Сирень Глава из повести Остров

Дана не спеша, шла по своему двору. Около самого подъезда она остановилась у кустика сирени. Её привлек яркий, сладкий, густой аромат. Одна веточка с гроздью розово-фиолетовых цветочков легко коснулась ее щеки своими шелковыми лепестками. «Райское дерево», где-то она читала, или слышала от бабули, что раньше этот кустарник так называли. Действительно такая красота, что-то сказочное, буйство цветения, ароматов, особенно в наших суровых краях, кажется чем-то неземным, небесным. Хочется зарыться в заросли сирени и вдохнуть в себя ее душу, вечно юную, игривую, легкую, манящую. Девушка отломала веточку и, придя домой поставила ее в стеклянный цветной бокал на кухне. Несси осторожно вскочив на венский стул и привстав на задние лапки, уткнулась черной мордочкой в душистую гроздь. Теперь и она почувствовала весну.
Дана опять была одна, т.к. Михаил еще не вернулся из командировки. Девушка уже к этому привыкла, и ей это даже нравилось, она взяла не дочитанную книгу и уселась в кресло,  поджав  ноги, а запах сирени доносился из открытых окон, или из кухни, окружая, обволакивая, даря предвкушение чего-то очень хорошего, это как аромат надежды.
Дана вспомнила, как ровно год назад, после затяжной болезни, при которой, она потеряла на время обоняние и вкус, очень ослабла и долгое время не выходила из дома, они с мамой приехали в деревню. И тогда все-все ей казалось удивительным, будто она чувствовала, видела это в первый раз. Так, наверное, дети проживают каждый свой день каждой частичкой своей души, каждой клеточкой своего тела. Казалось, она пьянела от этого воздуха, от всей этой красоты. Для взрослых это ощущение доступно только вначале лета. Недаром,  раньше на Руси считали, что весной, вместе с природой просыпаются души наших умерших  предков, и начинают с нами говорить, звенящими  ручейками, тонкими запахами, яркими красками, теплыми прикосновениями солнечных лучей. Так они питают нас своей любовью.
Дана не заметила, как уснула, она сквозь сон, почувствовала, что к ней запрыгнула кошка, прислонилась к ее ногам своим теплым тельцем и начала громко мурлыкать. И Дана уловила в своем теле вибрации, как отклик на это мягкое мурлыканье, нежно струящийся запах, сиреневые облака, проплывающие по небу за закрытыми шторами окнами, как всегда внезапно случившееся лето. Она ощутила  себя частичкой в этом огромном океане мироздания, полном любви и созвучия.
Утром Дана проснулась не привычно поздно, она абсолютно не помнила, что ей снилось, и чувствовала себя обновленной, легкой и как всегда полной планов на это лето. Действительно лето – это как загадочная страна, хотя может это только в наших широтах, поэтому мы так ждем солнца и так ему рады. Издревле, наши предки поклонялись солнцу, в отличие от южан, почитающих луну. Но ведь луна так прекрасна, только благодаря тому, что она отражает солнечный свет, а источник этого тепла и жизни все-таки солнце.
Вначале Дана по обыкновению думала позавтракать в соседнем кафе и сразу же оттуда отправиться по делам. Но решила, что такой чудесный и почти летний день можно полностью посвятить себе, а дела оставить на потом. Хотелось побыть наедине с природой, почувствовать самое начало лета, разделить с ней эту радость, это наслаждение, ведь для природы это время как раннее солнечное утро. Девушка пошла на кухню, включила индийские мантры и быстренько приготовила себе омлет. Не забыв конечно покормить свою красавицу.
Плотно покушав, Несси разлеглась на подоконнике,  подставив свое брюшко ласковым солнечным лучам. Дана случайно выронила из рук вилку, кошка встрепенулась и, поняв, что это очередная неловкость хозяйки громко замурлыкала, посмотрела на Дану своими васильковыми глазами и прищурилась. Девушка уже давно знала, что так кошки посылают любимым свои воздушные поцелуи. Она прищурилась в ответ, и звонко смеясь, произнесла
- ладно уговорила, возьму тебя с собой.
Быстро собравшись, надев бирюзовый спортивный костюм, покрасив губы коралловой помадой,  Дана  взяла в руки переноску с кошкой и спустилась к своему новенькому бежево-золотистому внедорожнику, который ей подарил Михаил на прошлую годовщину свадьбы.
Внутри она уже открыла дверку переноски и Несси не спеша вышла, а затем вальяжно, почти по-королевски разлеглась на заднем сидении. Девушка внесла в навигатор название пригорода и только отъехала, как ей позвонили. Она машинально взяла трубку, не разглядев, что звонок был с незнакомого номера, ведь последнее время ее телефон знали только самые близкие, она решила ограничить себя от посторонних не нужных контактов.
