О чём Нюся не знала 2

                Совм с А.Трепаковой

10 декабря. Бой у м. Ольты

В 7 ч утра снова началась ожесточённая стрельба и турки начали обход нашего правого фланга. 8,9,10 роты(резерв) и 11, 12, 13, 14, 15 роты и 2 пулемёта под натиском превосходных сил противника под оружейным и артиллерийским огнём стали отходить к м. Ольты.

По сведениям, на наш отряд наступал Х турецкий корпус, шедший от Самсуна до нашей границы 50 дней, из них 45 - до Гасан-Кале и 5 дней от Гасан-Кале . Турки, следуя по пятам за нами, открыли убийственный огонь и заняли командные высоты. Наш отряд отходил с боем, занимая по пути промежуточные позиции. Так продолжалось до самых Ольт, где отряд занял позиции, дабы дать возможность обозам и различным тыловым учреждениям уйти из Ольт.


По поляне, где строились казармы, турками был открыт сильнейший артиллерийский и ружейный огонь. Эту поляну перебегали отходящие цепи. К 9 1/2 часа дня отряд стал проходить Ольты, где начались пожары, это были подожжены запасы сена и др, которые не успели вывезти. Дорога была загромождена сломанными и брошенными повозками. Жители успели выехать раньше. Частные дома при нашем проходе были ещё целы - не горели.

Турки наступали постоянно, мы отходили с боем и наша артиллерия причиняла им большой урон. Окончательно оставлены Ольты к 11 дня. Под прикрытием арт огня .отойдя на 4 версты от Ольт, частью по шоссе, частью по просёлочной дороге по правой стороне р. Ольты-чот, разбросанные части соединились. Через 1,5 - 2 часа части двинулись к Соляным ломкам.

Бой закончился в 4 часа дня. Для прикрытия отходящих частей было оставлено 3 батареи под командой кап. Балакирева. В Соляные Ломки отряд пришёл в 5 1/2 часа дня. У Трёх Тутиков был убит кап. Джарьян, Похоронен был 11.12 в Соляных Ломках. 9-го числа ранен был шт-кап Алибеков; прапорщик Шемякин  и кап Кониев у поста Зарданес - 10-го, там же, 9-го,  контужен подпоручик Гуриенко.

При подходе к Соляным Ломкам приказано в 2 верстах позади выставить сторожевое охранение: роты 1,2,3,4, 9, 10, 11, 12, причем 10-я выдвинута вперёд на аванпоста, где, не успев расположиться, подверглась нападению 2 рот турок как с фронта, так и с тыла. Пробившись штыками сквозь роты турок, она потеряла убитыми: подпоручика Болтенко, поднятого турками на ножи. Позже они сняли с него сапоги. Правая нога и рука были сломаны; Убитыми 7 нч и ранеными 21 нч. 

Роты занимали позиции охранения так: вправо от шоссе 12, 11, 9; влево - 2,4,1,3; впереди 10. Пулемёты (2) были между 11 и 12 ротами. Во время отступления 5,6,7 рот, 1 батальона и 16 роты от Нориманов Ворот пропали без вести  у сел. Нориман кап Муратов и подпор Кетменти, а также 7 и 16 роты и пулемёты.

Около 12 часов ночи отошли к Навагинскому полку, составлявшему резерв сторожевого охранения. в 9 вечера сторожевое охранение выставлено, в 11 вечера 10 рота подверглась атаке. Турки с криками "Алла, Алла!" несколько раз бросались в наступление, но их отражали ружейным огнём. В 12 ночи всё стихло.

11декабря. Бой у Пеняка.

В 9 утра получили приказ сниматься и идти в Соляные Ломки, т.к турок нигде не было видно. Роты отошли не по шоссе, а по долине Олты-чая. В 10 утра приказано идти на Пеняк, где занять позицию и упорно её оборонять. К Пеняку отряд прибыл в 2 дня. После рекогносцировки нашим полком позиция была занята по обе стороны шоссе верстах в 3 1/2 от Пеняка. Навагинский полк так же занимал позицию, от которой обстреливалась долина Олты-чая. Когда шли на позицию, узнали, что курды напали на обоз 1 батальона около Коскра.

Двинули туда с целью сохранить обоз. Впоследствии оказалось, что паника поднялась из-за нескольких выстрелов, сделанных жителями и нескольких турок, засевших на скалах. В 3 1/2 турки начали обстреливать нашу артиллерию. Роты едва успели вырыть окопы для стрельбы лёжа.

Нач штаба отряда полковник Тетруев по приказу начальника отряда вызвал музыкантов на позиции и приказал играть гимн, дабы поднять дух войск и ошеломить противника, а ночью линию соприкосновения освещать прожекторами, но, пока собирали музыкантов и подвозили прожектора, турки повели наступление, в 7 вечера бросились в атаку, предварительно развив убийственный огонь по нашим ротам.

