Пропавший Берести и другие объекты - 21

Часть 29. ЭТО  БЫЛ ПРОМАХ РУССКОЙ ПОЛИТИКИ ?


 Попытку породниться с московским великим князем  делал, в свое время,  и  великий князь княжества Литовского и Руского - Ягайло.  В 1384 (6892) году он намеревался жениться на дочери Дмитрия Ивановича — Софии.
 Советский академик Л. В. Черепнин считал неудавшееся сватовство Ягайло к дочери Дмитрия Донского  явным поражением московской  дипломатии в борьбе с польской дипломатией:
«В области русско-литовских отношений к середине 80-х годов XIVв. наметилась возможность союза московского великого князя с великим князем литовским Ягайлом Ольгердовичем. Предполагался брак Ягайла с дочерью московского князя Дмитрия Ивановича. На этот счет состоялось специальное соглашение Дмитрия Донского с матерью Ягайла, вдовой Ольгерда — Юлианией Александровной (дочерью тверского князя Александра Михайловича). Однако планы московско-литовского сближения не осуществились. Влияние польских феодалов при дворе Ягайла пересилило русское влияние и привело в 1386 г. к унии Литвы и Польши и к браку Ягайла с польской королевой Ядвигой. В Литве было введено католичество».

Современный беларусский писатель Чаропко Витовт, как и многие исследователи,  высказывает мнение,  что союз Дмитрия Ивановича  с Ягайло  стал бы мощным литовско - московским союзом, "направленный как против Ордена, так и против Орды".  А вероятную причину неудавшейся попытки Ягайло стать зятем Дмитрия Донского исследователь видит в следующем: " ... Дмитрий Иванович находился в «воле татарской», и в Орде этот союз не приветствовался. Поэтому Дмитрий Иванович потребовал от Ягайлы признать себя его «младшим братом» — подчиниться ему. На это, конечно, Ягайло не пошел. И вот Ягайле предлагали в жены польскую королеву, а в придачу и королевскую корону."
 
Существует также мнение в историческом соообществе, что этот "союз не состоялся из-за Ватикана, хана Тохтамыша и Олега Ивановича Рязанского, не желавших его заключения".

На первый взгляд в вышепреведенных  утверждениях Черепнина, Чоропко и прочих  все логично: в 1384 году Ягайло, Великий князь Литовский и Руский резонно не согласился подчиниться Великому Московскому и Владимирскому князю, улуснику царя Тактамыша, которого  только два года назад, в 1382 году,   Тактамыш "поустрашил" своим кровавым нашествим на Русь. И тут подсуетились польские магнаты,  сделав литовскому князю, казалось бы,  довольно лестное предложение! Возможность заполучить польскую корону не могло не потешить самолюбие Ягайло, к тому же вызвало  у него надежду, что при крещении Литвы в католичество произойдет  замирение с Тевтонским орденом.
 
Однако, можно ли в данном случае говорить о промахе русской политики? Или  о влиянии каких то сторонних сил, не желавших заключения этого союза?   
Нам видится, что Дмитрий Иванович, просчитав ситуацию,  просто оригинально отказал Ягайло, так как   четко понимал:  во-первых,  ни о каком "союзе против Орды" речи здесь идти не могло, ведь Ягайло, как мы утверждали выше, находился в тайном союзе с царем Тактамышем с 1379 года, который называл его не иначе как  "брат")  а, во-вторых, этот брак нес в себе опасность войти в прямое столкновение с еще одним злейшим и коварным врагом - Тевтонским Орденом, что  для русского госудаства, и без того ослабленного войнами,  было крайне нежелательно.

Ягайло же,  получив,  "лестное" предложение поляков,   стоял далеко не перед простым выбором,  да и его окружение не могли не  видеть негативных последствий, связанных с его  принятием.
 Предложение было настолько неоднозначно по выгоде, что и современные исследователи до сих пор гадают, говоря  словами Чаропко:  "Трудно объяснить причины согласия Ягайлы стать польским королем. Одни историки видели в этом проявление властолюбия Ягайлы, другие — его политическую мудрость. Но, вероятно, все же политические причины были определяющими. Ягайло не мог отдать польскую корону своим противникам — австрийскому герцогу Вильгельму или мазовецкому князю Земовиту, поддерживающим Орден. Зато объединенными силами Польского Королевства и Великого Княжества Литовского и Русского можно было противостоять и Ордену, и другим внешним врагам".
 
