Леонид Енгибаров Грустный клоун с осенью в сердце
Как писал Высоцкий, «под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, а Маяковский лег виском на дуло». Этот рубеж не смогли перейти и Байрон, Бернс, Хлебников, Хармс,Рембо, Одоевский и многие другие.
Леонид Енгибаров
Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве.
25 июля 1972 года, мир искусства лишился Леонида Енгибарова.
Самый грустный клоун СССР, как его прозвали журналисты,скончался у себя дома в Москве. Ему было 37. .
Причина – тромб, образовавшийся из-за больших нагрузок на фоне не вылеченной ангины… В свидетельстве о смерти записано:«хроническая ишемическая болезнь сердца».
Советский клоун-мим, выступавший в амплуа «грустный клоун». Леонида прозвали клоуном с осенью в сердце.
«Клоун с осенью в сердце» была такая программа в телецикле Игоря Кио.
Первое увлечение-бокс.На первенстве Москвы по боксу на его счету было 9 побед.Девять лет провёл на ринге, стал Мастером спорта.
Затем цирковое училище. На приемных экзаменах в Цирковое училище,кто-то из комиссии предложил Леониду сделать этюд. Он тотчас сымпровизировал мимическую сценку «На ринге». С этого этюда,собственно, и начинается счет его пантомимам.
За все выступление он не произносил ни слова, но молчание было красноречивей любых слов.
После первой неудачи последовали триумфы в Москве, Ленинграде, Одессе, Ереване, Баку, Кракове, Варшаве.
В двадцать девять лет на международном конкурсе в Праге его назвали лучшим клоуном Европы и вручили первую премию — Кубок имени Э. Басса (известного чешского писателя, автора знаменитого «Цирка Умберто»).
Марсель Марсо называл его гением пантомимы и «великим поэтом движения»
Юрий Никулин вспоминал: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. А спустя три года,вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя,нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».
Это был единственный в СССР клоун-лирик, интеллектуал, романтик и философ.
Критики называли его «философом на манеже» и «думающим клоуном» за удивительный талант не просто смешить зрителей, но главным образом – побуждать их к осознанности и переосмыслению привычных вещей.
Енгибаров был автором и режиссёром своих номеров.Он побеждал на международных конкурсах, снимался в кино, писал прозу.
Его друзьями были Юрий Белов, Олег Стриженов, Василий Шукшин, Карел Готт, Марсель Марсо, Ролан Быков,Владимир Высоцкий..
Владимир Высоцкий посвятил ему песню «Четыре четверти пути» (Канатоходец)
и стихотворение «Енгибарову — от зрителей»:
Шут был вор: он воровал минуты —
Грустные минуты тут и там.
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.
В светлом цирке между номерами,
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.
Зритель наш шутами избалован —
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: «Да разве это клоун?!
Если клоун — должен быть смешной!»
Вот и мы… Пока мы вслух ворчали:
«Вышел на арену — так смеши!» —
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
Мы опять в сомненье — век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой,
Клоун, правда, слишком мрачноватый —
Невеселый клоун, не живой.
Ну, а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.
Только — балагуря, тараторя —
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.
Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце,
Делались всё горше пантомимы,
И — морщины глубже на лице.
Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас,
Будто многим обезболил роды,
А себе — защиты не припас.
Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
«Ах, как нас прекрасно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!»
Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами её.
Злое наше вынес добрый гений
За кулисы — вот нам и смешно.
Вдруг — весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.
В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь — и тишина…
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего — и сломана спина.
Зрители — и люди между ними —
Думали: вот пьяница упал…
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался — и переиграл.
Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилёг, устав, —
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.
Я шагал вперёд неукротимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим!
Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты —
Грустные минуты у людей.
Многие из нас бахвальства ради
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках…
Сгинул, канул он — как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?..
Только я колпак ему — придумал,
Этот клоун был без колпака.
1972 г.
