93. Муратова Белла Письма из Шамбалы Часть 6
В Москве Николай Константинович Рерих добилсяя разрешения исследовать Горный
Алтай, который его очень интересовал.
В состав алтайской части экспедиции входило семь человек: Николай Константинович
Рерих, его жена Елена Ивановна, сын Юрий Николаевич, сотрудники Ньюоркского музея Рериха - Морис Михайлович Лихтман, Зинаида Григорьевна Фосдик, тибетский лама Лобзанг (учный тибетец - ассистент Юрия Николаевича) И юный ладакец Рамзана.
Из Москвы двинулись через всю страну. И прибыли на Алтай летом 1926 года.Здесь только недавно отгремела Гражданская война.Белогвардейские части откатывлись сюда из Сибири."Здесь всё носит следы войрны-писал Рерих.Здесь, на Чуйском тракте засадой был уничтожен красный полк. На вершине лежат красные комиссары.Много могил и около них растёт густая трава."
Староверческое село Верхни Умон стало штаб-квартирой экспедиции.Рерихи поселились в доме Вахрамея Атаманова, который согласился быть их проводником.Они собирали минералы, интересовались целебными травами, обследовали древние курганы,любовались наскальными рисунками.
Внимание неизменно приковывала к себе гора Белуха и легенды, с ней свзанные.Которые были таинственны и загадочны.В них сквозило что-то недосказанное и запретное.Отзвуки необычных событий,Намёки на великих странниках, слухи о тайных местах в горах.И, наконец, рассказы о чудесной стрране Беловодье-всё это сплеталось в причудливые узоры народной фантазии и полузабытой реальности.
Благодаря дневнику американки З.Гфосдик мы знаем теперь многие подробности маршрута этой части экспедиции.Именно на Алтае Елена Ивановна запписывала и редактировала третью часть учения -книгу-"Община".Которая была напечатана в столице Монголии -Урге (нынче Улан Батор)
Именно в этой книге Под названием Великий Учитель упоминаетя Ленин. Одновременно здесь была издана книга "Основы буддизма".
В 1925 гду Таши-дама бежит после убийства свох родственников ьз Лхасы в Китай.Некоторые историки считают, что это сделал Яков Блюмкин, обвинив в содеянном агентов Далай-ламы с целью спровоцироватьпротивостояние Таши-ламы и Далай-ламы.
Как только в Москве узнали, что в Пекине объявился Таши-лама,была разработана операция "Миссия Рериха" -"Тибет XIV".
Сводилась она к следующему: Таши-лпму необходимо переправить в Красную Монголию (лучше добровольно) и сделать знаменем похода на Тибет в Лхасу "с целью освобождени тибетского народа от ига Далай Ламы ХIII, продавшегося англичанам".
а границе Монголии нрачали сосредотачиваться противники Дала-ламы.Это было небольшое вооружнное ополчение, готовое к боевым действиям.Предполагалось, что как только они начнутся,ополченцы будут поддержаны гоминдановскими отрядами.
Рериху было поручено добиться согласия Таши-ламы и Гоминдана на добровольный переезд Таши-ламы как духовного вожд Тибета в Монголию.
Остаив Елену Ивановну на Алтае, отец и сын Рерихи в невероятно короткое время-всего лишь за два дня были на "доджах" довезены до Пекина.
Тайные трёхсторонние переговоры начались днём 20 августа 1926 года в одном из пекинских буддистских монастырей. За круглым столом встретились: сам Таши- лама и его дипломаты, Гоминдан в лице представителя Чанкайши,маршала Фэн Юйсяна и ламы Конока Юнгам и "американцы" -Рерихи -представители "западных буддистов".
Переговоры велись на трёх языках- английском,китайском и тибетском.Переводчиком был советски востоковед итайный разведчик Борис Панкратов, который тоже на несколько часов превратился в "американца".
Из донесений Панкратова следует, что "Художник" (Рерих) хотел въехать в Тибет как двадцать пятый "кнзь Шамбалы", о котором говорили, что он придёт с Севера и принест спасение всему миру и станет царём света.
По этому случаю он носил парадное ламское одение.
Результат переговоров, которые занли всего лишь несколько часов, был просто блистательным - Таши лама дал согласие на переезд в Улан-Батоор, Гоминдан благославил его решение и обещал военную помощь в разработанной операции.
