Его стихия - небо!

       Много профессий на земле. В нашем детстве мальчишки в основном мечтали стать космонавтами, лётчиками, пожарными, милиционерами и т.д., а девчонки, конечно же, артистками, стюардессами, учителями, ну перечесть их. У каждого ребёнка была своя мечта. Мы становились старше, менялись взгляды, мировоззрение. Многие профессии мы уже перестали примерять к себе. В жизни мы, обычные люди, с представителями редких профессий никогда не встречаемся, ну, например, с космонавтами. Лично я с большим уважением отношусь к людям, выбравшим рискованные профессии, например, таких, как шахтёры, пожарные. Особый трепет вызывают во мне подводники и лётчики, потому, как я совершенно наземное существо, всегда должна чувствовать землю под ногами. Самолёты прочно вошли в нашу жизнь, но при возможности выбора я лучше поеду поездом.
       Живя на БАМе, мне, хочешь не хочешь, приходилось летать. Потому к лётчикам я относилась как к небожителям. В ряде религий небожитель - обитатель неба, божество. А также - это представитель высших слоёв общества, элиты, сливки общества, аристократ. И ещё есть толкование, что это слово относится к человеку недоступному, выдающемуся в какой-либо области (учёный, поэт, изобретатель…).
О таком небожителе, профессионале в сфере своей деятельности и пойдёт речь в этом рассказе, и мне очень импонирует, что он появился у меня среди друзей. А когда я узнала поближе биографию этого человека, то смело могу назвать его «Неба житель».
       Пётр Фёдорович Грунин по профессии лётчик с 45-летним стажем полётов, и слава Богу, не является недоступным человеком, чему мы, бамовцы, рады. Чем ближе знакомлюсь с этим человеком, тем больше проникаюсь к нему уважением. А познакомила нас музыка, любовь к песням. И то, что он блестящий вокалист, несомненно, только добавляет ему лавры. В душе считаю, что плохие люди так душевно и мелодично петь не могут.
       Многие из нас, бамовцев, были уверены, что песня «Главное, ребята, сердцем не стареть», где есть слова: «Только самолётом можно долететь», были написаны о БАМе. Я хоть и до БАМа слышала эту песню, почему-то разделяла уверенность бамовцев. И думаю, что песня композитора Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова, написанная в 1962 году, приобрела ещё большую популярность в связи со строительства БАМа.
       И кто, как не мы, в самые романтические годы начала БАМа, с воодушевлением пели эту песню:
                Главное, ребята, сердцем не стареть,
                Песню, что придумали, до конца допеть.
                В дальний путь собрались мы, а в этот край таёжный
                Только самолётом можно долететь.

        И действительно, так оно и было, до появляющихся в непроходимой тайге бамовских посёлков, которых ещё не было на карте Советского Союза, в начале БАМа только вертолётом можно было долететь. Прежде всего первопроходцы БАМа в трудно доступных местах расчищали вертолётные площадки. В дальнейшем ничуть ли первой стояла задача наладить воздушное сообщение, строили аэродромы и аэропорты.
       И в припеве были слова из нашей действительности:
                А ты, улетающий вдаль самолёт,
                В сердце своем сбереги.
                Под крылом самолёта о чем-то поёт
                Зелёное море тайги.
       Мы, строители БАМа, и покоряли это зелёное море тайги.
                Лётчик над тайгой точный курс найдёт,
                Прямо на поляну посадит самолёт.
                Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,
                В общем-то, зелёный, молодой народ.

       Молодой народ - это мы, комсомольцы тех времён, и мы стали хозяевами этих недоступных обширных территорий.

                Мчатся самолёты выше облаков,
                Мчатся чуть похожие на больших орлов
                Мчатся над тобой они, а знаешь, дорогая,
                Лёту к нам в Таежный несколько часов.

