Великая Отечественная. Победы и просчёты

Великая Отечественная война, продолжавшаяся 4 года, главное событие истории нашей Родины. Неизбежны были и достижения, и победы, и просчёты, и провалы. Конечно больше было побед. Это мы взяли Берлин и водрузили знамя над Рейхстагом. О победах мы знаем хорошо, особенно в последнее время, благодаря активной борьбе «с искажениями исторической правды». Но и о просчётах забывать не следует, какая же это тогда правда.

На вопрос: «с какой новости начать, плохой или хорошей» - обычно отвечают: «с плохой». Давайте и мы поступим так же. Я не историк, не политолог, а простой геолог, однако прожив в своей стране 90 лет, несомненно имею право на свои оценки. Итак. Вспомним хотя бы несколько просчётов предшествовавших войне.

1. Основным просчётом «великого стратега» Сталина конечно было уничтожение или выведение из строя высшего командного состава Красной Армии. Катастрофические последствия этого описаны Константином Симоновым, многими другими военными писателями и мемуаристами. Но это должно быть ясно и каждому, кто посмотрит список А.И. Тодорского, до 1938 г начальника Управления высших военно-учебных заведений РККА. Было репрессировано (воинские звания комсостава до 1941 г):

из 5 Маршалов Советского Союза - 3

из 2 армейских кмиссаров 1 ранга - 2

из 5 командармов 1 ранга - 5

из 12 командармов 2 ранга - 12

из 2 флагманов флота 1 ранга - 2

из 15 армейских комиссаров 2 ранга - 15

из 67 комкоров - 60

из 28 корпусных комиссаров - 25

из 199 комдивов - 136

из 397 комбригов - 221

из 36 бригадных комиссаров - 34

К списку Тодорскрго можно добавит ещё немало фамили. То есть, если сосчитать только самый высший комсостав, то окжется, что из 47 человек было выведено из строя 45. А если сосчитать всех, то из трёх жертвами стали двое. Никакое поражение никогда не ведёт к таким чудовищным потерям командного состава. Всего же, по данным генерала армии А.А.Епишева, число погибших и репрессированных (а после смерти Сталина реабилитированных) командиров и политработников РККА составило несколько десятков тысяч. Конечно нельзя забывать, что в 1940-1941 гг были освобожден некоторые руководители РККА, в том числе К.К.Рокоссовский, К.А.Мерецков, А.В.Горбатов, А.Л.Петровский, но это капля в море.

2. Большим просчётом является строительство двух оборонительных линий и характер этих работ.

Система укрепрайонов (УР) вдоль западной государственной границы СССР (до 1039 г) - «линия Сталина» протяжённостью 1850 км строилась в 1927-1937 гг. Она должна была состоять из 21 УР протяжённостью 100-180 км по фронту и 30-50 км в глубину (основные позиции на глубину 4-5 км). Многочисленные периодические инспекции постоянно отмечали срыв сроков и низкое качество строительных работ.

После присоединения к стране Западной Украины, Западной Белоруссии и стран Прибалтики («воссоединения братских народов») строительство «линии Сталина» было прекращено и в начале 1940 г началось строительство новой системы УР («линии Молотова») примерно в 300 км к западу, практически вплотную к новой границе. Часть вооружения со старой линии была демонтирована и перевезена на линию новую. На 22 июня 1941 г из 5807 запланированных долговременных оборонительных сооружений (ДОС) было построено лишь 880 (15-20%). Орудия старых систем с «линии Сталина» плохо подходили для «линии Молотова» и устанавливались с «временными» переделками оборонительных сооружений. В ночь на 22 июня лишь часть ДОТ успели занять гарнизоны; запасами они обеспечены не были и находились в полной изоляции. Немцы их обходили, а затем выжигали из огнемётов силами специальных штурмовых групп. Последний ДОТ пал 30 июня.

О состоянии старой линии в это время можно судить по показаниям пленного немецкого сапёра лейтенанта Бама (17 июля 1941 г): «Мы имели задачу блокировать и подрывать укрепления. Но вместо мощных укреплений нашли только заброшенные ДОТ. Мы долго не могли поверить, что это та самая неприступная «линия старой границы».