Сначала на съезде в Волковыске в 1385 г. были одобрены такие условия унии Польши и Литвы: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем — прямой потомок его и Ядвиги; ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными; внутреннее управление в каждой из стран — раздельное; и в Польше, и в Великом княжестве — свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры. Казна Великого княжества в значительной степени направлялась на польские нужды.

14 августа 1386 года в Кревском замке был подписан согласительный акт. По Кревскому акту Ягайло обязался соединить Великое княжество Литовское с Польским королевством, принять с народом католическую веру, а жениху Ядвиги - Вильгельму, с которым она была уже обручена, сыну австрийского герцога Леопольда, выплатить 200000 золотых отступного за разорванную помолвку.

12 февраля Ягайло отбыл в Краков, 15 февраля он был крещен под именем Владислава, 18-го обвенчан с Ядвигой, дочерью короля Людовика I Великого (король Венгрии 1342-1382 гг, король Польши 1370-1382 гг.). 4 марта Ягайло был коронован польской короной, тем самым была заключена персональная (личная) уния между Великим княжеством Литовским и Польским королевством.

На следующий год после заключения унии,  Ягайло сделал государственной религией Литвы католичество.
Вместе с Ягайло крещение приняли его братья Каригайло (Казимир), Вигунтас (Александр), Свидригайло/Швитригайло (Болеслав). В Литве Витовт возобновил исповедание католичества под именем Александр. При заключении Кревской унии лишь Скиргайло добился сохранения за собой права остаться православным.

Большинство надежд Ягайло, возлагаемых на получение польской короны, не оправдались.  Так, дружбы с католическим Тевтонским орденом не получилось. "Исторический оппонент Литвы, Орден, открыто называл обращение Ягайла всего лишь спектаклем, не могущим изменить положение истинной веры на землях между Мариенбургом и Ригой; только мечи монашествующих рыцарей могли, мол, принести христианство в литовские леса"- пишет Николай Эйхвальд.
А  польский хронист Ян Длугош отмечал, что великий магистр ордена не принял приглашения для участия в официальной церемонии заключения брака и "пылал то завистью, то опасением, как бы объединение не оказалось гибельным для него и его ордена".

1387 год ознаменовался крещением дворянства в Литве; учреждением епископств. Привилей (законодательный акт) от 17 февраля закрепил за дворянами-католиками их земли на правах вотчины. Привилей от 22 февраля запрещал католикам браки с православными, а в смешанных семьях предписывал последним принять католичество.

В "История Литвы с древнейших времен до 1569 года" Гудавичюс Эдвардас пишет: "Польская церковь вяло выполняла миссионерскую работу и не была готова к осуществлению этой акции, ее высшие иерархи остались в стороне. Ягайло сам провел огромную организационную кампанию, к которой привлек толковых помощников.
 За короткое время были крещены порядка 30 тысяч человек".

В 1388 году, 17 апреля в булле, адресованной Ягайло, папа Урбан VI признал крещение Литвы состоявшимся. Окончательно Урбан VI признал Литву католической страной в булле от 19 апреля 1389 г.

При этом значительно усложнилась жизнь восточнославянским народам, находившимся под властью Ягайло. Началась политика полонизации и католизации местного населения. В 1387 году Литовское войско помогло полякам возвратить Червонную Русь, которую Людовик I Великий отдал Венгрии, поляки  изгнали венгров  из Галиции.
Польские феодалы начали проникать и в другие украинские и белорусские земли.

 Эти события, несомненно,  вели к военным обострениям на территории Великого княжества Литовского и Руского, т.к. в самой Литве около 60% населения составляли православные (преимущественно, русское население). 
Начали подниматься  смута и беспорядки: выступил Полоцкий князь Андрей "с войским немецким и лифлянты и со всею латыгалою", затем Святослав Смоленский и опять Андрей Полоцкий совершили жесточайшее разорение Литвы и предместий Орши.  Лишь совместный поход Витовта, Скиргайло, Константина,  Корибута, Семиона, в ходе которого князь смоленский был убит, а его сын ранен, предотвратили дальнейшее разорение Литвы.
 
