О понятии и сути пропаганды

Уолтер Липман, нередко именуемый отцом пропаганды, писал:
“Оглядываясь назад, можно увидеть, насколько опосредованно наше знание о мире, в котором мы живем. Мы видим, что вести об изменениях в нем приходят то быстро, то с опозданием; но что бы мы ни принимали за подлинную картину мира, относимся мы к ней так, как будто она и есть реальная жизнь. Это трудно учитывать, когда речь идет о нас лично и о представлениях, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Однако мы убеждены в очевидности этого, когда речь заходит о людях, живших в иные исторические периоды согласно своему, с нашей точки зрения смешному, мировоззрению. Мы утверждаем, глядя на них со стороны, что мир, который представал  перед ними, был зачастую абсолютно противоположен миру, который они себе представляли . Мы также видим, что, повелевая и сражаясь, торгуя и проводя реформы в мире, каким они его представляли, наши предки добивались или не добивались своих целей в мире реальном. Они отправились в Индию, а открыли Америку. Они считали, что изгоняют нечистую силу, а на самом деле вешали старух. Они думали, что могут разбогатеть, все время продавая и никогда не покупая. Халиф, уверенный, что подчиняется воле Аллаха, сжег библиотеку в Александрии”.
“Между человеком и его средой располагается некая псевдосреда. Поведение человека является реакцией именно на эту псевдосреду… Если поведение выражается не в практических действиях, а в том, что можно условно обозначить как мысли или эмоции, потребуется много времени, чтобы в структуре фиктивного мира образовалась серьезная брешь”.
“Человеческие поступки основываются не на прямом и очевидном знании, а на картинах, которые индивид рисует сам или получает от кого;то другого. Если в его атласе говорится, что мир плоский, он не станет близко подплывать к тому месту, которое он полагает краем земли, опасаясь свалиться”
“Что такое пропаганда, если не стремление изменить картину, на которую реагируют люди, подставить одну социальную модель поведения (pattern)  вместо другой? Что такое классовое сознание, если не способ осознания мира? Сродни национальному сознанию, но иначе направленное?.. существующее как процесс, в ходе которого мы верим, что распознаем среди множества людей тех, кто маркирован как представитель нашего рода?”
Уолтер Липпман - чрезвычайное противоречивая фигура. Тем не менее, мало кто столь глубоко, как он, понимал суть пропаганды. Коротко говоря, её можно свести к следующим основным позициям.
Конечная цель пропаганды: формирование социального поведения больших масс людей в интересах тех, кто эту пропаганду осуществляет.
Когнитивные ( познавательные)  предпосылки пропаганды: человек строит своё поведение на основании имеющейся у него картины мира; картина мира  никогда не совпадает с самим миром; картина мира в значительной мере формируется не самими её обладателями,  а задаётся извне другими субъектами, транслирующими людям то или иное информационное и эмоциональное содержание.
Непосредственная  цель пропаганды: формирование у адресатов пропаганды такой картины мира, которая обеспечивает формирование их поведения в соответствии с интересами субъектов пропаганды.
С точки зрения механизмов можно выделить два основных типа пропаганды: пропаганда в тоталитарных и пропаганда в демократических обществах. Несмотря на то, что есть множество сходных конкретных методов и приемов, эти два типа существенно различны между собой. При этом, разумеется,  существует множество промежуточных вариантов.


Рецензии