Здравствуйте, я умный дом!

                В ловушке древней крепости
                -------------------------------------

– Здравствуйте, дети! Я – умный дом. Надеюсь, вам не надо объяснять, что это такое? И что можно от меня ждать? – прозвучал механический голос.
Кто ничего не понял – это Бублик и на всякий случай залаял.
– Мы в кванториуме делали нечто подобное – голосом включали свет, открывали двери, поднимали шторы. А Бублик охраняет нас по старинке. Умную конуру ещё не придумали, – усмехнулся Денис.
– Что ждать от вас, мы ещё не поняли, – добавил Максим.

– Браво! – оценила невидимая МАСКА. – А теперь скажите, кто и когда впервые высказал идею создания умного дома?
– Это нам известно – на занятиях изучали. Умные дома в прошлом веке встречаются у многих авторов, в том числе и отечественных – у братьев Стругацких, к примеру. Писателей не интересовало, как это технически устроено – их дома были как живые организмы.
– Скажу вам по секрету – я тоже почти живой, – вздохнул дом-крепость.
Включилась телестена.

На выжженной после ядерной войны Земле погибло всё. Единственный, кто выжил – Умный дом. Его системы продолжали работать в опустевшем мире. Дом будил не понятно кого, готовил еду, читал стихи, включал музыку. Тикали обеспокоенные часы и продолжали твердить в пустоту: «Девять минут восьмого, к завтраку всё готово, девять минут восьмого!..»
– Это Рей Бредбери – рассказ «Будет ласковый дождь», 1950 год. Он был первым, кто придумал умный дом. И только через 28 лет нечто подобное стало появляться в реальности, – вспомнила Ксения.

– Наш умный дом посетят многие умные люди прошлых веков, – сказала МАСКА. – Одним Сибирь была в радость, другим – в наказание. Вы сможете лично познакомиться с ними.
В крепость вошёл человек, точнее, его голограмма, которая удивительным образом кого-то напоминала.
– Э! да он же у нас в школе на портрете висит! – изумился Денис. – Это ж Достоевский!

Откликнулась телестена:
Всемирно известного писателя Фёдора Михайловича Достоевского " за недонесение о распространении преступного письма литератора Белинского… лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Смертная казнь была заменена на заточение в Петропавловскую крепость и ссылку в Сибирь. Несколько дней он провёл в Тобольском тюремном замке.
– За недонесение – смертная казнь! Ну, это перебор, – растерялся Денис.

– А вот снова представитель школьного учебника – писатель Влади;мир Галактио;нович Короле;нко, – узнала следующую голограмму Ксения.
Писатель, академик Короленко дважды побывал в Тобольской пересыльной тюрьме, – подтвердила телестена. – Первый раз – за участие в студенческих волнениях, второй – отказался присягать новому императору Александру III. Власть большевиков он тоже не принял, хотя народный комиссар Луначарский именно его хотел видеть президентом Российской Республики. Короленко, однако, на всё имел собственное мнение.
Через Тюменскую и Тобольские тюрьмы проследовал в сибирскую ссылку ещё один достойный представитель школьного учебника писатель Николай Гаврилович Чернышевский.

В крепости послышался звон цепей – на всех телестенах высветились люди в кандалах. Кто шёл пешком, кого везли на телегах.

Сколько же их прошло в кандалах, проехало на телегах через наши края!
Значительным событием прошлого было восстание декабристов. Дворяне-офицеры, вернувшиеся из Парижа после триумфальной победы над Наполеоном, организовали 14 декабря 1825 года вооруженный мятеж. 579 человек было привлечено к суду, 120 – отправлено в Сибирь на каторгу и в ссылку.
Эти образованные люди создавали в Сибири особую атмосферу благородства в общении друг с другом и с окружающими. В наших краях они отбывали ссылку после каторги.
Среди них – ближайший друг Пушкина. – Они учились вместе, в Царскосельском лицее, – вспомнил Денис.

С видеостены в них целились из пистолета.
–Это, надо полагать, Кюхельбекер на кавказской дуэли. Что значит – дворяне! У нас, если обидишься, можно на другую парту сесть, по шее дать, не разговаривать. А дворяне стреляли друг в друга из пистолетов, – Максим тронул пульт – события из жизни Кюхельбекера стали медленно сменять друг друга. Вот молодой красивый офицер Вильгельм служит в Германии, читает лекции в Париже. Смелый образованный человек, он вступает в России в тайное общество дворян, которые мечтают избавить Россию от жестокого правления.

