Святые места села Столбищи
Авторы- Андрей Елистратов, Ольга Лапина
Глава 5
Часть 5.1.СВЯТЫЕ МЕСТА СЕЛА СТОЛБИЩИ
Газета « Сельская Трибуна»,Выпуск 67 от 24.10.2015 г.,«Село Столбищи — жизнь деревенской глубинки», Автор: Э. ТАРЛЫКОВА
«..Были в селе три храма: Спасо-Преображенский, Трех Святителей, Церковь Святой Троицы.
В приходе имелась земская трехкомплектная школа. В 1930 г. одна из церквей была переоборудована под клуб…»
В Столбищах, где было три церкви, вопрос о вере мог быть только риторическим. Жители села рождались в вере, жили в ней и с ней уходили в мир иной.
Вспомним, что село – это древнейшее название славянского поселения. До 1917-го года неотъемлемым элементом села была церковь. При отсутствии церкви, поселение называлось «деревней».
В селе Столбищи Пильненского района было три церкви.
1.Преображения Господня. Деревянная. Время постройки, согласно
« Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1888год, 1768 год.
2. Церковь во имя Трех святителей Петра, Алексея, Ионы. Деревянная.
3. Троицкая. Дерево. 1906-ой год постройки.
Для начала обратимся к уже известной нам статье.
Нижегородские Епархиальные ведомости за 1 марта 1893 года
«…Начало образования Столбищенского прихода восходит, по признакам, за половину XVII века. Признаки эти следующие:
1) Приход по храму называется Спасопреображенским. Существующий ныне в Столбищах Спасопреображенский храм — (холодный) построен в 1769 году тщанием и иждивением прихожан с благословения Преосвященного Феофана, Епископа Нижегородского и Алатырского на место обветшавшего тоже Преображенского, стоявшего несколько восточнее нынешнего. Обветшавший к 1769 году храм свободно мог быть построен в начала XVII века.
2) Теплый храм в Столбищах деревянный как и холодный по времени построения неизвестный, типом о двух коньках с черепичной кровлей, посвящен имени святителей Московских Петра, Алексия и Ионы…Храмы в Столбищах стоят не далеко один от другого, по правую сторону- холодный, а по левую-теплый. Между ними отдельно деревянная колокольня. В теплом храме при священнике Михаиле Иваницком (1831—1856) древний иконостас заменен новым, а прежний разобран и продан, черепица на кровле заменена железом, при священнике Василие Богданове (1856—1871) внутри храм был оштукатурен, а при священнике Андрее Никольском расписан по полотну живописными священными изображениями. Холодный храм при священнике Иоанне Иоаннове накренился на бок, —тогда под него были подведены деревянные столбы, а когда последние сгнили, то при священнике Богданове подведен был каменный фундамент. Тогда же иконостас украшен резьбой и позолочен вместе с некоторыми иконами.
Из храмовых икон по древности замечательны:
— в холодном храме — Нерукотворенный образ Спасителя и Тихвинская Божьей Матери,
а в теплом — Неопалимой Купины с прообразами, написанный в селе Мурашкине в 1787 году по обещанию какой-то келейницы.
Как сравнительная древность имеется при Столбищенской церкви св. Евангелие (малое), напечатанное при царях Иоанне и Петре Алексеевичах с благословения Патриарха Иоакима в 1685 году.
До 1844 года — до выделения Ожгибовки с Лисьей Поляной, бывших приходскими деревнями к церкви села Столбищ, в самостоятельный приход причта в Столбищах было два штата, потом один, а ныне — священник, дьякон и псаломщик.
Содержание причт изстари получает только от земли и от требоисправлений. С 1872 года устроены для причта церковно-приходские дома.
В 1871 году в Столбищах открыто церковноприходское училище, в настоящее время содержимое земством. В нем обучается ежегодно 20 — 30 человек.
Столбищенцы отличаются усердием к церкви и ее богослужениям, так что даже в летнее время, несмотря на рабочую пору, за каждым богослужением церковь бывает полна народу, a в зимнее время — до тесноты. Даже и в средние праздники, случающиеся в течение седмицы, молящихся в храме бывает достаточно.
Усердие к церкви и ее богослужениям выражается и в том в Столбищенцах, что они, как скоро заслышат благовест, положим, ко всенощной, в летнее время немедленно оставляют свои полевые работы и спешат в церковь. Служение молебнов и даже всенощных бдений на домах по разным, случаям особенно развито в приходе.
Особенную любовь Столбищенцы проявляют к церковному пению. В приходе лет 16 существует хор певчих из любителей крестьян в настоящее
время и руководимый крестьянином, основанный учителем Столбищенского училища Павлом Красовским — знатоком пения. На хор этот в свое время, при посещении Столбищ, обратил внимание Преосвященнейший Иоанникий, ныне Митрополит Киевский, которому пение очень понравилось, и он выразил ему свою похвалу…»
Таким образом, население села Столбищи в 1893-ем году представляется очень патриархальным, набожным, чтущим традиции.
Вторая церковь, Свято-Преображенская, была отдана под сельский клуб. Она находилась недалеко от Троицкой церкви, метрах в ста.