Огонь вёлся по всем ротам, но усиленно - по пулемётам, которые размещены были: 2 пулемёта при 5 роте, 1  прикреплён к артиллерии, его разбили при отступлении сами пулемётчики, 2 пулемёта при 4 роте и один в резерве за 5 ротой. Размещение: правый фланг 12,11,10 роты, в центре 9.  5,6 по левому, 8 - при знамени, за 10 - 1/2 11 роты, за авангардной 9 - 13 и 15 роты, в версте за 10 - 4 рота, на шоссе по ущелью 3,2 и половина 14. Сзади в резерве 9 Кавказский стрелковый полк.

Турки провели 10-12 стремительных атак. К 2 ночи мы начали отступать к Коскру. Во время отступления остался на поле боя кап. Колесников, ранен кап Павлов, пропали без вести: командир полка полковник Рубавский, кап. Бутковский, пор Телецкий, юнкер Поляков, подпор Поляков и вся 6 рота с офицерами:(кап Бутковский, пор Телецкий, юнкер ПОляков и подпор Поляков) (контужен также ... Гурбанов).

Отступление было столь стремительно, что артиллерия бросала свои зарядные ящики, передки и снаряды, части - свои повозки, лазаретные линейки и пр. По дороге валялись убитые лошади и ишаки. Турки стреляли вдоль шоссе, а также со скал сбоку, так что отряд продвигался под перекрёстным огнём, имея слева реку Олты-чай и горы, справа горы. Те и другие заняты были турками.

Нет отца-начальника отряда, он упал в Коскре с лошади. Начальником отряда назначен полк Рубавский. Он прибыл к общему резерву тогда, когда тот уже был включён в дело. В резерве был 9 Кавказский стрелковый полк. Отступление было столь стремительно, что части перемешались. Когда подошли к Коскру, селение уже пылало. За Коскром был брошен автомобиль штаба отряда.

...12 дек, 7 утра. Отряд подошёл к Ачундиру, немного разобрались по частям и продолжили отступление. Утомлены были так, что засыпали на ходу. Шли очень быстро, боялись, что турки, войдя через Бордусское ущелье, отрежут путь. У Коскра и Ачундира сильно похолодало, лёг снег. Ачундир горел. Жители уходили из домов, увозя самое необходимое. Дорога была загромождена повозками, арбами, скотом и брошенным имуществом.

Так продолжалось до Мерденека, куда отряд прибыл в 2 дня. Здесь обоз и части были окончательно приведены в порядок и встали биваком у селения с южной его стороны. Люди расположились прямо на снегу. К ночи было выставлено ближайшее охранение. В командование полком вступил подполк. Панфилов, как старший по чину. В 2.45 ночи было получено приказание выступить в Демур-капу, а обоз отправить туда немедленно.

В бою у Пеняка было убито нч 184 чел, ранено 481, пропало без вести 426. В 2.45 отряд выступил из Мерденека в Демир-капу. На авангард были назначены 3 и 4 роты. За ним двинулись 1,2, 5, 6, 7,8 роты, пулемёты, 3,4 батальоны, артиллерия, Навагинский полк и 9 Кавказский стрелковый полк. Ночь была морозная, вьюга, довольно глубокий снег.В Демур - капу пришли в 9 утра и разместились квартиро-биваком. В тылу выбрана позиция.

С ночи на 14 дек по 15  6 рот несут сторожевую службу. Морозы -25, глубокий снег. Ночь на 14 позиции занимали 5,6. роты и 4 батарея, в ночь на 15 - 3, 4 и 3 бат.арея.

16 дек. Роты получили приказ двинуться на Салут. Обозы перебазировались в Туркашен. По дороге на Салут со стороны Мерденека была слышна сильная орудийная и ружейная стрельба. Это вели бой 10, 11, 12 р. Кавказского стрелкового полка, пришедшие из Карса 13 дек. Бой с турками продолжался до самого вечера.

В Салут пришли в 5 часов вечера. На авангард были 1 и 2 бат.ареи. При подходе к Салуту 1 батарея и 2 пулемёта были посланы в обход турок на Агундир. В сумерках турки отступили к Агундиру, понеся большие потери. 4 батальон расположился на дороге у села Шараф. В командование полком вступил подполк Дудников(старше п/полк Панфилова).1 батальон остался у Агундира, 4 и 3 у села Шараф.

18 дек. 2 батальон в 6 ч был послан в с. Татакран, обозы из сел. Туркатен ушли в Демур-капу. 19 дек. Сформирована команда разведчиков, нач. прапорщик Семёнов. Прибыл 961 нч из 220 запасного батальона и прапорщик Приставко для укомплектования состава. в 11 ч ночи вместе с отрядом выступили из Салута по шоссе на Ардаган. Прибыл пор Болецкий, считавшийся без вести пропавшим.

