Почти по Эйнштейну

Мы все живем в трехмерном пространстве: длина, ширина, высота. Каждый может увидеть или представить себе такие объекты. Но существует еще четвертое измерение – время. Если по учёному, то всё вместе это называется пространственно-временной континуум.
 
Но кто видел время? Что это такое? Говорят – оно еще и движется: прошлое, настоящее, будущее. Чтобы обозначать время люди придумали особый способ, поделив время на части. Подчеркну, условно поделив на части: часы, минуты, секунды. Однако это не более чем иллюзия, порождение человеческого разума. То есть время, как бы существует, но ощущаться может по-разному.

Недаром Альберт Эйнштейн, поясняя свою теорию относительности на бытовом примере, говорил, что час, проведенный в прекрасной компании, покажется короче, чем пять минут на раскаленной плите.

Уверен, каждому знакомо выражение «время не резиновое». Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Очень даже резиновое. Всё зависит от обстоятельств, ситуации, всяких сопутствующих условий. Утверждаю не голословно, потому что сам неожиданно оказался в этом временном сдвиге.

Кто оканчивал институт в конце 70-х годов, тот должен хорошо помнить начало каждого очередного учебного года. Конечно, поездка «на картошку». В деревне людей все меньше, а урожай убирать надо. Вот студентов и отправляли на сельхозработы в качестве дармовой силы.

В один из таких трудовых семестров мы, 12 первокурсников истфака пединститута, разместившись в тракторной тележке, отправились на дальнее поле колхоза с громким названием «Родина».

Я со своим приятелем Лёнькой расположился у заднего борта, девчонки поближе к кабине трактора еще с одним нашим одногруппником Олегом.

Не успели отъехать и полкилометра по разбитой осенней распутицей грунтовой дороге, как вдруг произошло нечто, что я помню до сих пор.

Неожиданно я почувствовал, что опора за спиной вроде как исчезла. Я начал поворачиваться к Лёньке, уже поняв, происходит что-то необычное. Из ряда вон…

И тут – щелчок ! Время вдруг перестало быть привычной субстанцией, оно забуксовало на месте, став медленным и тягучим. Да, именно тягучим, как резина.

Я понял, что задний борт тракторной тележки открывается, но почему-то очень плавно и медленно, а  Лёнька начинает клониться назад.

- Он ведь может разбиться, надо его удержать, - эти мысли приходили в голову одна за другой и тоже неторопливо. Пытаясь схватить его за руку, я понял, что не успеваю и начинаю сам вываливаться за ним следом.

Тут же сознание переключилось уже на меня любимого.

- Так и я могу пострадать, расшибиться, - неприятные догадки тяжело заворочались в голове. – Или ноги зацепятся, и угодишь, не дай бог, под колесо. Надо самому как-то оттолкнуться поудачней, тогда всё получится, всё будет хорошо.

Думая так, я одновременно увидел, что и Олег тоже поднимается от переднего борта тележки и почему-то, как в замедленной съемке, плывет в нашу сторону.

Ещё раз, взглянув на Лёньку, который уже почти коснулся земли, я оттолкнулся, как профессиональный цирковой артист сразу двумя ногами, и оказался в глубокой грязной колее.

И тут же опять, щёлк! Время вернулось в привычное русло. И стало опять простым и понятным. Девчонки кричали и махали трактористу руками. Мы перемазанные с ног до головы осенней грязью поднимались с земли. Олег, спрыгнувший после остановки трактора, помогал нам.

Мы развернулись и побрели обратно в деревню чиститься и сушиться. Но ощущение, что я побывал в другом измерении осталось.

Как потом рассказали сокурсницы, всё происшествие заняло не более десяти секунд. Но мне показалось, что я за это время прожил, как минимум, минут десять.

А вы говорите, что время не резиновое. Ещё какое резиновое. Всё зависит от обстоятельств и ситуации.


Рецензии