Г. Киселев. Истину ищем вместе

Серия открытых городских семинаров по философии проходила в Екатеринбурге в начале 1990-х по инициативе Сергея Юрьевича РАДЧЕНКО!

Докладчик: Г. КИСЕЛЕВ, слушатель семинара:
ИСТИНУ  ИЩЕМ  ВМЕСТЕ

     Городской семинар по русской философии вот уже четвертый год подряд работает в нашем городе.
     Последнее плановое, предновогоднее заседание семинара было посвящено проблеме под названием  «ФИЛОСОФСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БОГА».  Эта оригинальная тема была поднята в докладе кандидата философских наук  МОЛЧАНОВА Валерия Алексеевича.
     …Обычно считают, что Бог и религия – это, как бы, ОДНО и ТО ЖЕ.  Однако, как выясняется, это – вещи разные.  Так, с одной стороны, вполне возможна религия и без… Бога. Это когда, с религиозным трепетом, человек относится, например, к любой вещи, к Партии, Рынку или Государству, к ближайшему начальству или… к самому себе.  Типичной «религией САМОобожения»  выступает, например, т.н. безбожный атеизм.
     А с другой стороны, вполне возможен и Бог без… религии.
     Именно эта сторона проблемы вызвала живейший интерес, а порой и настоящее интеллектуальное потрясение. Например, выясняется, что в так называемом  «онтологическом доказательстве»  бытия Бога, (связанном с именем Ансельма Кентерберийского), человеческое сознание сталкивается с одной и той же логической трудностью, не зависимо от того, занимается ли оно ТЕОЛОГИЕЙ или же ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЕЙ.  То есть, бытие Бога столь же проблематично (точнее, так же проблематично), как и бытие денег…
     Вот почему оказалось, что к теологическим аргументам  Ансельма Кентерберийского в своем знаменитом «Капитале» прибегал даже такой известный экономист (=материалист!) как Карл Маркс. И опровергал он ими, вместе со своим учителем философии, не абы кого, а… Иммануила Канта, который, признавая «религию в пределах только разума», был, оказывается, о Разуме-то мнения весьма и весьма невысокого…
     Бог вне религии – означает следующее: Бога, как и Истину, следует именно мыслить. То есть, идти к ним только истинным путем, а не «каким-то ещё» иным (!)   Но, познавая Бога в Его Истине, мы, при этом, саму-то Истину и… познаем. Именно об этом свидетельствует история Западной теологии, Восточного богословия или, резюмирующая их, история мировой философии. (Но, лишь, при условии, что она-то  сама - состоялась).
     Не случайно, что этот пункт доклада вызвал наибольшие вопросы и возражения со стороны «традиционного атеизма». Вот самый коронный из них: «Так где-же он, Бог, на небе, что-ли?!»
     - Небо – это не весь Мир, а дядька на облаке это не Бог, - был ответ.  – Ведь, облако находится в небе, небо в космосе, а космос – в мире, а Мир уже находится в Боге. А где же находится сам Бог?  Да, в самом же себе и находится, ибо он – Причина Самого Себя.
     Мысля Бога как «дядьку на облаке», вы мыслите его неистинным образом. То есть, не мыслите вовсе.  Рассуждать же «о Боге» не мысля – значит… впасть в БОЛТОВНЮ!
     Тем самым, вы поворачиваетесь к Нему худшей своей стороной (ибо, что же хорошего в пустой болтовне?!) и потому-то, по Закону Справедливости, Бог поворотится к вам… со-ответственно.  В чем это проявится?  А в том, что окружающие вас люди тоже отнесутся к вам … «без-божно».
     Другими словами, вопрос об отношении Вас…  к Богу – это просто вопрос об отношении Вас к… «самому себе». 
     Почему?  Да, потому, что таков Закон СПРОВЕДЛИВОСТИ. То есть, Л О Г О С.  А он – общий закон богов и людей, давным-давно открытый философией… - заключил докладчик.
     Впрочем, «а-теистические недоумения» в дискуссии на этом не завершились.  Очередное из них касалось вопроса «Веры» и «Знания».
     - Да, но к чему же «удваивать сущности»?  Если через познание бога мы идем к Истине… То есть, ежели есть уже сама Истина, то зачем же нужен Бог? – был задан очередной вопрос. Ответ на него гласил:
     - Прибавит ли нам «жизнь с Богом» счастья? – это, конечно, вопрос открытый. Это – «вопрос Веры» и это, несомненно, так.
     Однако, ведь, каждому взрослому человеку (будь он «атеист» или «верующий»)  известно, что «жизнь безбожная» – это, как правило, жизнь несчастливая, плохая.  «Неистинная», стало быть…
     Короче говоря:  мы Верим в то, что жизнь с Богом может быть и хороша, но мы Точно Знаем, что «жизнь безбожная» – все равно, что «голова безбашенная» – несомненно, плоха!
     «Атеистическая эпоха» в истории России  XX века  доказала этот «гносеологизм» ф а к т и ч е с к и  и вполне.  Ибо, как уже говорено, атеизм – это та же религия, только весьма-весьма безвкусная.  Отрицая Веру, она утверждает СУЕ-верие, которое, на поверку, пронизано пафосом  Культа Собственной Личности!  А тот, в свою очередь, ведет к утверждению культа личности Ближайшего Начальства. В результате – моральное разложение интеллигенции и социальное разложение общества.
     Таранные удары этой «дурной религиозности», со стороны своей интеллигенции, Россия испытала уже дважды. Так, в  XIX веке утвердился принцип: не сметь защищать православие без разрешения начальства!  А сто лет спустя: только одному лишь начальству известно, что такое есть настоящий социализм!
     Итог: вначале – оголтелое антихристианство, а затем – оголтелый антикоммунизм. (Сегодня у них «медовый месяц»…). Понятное дело, ведь «командная» Библия ничуть не лучше, чем  командный же «Капитал». Ибо, и там и тут, выглядывает нагло ухмыляющееся мурло «само-обоженного» мещанина.
     И, наконец, на просьбу, дать обобщенную философскую формулу проблемы «Бога и Истины», «Веры и Знания», докладчик В.А.Молчанов сказал так: поскольку есть Вера, то есть и СУЕ-верие.  А потому, по законам Диалектики, Вера – это Знание о том, что когда человек Истинно Верит в Бога, то и Бог Истинно Знает о нем.  Так что, в Бога можно, конечно, верить. Но можно Бога и Знать…
     Конечно, ИСТИНА, как общее Знание Бога и Человека, таит в себе ещё не мало парадоксальных и метафизических проблем.  Немалое их число было рассмотрено на этом, не совсем обычном, заседании Городского семинара, которое шло подряд более 4-х часов.  Все присутствующие твердо убеждены: время не было потеряно зря.
     А очередное его заседание состоится строго по плану и носит название  «УНИКАЛЬНЫЙ РУССКИЙ МУДРЕЦ».  Речь тут пойдет о знаменитой многотомной «Истории античной эстетики» Алексея ЛОСЕВА, о её месте в русской и мировой культуре  XX века.       
                Декабрь 1993 года, Екатеринбург.
    
(Материал для публикации предоставил В. А. Молчанов - кандидат философских наук). 


Рецензии