Автопортреты Тимофея Теряева и Михаила Соколенко

1970-1980-е годы в донском искусстве отмечены новым концептуально-пластическим подходом в раскрытии портретных образов. Характерным для этого времени в творчестве ряда знаковых художников был отказ от парадности, ложного пафоса соцреализма и мелочной натуралистической детализации. Философские и эстетические проблемы времени, как фактор, обусловивший характер и направление живописно-пластических поисков определили новые художественные принципы, развитие индивидуального мышления, смелый колористический поиск в лучших работах донских мастеров.  Отображение внутреннего мира личности в портрете и автопортрете 1970-80-х становится ключевой задачей в работах таких разных по стилю и мироощущению художников, как И.А. Чарская и В.Ф. Коробов, Е.Я. Покидченко и В.И. Кульченко, Л.А. Кабарухин и В.А. Карначев.   
Яркими примерами индивидуального стиля являются картины Тимофея Федоровича Теряева и Михаила Егоровича Соколенко из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств. Два этих мастера находились в поиске метода живописно-пластической интерпретации раскрытия характеров и образных смыслов человеческой индивидуальности. 
Художественный метод Теряева изменил традиционное понимание живописной практики. Напряженность всматривания и вживания в образ, переданные через материализацию духовного в жизни цвета, особый дар видения открывает зрителю уникальное наследие мастера, стоящего в одном ряду с выдающимися живописцами ХХ века. Его творчество несет в себе антитезу официальному искусству, ангажированному и идеологически выверенному.
Цвет в портретах Теряева парадоксально упрощается, но при этом богатство тональных и фактурных отношений, стремительность и спонтанность процесса несет громадную энергию творца. Как результат, меткое раскрытие в силуэте, сопряженном с однотонно выкрашенным фоном, неповторимой образной сути, воплощение судьбы как явления целой жизни.
В период зрелого творчества Теряев пишет преимущественно на больших, не меньше метра высотой, холстах. Декоративная лаконичность сменяется постижением психологического состояния, выраженного через точно найденный силуэт на закрашенной единым тоном плоскости холста. Художник яркой творческой индивидуальности и редкой целеустремленности он создал большую портретную галерею, раскрывая на основе простых и лаконичных решений неповторимые образные индивидуальности и судьбы: от лирики и драмы до гротеска и трагедии.
 В картине «Автопортрет в зеленой стеганке» (1975) Теряев похож на зэка его облик глубоко народен. Переданный в замкнутом силуэте, портрет в стеганом ватнике  лаконичен и сдержан. Эта вещь была написана на Академической даче Союза художников СССР в Вышнем Волочке. По воспоминанию ученика Теряева –  художника Константина Гурьянова, который был с ним рядом в момент исполнения картины, автопортрет был создан за два дня. Точный набросок углем, а на следующий день – завершение в цвете. Перламутровый зеленый тон ватника подобен светоносному колориту мантий на фресках эпохи Возрождения. В этом произведении раскрылся мощный колористический подход в разработке оттенков зеленого, который писать очень сложно, как отмечал великий Сарьян. Вещь наполнена музыкой души художника одинокой и незащищенной. Характерный облик автопортрета Тимофея Теряева вырастает в знаковый символ.
Теряев часто повторял: «Все – в натуре. Я не могу без натуры».  Картина «Художник и модель» (1988) посвящена рождению замысла живописца в молчаливом диалоге с натурой.  Процесс напряженного размышления, когда художник стремится выявить суть модели, ведь женщина для него – вечная загадка. У обывателя эта только на первый взгляд простая работа вызывала улыбку недоумения. Но сам художник считал это произведение знаковым, ведь  главным в творчестве для него был поиск образного воплощения.
На еще не тронутом красками фоне написан автопортрет художника, сидящего в профиль. Подперев кулаком голову, мастер в раздумье всматривается в модель, повернутую спиной к зрителю. Контрастные фигуры, взятые в контражуре, выражают главную задачу замысла: отразить два мира – творца и его «Галатеи». Полярность героев усиливают глубокие тени и черный контур, при сопоставлении основных плоскостей «серого на сером». По внутренней своей сути и афористичности произведение приближается к драматическим образам западных мастеров постимпрессионизма.
Цвет в картинах Теряева определяет эстетическую и образную ценность произведений. Словно скульптор, отсекая все лишнее – подробности, детали, литературность, он создал новую форму, наполненную внутренней экспрессией. Мастер выразил суть  присущим лишь ему скупым языком силуэта, контура, тональной монохромности.
Интересно, что творческое становление живописца Михаила Соколенко, родного брата любимого ученика Теряева – Алексея Егоровича Соколенко, формировалось на раннем этапе под влиянием патриарха донского авангарда. Таковы большие портреты земляков, учившихся с братом – «Толя Клочков», «Женя Скорлупин», «Мужской портрет в клетчатой рубашке», «Портрет девушки в красном», решенные упругим обобщенным силуэтом и лаконичным отношением тональных плоскостей.
Реставратор и исследователь, знаток истории Дона, публиковавший материалы о наследии донского искусства, Михаил Егорович Соколенко прежде всего живописец по призванию и по профессии.
Главной и ведущей на протяжении двух десятилетий   в его творчестве была тема, которую можно назвать «темой реставраторов и реставрации». Двадцать лет Михаил Егорович руководил бригадой художников-реставраторов Ростовской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Открытие целого пласта донской культуры возрождение древнего портрета-парсуны, раскрытие шедевров русской и западноевропейской живописи, восстановление комплекса икон и резьбы грандиозного иконостаса Войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской определили темы многих живописных работ и развитие его живописного стиля. Изучение старых традиций и технологий явилось серьезной школой и сформировало ценностные ориентиры в проявлении самобытного живописно-пластического метода.
От больших портретов реставраторов и искусствоведов, в которых рядом с современными героями живут образы древних холстов («Реставратор Фарида», «Портрет Керопа», «Портрет реставратора», «Портрет Вали Новгородовой») Михаил Егорович перешел к монументальному раскрытию темы в картине «Реставраторы Старочеркасского собора» и программной многофигурной композиции в триптихе «Художники. У реставраторов». Белорусская религиозная скульптура, иконы, барочная мебель, резьба, акценты цвета на старинных парсунах и картинах, развешенных на стенах… Все это не исторический стаффаж, а важнейшее образное звено, одухотворяющее атмосферу интерьера мастерской. В триптихе это полноправные герои произведения.
Сегодня это уже история, в которой оживают близкие друзья –   выдающиеся художники и педагоги Г.П. Михайлов и Т.Ф. Теряев, сидящие в креслах, искусствовед А.П. Токарев и великолепный живописец Е.Я Покидченко, стоящие по сторонам патриархов в голубых рубашках на фоне  ярких силуэтов старых полотен. Связующий  единую гармонию композиции тонко прописанный силуэт хозяйки – образ супруги и реставратора Фариды Хакимовны Баутовой с подносом яств написан в глубине зала на фоне огромного витражного окна, светящегося теплыми красками вечернего неба с выразительными силуэтами облетевших акаций. Важной цветовой доминантой написан и образ друга – Анатолия Петровича Ковалева в красном свитере, стоящего опершись на ручку кресла Теряева. Автопортрет с кистями, как и портрет искусствоведа В.В. Рязанова на фоне шедевров донской парсуны держащего ладонями за кромку портрет М.И. Платова, написаны полный рост на громадных холстах по сторонам центральной части триптиха. Выделенные мерцающим светом лица, не смотря на внешнюю неподвижность, исполнены внутренней красоты и одухотворенности. Излюбленный художником умбристый тон объединяет целое, определяя таинственную и уютную атмосферу и тот особый, духовный строй, который сегодня по-новому – романтически эпично представляет каждого из героев картины.
Как правило Михаил Егорович писал автопортреты в определенные этапы жизни. Вечные вопросы бытия, проблемы творческого поиска раскрывали различные по художественным решениям образы. Каждый из них – новое познание, встреча со своим внутренним «я» в трудные моменты судьбы, когда необходимо разобраться в жизненном пути и в самом себе. Лучшая из этого ряда – романтическая картина 1987 года «Автопортрет с Черным», наполненная подлинной поэзией одиночества и единения с природой и близким ему существом – псом по имени Черный. В других вариантах единение с природой, осмыслено через китайскую поэзию. В этих работах художник отдыхает под деревом с чаркой вина и лежащей рядом собакой в разных вариантах картины «В одиночестве наслаждаюсь вином».
«Автопортрет» 1985 года – сложный по скрытому напряжению и силе драматизма, в которых боль и острота вопроса не сразу заметны из-за простоты подачи облика работяги в бумажной пилотке и темном халате.        В этот образ необходимо вглядываться, открывая смысл в пристальном взгляде, прямо открытом зрителю.
Рассмотренные автопортреты Т.Ф. Теряева и М.Е. Соколенко, созданные в эпоху нового философского осмысления времени и бытия раскрывают недюжинные таланты мастеров, явивших свой неповторимый путь в донской живописи. И Тимофей Теряев и Михаил Соколенко писали для себя, поверяя творчество совестью  по меткому выражению Пушкина «когтистым зверем грызущим сердце», определяя высокую планку требовательности и работоспособности. Именно поэтому каждый из художников оставил подлинно ценный, эстетически важный след в живописном наследии России.
искусствовед-эксперт  сетевой кафедры ЮНЕСКО.
Почетный академик РАХ                И. Гуржиева


Рецензии