Блаженны миротворцы - 5, Глава 4

Мы вернулись в Озёрный, и я привела Тео в наше образовательное сообщество. Перезнакомила его со всеми и договорилась, что ему помогут наверстать недостающие знания и навыки и получить аккаунт пилота. Через несколько дней будет готов его обруч для управления флаером, и он начнет тренироваться.

А в воскресенье Тео захотел пойти вместе со мной в храм. Я боялась, что ему опять станет плохо, но на этот раз обошлось. Он внимательно наблюдал за ходом богослужения, и, судя по виду, чувствовал себя совершенно нормально. Когда всё закончилось, он остался поговорить с нашим священником, я же вышла на улицу, чтобы пообщаться со знакомыми и помочь подготовить стол для общего обеда.

Тео нашел меня и тоже приступил к делу, заодно знакомясь с жителями нашего поселка. Все восхищались, как хорошо он владеет языком арья, и ему это явно нравилось.

А когда мы возвращались домой, он сказал:

- Хочу спросить тебя вот о чём! Я уже спрашивал у того человека, священника, но не услышал понятного ответа. Этот обряд, когда все принимали из одной чаши вашу таинственную святыню, он делает вас едиными, так?

- Да, – согласилась я.

- Но дело в том, что в нем участвовали не все!

- Как не все? – удивилась я.

- Ты же знаешь, что я вижу не только осязаемую материю, но могу воспринимать и ее более тонкие виды. Так вот, там была энергия, очень, очень мощная! Словами описать сложно, если приблизительно, то она – как светлый теплый огонь. Большинство принимали его и сочетались с ним, но не все. Причем они этого даже не понимали! Представь себе, тянется цепочка людей и звено за звеном начинает светиться, пронизанное этим огнем, но в ней есть и слабые звенья, которые так и остаются серыми!

Мне стало не по себе, и Тео это заметил.

- Вот, ты тоже испугалась, когда я это сказал! – произнес он. – Почему?

Я молчала, соображая, что ему на это ответить. Но он продолжил:

- Человек пять я таких увидел, тебя среди них не было. Но вот та женщина, с которой ты разговаривала, когда я подошел, она как раз...

Я ещё больше ужаснулась.

Что мне теперь делать с этим знанием? – недоумевала я. –  Лучше бы я никогда этого не слышала...

- Почему так происходит? – не отставал Тео. - И почему священник сказал, что не надо рассказывать об этом? Чем плохо, когда люди знают такие вещи?

- О себе, может, и полезно знать, – согласилась я. – Но о других – вряд ли. Да даже и о себе. Ты же не знаешь, вдруг это подтолкнет человека к чему-нибудь нехорошему. А причиной, получается, станешь ты! Потому что рассказал о том, что скрыто от людей.

- Но ведь у вас говорят, что случайностей не бывает. Может, они как раз и должны узнать об этом через меня!

- Я не знаю! Я никогда еще не сталкивалась с чем-либо подобным.

- А если в инфосфере спросить? – предложил Тео.

- Не делай этого, пожалуйста! - взмолилась я.

- Почему?

- Просто подожди, поживи среди нас подольше, тогда сам поймешь, стоит ли! Лично я думаю, что это вызовет нездоровый ажиотаж и привлечет к тебе слишком много внимания. Сам ведь будешь не рад!

- Пожалуй, тут ты права! Мне такое ни к чему. Хорошо, что у вас люди в принципе не назойливые и уважают чужое личное пространство! Я боялся, что мне не дадут спокойно жить...

- Ну, если бы ты попал не к нам, а на Старый Айрин, тебе бы точно не дали! – усмехнулась я.

- Знаешь, я заметил, вы очень похожи на наших Изгоев! У вас - как в общинах: никто не мучает своих ближних, наоборот, все уважают и стараются понимать друг друга, а ещё всегда готовы помочь!

Весь остаток дня я провела в нашем саду, погруженная в размышления. Я даже инт сняла, чтобы никто не отвлекал.

С кем посоветоваться? – недоумевала я. – Кто может ответить на мои вопросы?

Мне вспомнились мои исторические изыскания о первых христианах среди арья. Тогда некрещеных и вовсе не допускали на богослужения. Были ли они правы, когда так поступали? Сейчас никто даже не задумывается об этом. То, что увидел Тео –  хорошо или плохо?

Наконец, я решила, что нет смысла ломать голову над этим. Гораздо полезнее будет тщательно следить за собой, чтобы самой не оказаться однажды слабым звеном...

Затем я принялась размышлять о нашем сходстве с Изгоями Иттана. Тео озвучил то, о чем я и сама уже думала не раз. Мы похожи практически во всём! Да что ни возьми, всё у нас совпадает, начиная от одержимости идеей свободы, заканчивая строгим единобрачием и ценностью семьи.

