Любовь вместе с истиной ходят рядом
8 Иисус, продолжая сидеть, начинает говорить, как если бы это было простое поучение для Его апостолов. Крестьянин тоже остается рядом.
«Много тех, что всю жизнь ищут Истину и так и не находят ее. Они напоминают безумных, которые пытаются увидеть, несмотря на то, что на глазах у них бронзовые шоры, и они судорожно ищут, размахивая руками, так что все больше удаляются от Истины, или же заслоняют ее, обрушивая на нее предметы, которые благодаря их безумным поискам сдвигаются с места и опрокидываются. С ними и не может произойти ничего другого, ведь они ищут там, где Истины быть не может.
Чтобы найти Истину, нужно соединить свой ум с любовью и смотреть на вещи не только знающими, но и добрыми глазами. Ибо доброта имеет большее значение, нежели знание. Кто любит, тот всегда отыщет тропинку к Истине.
Любить – не значит испытывать наслаждение плотью или посредством плоти. Это не любовь – это чувственность. Любовь – это чувство одной души к другой душе, возвышенного к возвышенному, благодаря чему подруга воспринимается не как раба, а как та, кто производит детей на свет, только это, то есть как вторая половина, образующая с мужем единое целое, способное творить жизнь, и не одну жизнь; то есть подруга для мужа – это и мать, и сестра, и дочь, которая может быть слабее новорожденного, а может быть сильнее льва, смотря по обстоятельствам, и которую следует любить уважительно, доверчиво и покровительственно как мать, сестру и дочь. А всё, о чем Я не упомянул, это не любовь. Это порок. И ведет не вверх, а вниз. Не к Свету, а во Тьму. Не к звездам, а в грязь. Любите женщину, чтобы суметь полюбить ближнего. Любите ближнего, чтобы суметь полюбить Бога.
9Вот и найден путь к Истине. Истина здесь, о люди, ищущие ее. Истина есть Бог. Здесь находится ключ к познанию. Безошибочное учение – это только Божье учение. Как может человек дать ответ на свои „почему“, если у него нет Бога, который бы ему ответил? Кто может раскрыть тайны сотворенного мира, хотя бы просто и только эти тайны, если не высший Создатель, который этот мир и сотворил? Как понять такое живое чудо как человек, существо, в ком сочетаются совершенство животного с тем совершенством бессмертного, каким является душа, благодаря которой мы – боги, если только обладаем живой душой, то есть свободной от тех грехов, которые унизили бы и грубое животное, и которые, тем не менее, человек совершает, да еще и кичится этим?
Я повторю вам слова Иова, о искатели Истины: „спроси у вьючных животных – и научат тебя, спроси у птиц – и они тебе подскажут. Поговори с землей, и она ответит тебе, с рыбами – и они расскажут тебе“[2].
[2] Иов 12: 7–8.
Да, земля, эта зеленеющая и цветущая земля, эти плоды, что набухают на деревьях, эти птицы, что производят потомство, эти быстрые ветры, что рассеивают облака, это солнце, что безошибочно восходит веками и тысячелетиями, – всё говорит о Боге, всё толкует о Боге, во всём открывается и раскрывается Бог.
Если наука не опирается на Бога, она становится заблуждением, и уже не возвышает, а принижает. Знание не растлевает, когда оно религиозно. Чье знание в Боге, тот не падает, так как ощущает свое высокое призвание, так как верит в свое вечное будущее. Но нужно искать подлинного Бога. Не тех фантазий, что суть не боги, но лишь больное воображение людей, все еще находящихся в пеленах духовного невежества, отчего в их религиях нет ни тени мудрости, и в их верованиях – ни тени истины.
10Чтобы стать мудрым, годится любой возраст. Более того, вот что сказано в книге Иова: „При наступлении вечера воссияет тебе свет, как бы полуденный, и когда ты подумаешь, что уже конец, тогда взойдешь, как утренняя звезда. И исполнишься уверенности в надежде на то, что тебя ожидает“[3].
[3] Иов 11: 17–18. Такую трактовку стихов мы находим в Вульгате.