Вообще о состоянии старой линиии и степени ее разрушения существуют разные мнения. Однако ЛОГИЧЕСКИ нельзя не согласиться с тем, что, не смотря на огромное время, силы и средства, вложенные в её создание, с началом строительства новой она ПО СУТИ была разрушена самими руководителями государства. (Практически все стратегически мыслящие командиры РККА уже были репрессированы). Если бы в 300 км от новой границы была сохранена и достроена «линия Сталина», к подходу немцев она могла быть подготовлена и с ее помощью можно было бы попытаться остановит фашистов. А на «линии Молотоваа», расположенной вплотную к границе, при вероломном нападении гарнизоны даже готовых объектов просто не могли подготовиться к обороне. Обе линии практически не сыграли никакой роли в обороне страны.

Не исключено, что плачевное состоянии обеих линий было одной из причин, побудивших Гитлера начать войну именно в это время. Даже на два фронта.

3. Огромным просчётом была упорная слепая вера Сталина, что летом 1941 г Гитлер не начнёт войну. Он не верил нашим разведчикам-нелегалам с Запада. Не верил Р.Зорге из Японии. Не поверил Черчиллю, предупредившему его через нашего посла Н.М.Майского и английского посла в Москве Р.С.Крипса. Не поверил германскому послу графу Шуленбергу (националисту, но не фашисту), предупредившему его через нашего посла Деканозова (беспрецедентный поступок в истории дипломатии).

Ни участившиеся полёты над нашими пограничными районами немецких самолётов-разведчиков, ни огромное скопление немецких войск у нашей границы не могли его переубедить. Был приказ «не отвечать на немецкие провокации». Офицеры-пограничники и войсковые командиры расположенных на западе страны подразделений отправлялись в летние отпуска.

В ряду наших достижений и побед меня поражает не часто упоминаемая беспрецедентная эвакуация в глубокий тыл сотен заводов, которые и обеспечили нашу победу.

Вспомним о нашем железнодорожном транспорте 1941 г - густоте дорог, конструкции и количестве паровозов и вагонов, которые были полностью загружены и до начала войны. Оценим характер грузов, которые необходимо было эвакуировать. Не зерно и цемент, а неподъёмные крупнгабаритные станки, котлы, агрегаты... Не забудем, что основной задачей транспорта в это время было снабжение огромной сражающейся армии. Вспомним и о господствующей в небе немецкой авиации, целенаправленно бомбившей эшелоны. Охватить эту тему целиком невозможно, поэтому я опишу одну типичную эвакуацию.

Отец мой А.А.Ельянов, окончив в 1929 г Ленинградский горный институт, работал на Ижевском оружейном заводе № 74 (ныне концерн Калашникова). Организационные способности и трудолюбие отца были замечены и в феврале 1941 г он был назначен директором завода № 367 в подмосковном Загорске, который ещё достраивался, но уже начал выпуск знаменитых автоматов ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина) - новейшего и важнейшего стрелкового оружия предстоящей войны. Семья выехала в Загорск 20 июня, и о начале войны узнала на станции Шатура.

Эвакуация завода в городок Вятские Поляны Кировской области началась за неделю до критического дня в наступлении немцев на Москву (17 октября). За 8 месяцев отец успел начать производство, выпустить несколько тысяч автоматов и практически за месяц эвакуировать завод в глубокий тыл. Последний эшелон с оборудованием и конструктором автоматов Г. С. Шпагиным прибыл на новое место 7 ноября. Немцы завод не бомбили. Вероятно он числился у них недостроенным (как формально и было), в захвате Москвы они не сомневались и портить своё будущее имущество не хотели.

Новым местом дислокации завода была примитивная Вятскополянская шпульная фабрика, выпускавшая деревянные «шпули» для прядильно-ткацкого производства.

В эшелоны отцу удалось загрузить всё: станки и паровые котлы, трансформаторы и элекродвигатели, провода и кабели, технологическую оснастку и сантехнику, инструмент, готовые детали и полуфабрикаты, металл и стройматериалы. А также рабочих и их семьи. В результате перерыв в работе завода составил 30 дней, а в выпуске автоматов - всего 45 дней. Сроки в мировой практике неизвестые. При том, что большинству эшелонов пришлось идти кружным путём - через Пермь и даже Свердловск, проделав расстояние около 2,5 тысяч км. Прямой путь через Казань был загружен полностью поставками воюющей армии.