Разве что ощущение какой-то обреченности, или, скорее, угасающей надежды на избавление прорывалось порой сквозь их суровый, но красивый в своей эффективности порядок жизни. Так ведь они больше не одни в этом мире, мы протянули друг другу руки, и никакие безмерные пространства не смогут помешать нам!

А их общественное устройство? Как и у нас, в общинах Изгоев нет ни денег, ни иерархии, ни тех, кто жирует за чужой счет, прикрываясь руководящей должностью. Зато есть справедливость и уважение друг к другу. И, как и мы когда-то, они пришли к такому укладу не от хорошей жизни.

Я стала думать дальше. Да ведь и Светлый Айрин тоже составлен из множества мелких общественных структур, своего рода общин – населенных пунктов или их частей, трудовых коллективов или их подразделений. Они собраны в сети и ограничены по размеру давно известным числом от 100 до 300 человек, тем, что в социологии обозначается термином «предел эффективного социального взаимодействия». Кстати, Союз Свободных Общин у Изгоев – тоже, по сути, сеть.

Может, именно здесь и надо искать разгадку того секрета, как построить здоровое общество без злодеев, лжецов и паразитов? Ведь в маленьком коллективе, где все друг друга знают, всякого подлеца и мерзавца быстро выведут на чистую воду. А так как за ним не стоит защищающих его иерархических структур и формальных законов, община сама себе верховная власть, то его проделкам быстро и эффективно положат конец. Но стоп, а что, если большинство общинников разделяют деструктивные ценности?

Правда, люди с деструктивными ценностями склонны к конкуренции и борьбе за власть. Им вряд ли понравится жить среди равных, не обладая никакими привилегиями, и они неизбежно начнут создавать иерархические структуры.

Так получается, само наличие классического государства с расслоением населения, с аппаратом управления и принуждения – маркер нездорового общества, полного безнравственных людей с деструктивными ценностями? Логично, ведь честным и порядочным не нужны ни надсмотрщики, ни каратели...

А пока я размышляла обо всём этом, мои руки тоже были заняты. Лёгким и радостным трудом – я сеяла в своем саду цветы с планеты Одана.

Мой доклад о визите в звездную систему Иттана, точнее, мой полет вместе с Тео на орбиту Кенны  для того, чтобы пообщаться с одним из Основателей, повлек жаркие споры в совете нашей сети. Я осознавала тогда, что самым вопиющим образом нарушаю установленные правила и инструкции, но совершенно не задумывалась о том, как это воспримут мои коллеги. Теперь же мне пришлось столкнуться с обвинениями в преступной самонадеянности и безрассудстве.

Я должна была предстать перед советом, чтобы объяснить свой поступок.

Кейн, естественно, знал, почему я решилась довериться Тео. Он видел всё моими глазами, ощущал мои сомнения, и понимал, чего я надеялась этим достичь. Вот только поддержать меня на совете не мог:

- Ты же знаешь регламент! Я буду присутствовать, но без права голоса, так как дело касается близкого родственника.

Помимо собственно членов совета в зале находились Райн, Дейн и Эрви Даро. Тот совсем недавно покинул пост Координатора своей сети в силу преклонного возраста, и стал теперь кем-то вроде неофициального консультанта у Кейна. Они с самого начала нашли общий язык, более того, мой муж, можно сказать, был учеником Эрви.

- Почему ты это сделала?

- Потому что так решила! Мне показалось это правильным! В Иттане должны знать, что нам не нужна война!

- Извини, Тэми, но твоя гордыня просто зашкаливает!

- Если тебе наплевать на собственную жизнь, то какое ты имела право подвергать риску своих товарищей?

- Нельзя же до такой степени впадать в головокружение от своих успехов!

- Прости, Тэми, но твой поступок может стать очень нехорошим прецедентом!

Их слова падали, как камни. Слова же тех, кто выступал в мою защиту, казались какими-то легковесными и несерьезными.

Я недоумевала, что происходит. Неужели и вправду кто-то видит меня вот такой? Может, я сама в этом виновата?

Я не стала оправдываться. Да и что я могла сказать, кроме того, что уже сказала? Объяснять, что исполняла Божью волю? Но как я докажу это тем, кто считает, что меня обуяла гордыня?

За мое отстранение от профессии проголосовали с перевесом в два человека.

- Я не согласен! – Эрви Даро поднялся со своего места. - Конечно, если подойти формально, вы правы. Вот только я не раз наблюдал, как формальное исполнение правил оказывалось ошибкой! А проявление дерзкой, подчас выглядевшей безумной, инициативы приводило к победе в, казалось бы, совершенно безнадежной ситуации! И поверьте мне, когда-нибудь вам станет стыдно за сегодняшнее решение!

