Шайтан-бабай

ШАЙТАН-БАБАЙ
… _ _ _...
S O S



«- Здравствуй Дедушка Мороз.  .борода из ваты,
 ты подарки нам принес........?»


    В ту зиму на Мысу погоды стояли обычные для тех мест- с моря дуло как из  преисподней, а мы ждали  новогодний БОРТ с материка, как манны небесной.
  А он все никак не прилетал, …метеоусловия нелетные.
 «  Сахалин-вторые Сочи, солнце греет, но не очень.. «
 В пургу до ветра ходить только по веревке, чтоб в Залив не сдуло,  а там торосы и мишки –шатуны.
  Медведи околачивались  рядом с моим  передающим радиоцентором постоянно .У меня даже была своя , почти ручная Машка –медвежонок подросток. Я ее подкармливал военной тушенкой  и советской сгущенкой, а иногда по праздникам угощал бражкой.  Благо запас НЗ продуктовый с последнего  завоза сделал  лет на пять.
    А  наша боевая краснознаменная  радиолокационная часть  была расположена  на оконечности Мыса Терпения, бывшей японческой территории.
   Точка полностью автономная, как полярная станция.
    Когда  постоянный туман изредка рассеивался, что бывало крайне редко, с Большой Земли прилетал борт.
  У меня до сих , когда слышу в небе звук вертолета, непроизвольно сжимается что -то в груди, от предвкушения счастья.
 Борт МИ -8  на Мыс прилетал не чаще чем раз в три - четыре месяца, а  то и в полгода.
   Тогда это была единственная связующая нить с той настоящей жизнью – письма от близких, посылки и прочие земные радости.
   В этот раз, судя по прогнозам прорицателей-синоптиков, погода не позволяла надеяться на Новогодний борт.  Точку завалило снегом выше казармы, а нашу столовую утром искали по трубе и откапывали всем личным составом.
   Но Новый год на то и волшебный .
  31 декабря  ветер  вдруг резко затих,  туман рассеялся, а  с полка пришла шифрограмма,  что  к нам летит Дед Мороз.
    Мы все  замерли в сладком ожидании, а  дембель  якут Яшка Тумусов для подстраховки  даже  достал свой бубен, который ему достался от деда-шамана и пошел на берег камлать- задабривать злых духов погоды.
  Для лучшего понимания той жизни, надо чуток пояснить.
Наше место пребывания было больше похоже на поселение отшельников, отрезанных от цивилизации.
   Личный состав подразделения ПВО -три молодых  офицера,  два матерых прапора и двадцать половозрелых оболтусов, которых бреднем Судьбы собрали с бескрайних просторов нашей необъятной  Родины, интернациональная банда, почти махновцы, которым было  доверено  охранять воздушные Рубежи Страны.
  Когда я после двухмесячного карантина загремел на Мыс,  еще не осознав, куда меня занесло, то
первым делом командир точки капитан Чапа,  спросил: « Сибиряки?
Это хорошо, только когда вас начнут бить, то отбивайтесь, иначе забьют.»
      Такие оказались отцы –командиры…
      Бить , правда, нас сразу никто не стал, а для начала  проинструктировали про строгие  лютые местные порядки.
Для начал надо было  разобраться в терминологии.
Офицеры здесь-кадеты.
Честь им отдавать  нельзя, это табу.
Молодые бойцы-это» секачи», потом через год –« фазаны», потом» деды» и уже совсем потом –дембеля.
Еда- « чифан.»
Пока вы секачи,  чифанить - только за своим столом для молодых.
И всегда знать и помнить - сколько дедушке осталось до дембеля.
И…понеслось.
«-Дембель стал на день короче, дембелям СПОКОЙНОЙ НОЧИ!!»
Дурдом на выезде -цирк уехал, клоуны остались.
Кин-дза –дза отдыхает.
……………….
 А НОВОГОДНИЙ БОРТ  прилетел по чудесному волшебству.
Либо чудо, либо фокус.
    Фокус состоял в том, что я знал, что мне  с материка заслали» кабанчик» - посылку с ништяками-бабушкино сибирское сало, шанешки,  конфеты ну  и…бутылочка шампанского к Новому Году.
Надо было как то ее пронести мимо кадетов без местного «таможенного досмотра» и конфискации шампусика, почти спецоперция.
  Кипишь мы организовали грамотно, пока шла разгрузка –погрузка, посылку успели заныкать.
Юрка Трофимов земляк с моего призыва помог , пока я бодро рапортовал прибывшим командирам с полка о наших боевых заслугах и сбитом лично мной метеозонде с острова Хокайдо  , он  успел резануть посылку.
    Самое забавное , что ряженым Дедом Морозом оказался замполит  – полковник КРУТ…
 Мы его сразу опознали, тоже мне, бином Ньютона.
Такой коренастый , кривоногий и с ледяным колючим взглядом.
   Дембель с Бухары  Русик  Мирзоев так  сразу  и сказал:
- Ну вот, Шайтан-Бабай прилетел…борода из ваты…чую, дис.батом пахнет.
Мы ж не дурачки,  понимали, что это проверочка на самом деле грядет нашей боеспособности.
Когда борт весело протархател и улетая , сделав прощальный круг над Заливом, мы как положено по Уставу строем пошли на праздничный чифан в столовую.
  При этом Витька Обманов с моего призыва бодро  затянул песняка:
« По долинам и по взгорьям шла дивизия в  поход..»
Мы дружно  и весело подвывали в невпопад:
«..чтобы с боем взять Приморье-Белой армии оплот…»
     С моря резко  подул холодный ветер, даже торосы ожили  и их ледяной скрежет был аккомпаниментом нашего разноголосого  хорового пения.
