Caprichos Дело об убийстве Распутина. Послесловие

Рина Хаустова

КАПРИЧОС. ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ РАСПУТИНА

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Дорогая Мама, дружочек мой! Помоги вам Господи вынести крест с премудростью и всесилием за Христа. Этот мир, как день, вот и вечер…»
Синева над Петроградом мешалась с черным.
Ветер пригнал снеговую тучу, и она принялась посыпать ночной Петроград крупным мокроватым снежком. Потеплело. Возле моста Поцелуев, недалеко от дворца князей Юсуповых, заступил на свой пост городовой Степан Власюк. Мимо Власюка струится редеющий с надвигающейся на город черной темнотой поток прохожих, проносятся сани, тарахтят редкие еще для петроградских улиц автомобили
Сейчас, завершая рассказ о таинственных событиях кровавой декабрьской ночи, мы вновь возвращаемся к истоку нашего повествования и обращаем свой взор в сторону человека, чья тайна так и осталась неразрешенной. Он прошел по страницам нашей истории героем почти эпизодическим, едва очерченным и лишь слегка обрисованным, хотя именно он и есть величайшая тайна этой истории, главный герой последовавших вслед за убийством грозных мистических событий.
В то время как во дворце князей Юсуповых шли последние приготовления к убийству, человек, написавший прощальные слова к императрице Александре Федоровне и непостижимым случаем знавший, что день его жизни прожит, и вечер его жизни клонится к концу, тоже готовился.
Он вышел к охране и распустил всех по домам.
Достал из сундука нарядную рубаху с синими васильками и золотыми колосьями, вышитую руками императрицы. Надел.
Долго стоял перед зеркалом и все никак не мог застегнуть пуговицы у ворота. Руки дрожали. Он позвал племянницу и попросил помочь. Расправил рубаху, подпоясался малиновым шнурком с кистями.
Тщательно причесался.
Все было готово…
Одевшись, Григорий Распутин потушил электричество, лег на кровать в своей комнате и стал ждать прихода князя Юсупова.
Стрелки часов неторопливо разворачивались к часу ночи. Квартира на Гороховой сонно затихала.
В спальне Распутина было темно. Только тусклый свет лампады освещал иконостас на стене.
Грустно потрескивал лампадный фитилек.
Мерцали лики святых угодников.
У сундука темнели приготовленная для последней прогулки тяжелая шуба, бобровая шапка, фетровые ботики.
Распутин лежал на узкой железной кровати с открытыми глазами и терпеливо дожидался Феликса Юсупова.
Вскоре тишину сонной квартиры прорежет звонок в дверь черного хода. Скрипнут пружины, колыхнется огонь в лампаде, содрогнутся лики святых.
Григорий Распутин поднимется с кровати, подойдет к двери, откроет один за другим замки и засовы и широко распахнет дверь….
Потом он поедет в юсуповский дворец и там увидит лицо своего убийцы.
…если в моей смерти виновен кто-то из твоих родичей, то скажу: никто из твоей семьи, никто из твоих детей не проживет более двух лет, а если проживет, то о смерти будет молить Бога, ибо увидит позор и срам Русской земли, пришествие антихриста, нищету и мор, порушенные храмы Божьи, святыни оплеванные, и каждый станет мертвецом.
… убит ты будешь русским народом, а сам народ проклят будет, и станет орудием дьявола, убивая друг друга и множа смерть по миру.
…три раза по двадцать пять лет будут разбойники черные, слуги антихриста, истреблять народ русский и веру православную. И погибнет земля Русская.
Эти строки - ключ для постижения тайны крестьянина, убитого членом царского дома Романовых накануне великой трагедии и ставшего для последующих поколений бесконечным и бесконечно скабрезным зловещим анекдотом. Но…
Это история о жизни Григория Распутина.
История же о том, как убивали Григория Распутина, завершена.


Рецензии