Но, как бы то ни было, теплая и холодная церкви выжили. Хоть теперь их было трудно узнать. Колокольню сломали, колокола сбросили на землю. По рассказам людей, когда разрушали церкви и сбрасывали колокола на землю, то народ плакал. Разобрали по домам иконы, какие только могли забрать. В некоторых домах было очень много этих икон, и все знали, откуда они. И в домах этих шли негромкие, почти неосязаемые церковные службы. Многие дома превратились в потайные церкви, где горел светильник вечный и негасимый. Некоторые особенно ценные иконы были, вероятно, вывезены.
Часть икон просто закрасили черной краской и отдали в школу, дабы писать на них мелом буквы и цифры. Моя мама , Валентина Ивановна ( в девичестве Елистратова)вспоминала, что часто можно было видеть, как на доске сквозь черную краску проступают лики святых…
Такая вот история церквей.
Но есть в Столбищах и еще одно святое место. Святой колодчик.
Газета « Сельская Трибуна», Выпуск 67 от 24.10.2015 г.«Село Столбищи — жизнь деревенской глубинки», автор Э.Тарлыкова.
«…Легенда о святом колодчике
Гордостью и достопримечательностью села стал святой колодчик с вкусной и чистой водой, которая не замерзает даже в самый лютый мороз. Как давно он течет за селом, уже не помнит никто, но легенда гласит следующее:
«Давным-давно пас в селе стадо наемный пастух, и увидел он икону Кирик и Улита, и в этом месте нашел источник, а в прохладной чистой воде отобразился лик Святой Богородицы.
Родник оказался целебным. К нему стали приезжать люди, и пошла молва, что вода его исцеляет от болезней. Рассказывают историю о том, что у одного барина из Подмосковья не было детей, и он услышал про Святой колодчик, к которому и привез свою жену, вскоре после этого у него родился малыш, а сам барин построил церковь».
К нему, как и раньше идут люди, здесь проводятся службы, особенно многолюдно бывает на Крещение.
В прошлом году был поставлен сруб под купальню, но пока он так и остался срубом.
От себя хотелось бы добавить, что не хватает этому месту достойного оформления, видно, что оно не заброшено, но появляется ощущение незавершенности благоустройства…»
Признаюсь, что этой легенды я не знала. И от родных своих не слышала.
Но я знаю это место с детства. Сюда я ходила со своими родными столько раз… Это было священнодействие, ритуал. Особенно радостно было, когда в дом к бабушкам и дедушкам моим съезжались как-то вдруг дети, внуки. Правнуки даже.
И утром, в воскресенье доставались из шкафов праздничные одежды. Платочки какие-то заморские с цветами, с райскими птицами, с серебряной и золотой нитью. Вещи были с забористым запахом нафталина, который тоже вплетался в праздничную канву. Всю эту красоту надевали на себя женщины, бабушки, девочки. А мужчины тоже не отставали. Сапоги начищали. Или туфли. Белую рубашечку надевали. Или другую какую рубашку, но чистую и праздничную. Брюки со стрелкой.
Далее начиналась небольшая суета, которая заключалась в поиске бидонов, бидоничков, бутылок. Ведра серебристые были из разряда особенного шика. Далее в сумки -авоськи пригоршнями летели конфеты, печенье, яйца вкрутую, помидоры, огурцы и прочая снедь. Если дети из города привозили что-то редкое, заморское, то и это летело в сумки. Чтобы одарить сродственников, ушедших в мир иной. Порадовать их.
И вот все приготовления позади, и торжественные ручейки из людей начинают стекаться у сельского кладбища. Идут к кладбищу не торопясь, смакуя каждый шаг. Дорога (тропинка) идет далеко за село. Мимо конторы, мимо ферм, с растекающимися вокруг них навозно-водными озерками. Мимо МТС, где стоят застывшими гигантами комбайны, трактора. То ли сломаны они, то ли просто отдыхают. Мимо амбаров, сараев, гаражей, которые объединяются какой-то общей краской неприкаянности и серости. Заброшенности, недолюбленности. Покосившееся хозяйство, роскошь и нищета в одном. Но мы идем мимо, и серые краски меняются на золотые, голубые, солнечные. Потому что мы идем на Святой колодчик, дорога к которому пролегает через кладбище.
Кладбище села никогда для нас не было местом страшным, неприятным и пугающим. Нет, это было своеобразное царство теней, куда захаживали порой и живые, и всем было тепло и радостно. Но только в Столбищах было такое ощущение, кстати. Единственное, что детям не разрешали- шуметь и есть землянику, которая там буйно расцветала. И среди яркой зелени красные ягоды земляники были почти сюрреалистичными, но запретными плодами. Это добавляло таинственности к происходящему. Дальше все находили своих, тихо шептались с ними, жаловались, делились радостью. Говорили как с живыми. И угощали. Все самое вкусное, что было припасено заранее. И сами угощались. И водочка могла появиться, и закусочка была кстати. И слеза была уместной.
