О некоторых особенностях Школы Этери Тутберидзе

Сама Этери однажды дала наилюбопытнейший комментарий к своей собственной спортивной фигурнокатательной карьере. На вопрос, чего ей не хватило для достижения высших результатов она ответила: «Мне не хватило Тутберидзе». Чего не в состоянии понять многие спортивные журналисты, пишущие на тему «У Этери Тутберидзе есть конкуренты!!!»?
В первую очередь они решительно не понимают, что такое настоящая Школа.
Не УО, не ОФШОР, не СДЮСШОР, а именно Школа.
Настоящая Школа не нуждается ни в каком официальном оформлении.
Ничего общего с официальными учреждениями у неё нет и быть не может.
Здесь можно сравнить регистрацию брака и настоящую великую любовь.
Настоящая великая любовь не нуждается ни в каком государственном оформлении.
Она просто есть.
Настоящая любовь не нуждается в доказательствах.
В доказательствах нуждаются как правило плоды этого чувства.
Самбо-70 – великая идея и великая организация.
И однажды она вытащила свой золотой лотерейный билет.
В её Храм вошла Этери.
И это была высшая справедливость.
Потому что Самбо-70 заслуживала такого счастья.
Вне фигурного катания на коньках.
Она заслуживала появления в своих апартаментах Учителя.
Но это предыстория.
Журналистам легковесного разлива этого не понять.
Кто сам никогда не попадал в великую Школу, другую Школу не различит, не увидит.
Отсутствуют необходимые для этого рецепторы в сердце.
Ну а мы обратим внимание только на две особенности этой великой Школы.
Я уже писал о том, что у фигуристок нет и не может быть опыта многооборотных прыжков на соревнованиях высокого уровня. Потому что необходимое минимально число соревнований такого уровня просто отсутствует в любом календаре спортивной карьеры фигуристки.
Встаёт вопрос об опыте реальном, то есть том, каковым фигуристки располагают в действительности.
Судя по множеству косвенных показателей в Школе Этери уровень требований к спортсменкам выше, чем в других тренировочных центрах. Видимо этот уровень требований выше на двадцать-двадцать пять процентов и потому фигуристки из других центров проигрывают именно в опыте преодоления себя в близких к соревнованиям условиях.
Причем в других центрах девочка, которая начинает приближаться к тутберятам как правило одна. И с нею там носятся как с писаной торбой. А это очень сильно снижает необходимую требовательность. Нежное дитя вполне капризно!
А вот в Школе Этери будь ты хоть трижды чемпионкой мира никакого снижения требовательности нет.
Возможно большую роль в такой философии тренера сыграл пережитый ею теракт в конце прошлого века. Не там ли она прожила мгновения, которые иногда стоят веков.
Так или иначе, но именно уровень жёсткой требовательности обеспечивает её ученицам чудовищный перевес на катке в момент выполнения программы. И девочки просто перекатывают своих соперниц «в одну калитку».
Вторая особенность этой Школы заключается во взглядах её тренеров.
Здесь надо признаться: исследование в первую очередь женского взгляда на другого человека – одна из моих постоянных забот.
Мне довелось даже системно исследовать женский взгляд с разных точек зрения и выяснилась масса изумительнейших подробностей. Естественно и мужские взгляды меня интересовали. Более того, в детстве они были мне многократно важнее чем взгляды девочек. Женским тренером становиться я не собирался ни в каких мечтах и проектах, а оставаться живым на свердловских улицах не определяя по одному только взгляду намерения мальчиков было бы затруднительно.
Поэтому бандитские взгляды и взгляды шпаны я уверенно различал с трёхлетнего возраста и безошибочно попадал кирпичом в физиономию носителя самого скрытного и злого взгляда.
Насколько женский взгляд страшнее и опаснее любого мужского я оценил гораздо позже.Но в конце концов в себе и для себя таки разобрался.
Если мужчине изредка выпадает случай увидеть реальный взгляд Женщины – он может считать такой день одним из самых значительных дней в своей жизни. Женщины запредельно скрытны и смотрят на других женщин и на мужчин как правило тайком. В остальное время их взор непроницаемо скрыт маской абсолютного безразличия. В то же время женский взгляд в миллионы раз острее мужского взгляда и нам надлежит с эти непрерывно считаться.
Так вот о взглядах.
На лицах всех других тренеров которых нам показывают на экране ТВ так или иначе то сильнее то менее явно проступает печать самоутверждения. То есть тренер смотрит а на лице отражается стремление что-то кому-то «доказать».
А вот во взгляде Этери и двух её главных сотрудников (Дудакова и Глейхенгауза) ни разу не мелькнула даже легкая тень такого стремления самоутвердиться.
Они смотрят на выступление своей фигуристки так, как мастер художник смотрит на своё полотно. Как Скульптор смотрит на своё произведение. Как Архитектор смотрит на завершенную постройку.
Это именно взгляд Мастера на своё огромное и очень трудно давшееся ему полотно. Это предельно критический взгляд без намёка на самолюбование или удовлетворение.
Это всегда огромнавя боль и гигантская усталость во взгляде.
Вот если бы мастера фото создали галерею портретов: "Взгляды ТШТ" это была бы фантастическая галерея. Она одна стоила бы многих часов просмотров. И о ней мы писали бы поэмы и слагали бы песни. Бог мой! Какая великая музыка могла бы родиться при просмотрах их взглядов.
У других учреждений спортивного совершенствования этого к сожалению не наблюдается.


На фото: Этери Тутберидзе / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф


Рецензии