Чтобы найти Истину, достаточно благого произволения, и рано или поздно она позволит себя найти. Но если она уже однажды найдена, то горе тому, кто не следует ей, подражая упрямству израильтян, которые, уже держа в руках путеводную нить, чтобы отыскать Бога – а в Писании обо Мне всё сказано, – не желают уступать Истине и ненавидят ее, загромождая свой ум и свое сердце преградами из ненависти и своих формулировок, и не понимают, что от их чрезмерной тяжести земля разверзнется у них под ногами, шагающими, как они считают, победной поступью, но в действительности это не что иное, как шаги рабов формальностей, рабов зависти и себялюбия, и они будут поглощены и низвергнуты туда, куда отправляются повинные в добровольном язычестве, еще более греховном, чем то, какому предались иные народы, предались, дабы иметь хоть какую-то религию, которая бы упорядочивала их жизнь.
Нет, как Я не отталкиваю кающихся из числа сынов Израиля, так Я не оттолкну и этих идолопоклонников, которые верят в то, во что им было дано веровать, и которые в глубине своей души стенают: „Дайте нам Истину!“
11Я все сказал. Теперь давайте отдохнем в этой зелени, если нам разрешит этот муж. Вечером пойдем в Кану».
«Господин, я Тебя покину. Но поскольку я не хочу осквернить то знание, которое Ты мне передал, этим вечером я уйду из Тивериады. Оставлю этот край и удалюсь со своим слугой на побережье Лукании[4]. У меня там дом. Ты многое мне дал. Большего, я понимаю, Ты не мог дать старому эпикурейцу. Но и того, что Ты дал, вполне достаточно, чтобы перестроить свой образ мыслей. И… Ты помолись Своему Богу за старого Криспа. Единственного Твоего слушателя в Тивериаде. Помолись, чтобы прежде, чем я попаду в объятья Либитины[5], я смог бы снова Тебя услышать и благодаря способности, которая, я верю, образуется во мне на основе Твоих слов, лучше понять Тебя и лучше понять Истину. Будь здоров, Учитель».
[4] Область в Южной Италии.
[5] То есть в объятья смерти.
И он прощается на римский манер. Но затем, проходя мимо женщин, сидящих немного в сторонке, кланяется Марии из Магдалы и говорит ей: «Спасибо, Мария. Хорошо, что я узнал тебя. Ты подарила своему старому товарищу по застольям сокровище, которое он искал. Если я приду туда, где ты сейчас уже находишься, я этим буду обязан тебе. Прощай». И уходит.
Магдалина прижимает ладони к сердцу с удивленным и сияющим лицом. Потом она на коленях подползает к Иисусу. «О, Господь! Господь! Так значит, правда, что я смогу приводить ко благу? О, мой Господь! Ты слишком добр ко мне!» И, нагнувшись лицом к траве, она целует ступни Иисуса, снова омывая их слезами, теперь уже благодарными слезами великой любящей из Магдалы.
Господь — единственный Утешитель,
Любовь — от сердца,
Во Истину воскресшая,
Во славу Духом скреплена.
Владыка даёт нам второе рождение,
К Нему поспешим, а не в ад:
В конце своей жизни по смерти
Во Царство Небесное
Парит в огнях, восхищенная!
На крыльях счастья и добра
От жажды ищет Господа душа,
Ждёт радости общения.
С Христом-Богом, ради Отца,
Святыми выстрадана верная,
В пещерах вымоленная тропа.
Не только для соискупления
Вновь вспомним Сына страдания,
Ради Жизни помчит нас ветхих
К Завету для обетования
Дух Святой Предвечный —
Забудем забавы мирские
Из разных вражеских мыслей;
Уже неуместны все стрелы
От длинных туч, мрачных, серых.
Они для малодушных людей —
В гламуре успешных,
Но леденящий адский ужас здесь.
А ведь Невинный Царь Вселенной,
Распятый на Своем Кресте,
За нас срамных все притерпел.
Зовёт на исправление
Болезнь и сокрушение,
К любви — Его жар наставления.
Любовь всегда беспредельна,
Владыка даст второе рождение,
К Нему идёт душа, с искрой благословенная!
Свидетельство о публикации №223121601737