Приятный мужской голос спросил
- это Дана?  Доброе утро.
- Доброе, а вы кто?
- Александр, мы с вами не знакомы. Я нашел вашу визитку в квартире моей бабушки. Она куда-то пропала.
- А как ее имя отчество? – задумчиво-удивленно произнесла девушка, и добавила – я вообще-то никому свои визитки не даю, да у меня их и нету. Все связываются через моего администратора.
- Дарья Петровна Осипова
- Ой, что-то припоминаю, может я ее рисовала.. А напомните какая улица
- Мужчина назвал точный адрес
- Девушка вздохнула, да я несколько раз к ней ездила, у нее такое интересное лицо, удивительный взгляд, веселый, как у ребенка. Я думала она одинокая… А потом она действительно куда-то пропала. Я решила её родственники забрали. А вы у нее?
- Да, я 2 дня как приехал, а до этого никак не мог дозвониться.
- Я сейчас как раз мимо проезжать буду, может смогу чем-то помочь, и вы мне покажете визитку, все это очень странно.
- Хорошо, хоть  одного человека, кто общался с бабулей последнее время, удалось найти, спасибо, я встречу вас у подъезда.
А солнце светило все ярче и ярче, не хотелось думать о плохом. Наверное старушка отдыхает в каком-нибудь санатории, а парень сам виноват, надо чаще навещать своих пожилых родственников.
Дана надела солнцезащитные очки, включила французскую музыку и помчалась по дороге, которая, была удивительно свободной, не смотря на будний день. Несси подмурлыкивала беззаботной мелодии на заднем сидении.
Когда девушка заехала в знакомый дворик, она заметила, что на скамеечке, где обычно ее ждала Дарья Петровна, сидит симпатичный молодой мужчина. Дана взяла переноску в руки, т.к. никогда не оставляла свою любимицу одну в машине и направилась к парню.
- Александр? –  лениво улыбаясь, спросила девушка.
Парень выглядел немного растерянным и расстроенным. Но увидев такую милую парочку, широко улыбнулся и соскочил со скамейки.
- Дана? Рад познакомиться, я не думал, что вы такая молодая  и красивая, засмущавшись, добавил он.
Девушка поставила переноску с кошкой под высокий дуб, на который сразу же прилетели галки, и стали громко, словно дразня Несси, галдеть.
- Я хотела бы посмотреть свою визитку, я точно не могла ее дать, Дарья Петровна такая доверчивая.  Может это мошенники, но почему там мой номер – размышляла вслух Дана.
- Ой, я ее, кажется, дома у бабушки оставил, сейчас сбегаю, или, может, вы подниметесь со мной.
- Да конечно, меня саму эта история очень взволновала. Я уверена, что вы найдете свою бабушку.
Девушка взяла кошку, которая уже пыталась вырваться из переноски, чтобы ответить на оскорбления неугомонных галок, одна из них, особо наглая, прыжками приблизилась уже почти к самому носу обескураженной Несси.
Они поднялись по лестнице старого, неухоженного подъезда и вошли в чистую, уютно, по-старушечьи обставленную квартирку.
Она определенно уже здесь бывала, вот и ковер, такой же, как у ее бабушки. В детстве, засыпая, она рассматривала его узоры, причудливые, как какие-то тропинки, либо лабиринты, по которым можно попасть неизвестно куда, всякий раз в своих мечтах она приходила по ним в новое сказочное место, чем-то похожее, но отличающееся от предыдущих.
Вот и окно, новое, но со старомодными тяжелыми занавесками, а напротив на веточках дуба раскачиваются эти же галки и с любопытством заглядывают в комнату, это давние  знакомые Дарьи Осиповны. Что они хотят, разгадать куда же подевалась их приятельница или подсказать где она. Девушка подошла к окну и будто в ответ на ее мысли, две птички подлетели к самому стеклу и уселись на перила маленького декоративного балкончика, которые еще кое-где остались в старых домах.
А Александр в это время пытался освободить кошку из переноски, ходившей  ходуном от прыжков недовольного хищника.
Выпрыгнув на  волю Несси вновь обрела свою царскую стать, и слегка лениво прогарцевала мимо парня к Дане. Она легко запрыгнула на подоконник, и уже хотела разлечься, но увидев все тех же настырных и наглых птиц, не смогла сдержать свой гнев и порыкивая принялась стучать лапами по стеклу.
