Рассказ Арсу. Царство без корней
На поиски сбитых беспилотников выдвинулся отряд командира Насрида. Этот человек, подобно мне, был представлен спецслужбам Этланти. Матёрый сокол пустыни обучил три сотни бойцов, которые уже ничему не удивлялись. С их помощью Усем Бидда выполнил свою миссию, но всем равно остался недовольным результатом. Дело в том, что двоюродный братец наврал Верховному, что сбил пять дронов, три из которых принадлежали Этланти. Два других летательных аппарата якобы заслали северяне. Сбить их на подлёте к Убару – дело настолько благородное, что можно простить ущерб, причиненный Этланти. Во всяком случае, по логике Верховного лидера Этланти, который нравился нашему малику даже больше, чем собственному народу. Однако «сказочные птицы» из враждебного Этланти Севера до нас попросту не долетят. Речь идет не о Восточном Средиземноморье, а о месте более отдаленном и потому не затронутом Катастрофой Древности.
Усем Бидда раскусил уловку Шеддада и вконец достал наших парней, требуя разыскивать то, чего найти, в принципе, невозможно. Но это случилось позже, а на базе мы с майором потолковали о различных пустяках. Вскоре мне пришлось пожалеть, что развесил уши, когда Усем заговорил о государственном перевороте. Естественно, я воспротивился самой идее помочь родине таким образом. Мы шептались об этом не более двух минут, но и этого достаточно, чтобы лишиться головы. К счастью, Шеддад был человеком иного склада, нежели папаша.
Слоняясь по гарнизону, я задумался о том, какая у нас, в сущности, куцая история. Вспомнил, как шокировало адитов появление нового претендента на престол Убара, о котором все забыли. Мы с Шахаром появились на свет после того, как Ватар прикончил своего брата Шадама, отца Шеддада. Вельможи при дворе отца, как правило, до старости не доживали. Слишком часто батя пропалывал свое окружение. Пришлось принять на веру рассказ незнакомца о борьбе за трон Ятха Амара, из-за которой он очутился на Этланти. Смутно припоминаю, как среди всеобщего переполоха отец сам признал, что это правда, но он уже не дружил с головой и так весело при этом ржал! До сих пор не разумею, что общего у нашего дуболома с высокоразвитой цивилизацией? Ватар вел себя, как типичный деспот, жестокий и невежественный. Шеддад слукавил, когда жаловался Нистэю на угрозу бунта в Убаре. После Ватара новый малик казался благословением небес. Народ находил Шеддада странным, но любил за то, что не обирал подданных до нитки и дал воду. Новый Убар быстро и толково отстраивался. Зуфар, самое благословенное место на аравийском полуострове, снабжало нас не только благовониями для перепродажи ша‘бам и их конкурентам. Оттуда мы получали вино, зерно, овощи и фрукты. До чего же мне хочется покинуть пустыню и поселиться в вади Мукшин с доброй плодовитой женушкой! Выращивал бы виноград, в феврале-марте делал бы надрезы на коре ладанных деревьев, чтобы дней через десять на стволах и ветвях выступили капли драгоценной смолы, янтарной, как глаза Шаммурат.
История Убара спит под песками, в которых похоронены архивы. Предание гласит, что Старым Убаром правил златоволосый царь-великан с избытком пальцев на руках и ногах. Он появился на свет от вихря, который затягивает в воронку песок и гальку и крутит их на каменистых равнинах. Город был большой и красивый, песчаные бури обходили его стороной. Зато дожди шли так часто, что огороды и сады не приходилось питать капельным путем из огромного резервуара под городом, как это делает Шеддад в Новом Убаре. Город процветал на зависть соседям. Каково же было всеобщее удивление, когда Ятха Амар обратился к народу с приказом срочно собирать манатки и бежать в пустыню. Кто-то послушался его, а кто-то решил, что малик рехнулся на старости лет (по преданию, ему уже тогда перевалило за пятьсот лет). Пришла тьма, и город забился в конвульсиях, как человек в приступе падучей. Земля содрогалась так, что трещинами пошли крепостные стены из серого известняка. И полуразрушенные здания Убара медленно ушли в землю, оставив под небом только купола. Высокие башни опустились до верхних этажей, но жить в них стало невозможно. Кто полагал себя умнее повелителя, погиб, о чем свидетельствовал невыносимый смрад над крышами. Двадцать тысяч жителей остались без жилья. Ятха Амар провозгласил, что стеречь Старый Убар – обязанность убаритов, поэтому новый город будет возведен всего в трех фарсахах от городища. Строили его в жуткой спешке, беспорядочно. Планировка Нового Убара оставляла желать лучшего, как и строительные материалы. Город моего детства разительно отличался от нынешнего Убара, в который вложили немало труда и ученые этли, пленённые ушлым кузеном.