А потом все отправлялись на Святой колодчик. А он-то, родной, уже заждался нас. Издали сверкает свежей водичкой, призывает. Ластиться. И мы, дети, бежим к нему с круч по тропинкам, чтобы первыми припасть к обжигающе холодной воде. Взрослые подходят все так же степенно, торжественно. Но и они не в силах скрывать радость предвкушения. Если Бог в эту минуту смотрел на нас сверху (а он непременно смотрел), то он не мог не любить в этот миг этих своих людей. За то, что они здесь и сейчас себе и другим не врали.
Снимали с себя одежды, набирали в колодчике воды и поливали себя и других этой ледяной святой водицей. Кто-то набирал бегущую воду из трубы. А самые терпеливые ждали, пока освободится ведро у колодца. Возле колодца были иконы, горели свечи. Заглянуть в колодец почему- то было очень страшно. Казалось, что можно очароваться настолько, что и упасть в него. Потому, смотрели в него с опаской, держась при этом крепко за брусья. Ну, это дети с их воображением. Взрослые были боги, и не боялись ничего…
Эта пестрая, воркующая, умиротворенная толпа возле Святого колодчика постепенно затихала, растворялась в неге... За колодчиком были ивы, осока в воде. Царство Берендея. Царство русалок, сказочные образы. Казалось, что там какая-то другая планета, другая жизнь... Считается, что если ты приехал в Столбищи и не пришел на Святой колодчик, то ты вроде и не был в Столбищах. Так, мимо проехал.
И в послевоенные годы религиозные праздники в селе тоже праздновались. Отмечали Рождество. Дома украшали птицами, связанными из соломы, и гирляндами. Колядовали.
На Крещенье все население отправлялись на пруды за село. Шли празднично, с иконами и хоругвями, которые остались у людей на дому еще от времени закрытия церквей. Местный умелец на пруду устраивал настоящую «Иордань». Готовился он к этой работе загодя. До того, как пруд замерзнет, необходимо было его очистить, чтобы в дальнейшем лед получился прозрачным и сияющим. Далее следовала кропотливая работа. Нужно было с помощью разных инструментов, которых в то время был выбор не великий, нарезать блоки льда. Из этих ровных блоков льда устраивалась на пруду « Иордань». То есть, часовня из льда. Часовня была чудом сказочным, с витыми цветными колоннами, сияющим крестом. Обязательно в часовне на свое место водружалась икона. Рядом строился колодец. Работа была тонкой и виртуозной. И детские сердца, и сердца взрослых одинаково замирали от восхищения.
Пасха тоже отмечалась с размахом. Красили яйца, в основном при помощи шелухи лука и свеклы. Вместо куличей пекли пироги. И ходили друг к другу в гости, христосовались. А затем шли к святому колодчику, о котором шла речь выше, и там проходила полноценная служба, со всеми молитвами и церковными пениями, знатоков которых на селе было предостаточно. Дети находили на пригорках проталинки, устраивались там поудобнее, и вдоволь наедались пирогами и яйцами. Мама как сейчас помнит, что земля над этими проталинками весной парила.
Еще с размахом праздновали дни «Ярилы», так жители называли этот праздник. Вероятнее всего, этот день был приурочен ко дню Ивана Купалы.Так же все выходили в праздничных одеждах, с иконами и хоругвями. С молитвами и песнопением. Шли по улицам, вокруг села. Просили дождя в засушливое время.
Отмечали, разумеется, и праздник Казанской Божьей Матери. Ходили часто в село Старинское, где к этому дню организовывали ярмарку.
В селе было несколько домов, в которых по очереди шли службы. Многие хорошо знали службы-последовательности, песнопения. Здесь и собирались жители села на религиозные праздники. Никто не запрещал, не притеснял. Мол, нельзя и не положено.
Детей как крестили, так и продолжали крестить. Например, в церкви Иоанна Богослова в селе Каменка, где и проходило таинство крещения. Церковь эта не была порушена, ее отстояли жители в годы революции, и она, пожалуй, единственная была в округе действующей церковью. Старинная, 1779-го года.
Ну, и еще одна тема.
Однажды я от мамы услышала: «Поздравляю, сегодня Наш праздник!»
Это был обычный для меня день. 18 октября. Стала в уме перебирать, что я могла упустить, какой такой «наш» праздник. Нет, ничего не нашла. Но мама продолжала настаивать - «наш» праздник. Оказывается, в Столбищах исстари почитался особый для села день-
18 октября, когда Церковь вспоминает Московских и Всея России российских святителей-чудотворцев.
Вот это день и был для Столбищ «нашим праздником». Видимо, это повелось еще с давних времен, когда была заложена в селе церковь Трех Святителей (в честь Петра, Алексия и Ионы). Так и повелось. Так что, дорогие столбищенцы, где бы мы ни жили, где бы ни были, у нас с вами есть НАШ праздник. И это не дает нам распадаться на безразличные друг к другу части. Мы одно целое. Столбищенцы.
***В качестве иллюстрации к главе использована фотография села Столбищи, сделанная в 1930 году Званцевым Михаилом Петровичем. Фотографии предоставлены Нижегородским государственным историко-архитектурным
музеем-заповедником.
Свидетельство о публикации №223121601459