Именины моего домового

Домовой, – хозяюшка!
Приходи в мой дом!
Не серчай, соседушка!
Я к тебе – с добром!..

О том, как я привечала своего домового или… - День рождение моего домового.

Прошлое, настоящее, будущее… Природа дала нам дар мысленно летать между временами своей земной жизни. На календаре - 4 октября. Где-то прочла, что Четвёртого октября - день рождение всех домовых. И добрый хозяин не забудет отблагодарить своего незримого помощника, накрыв в его честь праздничный стол. Решила и я, с дурру, поэкспериментировать.

…Дело шло к полуночи. Расстилаю чистую салфетку на прибранном кухонном столе, ставлю кружку с молоком, тарелку с печеньем, солонку с солью, сахарницу с сахаром. И думаю:

– Нужно ли положить ложку.. – понравится ли домовёнку.. - Не хуже ли сделаю.. – вдруг осерчает. Опять же… - как без ложки.. - не руками же, чай мешать… Да и ложка… - маленькая… – мельхиоровая. – Опять же, - серебро!.. – не отпугну ли серебром..

Решаюсь, и кладу ложечку на тарелочку. – Будь, что будет!..

Предупреждаю своих домочадцев, что накрыла стол для домового и, чтоб ничего не трогали до самого утра, не шастали по кухне, по холодильникам не рылись, а ложились спать. Те, на моё запредельное удивление, - не смеются надо мной и не возражают… – соглашаются! Чему ошеломлена до крайности «Не ожидала подобной реакции от своих стойких прагматиков! Полагала, что в лучшем случае проехидничают, скажут, что мать с «катушек вконец съехала» на пике лет, – и… -промолчали!

– неужто, тоже верят!.. – Вот незадача! – сама-то я не верю! Лишь проверяю, на всякий пожарный, очередную народную сказку.

Заполночь.

Спят домочадцы. Пытаюсь и я уснуть. Да неожиданно над самой моей головой, на закрытом наглухо замками чердаке, на потолке, раздались громкие чёткие человечьи шаги! – Кто-то ходит в полночь по чердаку многоквартирного дома и ни где-то у соседей, а точно над моей головой, над нашей квартирой! И чётко над моей комнатой! Моей кроватью! Знаю чётко:

– Там не могут находиться люди! На чердак даже кошкам не позволено попасть! Выход на него со всех подъездов наглухо заперт на замки сотрудниками ЖКХ, пожарниками! В трёх подъездах установлены герметичные тяжеленные, обитые металлом, люки. Мне их даже не приподнять! И кто в полночь потащится на крышу!.. Однако шаги слышу отчётливые - не кошки, а двуногого - человека! Ясно различимы две шагающих по чердаку ноги!

- Человека ли!..

Леденящий холод догадки подступившего страха вмиг пробивает с головы до пят. Холодный пот выступает на лбу. До мозга доходит абсурдность реальности отвергаемого атеистическим умом, воспитанием происходящего. Делаю открытие:

– Это он!.. - домовой! – доходит до сознания. – Вот вам и бабушкины глупые сказки!.. Сама же, глупая дурёха! по своей же вздорности, позвала потустороннюю сущность, совершив обряд по глупости любопытства. А теперь от страха (хвалёный бесстрашный таёжник!) боюсь пошевелиться. Дышать громко, и то боюсь. От страха думать не решаюсь.

И всё же, привычка преодолевать всевозможный страх, выработанная годами жизни в вечном запредельном экстриме и риске, заставляет глубоко вздохнуть, успокоиться и начать разумно соображать, ища выход из странной ситуации. В итоге, лёжа на постели, уставившись в потолок, принимаю нереальную реальность происходящую в двух метрах выше моего носа, надо мной, за действительность непонятной неизбежности.

- Вот, дурында! - Сама натворила, - теперь терпи! – уже подтруниваю над собой. Мозг заработал, а руки, ноги ещё скованы страхом. …Спрашивается «Зачем мне нужно было это!.. – хотелось поэкспериментировать – любопытство.. Или… - нужна помощь, и неважно уже чья..».

