О рекламе как манипулировании сознанием

Реклама является масштабным, давним, ставшим абсолютно привычным  способом манипулирования сознанием людей. В каждой развитой стране существует законодательство, регламентирующее рекламную деятельность, в рамках которого она разрешена. Однако нет сомнений в том, что формально правомерная рекламная деятельность может иметь своим результатом не только неэффективное расходование средств граждан, но и масштабные негативные социальные последствия, в том числе колоссальный  вред жизни и здоровью сотен миллионов людей. Вот наиболее известный из примеров такого рода.
Еще в 20-е годы прошлого века считалось само собой разумеющимся, что курение — мужское занятие. Для женщин оно считалось порочной и неприемлемой привычкой. сигареты воспринимались как реквизит « падших женщин » и проституток. В США в некоторых штатах были приняты законы, запрещающие женщинам курение. В 1904 году некая Дженни Лэшер была приговорена к тридцати дням тюремного заключения за то, что курила в присутствии своих детей и, следовательно, «подвергала риску их нравственность». В 1908 году Совет старейшин Нью-Йорка единогласно принял постановление, запрещающее курение женщинам в общественных местах. [3] Аналогичным образом в 1921 году был предложен законопроект о запрете курения женщинам в округе Колумбия . Те немногие женщины, которые все-так курили, могли это свободно делать только в уединении своих домов или секретных клубов.
В 1928 году Джордж Вашингтон Хилл , президент Американской табачной компании , осознал потенциальный рынок, который можно найти у женщин, и сказал: «Это будет похоже на открытие золотого рудника прямо у нас во дворе». Чтобы расширить число курящих женщин, Хилл решил нанять известного сегодня в качестве отца пиара Эдварда Бернейса..
Центральная идея рекламной кампании Бернейса состояла в том, чтобы превратить курение из символа порочности в символ борьбы против гендерного неравенства, погрузив тему женского курения в контекст становившегося все более мощным феминистского движения. Работавший на Бернейса психоаналитик Брилл заявил, что «Сигареты, которые уравнивают женщин с мужчинами, становятся факелами свободы», и Бернейс умело использовал этот яркий образ.
Он решил провести парад женщин, гордо, публично и демонстративно курящих. Участницы должны были быть красивыми, они не должны выглядеть слишком «модельными» и ни в коем случае не актрисами. Он собрал список из тридцати подходящих дебютанток. Каждой из них была отправлена телеграмма, подписанная без ссылки на American Tobacco секретарем Бернейса Бертой Хант, в которой, в частности, говорилось: «В интересах равенства полов и борьбы с еще одним секс-табу я и другие молодые женщины зажжем еще один факел свободы, куря сигареты во время прогулки по Пятой авеню в пасхальное воскресенье».
В то же время рекламные объявления были размещены в нескольких нью-йоркских газетах. Они были в форме письма, подписанного ведущей феминисткой Рут Хейл. В письме отмечалось, что дискриминации по признаку пола стало меньше. Во многих важных факторах жизни женщина добилась равенства с мужчиной. Это справедливо в политике, в большинстве профессий и, конечно же, в бизнесе. У нас есть женщины-министры, водители такси и даже в залах заседаний биржевых брокеров. «Вот почему – писала Хейл - мы размещаем это объявление с просьбой к каждой женщине, заинтересованной в разрушении этого бессмысленного табу, мешающего нам получать удовольствие от курения на общественных дорогах, присоединиться к нам в манифестации в пасхальное воскресенье. . . Свяжитесь с нами для получения подробной информации о том, как и когда. Зажгите еще один факел свободы! Боритесь с еще одним секс-табу!»
Желающие участвовать в параде собрались в Страстную пятницу в офисе Бернейса на заключительный брифинг. Парад прошел «на ура!". Мисс Хант опубликовала следующее коммюнике с затянутого дымом поля битвы: «Я надеюсь, что мы что-то начали и что эти факелы свободы... разрушат дискриминационное табу на сигареты для женщин и что наш пол продолжит уничтожение всякой дискриминации»[3]. Отснятые кадры парада увидели свет по всей Америке, газеты повсеместно  подхватили эту историю, иллюстрируя ее множеством эффектных фотографий.
В результате блистательной кампании Бернейса доля курящих женщин стремительно взлетела. Табачные магнаты получили гигантские прибыли. Сколько миллионов женщин досрочно ушли из жизни, скольким миллионам детей курящих женщин был нанесен вред здоровью – подсчитать невозможно.


Рецензии