Участники совета опять заспорили:

- Вот именно, Эрви абсолютно прав!

- Но если все начнут так делать? Станут творить, что хотят, вместо выполнения своей задачи? Куда мы тогда придём?

- Да что же это такое! Надо вынести это на всепланетное обсуждение!

- Да, всепланетное!

Только не это! – промелькнуло у меня в голове.

Я поднялась и сказала:

Я полностью согласна с решением совета! Признаю, что грубо нарушила написанные, как говорится, кровью правила и инструкции! И я не хочу никакого всепланетного обсуждения! Пусть все останется в рамках нашей сети. Точнее, уже не нашей, то есть, не моей...

- Что бы ты сделал в данной ситуации? – спросил Дейн у Эрви, когда мы покидали зал.

- Я бы вообще не выносил это на совет! Провел бы беседу, выразил порицание, в назидание остальным, чтобы не творили бездумно что ни попадя...

- Но вы же все знаете, что Кейн не мог не вынести это на совет! –  возразила я. – Из-за того, что я его супруга! Чтобы избежать необъективности и злоупотреблений, Координатор не имеет права решать единолично серьезные вопросы, касающиеся его близких родственников!

- В данном случае ничего не поделаешь, человеческий фактор, – развёл руками Эрви. – И все же это ненормально, отстранять от профессии пилота из первой десятки рейтинга! Тем более, владеющую даром успешно передавать свои знания и навыки другим...

- Вот поэтому мы на Заре всё-таки решили не переходить окончательно под юрисдикцию Светлого Айрина! – заметил Дейн.

Перед тем, как отправиться домой, я пошла попрощаться с Кейном.

- Не торопись, мы подождём! – сказал Дейн, бесцеремонно напросившийся ко мне в гости вместе с Эрви.

Решили меня поутешать, значит, – подумала я. – Ну и пусть, мне всё равно...

Кейн взял меня за руки и заговорил:

- Прости меня! Я безумец! Просил у Бога безопасности для тебя! Страстно желал, чтобы ты не рисковала, не подвергалась никаким угрозам. Просил неотступно, дерзко! Вот, получил... Я и подумать не мог, что все так выйдет... Сам не знал, чего просил. Да может, я не столько о тебе просил, сколько о спокойствии для себя?

- Неправда! – возмутилась я. – Ты не такой, я знаю!

Я прижалась к нему и тихо сказала:

- Всё будет хорошо! Неужели ты думаешь, я не найду, чем заняться в эти три года? Да у меня столько отложенных до лучших времен дел накопилось!

Я посмотрела ему в глаза и улыбнулась. Не нужно ему знать сейчас, что я чувствую на самом деле. Потом, как-нибудь, постепенно...

Я вспомнила вдруг пояс астероидов и тот глумливый голос, нашептывавший мне, что человеческие желания имеют свойство сбываться, но не так, как мы ожидаем. Мне показалось, что я слышу смех.


Рецензии
Очень очень сложный вопрос подняла. Даже при самой светлой анархии всё равно должны оставаться определённые правила, которым все по умолчанию должны следовать. Например, ПДД, без которых все или поврезаются, или придётся намного медленнее ездить, чтобы гарантированно никто ни в кого не въехал. И за нарушение этих правил всё равно придётся как-то отвечать. Может, не так жёстко, как в ином государстве, но как-то всё же надо. И это, наверное, на любом уровне развития общества (ну по крайней мере мне это сейчас так видится), просто на каждом уровне могут быть свои правила и свои допуски. Т.е. всегда своеобразный вопрос баланса между свободой и удобством, достигаемым дисциплиной. Разница между анархизмом и этатизмом в том, что первый по возможности подвинуть его в сторону свободы, а второй всеми силами нажимает на смещение в сторону диктата своей воли одних другим.
Следует так же учитывать, что чем на более сложный уровень решения вопросов общество выходит, тем больше возможно расхождение во мнениях (это естественно, и чем больше в обществе свободы, тем больше возможен разброс). Поэтому, когда общество выходит на новый уровень сложности решаемых задач, оно должно подстраховываться определёнными правилами. Там свой баланс, нарушив который, можешь потеснить чьи-то удобства.

Роман Дудин   04.02.2024 23:41     Заявить о нарушении
Как бы то ни было, абсолютно идеальное общество в земной жизни не построить. Особенно если учесть, что мир, и даже душа каждого живущего в нём - поле битвы добра и зла. Но это не значит, что к построению такого общества не нужно стремиться. Если же не стремиться, всё скатится до состояния самого настоящего ада, где царит ненависть, конкуренция и никто друг другу не может и не хочет доверять.

Тэми Норн   05.02.2024 08:13   Заявить о нарушении
Ну я так понял, вопрос-то был в другом.

Роман Дудин   05.02.2024 16:40   Заявить о нарушении