно велись особые расчетные книги, в которые с большой аккуратностью вносились все крестьянские повинности, и эти книги представляют собой очень важный материал по истории отдельных монастырских хозяйств и для характеристики положения монастырских крестьян; в них подробно вписывались также все барщинные работы крестьян, в XVII в. – с указанием денежной стоимости этих работ, ибо в это время монастырские власти, в связи с развитием денежных отношений в Московском государстве, стремились заменить натуральный оброк денежным. …Определенное значение для монастырского землевладения имела и третья категория монастырских крестьян, так называемые бобыли. Бобыли редко снимали в аренду участок монастырской земли; они получали землю лишь для своего двора – часто это был двор ушедшего или беглого крестьянина; они не заключали никаких поручных записей с монастырем и не платили податей, в крайнем случае, платили небольшой оброк, если у них был свой огород или крохотное поле. Кормились они работой, выполняемой для монастыря: они были рыбаками, мастеровыми, портными, пчеловодами и т. д…»

Журнал ФОМА, 14 февраля 2011 Автор: КАПЛАН Виталий «КРЕПОСТНОЕ ПРАВО»
«..Положение монастырских крестьян было существенно лучшим. Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали.
Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей (которых, кстати, у них вообще не было), не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством.
Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки.
В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне (государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью), и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам…»


Русское государство XVI века являлось государством агарным, сельское хозяйство было самой развитой и прибыльной отраслью экономики. Отсюда следует, что наибольшее влияние на политику оказывали крупные землевладельцы, причем их роль в управлении государством напрямую зависела от их земельной собственности. Потому, одним из самых крупных землевладельцев была Русская Православная Церковь в лице монастырей.
Монастырские крестьяне, которые относились к Благовещенскому монастырю, имели существенные льготы. Может, этому обстоятельству монастырь и был обязан своему могуществу и благосостоянию.


***В качестве иллюстрации к главе использована фотография села Столбищи, сделанная в 1930 году Званцевым Михаилом Петровичем. Фотографии  предоставлены Нижегородским государственным историко-архитектурным
музеем-заповедником.


Рецензии