В 6 ч утра 20 дек отряд прибыл в с. Турпашен и расположился по квартирам. В охранение назначен 2 бат. Вокруг Салута валялись трупы убитых курдов. Сильный мороз до -25, снег по колено.14 рота (пор Баревский)по приказу начальника отряда выступила на Паладик - Алаген-Гирдзыбек для обеспечения движения нашего правого фланга на Ардаган.

21 дек. Бой у Ардагана

В 2 1/2 ч ночи отряд выступил из Туркашена на Ардаган. к 7 1/2 ч утра прибыл к почтовой станции Угурлы, откуда в 8 утра  1 батальон и 5,6 роты в составе 9 Кавказского стрелкового полка под командой полк овника Шелковникова были двинуты к Ардагану в боевую часть. Остальные части оставлены в общем резерве. В 10 1/2 утра весь отряд двинулся к Ардагану.

Не доходя 10 вёрст до Ардагана услышали орудийные выстрелы со стороны Ардагана. Верстах в 4-5  3 батальон был послан вправо, остальные двигались по шоссе. в 2 1/2 верстах все роты были влиты в боевую часть против центра турецкой позиции(на шоссе). В 7 вечера турки были выбиты с шоссе и отступили от Ардагана.

Бывшие в Ардагане турки устроили окопы по сторонам шоссе и набили колья для проволочных заграждений, но не успели натянуть проволоку. При отступлении турок в городе начался пожар. Во время боя был ранен тяжело (в голову) штабс-капитан Тимашевский  и в ногу подпоручик Милитик. Нижних чинов было убито 14 чел, ранено 73, пропали без вести 9.

Отряд в городе был расселен по квартирам. В городе было найдено несколько десятков тысяч турецких патронов, масса ружей, бомб и других взрывчатых веществ.

Казаки (Сибирских полков) захватили знамя. Пленных 750 нижних чинов. Комендант города (полковник) ранен в живот и захвачен в плен, и с ним ещё командир кавалерии корпуса, сын Шукри-паши - полковник, 1 батарейный командир, 1 подпоручик и несколько докторов. Казаки изрубили несколько десятков  курдов за стрельбу из домов. Трупы их валялись по дороге.

Сбоку приписка к тексту* :Выяснено, что против нас действовал 1Константинопольский корпус. В Ардагане было 2 полка пехоты и 1 кавалерии. *      22 дек. Приступлено к погребению убитых. в 4 часа дня командир отряда прочитал телеграмму, что 1X и X турецкие корпуса под Сарыкамышем изолированы и разбиты. Захвачено несколько начальников дивизий, их заместителей, орудия, пленные и пр.

Погода тёплая. Снег тает. Курды за стрельбу расстреливаются. Выяснено, что турки стреляют разрывными пулями. Раненые на автомобилях увозятся в Карас.    24 дек. В 10ч утра был отслужен благодарственный Господу Богу молебен по случаю одержания победы под Сарыкамышем и Ардаганом, В церкви икона Спасителя пробита в двух местах, Икона Св Николая повреждена (проколоты глаза) и пулей пробито Евангелие. Алтарь весь повреждён самым кощунственным образом, из иконы Преображения вырван большой кусок.

25 дек. Получено приказание в 6ч вечера выступить на Коскр ввиду того, что турки, разбитые под Сарыкамышем, идут на Коскр.  Ольтинский отряд подчинён графу Воронцову-Дашкову (главнокомандующему). В командование Сарыкамышским отрядом вступил генерал-лейтенант Юденич, генерал от инфантерии, вместо генерала Берхмана.

Через час получили приказ в Коскр не выступать. Погода тёплая. Прибыл подполковник Чернявский.     26 дек., 27, 28 дек. Приступили к очистке города от трупов, уничтожению бомб и очистке города от всяких отбросов.26 дек прибыли обозы 2 разряда, 2 роты ежедневно, меняясь с навагинцами, ходят в сторожевое охранение. 26-го команда разведчиков выступила в сел. Кинзототал в распоряжение командира 3 батарейно-дорожного полка .  28 дек хоронили павших на поле брани.

29-30 дек. Проверка позиций на случай наступления турок. Группа разведчиков вернулась из Кинзототала.    31 дек. Приступили к построению окопов на позиции. С 30 дек стал наряжаться в дежурную часть один батальон по очереди: день от нас, день от навагинцев. Командиром полка назначен полковник Пизнев (5 Кавказского стрелкового полка). Погода тёплая, в городе снег тает. Капитан Копиев и штабс-капитан Томашевский умерли от ран в Карсах в госпитале

1914 год, Турецкий фронт, 77 Тенгинский полк, бои Ольты, Пеняк, Ардаган


Рецензии