Нашу семью и семью главного инженера отец отправил в эвакуацию на автобусе (на таком разъезжали Жеглов и Шарапов в известном сериале), а сам, отправив последний эшелон, выехал вслед на директорском ЗИСе-101, приспособленном для езды по асфальту (других машин не было). Только с шофёром, без вещей, продуктов и денег. По ноябрьскому российскому бездорожью. Прекрасный организатор в мире цехов, станков и термических печей, он плохо ориентировался в стране, простиравшеся за заводской проходной. Машина безнадёжно застряла, не проехав и половины пути. Подробности дальнейшего путешествия я не знаю. Но судя по тому, что до Ижевска добрался отец лишь через две недели, грязный, вшивый, в рваной телогрейке на голое тело (костюм и рубашку пришлось обменять на продукты), было оно не простым.

Однако самым сложным была конечно не эвакуация из Загорска, а организация производства на новом месте. Подробности её мы знаем благодаря воспоминаниям заместителя наркома вооружения В.Н.Новикова, побывавшего на «заводе у Ельянова» как раз в это время. (Принимал грузы и руководил строительными и пусковыми работами В.И.Исаков).

Уже в начале сентября, когда приняли решение об эвакуации завода, на место выехали строители. В октябре здесь работало около 2,5 тысяч человек. (Где их разместили?). К работам были привлечены колхозники близлежащих сёл и их конный транспорт. Были переброшены сюда и два стройбата.

Начали со строительства железнодорожных путей от завода до ж.д. станции, находившейся на другом берегу широкой реки Вятки. Через реку навели временный мост для автомашин, к цехам подвели подъездные пути со шлаковым основанием и дощатым настилом, продержавшимся до морозов. Разгружали эшелоны в основном вручную. Единственный экскаватор использовали как подъёмный кран. Работали круглосуточно, многие не покидали площадку в течение 18-20 часов. Из-за дождей по дорогам часто не могли проехать ни автомобили, ни кони. Местные организации выделили несколько тракторов, которые возили оборудование на даревянных санях и железных листах. За двадцать дней неистовой работы удалось смонтировать и пустить более тысячи единиц различного оборудования. Как уже говорилось, перерыв в выпуске автоматов составил всего 45 дней.

Городок Вятские Поляны, по словам Новикова, был типичной «заволжской деревней». Одноэтажные и двухэтажные деревянные домики. Около 10 новых бараков - первое жильё для эвакуированных. Бывшая шпульная фабрика имела помещения, которые можно было использовать лишь после переделок. Паровые котлы и элекрогенераторы из-за сложной эвакуации требовали ремонта. Воду к котлам подавали по временному водопроводу, который часто забивался песком. К цехам и жилым баракам водопровод проведён не был. Канализация отсутствовала. Центральное отопление только в сушильных камерах. Ни одной мощёной дороги.

Важнейшим направлением работ было строительство. К пуску завода за два неполных месяца построили и переоборудовали 12 тысяч кв.м. новой площади. Конечно не всё делали как до войны. В новом корпусе колонны заменили простыми деревянными стойками. В фундамент закладывали не железобетон, а вбивали деревянные сваи. Крыли цехи «шпульной бумагой», пропитанной битумом. Бараки были каркасно-засыпными.

Самым сложным оказалось разместить людей. Кроме бараков закончили недостроенные частные дома, приспособили под жильё многие здания различных организаций. В общежитиях для молодёжи поставили двухэтажные нары. Часть рабочих подселили в коммунальные квартиры; иногда в одной комнате приходилось жить двум семьям. Многие обосновались в деревнях в 2 - 5 км от завода.

Вот так создавали оружие победы наши героические отцы, матери и деды. За время войны армия получила более 6 000 000 автоматов ППШ. Выпуск этого более совершенного оружия позволил Ижевскому заводу в 1943 г снизить выпуск винтовок старого образца с 12 до 10 тыс. в СУТКИ (осознайте эти цифры!).

Каковы сейчас город Вятские Поляны и Вятско-Полянский Машиностроительный завод можно посмотреть в интернете. В музее завода фото моего молодого отца - его первого директора.

Сообщить модератору


Рецензии