Мария Сергеевна Романушко — поэт, прозаик.Член Московского Союза литераторов и Российского Союза профессиональных литераторов посветила пять книг великому клоуну-миму Леониду Енгибарову — «Леонид Енгибаров: Клоун глазами поэта», «Леонид Енгибаров: Мим, говорящий с вечностью», «Не прощаюсь с тобой», «Еженощное» и «Сурожская тетрадь».
Енгибаров-автор книг:
Енгибаров Л.Г. Первый раунд : Миниатюры / Ереван: Айастан, 1971.
Енгибаров Л.Г. Последний раунд. — Ереван: Советакан грох, 1984.
Енгибаров Л.Г. Клоун с осенью в сердце: Миниатюры /С.-Петербург: 2002.
Енгибаров Л.Г. Клоун с осенью в сердце: Миниатюры / С.Петербург 2008.
Енгибаров Л.Г. Я подарю тебе звёздный дождь:новеллы / М.: КЦ «Софит» 2012.
Из интервью Леонида Енгибарова. Журнал «Смена» 1973 г.
"...Цицерон, который сказал: «Так как слава только отражение добродетели,
неразлучный путник великих дел, то честные люди не должны презрительно к ней относиться».
Кстати, он же сказал: «Даже те философы, которые писали трактаты против славы, не забывали ставить свое имя в заголовке своей книги».
Быть первым в чем-то — это великолепно. И потому, я думаю, каждый человек должен стремиться к этому.
Слава — не только свидетельство заслуг. Одновременно она означает, что заслуги эти признаются многими. Слава нужна спортсмену, слава нужна слесарю, врачу и,конечно, артисту. Она все время напоминает, что завтра нужно работать лучше, чем вчера. В некотором роде именно она мера успеха, а следовательно, и труда. Другое дело, что слава, как и успех, может быть заслуженной и незаслуженной, скандальной, легкой, временной, курьезной… Какая у меня — судить не мне..."
Л.Енгибаров.
Журнал «Смена» 1973 год.
Незадолго до смерти в начале 1970 ему удалось осуществить мечту – создать эстрадный театр пантомимы, в репертуаре которого остались прежние репризы артиста и появились новые моноспектакли с захватывающими трюками. К сожалению, театру Енгибарова долго просуществовать не пришлось из-за скоропостижной смерти
своего создателя.
За 1960—1969 годы Енгибаров объездил с гастролями весь СССР. Особенно его любили в Одессе, Киеве, Ереване, Ленинграде.
В Одессе жил его старший брат Михаил Георгиевич Енгибаров, художник, скульптор. Его коллегами по ОПХОК-(Одесский художественно-оформительский комбинат) были одесские художники Екатерина (Китти)Подольская и Кармалюки Галя и Юра-наши близкие друзья. Мастерская Кармадюков была недалеко от нашего дома, и мы с Аллой часто захаживали к ним.
Однажды Михаил Енгибарян привел своего брата Леонида в мастерскую Кармалюков. В это время у Кармалюков была Китти и мы. Там мы познакомились с Леонидом Енгибаровым. Во время съемок в Одессе, Леонид часто бывал у Китти Подольской. Китти сделала прекрасный портрет Леонида и подарила ему. Иногда по нашей просьбе Леонид показывал некоторые пантомимы. Перед отъездом Леонида из Одессы, после окончания съемок фильма, Кармалюки в своей большой мастерской устроили вечеринку, где мы попрощались с Леонидом. Так состоялось, наше с Аллой знакомство, с гениальным артистом-Грустным клоуном.
Пантонима "Жизнь женщины"
https://youtu.be/ckFOHAcfWBs
"На вокзале"(Обнимашки"
https://ok.ru/video/1085956950689
https://ok.ru/video/256446106352?fromTime=13
Свидетельство о публикации №223121600829
Я же помню, я ее видел в юности в конце 60-х годов.. (
Бадма Утегилов 16.12.2023 14:05 Заявить о нарушении
Роберт Багдасарян 06.06.2024 00:26 Заявить о нарушении
Спасибо за то, что правильно подсказали название фильма.. )
Бадма Утегилов 06.06.2024 20:28 Заявить о нарушении