Образ сада
"Образ сада в произведениях Ярославы Хмель и Софии Губайдуллиной".
Во все времена люди обращаются к Природе как к многогранному, неисчерпаемому источнику вдохновения, новых идей и смыслов. В современном искусстве XX и XXI веков образ природы начинает восприниматься сквозь призму внутреннего мира человека, как зеркало души творца или как путь к душе зрителя через визуальное или аудиальное воздействие. Яркими примерами подобной интерпретации образа являются живописные произведения Ярославы Хмель и музыкальные композиции Софии Асгатовны Губайдулиной.
Ярослава Хмель – новокузнецкий современный художник. Духовная составляющая личности в творчестве Ярославы Александровны находит воплощение в образе герметического сада – самобытного и неподвластного земным законам.
Образ сада как отражение духовного мира и ценностей также фигурирует в творчестве современного композитора Cофии Асгатовны Губайдулиной. Музыканту присуще истинно религиозное – в широком философском смысле – понимание творчества, с помощью которого София Губайдулина — по ее словам — “восстанавливает связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей”.
Попытка передать ограниченными средствами (в данном случае – музыкальными) неограниченное (в нашем случае – Божественное, духовное начало человеческой природы) возможна только при помощи символа, вместе с ним – символического языка, как проекции многомерного смысла на пространство с меньшим количеством измерений. Поэтому композитор использует множество самых разных символов, кроющихся в тембрах, способах звукоизвлечения, ладах.
Наиболее заметен образ сада как отражение духовных переживаний в произведении С. А. Губайдулиной «Сад радости и печали» (1980). Уже в названии кроется один из смыслов, заложенных в произведении – противоположные понятия, как радость и печаль, как небо и земля, жизнь и смерть, предел и беспредельное, позволяют по-новому осмыслить поэтический образ не ограничивающийся только эмоциональным откликом и его проекцией на физические, измеримые реакции, но как способный развернуть собственный потенциал между несовместимыми предметами/ реакциями/ откликами.
В «Саде радости и печали» С. А. Губайдулиной есть голоса инструментов: флейта отвечает за печаль, а альт – за радость. Иначе говоря, печаль и радость понимаются не только как эмоции, вызванные определенными сочетаниями звуков, но как некоторые инструментальные состояния, не сопоставимые друг с другом. С помощью звонкого или, наоборот, глухого извлечения звуки обретают собственный индивидуальный образ. Множество звуков и их образов создают общий образ сада.
В произведении “Сад радости и печали” София Губайдулина мастерски воссоздает сад как образ духовный, многогранный и полный впечатлений с помощью собственно разработанного символического языка, построенного на противопоставлении как звуков некоторых инструментов, так и способах их звучания: глухого или звонкого.
Сложно разработанный символический язык также использует Ярослава Хмель. Живописный метод художника основан на кропотливом детальном и вибрирующем, то есть состоящем из множества мазков, формообразовании и богато разработанном переливающемся колорите.
Несмотря на мастерство в изображении людей, во множестве картин Ярославы Хмель главными героями выступают звери, насекомые или сама Природа. Например, в произведении “Кузнечик в радости” главным персонажем является кузнечик, чья фигура расположена чуть ниже центра полотна. Насекомое изображено в привычной для него среде обитания – высокой колосящейся траве сада, в изображении которой художник использует декоративно-плоскостной подход к композиции. В этой же манере написан главный герой полотна. Использованная теплая желто-зеленая палитра вызывает в памяти ощущения знойного летнего дня, пение птиц и громкое стрекотание кузнечиков. Задействуя не только визуальное восприятие зрителя, художник будто останавливает время, растягивает миг , помещая человека в его собственный сад – сад мыслей, чувств и эмоций.
Обращаясь не только к предмету изображения, сколько к способу выражения — палитре, фактуре мазка, вибрирующему формообразованию — художник настаивает зрителя на чувственный диалог с произведением, будит его способность ощущать: вслушиваться, вчувствоваться, вспоминать, переживать момент.
В картине “Заповедный мир” находит свое отражение внутренний мир художника. На полотне изображены два единорога в переливающемся оттенками голубого, бирюзового и синего не менее таинственном пейзаже. Автор использует ковровый принцип организации плоскости, оперируя равнозначной проработкой деталей на разных планах композиции – шерсть волшебных существ на первом плане, поляна на втором и крепкие стволы деревьев на дальнем плане. Глядя на полотно, зритель проникается идейным замыслом произведения, раскрывающего богатый внутренний мир автора, словно настраивается на его душевные вибрации и обретает внутреннее спокойствие, тишину, находит пространство для новых мыслей внутри собственного сада души.
Таким образом, в творчестве Ярославы Хмель и Софии Губайдулиной особое место занимает образ сада как сокровенного противоречивого и вместе с тем прекрасного мира человека. Для выражения невыразимого авторы используют сложно разработанный символический язык, задача которых — погрузить человека в особое пространство души.
Свидетельство о публикации №223121701518