Последний наёмник
Российская премьера «Последнего наёмника» состоится только после длинных новогодних праздников и едва ли соберёт аншлаги. Поэтому фильм легко доступен в высоком качестве уже сейчас. Тем не менее, спойлерить я не стану.
Сюжет
Ничего необычного. Наёмный киллер плохих парней (бандиты и продажные политики), участник Второй Мировой Финбар (Лиам Нисон) решил завязать с опасным ремеслом ближе к пенсии и поселиться в родной ирландской глуши – деревенька, но со всеми удобствами европейского быта середины 70-х.
На беду Финбара, его друга полицейского инспектора (Киран Хайндс, который думает, что Финбар – продавец книг), а также мирных и отзывчивых односельчан в деревеньку пожаловал боевой отряд террористической организации ИРА, борющейся за полную автономность Ирландии от Великобритании и прочей прогнившей Европы. Они скрываются здесь после теракта, устроенного в Белфасте.
Финбар, как психолог и несостоявшийся детектив достаточно быстро почует неладное. И вскоре начнёт действовать, пока недалёкий инспектор (классика жанра, да) катается с ним пострелять по консервным банкам на деньги и расспрашивает о том, за что Финбару так нравится Достоевский.
От классического боевика в этой истории лишь шумный и кровопролитный финал. В остальном – вполне себе психологическое кино с неплохими диалогами.
Любовная линия
Одна из несомненных удач картины. Тонко, сдержанно, с уместными недоговорённостями. Финбар потерял любимую жену во время войны и ему стал безразличен его собственный род занятий. Его соседка-ровесница под 60 – милая дама, не утратившая былой привлекательности (Нив Кьюсак) с безнадёжно больным и парализованным мужем – настолько, что в фильме мы слышим только его кашель.
Как изобразить, что случись их встреча лет 20-25 назад, исход этой партии был бы предрешён? Помните, как в анекдоте: идут муж и жена, она встречает побитого жизнью однокурсника, работающего дворником. Муж самодовольно произносит – ты сделала верный выбор и сейчас жена министра. Она отвечает: если бы я выбрала его, министром стал бы он.
Всё показано сдержанно (всего один диалог на кухне с взаимными умолчаниями, чтобы не ранить друг друга). Финбар пытается постичь искусство садовода, чтобы понравиться ей, но не преуспевает. По глазам соседки понятно, что это неважно: она уже разглядела в нём душу, которую не спутать с иной.
Террористы
Довелось услышать, что они похожи на персонажей из комиксов. Баба-предводитель и трое чудаковатых парней, один из которых вообще не умеет стрелять. Не согласен: комиксы – это Рембо, Арно и прочие «неудержимые». Здесь вполне живые люди, среди которых только одна идейная (Керри Кондон) с мифами о духовности и самодостаточности Ирландии, за которые готова взрывать и убивать, в том числе случайно попавших под замес людей. Молодая женщина с кашей из идей в голове, отчаянно пытающаяся выглядеть мужественной революционеркой.
Вполне верю, особенно отсутствию земного суда над ней без всякой моралистики – сама вынесет приговор, и сама его исполнит выбранными методами и ценностями.
Лиам Нисон
Конечно, это не «Список Шиндлера» и не боевик, отснятый, когда старина Лиам был не старше 50-ти. Здесь ему 71, надо сыграть парня лет на 10-15 помладше, и это почти получается. А то, что маловато драк и перестрелок меня только радует. Нисон вообще недооценённый драматический актёр, при всех своих кино-регалиях. Голливуд ждал от него суровых героев с одним выражением лица и десятью репликами за два часа картины.
На сей раз Лиаму пришёл на помощь Достоевский, которого («Преступление и наказание») он читает, вспоминая свою жизнь. И делясь немногими, но точными мыслями.
И при всех моих эмоциях плана «рад тебя видеть, старина Лиам!», это достойная работа. И точно не провал, как старпом в «К-19» в тандеме с Харрисоном Фордом, где шедевральны диалоги (– Ты молодец, Михаил! – Только благодаря тебе, Алексей!). В России так не общаются.
А здесь, опять-таки, верю. Нисон играет ещё не утратившего былую хватку пенсионера на родине в Ирландии и очень органично смотрится среди сельских холмов, моря и узковатых деревенских дорог. Он – дома, и потому ничего играть не нужно.
Резюме
Для меня – отличное кино в классической школе ХХ века. С прекрасной работой режиссёра (провинциальной Ирландией я любовался). Не могу, впрочем, твёрдо рекомендовать к просмотру или пересмотру.
Но надеюсь, мой отклик тоже поможет вам определиться.
На фото: классика жанра. Финбар и недалёкий сельский инспектор, осознавший всё уже после того, как они распрощались навсегда. К концу фильма он медленно прозревает: «ты ведь не продавец книг, да?». В этот момент я аплодировал. Каноны леди Агаты бессмертны. :)
Свидетельство о публикации №223121700983