Большая опера 2023, финал

      С тех пор как я начал описывать интересные, но также и драматические события, связанные с конкурсом, ко мне не страницу зашло много людей, не менее тысячи. Поэтому чувствую некоторую ответственность и продолжаю повествование.
      Увы, конкурс к общему сожалению подходит к завершению, и финал должен определить победителя. У меня были определенные предпочтения. Об этом скажу далее.
     Напомнаю участников, которые вопли в число финалистов.
     Елизавета Кулагина (сопрано, Россия);
     Софья Цыганкова (сопрано, Россия);
     Динмухамед Кошкинбаев (баритон, Казахстан);

   Жюри:
     Медея Ясониди (Греция-Россия);
     Дмитрий Бертман (Россия);
     Марко Боэми (Италия);
     Марина Мещерякова (Россия).

   Ведущие:
     Ильдар Абдразаков
     Марика Абдразакова

   Оркестр под управлением Константина Чудовского

      Первый выпуск описан мною на странице: http://proza.ru/2023/11/04/1724
      Второй выпуск описан  на странице http://proza.ru/2023/11/11/1521
      Третий выпуск описан на странице: http://proza.ru/2023/11/18/1580
      Четвёртый выпуск описан на странице: http://proza.ru/2023/11/25/1573
      Пятый выпуск описан на странице: http://proza.ru/2023/12/02/1710
      Шестой выпуск описан на странице: http://proza.ru/2023/12/09/1616

Перед финалом лидирующая  пара состояла из Софьи Цыганковой и Динмухамеда Кошкинбаева. Елизавета Кулагина, тоже солистка высочайшего класса, шла третьей в этой компании. Но финал есть финал. Он всё может изменить.
      Начнём по порядку.
      Выступления шли в 2 круга,  и темы были тоже две: старинный русский романс и ария, связанная с выдающимся исполнителем или с великой певицей.

       Первой появилась Елизавета Кулагина. Романс, который она начала петь, назывался «Снился мне сад», также иногда его называют «Звезды на небе».  Исполнила превосходно в своей несколько статичной манере. Но, в принципе, так раньше и пели.
      Медея Ясониди как эксперт по технике пения, определила, что низковато для сопрано. Встретив возражения остальных участников жюри, критику не стала развивать. Остальные посчитали, что так и надо было петь это произведение. Елизавета получил все 4 голоса. Она очень благодарила режиссёра проекта, Анну Мороз, которую нам так и не показали, но которая была постановщицей всех выступлений, которые мы видели. 
       За ней вышел Динмухамед Кошкинбаев. Он пел арию, которая прославила в свой время Муслима Магомаева. И это был "Дон Жуан" Моцарта.
       Выступление понравилось всем. Мещерякова отметила красивое звучание, Марко Боэми прекрасный итальянский и выразительнвый образ, созданный молодым певцом. Динмухамед и по-русски говорит, как мы с вами. Вероятно, у него дар к языкам. Претендент получил все 4 голоса.