Вечером Рерихи уехали из Пекина на Алтай и через два дня были уже в Верхнем Умоне.Быстро собрались и двинулись на пяти машинах через Биск, Улан-Удэ в Моголию в Ургу.
о в Улан-Баторе миссию Рериха ждал страшный удар.
В игру вступила Япония.
Она тоже пыталась создать вокруг себ некое сверхгосударство или объединение государств и в Таши-ламе видела то знамя, под которым можно бороться за объединение окрестных народов.
Но понска карта тоже отпала: е побил сам Таши-лама,вознамерившись самостотельно вернуть себе религиозный престиж в Лхасе. Но на это ушли годы.
Тогда Рерихами был принят другой вариант: экспедиция Рериха преобразуется в делегацию "Всемирного союза Западных буддистов" и следует в Лхасу к Далай-ламе XIII с "миссией сотрудничества и дарами"для переговоров, благородная цель которых -объединение буддистов Востока и Запада дл плодотворного труда на благо страждущего человечества.
В Урге началась интенсивная подготовка ко второму,очень трудному переходу через Тибетское нагорье на этот раз с севера на юг в Индию.
в уРГЕ рЕРерихи простились со своими американсими дрзьями, которые возвращались в Америку, а к экспедиции присоединились новые люди.В числе их был лечащий врач Елены Рерих и старый друг семьи Константин Рябинин, написвши позже книгу "Развенанны Тибет" и две девушки из казачьей семьи-Люда и Рая Богдановы.Младшей-Рае было всего 13 лет.
Как и везде по маршруту экспедиции в Монголии были встречи и беседы с простыми людьми, а в Урге состоялась также встреча представителями монгольского правтельства.
Елена Ивановна вела общее руководство по хозяйственному снабжению-закупалась провизия,дорожные вещи и одежда дл проводников.
Сам Николай Константинович отдавал распоржения прбывшему в Ургу представителю нью-йоркского музея Рериха Лихтману. Зная о том, что Рерих собирается в Лхасу,Лихтман привёз подарки для Далай-ламы:ковёр из бизоновой шкуры стоимостью птьсот долларов, мексиканское седло с лукой,серебряные кубки и старинную парчу.
УВрга, столица Монголии находилась на равнине, окружнной горами.И художник подарил правительству ново Монголии свою картину с названием "Велики всадник"
(ригден Джапо -Владыка "Шамбалы" )
Здесь в Урге предстоло решить, каким путм идти в Тибет. Дороги из Монголии были ненаджны.В степях и горах пограничных районов на караваны нападали воинственные
тибетские племена и шайки бродячих разбойников.
Пржевальский и Козлов шли из Урги на Тибет через горы Гурбун, Сайхан,Алашань. Теперь этот путь был закрыт.
Оставалась караванная дорога на Юмбейсе-Алси.Информация об этой дороге была крайне скупа.Но выбора не было.
Пока шла подготовка,Николай Константинович налаживал связи с Лхасой.Загадочный
и далкий город стоял где-то там, за монгольскими степями, пустней Гоби, Гималаскими хребтами.
Торговый караван повёз письма из Урги в Лхасу.Ответ прибыл через три месяца.
Центрально-азиатской экспедиции Рериха разрешили войти в Тибет и посетить Лхасу.
Рерих знал, что в священном городе ведут себя недостаточно логично.
Незадолго до Рериха в Лхасу не пропустили русского путешественника Козлова, хотя он имел личное приглашение далай-ламы.
Перед выходом предстояло пополнить запасы продовольствия,набрать надёжных проводников. Часть снаряжения Рерих получил из запасов, которые были оставлены в Урге экспедицией Козлова.
Хотя финансирование экспедиции производилось за счёт ОГПУ, сама экспедиция проходила под американским лагом.И между её участниками существовала договорённость : По буддистским странам двигаться, как буддистам,в Тибете - под знаком Шамбалы,в других странах- только как американцам. Советских документов и паспортов нигде не демонстрировать.
Начальник охраны экспедиции полковник Кардашевский был завербован английской разведкой ещё со времени Гражданской войны.Он влется тайным агентом подполковника Бейли в Сиккиме и информирует его о любом передвиженнии Рериха.
Свидетельство о публикации №223121601772