Да точно ли Шеддад наш родич? Полидактилия и перстень Шабама с вишневым яхонтом, который я полагал весьма редким минералом, тайный символ нашей династии, выбитый на нем, вроде бы служили неопровержимыми доказательствами правоты Шеддада. Усем Бидда уверил меня, что камень в перстне Шабама распространеннее в природе, чем мне кажется. Цветные и прозрачные разновидности этого минерала применяются в ювелирном деле. Можно взять обычный лиловый кристалл и так прокалить его, чтобы он приобрел насыщенный пурпурный оттенок. А знак нашей династии никогда не был секретом для спецслужб Этланти.
Мой дед захворал после гибели города. В первую очередь, Шабам и Ватар возвели ему роскошную гробницу в Старом Убаре, а затем уже занялись жилищным строительством в Новом Убаре. Место погребения забыто, во всяком случае, мне не удалось его найти, как и Одноглазому Али, который много лет охранял это зловещее место.
После смерти Ятха Амара осталось всего пятеро шестипалых: Шабам, Ватар, Зухра, Шеддад и Горйаф. Зухра – мать Шеддада и, предположительно, Шахара. Зухрой мы зовем Венеру и всякую женщину, чье имя неизвестно. Дядюшка Горйаф, великан и любитель гладиаторских боев, уехал в Финикию, и с тех пор о нем ни слуху, ни духу. Зухра бесследно исчезла.
Шеддад считал, что нас создали этли, экспериментируя с человеческим геномом. Они хотели добиться большей продолжительности жизни, чем отведено природой. Малик говорил, что сказители сильно преувеличили рост Ятха Амара, но он мог прожить мафусаилов век и знать больше, чем любой из мудрецов новой цивилизации. Мы, потомки Ятха Амара, выше обычных убаритов и ша‘бов, но как нас мог породить субъект, которому молва приписывает рост в 60 локтей*? Во мне, например, всего четыре локтя с четвертью. Шеддад почти того же роста, а Шахар на две головы перерос нас обоих.
Макушка Шаммурат не доставала до плеча Шеддада, когда мы привезли ее в Убар. Потом она еще подросла, но уже в отрочестве превосходила ростом сабейских богатырей. Дхамарали рядом с нами казался недомерком. Наверное, поэтому Замархуму полагал, что Шаммурат сможет прикинуться парнем на выборах мукарриба. Сабейская женщина не так стеснена обычаем, как бедуинка, но не вряд ли станет вождем или верховным жрецом. Прислуживать в храме, да, может, но ничем не руководит. А наша красавица не сомневалась в своем праве повелевать. Дурацкое воспитание принесло немало неприятностей Шаммурат, да и всем нам. Я скорее жалею, чем осуждаю ее. Шамми была добра к Ифе, хотя и не сумела уберечь ее от грязных лап ставленника жрецов.
Из Старого Убара в Новый Шеддад велел перенести два бетэля***, которые украсили въезд в город. На кубических постаментах с лицами каких-то богов покоились две сосновые шишки, искусно выбитые из камня. Шаммурат так уставилась на них, что едва шею ни свернула. Мы с Ифе на коне возвращались из гарнизона, а жрица ехала в повозке рядом с Шеддадом. Малик клевал носом после бессонной ночи и долгого дня. А я любовался закатом в пустыне. В отсветах алого пожара на небесах четко вырисовывались контуры дюн. Таинственные тени пролегали между ними. С каждым годом все реже попадается растительность по пути в Новый Убар, а стрекот цикад не умолкает. Кое-где видны остатки древних сооружений, верхушки колонн торчат из песчаных волн. В интересном месте мы все-таки обитаем.
– В каких богов верует твой народ, о высокочтимый? – спросила Шаммурат.
– Мой народ верит только в интеллект своего повелителя, - отвечал Шеддад.
– Разве этот Инте… Интеллект может жить вечно, как отец мой Альмаках?
– Нет, но я уверен, что оставлю след в истории, о подобная звездам жрица.
– С кем ты воюешь, дабы покрыть себя немеркнущей славой?
– Когда я вернулся на родину, нашел ее в удручающей разрухе. В те дни Маган владел плато Зуфар и его главным сокровищем - ладанными деревьями. Купцы Магана снабжали благовониями Междуречье, Хеттское и Араканские**** царства, вывозили специи из индийских княжеств. Мне повезло, что Маган населяют различные народы, которые не в ладах друг с другом. Посеяв еще больший раздор с помощью вот этого, - Шеддад не без самодовольства постучал себя по высокому лбу, - я одолел сынов Магана и забрал себе источник их богатства. Ша‘бы полагают, что в Хадрамауте достаточно древ, дающих кору и смолы, но они только брали, ничего не отдавая взамен природе. А я расширил насаждения ладанников, финиковых пальм и деревьев гаф. Вон те два дерева выросли на месте занесенного песками колодца. Их длинные корни добрались до воды, скрытой глубоко под землей. Да, прелестное дитя, пустыня постоянно растет, если не сдерживать ее лесополосами. Теперь я веду борьбу за выход к морю. Строю крепости, дороги между ними. Укрепляю Убар.