Весной 1387 года Скиргайло взял Полоцк, при этом князь Андрей Полоцкий оказался у него в плену (в заточении Андрей находился около трех лет, потом был выпущен).

 В конце апреля того же 1387 года Ягайло подтвердил права Скиргайло на владение Трокайским и Полоцким княжествами, отдал ему города Бобруйск, Игумен, Логойск, Любашаны, Любеч, Минск, Пропойск, Речица, Свислочь, поручил управление Вильнюсским княжеством.
 
Витовту в  1387 году Ягайло передал  значительную часть Волыни с Луцком. 
29 мая Ягайло публично примирил Витовта и Скиргайло, считавшегося убийцей Кейстута, отца Витовта.
Однако, Витовт оказался недоволен своим положением, и когда польские магнаты вознамерились подчинить Королевству литовские (беларуские) земли, выступил с немцами (Ливонским орденом) в 1388 году  против Ягайло и Скиргайло, разбил войско Скиргайло и, "извоевавши землю Литовскую",  возвратился к немцам. 
Именно в это время, как пишется в Летописи,   " к великому князю Витовту послы пришли от великого князя Василия Дмитриевича просить у него дочери за князя Василия Дмитриевича. И князь великий Витовт дал за великого князя Василия Дмитриевича  дщерь свою княжну Софию" (но лишь  в 1390 Витовт стал тестем Великого князя Московского: посольство московского князя Василия I вывезло из Пруссии его невесту Софью (через Данциг, Ливонию, Псков и Новгород)).

Более того, в 1389 году  Витовт пошёл на союз с рыцарями Тевтонского ордена, в Литве началась гражданская война. Великий магистр Цёльнер Раттенштейн прислал в Гродно своих уполномоченных. 19 января 1390 г. заключен договор, по которому Витовт признавал верховенство Ордена. В Гродно введен орденский гарнизон под началом Марквада Зальцбаха.
 
Ягайло оценил  могущество Витовта и  счел разумным пойти на соглашение с двоюродным братом. В 1392 в Островском замке близ Лиды между Ягайло и Витовтом заключен Островский договор. Витовт получил Тракайское княжество и стал наместником короля Польши и Великого князя Литовского Ягайло.
Историк  Петр Мазаев по этому поводу пишет: "В результате восстания происходит возвышение брата Ягайло — Витовта и польской знати. При этом на тот момент Литва была самым большим государством в Европе, территории которого шли от Черного до Балтийского моря.
Так как управлять всеми этими землями было тяжело, братья решили, что Польша остается во власти Ягайло, а Литва — Витовта, но при сохранении вассальной зависимости от Польши. Снова начинается период двоевластия."

Тактамыш, который к тому времени перенес массу неприятностей и от своих соратников и поражение от Тамерлана (состоялась знаменитая битва Тохтамыша с Тимуром на реке Кундурчи, где хана Золотой Орды Тохтамыша предали улусные ханы Бек-Булат, Хаджа-Мадин, Турджак-Берде, Давуд и князь Тегин), счел необходимым подтвердить свое расположение к Ягайло - королю Польши и Литвы, своему "брату",  направив ему в 1392 (1393?) г. второй ярлык с предложением заключить военный и торговый союз и настоятельной просьбой "с подданных нам волостей собрав выходы, вручи идущим послам для доставления в казну".
 
Витовт же в это время ведет активную внешнюю политику — присоединяет Смоленск, увеличивает влияние на Псков, ведет совместную борьбу с татарами, присоединяет Венгрию.
 В 1400 г. Витовт и Ягайло заключили договор, согласно которому Витовт становился Великим князем Литовским и Руским.  Литва оставалась отдельным государством, но князь номинально подчинялся верховной власти Ягайло и его наследников на польском престоле.

А вот про наследников Ягайло и Ядвиги,  и про личную жизнь этой королевской четы - вообще очень грустная история.