 Со стороны вся процессия выглядела комично. 
Нас будто под конвоем повели на расстрел.
Впереди шел полковник КРУТ  в нелепом красном кафтане и колпаке, рядом наш командир ЧАпа, колонну замыкал капитан Попеску, похожий на постаревшего Вини –Пуха.
 Даже чайки притихли, наблюдая с высоты полета за странной военной колонной. с Дедом Морозом  в дурацком колпаке.
  Для полноты картины не хватало только моей Машки- медведицы, которая  частенько приходила в курилку к столовой в ожидании деликатесиков, благо что она наблюдала за этим цирком Шапито издалека.
……
    В столовой сели за столы как положено по расчетам,  а не по мысовски - по призыву.
 Столы были празднично накрыты- тушенка , сгущенка, сухой картофан…как клейстер и понятное дело, тазики с красной икрой , королевские крабы, .осьминоги, глаза бы на них не глядели.
В углу елочка  наряженная с настоящими морскими звездами и местным акцентом-бамбуковая.
  Есть уже как –то  особо не хотелось, хотелось праздника, но было плохое предчувствие.
  Так и случилось.
   Чапа  поздравил всех  с наступающим Новым Годом, пожелал бойцам приятного аппетита, мы вяло   давились праздничным обедом, а кадеты в своем закутке разговлялись коньячком под красную  икорку.
    В самом разгаре нашей новогодней  унылой трапезы фазан Лапа(Серега Лапин с Кузбасса ) неожиданно поднялся и без команды «прием пищи окончен»,  по мысовской  привычке, на автопилоте побрел к выходу.
 Я увидел ,как возбудился полковник КРУТ, он просто побагровел,  вскочил из за стола и взревел:
«-Боец, это вы  куда? «
Лапа, слегка оторопел от неожиданности и ничего умнее не придумал, как сказать:
«-Я кончил….» 
   КРУТ от такой наглости просто впал в тихое бешенство.
«-На бабе  будешь своей кончать!!!
Сгною, первым бортом  в полк…свинарем до дембеля будешь…»
  У Лапы не было никакой бабы нигде , он просто привык к местным порядкам и очень не хотел проходить в свинарях до конца службы.
   Чапа подскочил как ужаленный…проверка пошла насмарку изначально.
Полный бардак в вверенном ему подразделении  никакой дисциплины, личный состав разболтался… 
  Надо было спасать положение.
   В качестве спасителя выступил мой взводный  лейтенант Чугуев.  Он предложил всем составом  пройти в наш  клуб –очаг культуры, где   намечался просмотр  свежепривезенных новых фильмов, в основном снятых на Алма-Атинской киностудии в годы второй Мировой войны.
 Мы, правда уже давно до дыр закрутили это кино, и даже ради забавы вечерами смотрели их задом наперед, ну…когда бомбы залетают обратно в самолеты , а убитые оживают.
  Дед Мороз после очередной порции коньячка слегка подобрел и вместо ссылки Лапы на губу  в качестве альтернативы приказал ему побелить столовую …
 Лапа белил ее три дня…зубной щеткой.
   В итоге замполиту все очень понравилось, особенно мой боевой листок, где я был и редактором и художником.
  Я там все   расписал и даже придумал эмблему Мыса- море, Два Брата-скалы и чайки над волнами.К счастью он не знал, что  я колол такую татуировку всем  нашим бойцам перед дембелем на правом плече, как некий знак –«свой –чужой»., если на гражданке встретимся.
…….
   А уже за полночь, после заступления на боевое заныканую в валенок бутылку теплого шампанского, жахнули за исполнение желаний и пошли слушать  и вдыхать Море.
  Было ощущение, что мы в этот момент будто в межпланетном пространстве , а  кругом  безбрежный звездный Океан...
  А за бортом только таинственный Млечный Путь и мы сейчас где-то на его краю.
…………………..
… Через неделю Дед мороз улетел в своем волшебном вертолете на Большую Землю.
 А через три дня  клуб сгорел вместе с нашей парадной формой.
 Мы тогда только успели спасти любимый бильярдный стол с шарами из настоящей слоновой кости и кинопроектор «Украина».
     Наши командиры присвоили мне  звание ефрейтора, причем дважды, по недоумию.
  В итоге на дембель я поехал  в красивой форме чш времен прошлой Войны  .Она осталась на складе после победы над самураями. 
  Правда, в Хабаровске меня задержал военный патруль -  они тихо офигели от моей неуставной формы середины прошлого века.
Меня долго мурыжили в местной военной  комендатуре, пока я им гнал легенду, что
 я  якобы  и есть тот самый  однажды пропавший без вести на островах герой войны, а сейчас нашелся и  возвращаюсь  домой в родную алтайскую деревню.
  В итоге отпустили с миром, ржали конечно, но их окончательно убедил мой презент в виде литровой банки красной икры, которую я прихватил в качестве  добытого во время путины  на Мысу трофея.
  А с  тех мысовских времен у меня дома осталась большая кружка , которую я тогда сделал из  ствола бамбука, прибившегося после шторма к берегу.
    Сбоку там картинка-гравировка Два Брата…море и чайки, а снизу надпись «Мыс Терпения..дмб.19….!
  Для меня это и есть самый важный пароль – проверить кто СВОЙ , а кто ЧУЖОЙ…


Рецензии