Доходит «Мне помощь нужна! И неважно, - лишь бы кто помог! Осознаю «Приму сейчас помощь охотнее от домового, чем от людей. И… - хотела Его порадовать.. Заручится Его поддержкой.. – Вот теперь в итоге и дрожу от страха… - не готова была к подобному обороту событий. …В конце – концов, - убедилась в реальности Его существования - и то – плюс!». Читала раньше, - типа, - домовой призван людям помогать, а не вредить. Только с оговоркой «Не обязан!». – Лежу, размышляю и неожиданно вспыхнула жалость к неизвестному живому, разумному:

- Бедолага! – он вынужден таскаться, прятаться по нетопленным пыльным углам чердака, как неприкаянный. А у меня ума раньше не хватило ума его приветить, позвать жить в тепле моего дома. – Вот, глупая! Ведь наши бабушки о нём никогда не забывали. И жил – то домовёнок в тепле изб неприметно, никому не мешаясь, возле тёплой печки, рядом с испечённым хлебушком и парным молочком – на кухне. Если и ел, то крошечку, если и пил, - то глоток. Если и гонял кого, - то кошака, когда тот пурил на хозяйский ботинок тайно… Пусть теперь порадуется, поймёт, что и я о нём забочусь, вспоминаю иногда… – естественно, - как обычный человек - по необходимости! Не просто так. Мы и Бога-то помним, только когда приспичит…

Немного успокоившись, позволила себе вздохнуть, чуть-чуть, бесшумно пошевелиться под одеялом. От страха, словно закаменела. И тут над головой послышались уже не единичные шаги, а целая кутерьма, возня, словно бы там не один мой домовой, а толпа его друзей со всей округи сбежалась!

Лежу и смотрю на потолок, размышляю:

- Пока крыша не качается – и то, - ладно!.. Однако, - вот-вот с потолка посыплется из всех зияющих щелей нашей многоквартирной развалюхи штукатурка и шлак. Как ни парадоксально, но именно перспектива предстоящей завтра генеральной уборки окончательно успокоила, сняла паралич страха. Решила

- Пусть порезвятся! Повеселятся! - Как-никак, - день рождение у них всех! Не часто бывают праздники у домовых! А в одиночестве справлять именины скучно! Вот и наш домовой позвал на радостях в гости соседей и друзей со всей округи. Про тех хозяева не вспомнили. Вот на радости, что хоть один человек вспомнил, те и собрались компанией.

Уразумев, решаю смиренно потерпеть шум и топот над головой. Поворачиваюсь на бок, натягиваю на голову одеяло, чтоб шум, топот не мешали, утыкаюсь плотнее другим ухом в подушку и сладко засыпаю. Последняя мысль, радостная «Он – есть! И есть надежда, что подружимся. Глядишь, - поможет, не бросит в бедах меня, и дом покараулит, - не даст всякой пьяни сжечь.». Окончательно успокоившись, ухожу в мир снов.

А ночью – до самого утра, над моей головой стоял неописуемый словами грохот на потолке! - Похоже, плясали домовёнки и праздновали от души!


- Вы слышали.. – спрашиваю домочадцев утром на полном серьёзе.

- Нет, - ничего не слышали… - отвечает и муж, и дочь.

- Странно!.. - от такого дикого топота, беготни по потолку – шума, все должны были проснуться в доме!.. - неужели, слышала только я одна..

- Ну, что ж, мой Домовёнок – старый мой друг домовой, - не забывай меня! Живи спокойно, только кошку Муську впредь сильно не обижай - не гоняй! - Она совсем старенькая стала и болеет сильно. Если что-то и не так делает, - не со зла, а из-за болезни…

– Хорошо отпраздновали - то! - Вы что там.. - плясали - что ли!.. - улыбаюсь в душе, смеясь над собой. Убираю со стола салфетку, миску. Молоко отдаю кошке Муське. Печенюшки сама ем с чаем. – До следующего октября, Соседушка! До следующего дня рождения, хороший! Не обессудь, если что – не то!.. Не обижайся, если опять забуду о тебе! Просто живи в моём доме, ешь пей сам. На столе всегда остаётся на ночь, чем поживиться. Вода всегда налита. Хлеб всегда свежий. Сахар- в сахарнице… - бери сам. Ты же, - член нашей семьи, и хозяин дома!..