Часть 30. ЖЕНИТЬСЯ ПО ЛЮБВИ НЕ МОЖЕТ НИ ОДИН КОРОЛЬ

 Как показали события, приняв предложение поляков, Ягайло и в плане личной жизни  совершил довольно опрометчивый поступок, у главных участников этой  истории возникли большие неприятности.
 
Его невесте, наследнице польского престола Ядвиге исполнилось только 12 лет, и она была  влюблена в 15-ти летнего Вельгельма австрийского, с которым была обручена с 5 лет. Анджей Зелиньский в своей книге «Скандалисты в коронах» и вовсе  утверждает, что на момент сватовства с Ягайло  Вильгельм был не женихом Ядвиги, а уже законным мужем: "...дочь Людовика венгерского и Елизаветы Котроманич, дочери бана Боснии, официально стала женой князя Вильгельма с соблюдением канонического правила sponsalia de futuro, то есть возможности воспользоваться тем супружеством в будущем, по достижению невестой совершеннолетия (в то время 12 лет)."

 В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов стороной, которая откажется от брака. Вот эту   огромную сумму Ягайло обязался в Крево заплатить Вильгельму.
 
Ядвига была хорошо  для своего возраста образована, знала четыре языка, славилась своей красотой.
Ягайло же был  в два раза ее старше, и,  как в Польше говорили, был "мал умом". Современники оставили скудные сведения об образе жизни Ягайлы и его характере. Известно, однако, что он был страстным охотником.  И хоть в детстве крещен в православие, по всей видимости, себя не ограничивал в "языческих" удовольствиях.
 
Ядвига пыталась от предстоящего брака бежать из Краковского замка, где ее заперли, однако бедняжке это не удалось...

"Дальше у "молодоженов" возникли осложнения" - сообщается в статье "Женщина-король Ядвига: короткий путь к смерти от брачного ложа"  на портале "Русь изначальная".  " Законность брака Ягайло и Ядвиги поставили под сомнение и дело об этом рассматривалось в Риме. После свадьбы в Вену отвезли двести тысяч флоринов, которые возместил Ягайло Вильгельму. "Деньги были с жадностью приняты, но истолкованы, как признание двумужия Ядвиги".

В феврале 1387 года к папе Урбану 6-му было направлено посольство о проведении "канонического процесса о бигамии против польской королевской пары, представив соответствующие документы, указывающие, по их мнению, на очевидное совершение такого религиозного преступления". Только через два года Урбан 6-й признал брак Ядвиги и Ягайло действительным."

Жизнь юной королевы и ее великовозрастного и совсем немилого ей супруга с первого дня безоблачной не назовешь. Ягайло частенько  предавался на стороне плотским утехам и охоте. 
При этом  именно  Ядвиге пришлось  отстаивать свою  честь через суд, когда на нее был сделан недоброжелателем навет в измене - подкоморий краковский Гневош обвинил Ядвигу в преступной связи с Вильгельмом, тайно приехавшим в Краков... Выиграв суд, разгневанная королева на десять лет  полностью отлучила Ягайло от брачного ложа, тем самым лишив возможности родить законных наследников.
А Ягайло, чтобы усидеть на троне Польши, нужен был законный наследник. Опасаясь лишиться короны из-за отсутствия наследников,  он был вынужден изображать перед Ядвигой раскаявшегося грешника, угождать молодой супруге. Начал носить темное одеяние, пил только воду, соблюдал посты.
В итоге, в  1399 году Ядвига родила дочь, которая  прожила всего месяц...а следом за ней  и Ядвига, 25 летняя королева Польская, умерла в родовой горячке.

 Как утверждают исследователи, Ядвиге  было свойственно истинное благочестие. Ядвига заботилась о распространении Слова Божьего - она оплатила перевод Святого Писания и трудов отцов Церкви для Вавельского кафедрального собора. Она оставила светские развлечения и никогда не появлялась на балах. Она продала все свои драгоценности и пожертвовала средства на возрождение и расширение Краковского университета. А перед смертью она успела раздать остатки своего состояния бедным.

8 июня 1997 года на Краковском лугу (Блонях) Папа Ян Павел II канонизировал Ядвигу и причислил ее к лику святых. Сегодня Королева Ядвига – самая известная королева Польши и Святая покровительница страны.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии