Потребности в преодолении, достижении и труде

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.9. Потребности в преодолении, достижении и труде

Одной из важнейших потребностей человека является объективно-субъективная потребность в преодолении, на реализацию которой он тратит часть своей активности. Как мы указывали выше, преодоление является необходимым условием для реализации множества других потребностей, в которых требуется участие сознания, поскольку в большинстве случаев перед их реализацией необходимо осуществить усилие по временному нарушению объективного гомеостаза организма или дальнейшему увеличению уже существующего сдвига гомеостаза в неблагоприятном для организма направлении. В этом плане потребность в преодолении тесно взаимосвязана с волей человека. Чем чаще реализуется эта потребность, тем сильнее становится воля, и наоборот, чем сильнее сила воли (частично зависящая от типа психики, то есть врожденных факторов), тем шире перечень задач, связанных с целеполаганием, которые человек способен решать с участием сознания.

В конце 60-х годов прошлого столетия было проведено исследование нескольких сотен четырехлетних детей на предмет испытания их силы воли. Исследование заключалось в том, что детей помещали в отдельную комнату, где находились зефир или конфета, и предлагали им сделать выбор – съесть лакомство сразу или подождать 15 минут, получив потом в два раза больше. Большинство детей согласились подождать, но некоторые не смогли продержаться и минуты. Когда эти дети стали взрослее и пошли в школу, наблюдение за ними показало, что те дети, которые были способны воздержаться от немедленного удовлетворения потребности в сладости ради получения большего его количества в будущем, оказались более успешны в учебе, они реже имели проблемы с поведением и наркотиками. Ученые, проводившие этот эксперимент, решили проверить, научились ли держать под контролем свои желания взрослые люди, которые не могли сделать это в детстве (в возрасте более 40 лет). Проведенные тесты с одновременным сканированием мозга показали, что у этих людей в момент проведения эксперимента наблюдалась большая активность в зоне мозга, отвечающей за удовольствие и желания, и они хуже прошли испытания (отвлекались на картинки в предлагаемом задании), в то время как у людей с более развитой силой воли больше активности наблюдалось в префронтальной коре головного мозга [108].

Другое исследование показало, что у детей, имеющих низкий уровень самоконтроля, в дальнейшем имеются проблемы со здоровьем, чаще всего это лишний вес, гипертония, наркозависимость. Они также более склонны к нарушению закона, курению, беспорядочным половым связям, приводящим к незапланированной беременности, у них более низкая успеваемость при обучении [109].

К сожалению, потребность в преодолении зачастую не осознается людьми, особенно в детском возрасте, поэтому задача ответственных родителей состоит не только в том, чтобы создать своему ребенку комфортные условия существования, но и в том, чтобы научить его преодолевать различные трудности, поскольку рассматриваемая потребность тесно связана с развитием адаптационных возможностей человека противостоять неблагоприятным внешним условия (природным и социальным). Именно поэтому эпизодический умеренный стресс считается скорее полезным, чем вредным, поскольку он оказывает стимулирующее воздействие не только на физическое состояние организма человека и ведет к повышению его психической устойчивости [110], но и улучшает некоторые когнитивные функции мозга [111] и адаптационные возможности организма в целом [112]. Более того, исследования показывают, что даже однократная перенесенная депрессия делает людей сильнее не только психологически, но и физически, что положительно сказывается даже на продолжительности их жизни [113].

Имеется и более «тонкая» настройка нервной системы на поощрение реализации потребности в преодолении. Например, известны эксперименты, которые показывают, что внутренняя награда за достижения, добытые собственным трудом, ценятся гораздо сильнее, чем кратковременная радость от случайного выигрыша или находки [114].

На социально-личностном уровне (биосоциальном) реализация этой потребности осуществляется за счет преодоления трудностей в биосоциальной среде, окружающей человека, что приводит к формированию потребности в достижении, успехе (последний можно рассматривать как некий этап достижения), которые имеют также свои определенные механизмы нейрогуморального подкрепления – через регулирование содержания в крови тестостерона и дофамина [115]. Совокупность таких достижений человека с учетом его генетической предрасположенности к популярности среди других членов сообщества [116] влияет на его положение в биосоциальной группе (формирует его биосоциальный статус). Джон Аткинсон выделяет противоположную успеху потребность – потребность в избегании неудач [117], что представляется не совсем правильным, так как у потребности в преодолении (в том числе и на биосоциальном уровне) нет альтернативы. Избегание неудач связано, по мнению автора, с реализацией совершенно другой потребности – в безопасности (о которой речь пойдет ниже), и там действительно очень многое зависит от психических особенностей человека.

На социальном уровне (социотехническом) индивидуальная личная потребность в преодолении трансформируется в потребность в труде (с использованием техники), через который в основном и происходит адаптация человека к окружающему миру или изменение последнего под свои потребности. Работа с техникой требует рационального сознания, поэтому в данном случае задействуется в основном социотехнический уровень сознания. Можно сказать, что труд – это осознанная потребность в преодолении.

Литература к главе 4.4.4.1.2.9.

108. Секреты самоконтроля: "зефирный тест" 40 лет спустя. 8.11.2011. https://www.inopressa.ru/article/08sep2011/time/zefir.html

109. Успех во взрослой жизни заложен в самоконтроле детей. 31.01.2011.
110. Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. 143 с.

111. Ученые назвали положительное свойство стресса 8.08.2018.

112. То, что нас не убивает, делает нас сильнее? 23.08.2011.

113. Полезная депрессия. 05.05.2011. http://mysci.ru/studies/poleznaya-depressiya#more-5246 

114. Наука доказала: удовлетворение приносят только деньги, заработанные в поте лица.7.12.2017 https://www.newsru.com/world/14may2004/money.html

115. Гриппо. А. Почему наш мозг любит побеждать, а не проигрывать? 27.04.2018.
116. Популярность человека зависит от его генов. 28.01.2009.
117. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб., 2007, 783 с. (с.44).


Рецензии
хорошо, продумано. И не противоречит законам Природы, где преодоление - основа полезной работы.
Простой пример - лампочка. Подача разных потенциалов на нить накаливания, выполняющую роль сопротивления - приводит к нагреву и чем выше сопротивление - тем выше светимость, больше полезной работы.

преодоление заложено в основу Человека в нас, где свойство Человека - есть осознанное интегральное включение себя в мир. А животное - мир в себя.

Преодоление - это инструмент. И преподавание, как им правильно пользоваться - необходимо, как Вы подметили, взращивать с детства.

Но, есть нюанс. если есть большее желание к сладкому, но ложному. А истинное - горько и желания к нему нет?

Преодоление необходимо. Но лишь для того, чтобы выяснить - я сам ни на что не способен и лишь сама Природа, создавшая так мне всё это, способна меня изменить.

Получается, если бы человек не предпринял попыток - не увидел бы истинного положения вещей.

Поэтому преодоление есть инструмент самостоятельного строительства реальности человеком. а не банального падания крошек, упавших с небес.

но у преодоления есть и вторая - приятная сторона. Ведь смотря на детей мы видим, сколько усилий они прилагают, извиваясь и прыгая. Им = это приятно.

Получается - феномен преодоления вызывает не приятное в нас тогда, когда мы делаем нечто не ради себя. Как известно, если тебе не тяжело нести ношу - значит ты это с****ил у кого-то.

Поэтому преодоление в отрыве от работы подъёма Человека в человеке, свойства не ради себя над животным в себе - для такого преодоления необходимо воспитывать все умения преодолевать всё.

успехов!

Александр Цесаревский   18.12.2023 06:04     Заявить о нарушении