Парень открыл большой массивный холодильник Зил, достал оттуда кольцо краковской колбасы, которое так любила его бабушка, и разрезав на мелкие кусочки подозвал пушистую гостью, но та не повела и ухомом. Она почти не шевелясь, как египетская статуэтка сидела на подоконнике, устремив свои васильковые глаза в бесконечность.
Александр, а где-же моя визитка?
Парень суетливо стал открывать ящики комода, осмотрел стол и карманы висящих в приожей пиджаков и растерянно произнес – ой, я в этой суете, наверное ее куда засунул, она точно была, откуда же я узнал ваш телефон
Дана снисходительно и в то же время с сочувствием улыбнулась, - ну мы тогда пойдем?
Но Александру так не хотелось оставаться одному, и он чувствовал , что Дана, это единственный известный сейчас ему путь к разгадке исчезновения его бабушки, и он искренне выпалил
- я чувствую, что вы она можете мне помочь, я сам понимаю, что виноват, и в полной растерянности, вы действительно наверняка знаете больше чем я .
Может, выпьем кофе? парень посмотрел на нее большими, слегка на выкате серыми глазами, как странно, в ее голове пронеслось, оказывается,  люди тоже могут целоваться глазами, и для этого совсем не надо прищуриваться, пронеслось в голове у девушки.
- Спасибо, не откажусь. Дана села на высокое кресло , стоящее в кухне. Перед ее глазами возник образ Дарьи Осиповны, которая так любила рассказывать ей истории о своей юности, послевоенных годах, поклонниках и работе педиатром. И Дана точно знала, где она сейчас находится. Она сделала глоток обжигающего кофе, и ласково посмотрев на парня, сказала слегка изменившемся голосом – Саша, с твоей бабушкой все хорошо. Она что-то мне рассказывала, что собирается, на некоторое время уехать куда-то, но куда именно не сказала, и  я тогда не стала расспрашивать, на то ее воля. Извини – немного жестко сказала она – мне действительно пора.
-Несси!
Кошка беспрекословно повинуясь окрику хозяйки, запрыгнула в переноске
- Можно я вам позвоню? – обескуражено спросил парень
- Да конечно, - уже в дверях, не глядя, ответила девушка
Александр провожал взглядом, как стройная рыжеволосая девушка с Несси сели в машину, и автомобиль, прорычав, как верный зверь, увез эту удивительную парочку по каменистым тропам огромного города.
Глава.
С рисунков Даны на Александра смотрели эльфы, феи и ангелы. У некоторых из них были морщинистые старые лица с яркими детскими глазами, у других – на свежих детских личиках – мудрые, будто выцветшие, всепонимающие глаза много поживших людей.
Он  сидел за ноутбуком в квартире своей бабушки, потягивал сухое красное вино, которое было припасено Дарьей Осиповной, и с интересом и удивлением рассматривал картины Даны. Да, она несомненный талант. Это были какие-то беззащитные, раненые ангелы. Его внимание привлекла еще одна картина – над пропастью тоненькая зеленая ветка, не понятно на чем держащаяся, на ней двое – со сложенными крыльями, один с детским лицом уснул, другой обнимает первого и смотрит поверх бездны  огромными изумрудными глазами, в них бесстрашие и смирение одновременно.
У парня после встречи с художницей осталось неоднозначное впечатление, будто она что-то знает, но скрывает от него, выпив еще бокал Александр, вновь набрал номер девушки.
Дана ответила не сразу
- что-то прояснилось? – участливо спросила она
- к сожалению, нет, но мне показалось, что вы что-то знаете. Мы можем еще встретиться?
- да, завтра после 6 вечера, - как-то покорно и равнодушно ответила Дана, - я к вам заеду
Парень положил трубку уже полностью убежденный в том, что девушка каким-то образом связана с пропажей его бабушки.
На следующий день, парень проснулся рано, и понял, что почему-то его волнует предстоящая встреча с Даной, ему показалось, что она начинает ему нравиться. Он недавно развелся, и новые романтические отношения абсолютно не входили в его планы, тем более и у Даны обручальное кольцо, наверняка она замужем.  До 6 вечера он пытался себя чем-то занять, но мысли разбегались,  и постоянно возвращали его,  к истории с исчезновением бабушки. Казалось, что все вещи в ее квартире ждут возвращения хозяйки и напоминают ему о ней. Периодически,  натыкаясь то на ее бархатную кофточку, которую она любила надевать на выход, то наливая чай в ее любимую кружку с Эйфелевой башней, то случайно наступив на домашние уютные тапочки с розовыми помпонами, то проходя мимо тумбочки с раскрытой книгой, заметив пометки, написанные на полях бабушкиной рукой,  парень проваливался в детские воспоминания.  Тут ничего не изменилось с той поры, как он школьником  гостил у бабули на каникулах.   Терпкий и сладкий аромат ее любимых духов, еле уловимый запах нафталина, ее одежды, старого дерева, просачивающийся из створок громоздкого черного шифоньера, украшенного причудливыми фигурками  игривых эльфов и фей, смешивался с запахом множества книг, комнатных цветов, беззаботного детства, когда лето было бесконечно долгим, полным тайн, приключений и новых открытий. Особенно в таком мистическом городе, как Санкт-Петербург и с таким проводником, как его бабушка.  Дарья Осиповна вставала очень рано, делала зарядку и за завтраком обсуждала с Сашей программу на сегодняшний день. Первую половину дня они занимались исследованием загадочных мест города и его ближайших пригородов.
 В течение 2-3 лет она писала книгу о мистических местах Петербурга. Тогда ее многие считали чудачкой, и иногда собиравшиеся у нее  в квартире друзья-филологи, порой подшучивали над ней, считая, что не солидно  кандидату наук заниматься такой чепухой, предостерегали, что ее труд останется не востребованным, кому интересно читать сказки, опирающиеся на альтернативные исторические источники. Она только улыбалась им, и говорила, а что если ошибались ваши историки, пишут многое, но я верю самому городу, который рассказывает и делится со мной своими тайнами.
А ведь сейчас, подумал Александр, такой популярностью пользуются экскурсии по мистическим местам Питера, и люди даже не подозревают, что они в далеких нулевых с бабушкой были первопроходцами. И многие экскурсоводы пользуются бабушкиной книгой, как путеводителем.
Ему захотелось пролистать ее еще раз, но почему-то нигде, ни на книжных полках, ни в письменном столе он не смог найти ни одного экземпляра. Отодвинув один из ящиков, парень нашел стопку старых фотографий снятых на полароид. Александр бережно, как детские сокровища достал их и стал рассматривать. Вот они с бабушкой в Петергофе, вот в садах Ораниенбаума. На глянцевых квадратиках - смешной   мальчишка в длинной футболке, солнцезащитных очках и везде в кепке с козырьком назад. Тогда он считал себя очень крутым, читал реп, и мечтал стать знаменитым. А рядом Дарья Осиповна, любимая бабуля, с химической завивкой, статная,  такая нарядная и на каблуках.  А вот  он стоит на извилистой лестнице ротонды. Александр вспомнил прохладу и акустику старого дома. Тогда туда свободно мог зайти каждый.  И они с бабушкой были вдвоем.  Высокий свод, где он непременно зачитал свои бесхитростные рифмованные тексты, звук его голоса, заполнял собой все пространство, а бабушка аплодировала. И было такое странное состояние, что он даже ухватился за перила, будто звуковые волны, могут подхватить его и поднять вверх, или сбросить в страшные подвалы, о которых заботливая бабуля ему рассказала, почти сразу, как они вошли.  Её рассказы будоражили, а иногда наводили леденящий ужас, но кто в детстве не любил слушать страшные истории. Он стал вспоминать, а что его так напугало в рассказе о подвалах, что там такого. То ли в этом подземелье собирались масоны, то ли сатанисты, а в полночь иногда появляется и сам дьявол, который может исполнить любое желание. В  ушах Александра и сейчас звучал бабушкин голос, то усиливающийся, то стихающий, то совсем замолкающий, чтобы обрушиться на него с новой силой. Недаром все ее студенты почитали ее как выдающуюся рассказчику, а на ее лекциях свободных мест не было, некоторые студенты приходили  послушать ее даже с других курсов и факультетов, о ней в университете тоже ходили легенды.
После страшилок о подвалах Дарья Осиповна рассказала тогда ему, что позже, уже в советское время, это место было облюбовано творческой интеллигенцией, начинающими поэтами, музыкантами, художниками, и оно называлось Центр Мироздания.  В те годы она там частенько бывала, и даже встречалась  с Цоем, которой тогда еще мало кому был известен. В тот период сложилась традиция, записывать свои желания на стенах. Они и по сей день испещрены надписями. Бабушка долго искала свою, но возможно, как она потом предположила, после побелки поверх старых уже появились новые. Тем более ее желание уже исполнилось. Он тогда вдохновленный бабушкиным рассказом тоже что-то написал, но сейчас как, ни старался не мог вспомнить, что же это было. Наверное, какая-нибудь мелочь наподобие новенького велосипеда, тамагочи или поездки в спортивный лагерь..  Как  жаль.
      


Рецензии