Фото автора. На фото 14 октября 2007 год. Кошка Муська. Россия. Западная Сибирь. Крайний Север Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Рукопись старая зелёная тетрадь. Редактировано воскресенье, 28 ноября 2021 г.. суббота, 4 декабря 2021 г., 13 декабря 2021 г., вторник, 14 декабря 2021 г.. Опубликовано на сайте в декабре 2021, забанено в марте 2022. Новая редакция по черновикам воскресенье, 17 декабря 2023 г.

Ключевые слова: Домовой, домовёнок, октябрь, Север, Западная Сибирь, дом, потолок, домовые, день рождение домового, соседушка, хозяин, кошка, Муська, реальность, день рождение домового.

Анонс: 4 октября День рождение домового. О том, как домовые его праздновали.

Именины моего домового


Рецензии
Спасибо за этот рассказ, Татьяна!
У меня всколыхнулось своё, пережитое.
Когда приехали на родину мужа, то я окунулась в удивительно сохранившийся пласт имён, поверий, обычаев и лексику от угро-финнов в топонимах и гидронимах.
Однажды нарыдалась в хлеву у коровы от безысходности и непонимания окружающих.
Учительница моложе меня лет на 20 заметила: А нельзя в хлеву плакать.
У них не только домовой, но в бане баннушка, и его не зли, соблюдай правила, в овине -овиннушка.
В лесу леший. В речи часто посылали к лешему. Если скотина не вернётся ко двору, обращались к знающей бабушке, та шла к воротам в деревню с особой запиской.
А в реальности в доме что-то особенное есть.
Особенно в старинных домах-кораблях севера.
Столько в них таинственных уголков. Скрипучая лестница, чердак со ступами, кроснами, жерновами неподъёмными, сарафанами и покосными рубахами, медными ендовами и рукомойниками, коваными замками и гвоздями, граблями...
Спасибо Вам за путешествие в невероятный мир.

Татьяна Пороскова   23.05.2024 19:36     Заявить о нарушении
Татьяна! Очень интересно! Я давно оторвана от Урала. А в тайге встречалась с иным. В тайге нет людей неверующих. Помогали наяву выжить в сложных ситуациях. Поняла одно: лесные жители помогают, если ты не пакостишь в лесу, то и все лесные жители помогают. Нельзя ломать веточку, если в том нет необходимости. А все лесные животные привыкают к человеку быстрее домашних. Они на уровне интуиции считывают мысли человека, зло и добро.
С уважением!

Татьяна Немшанова   08.04.2024 12:57   Заявить о нарушении
Я в это верю. Шли за черникой по сырой дороге. На ровном месте я упала резко назад и у меня вырвалось: За что?! И тут же вспомнила. Вчера на придорожную ёлочку привязала как маяк красный пакет.
Если приговариваешь на болоте и просишь по-доброму: Ну, не жадничай, подкинь крупных ягод, не первый год мы ходим сюда. И вдруг ягоды такие крупные попадутся. Татьяна от удивления вскрикнет: Откуда ?они! И быстро кончатся. На мои глаза попадётся зелёная поганка Я только подумала: Фу, зелёная поганка! И тут же споткнулась и просыпала часть ягод из кружки. Пришлось кланяться за свои мысли. И всегда при выходя скажу товарищам: А спасибо? И поклонитесь. Это желание благодарить лес пришло само.

Татьяна Пороскова   08.04.2024 13:30   Заявить о нарушении
Знаю! Падала!
У нас самые неверующие оставляют монетки, вкусное, чтоб доехать по зимнику до дома. Такие истории невероятные! Что мужики молодые, русские, от страха столбенеют.глаза вытаращивают от жути. Машина перед святым местом на ход, на скорости, останавливается, как вкопанная!

Татьяна Немшанова   08.04.2024 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.