– Я в восхищении от великих деяний владыки Убара. Недаром твоя персона так заинтересовала Замархуму – да продлят боги его дни! Ты владеешь поразительными артефактами, которые, без сомнения, содействуют победам Убара. Малик Шеддад получил их в наследство от своих предков-джиннов?
– Среди моих предков нет джиннов, любезная жрица.
– Тогда почему у тебя по шесть пальцев на руках и ногах? Должно быть, малика Убара породил гуль в развалинах городов, которыми полна наша земля.
Шеддад возмутился: что за двойные стандарты! По меньшей мере, странно услышать такое обвинение из уст девицы, у которой такое же количество пальцев! До чего же славно, что хотя бы я, Арсу Убарийский, родился нормальным, не пошел в шестипалого отца!
– Такова воля Альмакаха. Он пожелал отметить свое порождение, дабы люди почитали мое происхождение! – насупилась Шаммурат, пряча руки под накидкой.
Шеддад понимающе хмыкнул.
– Какое волшебство так быстро перенесло нас в край загадочных механизмов и руин? – спустя некоторое время снова заговорила Шаммурат. - О, величайший из владык, ты все же причастен к племени джиннов. Замархуму недоумевает, почему ты не построил в своем городе святилище отца небес и дарителя дождя. Ведь Альмаках так щедро одарил тебя!
– Эге! – усмехнулся Шеддад. – Думаешь, я не понимаю, что строительство храмов в Южной Аравии, прежде всего, вопрос политический? Глупцы, которые возвели в родном городе святилище Альмакаху, тем самым подставляют свою шею под шабейский хомут. Все побежденные вами народы обязаны строить капище рогатому божку, прародителю ша‘бов! Храм чужим богам – знак поражения и неволи. Если в мое детище, в мой Убар, когда-нибудь забредет пророк, я убью его, ибо он пришел украсть мою власть с помощью басен и липового благочестия! И тебе я не советую навязывать мне веру в Альмакаха, моя красавица.
Шаммурат отодвинулась от него с угрюмым выражением лица. Жрецы не любят тех, кто разбирается в вопросах власти. А может, в силу своей юности, она все еще верила в идеалистическую сторону сабейского вероучения.
Пригород Нового Убара встретил нас банановыми и финиковыми рощами. В домах жителей горели огни. Мы старались ехать как можно тише, но народ все равно приметил экипаж повелителя и высыпал на улицу с приветствиями. За поздним ужином на террасе Шаммурат развезло от пары кубков с вином. Она понесла такой вздор, припоминая неудобные ситуации с участием с Дхамарали, что мы с Шахаром не удержались от хохота. Но Шеддада ее поведение раздражало.
– Несомненно, ша‘бы подсунули мне шебутное нечто. Ради будущего потомства придется обтесать девку. Хоть бы этли повременили со своими интригами. А ты должен относиться к Шаммурат, как к супруге повелителя, Арсу, - вкрадчивым тоном предупредил меня Шеддад. – Мне доложили, что ты лапал ее за ляжки, вытаскивая из оконного проема в Старом Убаре.
– Именно поэтому я не мог допустить, чтобы девчонка погибла под завалами. К твоему сведению, я тащил ее за щиколотки, а не за ляжки. Проклятые доносчики!
– Тогда вопрос закрыт. И еще одно. Если от этли поступит предложение заменить меня тобой или Шахаром на троне Убара, будь первым, кто доложит мне об этом. Иначе ты утратишь доверие малика, Арсу.
Опять этот долгий задумчивый взгляд, попытка рассмотреть трудноуловимые признаки предательства. Я вздохнул. Конечно, Шеддад не был классическим восточным деспотом, как отец. Тот был человеком настроения. По сиюминутной прихоти казнил или осыпал богатыми дарами людей, не пытаясь понять их суть. Свои капризы он ставил выше закона. Шеддад намного расчетливее Ватара. Цивилизованный хищник, он вырос среди этли, высокоразвитого народа, который так и не принял до конца аравийца. Кузен стремился догнать их, любил и ненавидел этих коварных, дерзких выходцев из Сахары. Мне повезло, что в те дни Шаммурат была для него, что называется, «племенной кобылой». Позже он полюбит ее, если сердце Шеддада способно вместить что-то еще, кроме страсти к власти. Полюбит даже не столько за красоту или сильный характер, достоинства, которые в нашу первую встречу скрадывались неряшеством и невоспитанностью. Для малика важно, что в ее жилах текла кровь этли, а значит, и их возможное потомство будет наполовину этли. И его детей уже не отвергнут умники с Миндальной Подковы (одно из названий Этланти).
* Имеется в виду арабский почтовый локоть - зира-ал-барид - 49,875 см.
** Даамат - древнее царство на территории Эфиопии.
*** Бетэль (или бэтиль) - "дом бога", так назывались священные камни в доисламской Аравии, в которых, по преданию, обитало языческое божество. Часто имели пирамидальные или конические формы.
**** Араканские царства - тесно связанные с Индией государственные образования на восточном побережье Бенгальского залива.
Продолжение следует http://proza.ru/2024/05/23/1229
Свидетельство о публикации №223121700802