1825 год. Сенатская площадь. Вооруженное выступление, которое готовили офицеры-дворяне против царя, сорвано. Однако Кюхельбекер, Кюхля, как его звал лучший друг Пушкин, стреляет в великого князя и генерала, пытается повести в штыки солдат, рассеянных залпами. И вот расплата: закованный в кандалы и наручники, блестяще образованный офицер десять лет провёл в одиночных камерах. В Тобольск, в ссылку, Кюхельбекер приезжает в 1846 году, совсем больной. Декабристы заботятся о нём. Поэт Ершов читает ему, почти ослепшему, стихи…

И снова на видеостене русские войска входили в Париж. Среди воинов – будущие декабристы: генерал-майор Семён Григорьевич Краснокутский, потомок старинного дворянского рода Флегонт Миронович Башмаков. Оба награждены золотыми шпагами «За храбрость». Оба встретились после каторги в Тобольске на поселении.
Всего в Тобольской ссылке было пятнадцать декабристов. «Умный дом-крепость» стал пролистывать компьютерные страницы их судеб. Михаил Александрович Фонвизин – герой Бородинской битвы, генерал-майор. В Тобольск приехал после Читинской каторги и ссылки в глухой Енисейск. Вслед за мужем в странную по тем временам Читу поехала  молодая жена Наталья Дмитриевна. Это с неё Александр Сергеевич Пушкин написал образ Татьяны Лариной в «Евгении Онегине».

В Тобольском доме Фонвизиных образовался кружок интеллигенции. Здесь проходили дискуссии о политике, философии, а также музыкальные и танцевальные вечера. Михаил Александрович в своём доме открыл первую городскую библиотеку.
Дворянин Иван Александрович Анненков встречал свою невесту, француженку Полину Гебль, в кандалах. Они обвенчались в церкви Читинского острога. Анненковы тоже собирали в своём доме тобольских интеллигентов. Фердинанд Богданович Вольф все свои деньги тратил на приобретение лекарств и медицинские книги, бесплатно лечил декабристов и бедных горожан. Семья декабриста Муравьёва поселила его у себя. Эти великие изгнанники бережно заботились друг о друге.

Александр Михайлович Муравьёв создал в Тобольске театральную группу, ставил спектакли, проводил в своём доме музыкальные и литературные вечера. Совсем больным после каторги приехал в Тобольск князь Александр Петрович Барятынский с книгой собственных стихов, изданных на французском языке.
Это была уже не игра, а жизнь великих духом людей. Мальчики следили за событиями их жизни, которые через два века повторялись в электронном варианте.
На стене возникла школа в Ялуторовске.

Декабристу Ивану Якушкину не разрешили открыть школу. Помог священник Знаменский, а купец Медведев подарил дом. Так в 1842 году в Ялуторовске была открыта школа мальчиков. Иван Дмитриевич написал учебники по географии, истории, биологии и нелегально вёл уроки. Через четыре года также через Знаменского Якушкин открыл школу девочек. В её обустройстве принимали участие все декабристы, а купчиха Мясникова дала деньги на строительство школы.

Ссыльный Черкасов в Берёзово  бесплатно обучал местных детей. Городничий отправил его за это в тюрьму. Алексей Иванович просится в Ялуторовск, где другая атмосфера. Наконец его просьба услышана. В Ялуторовске его встречают друзья декабристы.
На стенах продолжали жить декабристы.
Андрей Ентальцев, Фердинанд Вольф  покупают медицинские книги, лекарства и лечат не только  друзей, но и  бедных горожан.
Прекрасный фруктовый сад разбил полковник фон Тизенгаузен. Вошёл в историю как один из первых агрономов Ялуторовска.

Матвей Муравьёв-Апостол в своём доме проводил вечера для ребятишек. А по выходным в уютной гостиной собирались декабристы. Хозяин заваривал крепкий кофе, звучала музыка. Гости танцевали, обсуждали события в России и за рубежом, обменивались книгами, журналами, читали вслух письма.

В 1935 году, почти  через сотню лет, при ремонте дома нашли запечатанное в бутылке письмо декабриста Матвея Муравьёав-Апостола потомкам. Он назвал имена всех своих единомышленников и время их прибытия в Ялуторовс; вспоминает тех, кто уже похоронен на ялуторовской земле. Послание Муравьёв-Апостол закончил словами: «для пользы и удовольствия будущих археологов… всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года». Эта историческая находка послужила основанием для открытия в Ялуторовске музея Памяти декабристов, ставшего первым в стране музеем, посвящённым декабристам.

– Ни жестокая каторга, ни ссылка не сломили этих людей. Прошло 200 лет Вы – их будущее! А вы этого достойны? – обратилась к детям МАСКА. – Это риторический вопрос. Я не жду ответа.
Продолжение следует.


Рецензии