Семейное торжество. 1911г
Сойдя с поезда, нас поразило, что в этот поздний утренний час над Петербургом было ещё ночное небо, и на всех улицах горели фонари. Когда у нас в Пензе стояли уже сугробы, здесь снега почти не было, и экипажи ездили на колесах. Да и в квартире Мартышкиных, где нас встретили с домашним теплом, мы сели за щедро накрытый стол под освещение всех имевшихся у них люстр.
Встреча Рождества, как обычно, прошла в молениях, посещении храмов. Утром дети хвастались друг перед другом подарками и веселились под ёлкой, наряженной разноцветными конфетами, пряниками, позолоченными орехами, бумажными фигурками и мишурой. Зелёная, пахнущая зимним лесом красавица стояла посредине самой большой комнаты - зала, увенчанная Вифлеемской звездой – символом благой вести о рождении спасителя.
На другой день за праздничный ужин мы садились, по традиции, под сказочную мелодию, которую на фортепьяно исполняла мама Лизы. Наша бабушка, как мы её теперь звали, происходила из петербургской дворянской семьи, поэтому была очень образована, безукоризненно вела домашнее хозяйство и соответствующее воспитание дала своим 9 детям.
В те годы браки между дворянками и успешными купцами были не редкостью. Но разница между крестьянским и дворянским менталитетом всё же давала о себе знать. Довольно часто утончённые, не привыкшие к тяжёлому провинциальному быту дворянки не выдерживали ежегодных родов, антисанитарии, постоянных хозяйственных хлопот. И, несмотря на помощь многочисленной прислуги, которой тоже надо было умело управлять, рано уходили из жизни. Например, мой отец был женат трижды из-за смерти предыдущих жён. А было у меня 17 братьев и сестёр, не считая умерших в раннем детстве.
Ужин начался в 12 часов ночи. На каждый прибор молодые хозяева разложили красочные карточки с индивидуальными стихами и афоризмами для каждого. Мы зачитывали их вслух, обсуждали и много смеялись над тонко подмеченными особенностями характеров.
Стол, как обычно в такие праздники, ломился от обильного угощения, о котором позаботилась наша бабушка. Вспоминаю, что в центре стояло блюдо с разварным поросёнком со сметаной, и было много, много разных закусок и сладостей.
После ужина мы решили устроить «вечер футуристов».
В эти годы появилось новое течение художников, поэтов и писателей, которые отвергали старых классиков, и с большим нахальством выдавали самые несуразные картины и сочинения, мало кому понятные, с вновь выдуманными словами и неприличными выражениями, которые раньше можно было услышать только из уст пьяных оборванцев. Почему-то это считалось искусством будущего, и называлось поэтому «Футуризмом» .
Так вот и мы, ради развлечения и следуя моде, стали сочинять экспромтом всякую чепуху в стихах и разыгрывать сценки.
Каждый из нас оделся в придуманный им костюм, и мы стали играть в шарады, угадывая характер и привычки изображаемого таким образом персонажа. Помню, я изображал «быстреца» - бегающего и сшибающего всех с ног человека с ночным горшком, украшенным лентами. В комнате стоял не смолкающий хохот, а дедушка Мартышкин даже смеялся до слёз.
Пользуясь присутствием в столице, мы много гуляли по празднично украшенным улицам, посетили ряд музеев, сводили детей в цирк Чинизелли. Осуществил я и главную свою мечту: сходил с семьёй на оперу в Народный дом имени Николая II, построенном в Александровском парке.
Дело в том, что я тогда занимал пост заместителя городского головы и горел желанием воплотить идею постройки в Пензе Народного дома имени Александра II. Модные в те времена Народные дома начали строить по всей стране после введения «питейной монополии» и создания «Попечительств о народной трезвости» в конце 1890-х годов. Эти организации строили народные дома на средства частных лиц, обеспечивая "культурный досуг" низших слоев России, отвлекая, таким образом, народ от злоупотребления спиртными напитками.
При Народном доме Николая II действовал театр, работала библиотека с читальным залом, столовая, вечерняя школа, лечебница для алкоголиков, кружки для взрослых и детей. Читались лекции по борьбе с пьянством, астрономии, естествознанию. Проводились богослужения и духовные беседы. Для развлечения детей и взрослых при нем открыли первую в России детскую железную дорогу и Американские горки.
Вид грандиозного здания из металла и стекла с куполом, в стиле модерн нас всех просто заворожил. Мы прошли через турникет в огромный зал, в который через потолок видно было хмурое зимнее небо. Стены зала были расписаны изображениями карт Российской империи и планом Петербурга. Любители географии имели возможность их рассматривать, передвигаясь по веранде под куполом. Справа и слева от центрального - были расположены залы для концертов, народных чтений, театральных постановок и феерий.
Нашей целью был театр для 1500 зрителей, где давали в этот вечер оперу « Жизнь за царя». Места у нас были в партере, откуда мы прекрасно видели сцену. В антракте я повёл жену и дочек в буфеты. Выбранные пирожные и сладкую воду мы вкушали, сидя за круглым столиком, покрытым белоснежной скатертью. Как мы потом узнали, скатерти были из тонкой японской бумаги, которая после смены сжигалась. Всё вокруг было чисто, светло и просторно. Поднимаясь по каменным лестницам, и указывая на металлический каркас, я обратил внимание дочек, что здание так построено, что не может сгореть.
Вернувшись домой, мы долго и с восхищением делились с бабушкой впечатлениями от увиденного, а на другой день в утренних газетах с ужасом прочли о пожаре в этом Народном Доме. Пожар начался ночью в одном из залов, где шла феерия со стрельбой в конце спектакля. Видимо искра от стрельбы попала за кулисы и стала там тлеть. Когда все уже покинули театр, воспламенилась сначала декорация, потом сцена, а потом огонь перекинулся на всё здание.
Вот вам и метал с камнем! Несчастья буквально преследовали нашего последнего царя и всё, что было связано с его именем!
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2023/12/17/1120
Свидетельство о публикации №223121701115