       Третьей на сцену вышла Софья Цыганкова. За Софью я немного волновался. Выступать  после блистательных партий, исполненных конкурентами и их максимальных оценок, не очень уютно. Надо было показывать результат не хуже. Итак, Софья вышла с романсом «Не пробуждай воспоминаний». На мой взгляд, пела прекрасно и образ создала идеально. Не была статична, была в движениях, достаточно сложных, а петь безукоризненно в этом состоянии очень трудно.  Движения у нее всегда полны изящества, и это не только певица, но и замечательная актриса. 
       Началось обсуждение. Дмитрий Бертман начал с того, что ему не очень ловко давать определения, так как Цыганкова выступает к него в его Геликон-опере, и неосторожно высказался о вибрато. Я понял, что за это зацепятся. Так оно и произошло. Боэми начал с того, что посетил Геликон–оперу и там Софья в "Пиковой даме" пела безукоризненно и восхитительно играла, но тоже напомнил о вибрато. Если о погрешности заговорили «добрые члены жюри», то Медея включила критику порезче. Определения были не совсем ясные, но серьёзные, типа «не была погружена в музыку». Совершенно противоположное мнение выразила Марина Мещерякова. И оно сводилось к тому, что это произведение и надо петь именно так, как исполнила Софья.  Претензии  остальных судей Марина отвергла. В итоге, Боэми несмотря на некоторые претензии свой голос дал, Бертман, естественно, тоже, Мешеряква – решительно, а стилистка Медея Ясониди не дала. В итоге у Софьи произошла потеря одного балла. Это была серьезная утрата для финала, и уже на итогам первого круга она стала не первой. Кроме того, психологически это был достаточно весомый удар, после которого надо еще приходить в себя. А получившей неприятный и незаслуженный сюрприз была очень молодая женщина.
       Итак, начался второй круг финала.
       Первой как и в первом туре вышла Елизавета Кулагина. Арию Алины из оперы Беллини "Сомнамбула" в память о Марии Калас она исполнила безупречно. Запомнилось роскошное бордовое платью и стать этой стройной, высокой, красивой молодой женщины. Как и ранее, она держалась на сцене в своей почти неподвижной  манере. Возможно, для этой роли так и было нужно. Претензий к исполнению не было. Все сказали, что образ создан, и в него поверили. От Бертмана до Ясониди. Елизавета получила 4 голоса, и это был предел возможного для финала.
       Остались 2 участника
       Вышел Кошкинбаев. Романс Пушкина «Я вас любил» на музыку Шереметьева он исполнял сидя. А под конец допустил вольность и вытащил смартфон, что было явно неуместно. Пел, впрочем, очень хорошо. Бертман его за смартфон пожурил, но на голосовании просчет не отразился. Тоже 4 голоса и тоже финал прошёл по максимуму.
      Ждали последнюю участницу – Софью Цыганкову. Она вышла как ни в чём ни бывало и стала исполнять сложнейшую арию Клеопатры из оперы Генделя «Цезарь в Египте». Мне показалось, что вначале она немного волновалась, но потом вошла в роль и середину, и окончание этой сложнейшей арии пропела великолепно. Там такие трели, что петь надо на пределе возможностей. Обращали на себя роскошное платье на миллион и движения примы, которой она, конечно, и является.
       Обсуждение началось с Медеи, которая увидела проблемы с интонацией. Боэми отметил, что на прослушивании он посчитал исполнение этой партии Софьей совершенным, а сейчас было хорошо, но не так хорошо, как тогда. Потом начался разговор о мурашках, когда и у кого они возникали или не возникали, когда слушали Софью. Мария Мещерякова заявила, что исполнение ей очень поравилось. Всё было как надо. Трое дали свои голоса, а последняя – Ясониди, голос не дала. Таким образом Медея Ясониди в финале лишила Софью двух необходимейших голосов, что имело глобальное последствие. Решение одной из членов коллегии судей лишило Софью Цыганкову первого места, и это прискорбно, конечно.
      Подводя итог, позволю себе выразить мнение.
     Мы увидели и услышали выдающихся исполнителей. Думаю, они на уровне лучших не только в стране. Вопрос выбора победителя связан со случайностями и не является выбором небес. Для меня по совокупности проявлений таланта Софья Цыганкова первая. При этом я считаю Динмухамеда выдающимся певцом, и его первое место пусть с ним и остается. Елизавета Кулагина тоже по-своему хороша и тоже прекрасная солистка, и тоже заслуживает всяческих похвал.
        Результат в некоторм смысле хорош. Юноша взошёл на пьедестал, а для двух оставшихся девушек исчез предмет какой-либо зависти друг к дружке.
       Еще несколько слов о ведущих. Успех конкурса в значительной степени обеспечен и ими. Они свои роли исполнили блестяще. Показали себя как настоящие друзья и защитники выступающих. Они внимательно следили за реакцией судей за столом и обычно начинали опрос с наиболее благоприятно настренного лица, чтобы задать тон последующему обсуждению. Честь им и хвала!
       Оркестр тоже был великолепен.  Заслуга руководителя и дирижера налицо. Спасибо всем за доставленное удовольствие. Представление удалось.
       Всё можно посмотреть в повторе на сайте "smotrim.ru"
       Итоговый концерт финалистов будет 23 декабря. Он тоже записан. Ничего от  этого шоу в живом показе нет. Это можно понять, так как собрать разъехавщихся участников через продолжительное время практически невозможно. Это относится и к членам жюри, которое в этот раз было на самом высоком уровне.


Рецензии
Большое спасибо! Всего доброго!

Галина Михалева   19.12.2023 12:27     Заявить о нарушении