Там ступа с бабою Ягой идёт-бредёт сама собой

                В ловушке древней крепости
                ------------------------------

В крепость вдруг вплыла ступа с бабой Ягой. Бабуся лихо управляла метлой и изумлённо рассматривала детей.
– В гости не хотите? – вежливо поинтересовалась она. – В баньке попарю, в печке жаркой высушу.
– Знаем мы  про печку твою погибельную, – парировал Максим.
– Что за дети пошли?! Никаким сказкам не верят! – возмутилась Яга и, взмахнув метлой, исчезла.

– Первое летающее транспортное средство, которое придумали люди, – засмеялась МАСКА. – Кстати, экологически чистое! Никаких выбросов в атмосферу. А вот в нашем веке ежегодно выпускают 40 000 000 автомобилей. И все их выхлопные газы бедная природа должна как-то нейтрализовать!
– Не завидую будущему, – подал голос Денис.
Оно наступит раньше, чем вы думаете – и не такое мрачное, – включилась телестена. –Каждая уважающая себя автомобильная фирма имеет реальные разработки экологически чистых и самых диковинных по дизайну машин. У многих нет педали газа,  тормозных колодок, рулевого колеса. Все они с искусственным интеллектом.

– Как это с интеллектом? – удивилась Ксения.
Автомобиль-автомат! Задаёте ему пункт назначения – он сам проложит маршрут, исключит экстремальные ситуации. И справится с этим лучше водителя. Появление таких машин предсказал фантаст Айзек Азимов ещё в 1969 году. А топливо будущего – водород, над которым сейчас думают учёные, было в газ-кебах (автомобилях) фантаста  Жюля Верна в 1863 году!

– Но если ежегодно выпускают лавину машин, любой интеллект застрянет в пробках.
На другой телестене появилась летающая машина.
– Я пытался прокатиться на такой машине, – сказала МАСКА. – Но там ещё много проблем – к примеру, нужна длинная взлётно-посадочная полоса
– Бабе Яге проще – взмахнул метлой и полетел.
– На сегодня более реальны маленькие машины-капсулы  на двоих, некоторые сами находят парковку и стоят там вертикально на двух колесах.

В крепости появилась компактная машинка, похожая на божью коровку. В ней двери открываются вертикально, есть программное  обеспечение для общения с другими машинами на дороге.
Многие пробные модели автомобилей уже проходят испытания, – рассказывала телестена. –  Знаете что самое сложное? Приучить человека доверять автоматике. Ну, а пока внедряют хитрости для безопасности: гидрофобные окна – никогда не запотевают, даже в дождь; подушки безопасности, которые срабатывают до аварии; возможность жестами, не прикасаясь, управлять некоторыми системами автомобиля.

– Круто!
Самое крутое – транспорт, который может заменить автомобиль. Уже придумали реактивный ранец – надел на плечи и полетел. Пробный экземпляр стоит пока очень дорого и без подзарядки работает 30 минут. Планируют проложить гиперлуп – трубопровод, по которому на скорости 1200 км в час на магнитной тяге будут передвигаться капсулы с людьми.

– После такого будущего самое время нам вернуться на несколько веков назад и посмотреть, как там люди передвигались,  – предложила МАСКА.
На телестене возник современный город Ишим. Перед Никольским собором – памятник идущей девушке Прасковье Луполовой.
Заговорила телестена.
Дворянина Луполова, отца Прасковьи, сослали в Ишим, – стала рассказывать стена. –  Семья бедствовала. Решила дочь просить помилование у императора. И отправилась она пешком в Санкт-Петербург, имея при себе 1 рубль, икону и родительское благословение. Это 2310 километров по прямой. А кто  в 1803 году дорогу прокладывал, не то, что прямую – хоть какую-нибудь. Разве что волки голодные, которые рыщут по лесам.
Больше года шла Прасковья. Ни до неё, ни после никто в мире не совершил ничего подобного. Принял её император Александр I. Поражённый поступком девушки, помиловал её отца – разрешили Луполовым вернуться в родные края. 

– Ну, а теперь заглянем на век раньше, – сообщила МАСКА.– Внук ссыльного боярина Семён Ремезов в 1696 году был вызван из Тобольска императором Петром I. И отправился Семён с сыном на телеге за тридевять земель – в столицу по бездорожью!
Был Ремезов благосклонно принят князем Репниным, –  рассказывала и показывала стена. – Жил в хоромах князя Черкасского, учился в Оружейной палате как глину месить, сваи бить, на высокую гору тяжести носить. Сам император поручил Ремезову строить каменный Тобольский кремль. В помощь ему прибыли мастера из Москвы. Каменное строительство в России только начиналось. Впервые в стране Тобольский кремль строили по чертежам. Сделал их Ремезов. Но не только этим вошёл он в мировую историю. Был Семён художником, писателем, историком, иконописцем. И главное – картографом! Он составил три уникальных картографических атласа Сибири.

– В XVIII веке составлять карты Сибири?! – поразился Максим. – Но там-то уж точно не было никаких дорог и никакого транспорта.
– Именно так, – подтвердила МАСКА. – Ремезов опросил массу путешественников, служилых людей, купцов, воевод, изучил старинные карты Сибирского приказа в Москве, сам побывал во многих местах. Чертежи получились подробные с обозначением селений, речек, проливов, болот, лесов, горных массивов. Указаны расстояния между ними. Есть также сведения о народах разных национальностей, которые там проживали.

Самый ценный атлас Ремезова почти 300 лет считался  утерянным. В 1956 году обнаружился он  в США, в Гарвардском университете. 12 лет  общественный фонд «Возрождение Тобольска» вёл  переговоры с Гарвардом, чтобы получить согласие на реставрацию и сканирование рукописи.
На телестенах появился памятник Ремезову в Тобольске и мозаичный портрет в нише Софийского собора.
Продолжение следует.


Рецензии