       В 1981-м году я решилась лететь на БАМ к мужу в пос. Северомуйск, в авиакассе на площади Советов г. Улан-Удэ мне сказали, что самолёты по техническим причинам временно не летают, посоветовали подойти недели через две. Только прилетев в Северомуйск, я узнала, что было крушение самолёта. Он врезался в скалу Святой нос на Байкале, весь экипаж вместе с пассажирами погибли. Для небольшого бамовского посёлка это была страшная трагедия. Было лето, молодые строители семьями летели в долгожданный отпуск на «большую землю», как было принято тогда говорить. Может, потому у меня и возник на всю жизнь страх полёта в самолётах, теперь модно говорить «аэрофобия».
       Жизнь продолжалась, самолёты летали, и я заработала положенный отпуск, В аэропорту, отстояв очередь, чудом приобрела билет. Даже с билетом на руках в самолёт не всегда попадёшь: то из-за перегруза, то какие-нибудь спецрейсы объявят, или, банально, блатные летели на твоём законном месте. Да и нелётная погода частенько заставляла нервничать. В такие тягомотные моменты мы, пока несостоявшиеся пассажиры, смотрели на лётчиков, как на небожителей, они для нас были недоступны. Каждый раз видели, как их забирали уазики начальников, или обратно привозили их из посёлка к самолёту.
       Как-то раз мне пришлось с детьми, с чемоданами неделю мотаться в аэропорт, пока не сходила с бутылкой спирта (другого спиртного напитка в продаже не было), к дяде Коле Хребтовскому. Он нашаманил так, что назавтра в обед я уже была в Улан-Удэ, а к вечеру дома у родителей в с. Хандала Кабанского района.
       Ну, а когда самолёт взмывал в небо, сидишь и трясёшься от страха, заставляя себя уснуть, вслушиваясь в ровный гул двигателя, и молишься, не дай Боже, нарушится что-то в этом гуле, твои молитвы обращаются не только к Богу, но и к каждому члену экипажа. Наверное, у меня сильный инстинкт самосохранения, а если со мной летели мои дети, материнский инстинкт увеличивал мой страх в разы. Сердце стучит, лоб покрывается испариной, и когда, наконец, самолёт приземляется, замирают винты, экипаж покидает самолёт, ты сидишь в кресле, смотришь снизу наверх, как по узкому проходу идут в своих красивых лётных формах высокие, молодые, подтянутые, красивые лётчики, сравнение с небожителями только усиливается. В этот момент в тебе растёт огромная благодарность лётчикам, как будто эти небожители совершили чудо. Да, и уверяешься, что лётчиков можно причислить к божествам, ведь от них напрямую зависит наша жизнь: болтаешься в воздухе, не чувствуя земли под ногами и совершенно бессилен помочь себе или кому бы то ни было. И опять приходят мысли о небожителях, что только мужественные люди со смелой душой могут желать летать.
       Некоторое время спустя ты со вздохом облегчения покидаешь самолёт, думая, как вообще можно выбрать в жизни такую профессию, чтоб ничуть ли каждый день подвергать себя риску. До сих пор у меня не было случая, кто бы мог мне дать понять этих смелых людей. И только благодаря Грунину Петру Фёдоровичу, я убеждаюсь, что есть такие люди, слившиеся душой с небом, и они не только в кино.
Может, когда я летала из Северомуйска в Улан-Удэ и обратно с периодичностью два, редко три раза в год, мой нынешний «небожитель» и был за штурвалом самолёта, кто же знает. Но мне хочется уверовать, что так и было.
О Петре Фёдоровиче писали журналисты важных газет с разной периодичностью. И это не удивительно, его высокий профессионализм, стойкость, выдержка заслуживают признания общественности. В этом рассказе хочется объединить все разрозненные статьи, хранимые героем рассказа.
       Я, как и журналисты, остановлюсь на подробностях автобиографии Грунина Петра Фёдоровича, и тоже начну с того, почему он слился душой с небом. И как всегда, прав Антуан де Сент-Экзюпери: все ноги растут из детства.
Для Петра Фёдоровича главным воспитателем был его отец - Грунин Фёдор Митрофанович, прошедший Финскую и Отечественную войны.

       Грунин Ф.М., уроженец Саратовской области, был призван в ряды Красной Армии в 1939 г., участвовал в финской войне. Когда началась Великая Отечественная война, он был подготовленным, опытным воином. Читаю пожелтевшую газетную вырезку, из архива его сына Петра, и меня не покидает желание полностью опубликовать статью Л. Кальминой 1994 года, написанную в честь 50-летия снятия Ленинградской блокады в рубрике «Дорогами войны». Моё желание заключается не только в том, что статья выражает пример отца для маленького мальчишки, как в пословице: «Каков отец, таков и молодец!», но и дань памяти воина. В статье описывается героический путь солдата, который участвовал не в одном сражении, он испытал на себе трудности войны во всех красках.
       Приведу статью «Слушай, Ленинград, я тебе спою…» дословно.
       «Для фронтовиков Питер остаётся Ленинградом. Город с этим именем они не отдали врагу на поругание. За него мёрзли в снегу, и вязли в болотах. За него спят вечным сном на Пискаревском кладбище. За город с этим именем сегодня поднимают чарки с фронтовыми ста граммами те, кому посчастливилось уцелеть. Поминают павших фронтовых друзей и отмечают годовщину светлого праздника освобождения города над вольной Невой. Фёдор Митрофанович Грунин, солдат Великой Отечественной, - один из них.
       ПЕРВЫЙ ПАРТИЗАНСКИЙ. Он не был в 41-ом необстрелянным новобранцем – позади была финская. Охранял важные объекты от диверсантов, рисковал быть убитым подло в спину, но это для него была ещё не война. Война для него началась 13 июля, когда вместе с другими был заброшен в тыл к немцам для организации партизанских отрядов. Это были первые партизаны под Ленинградом. Оружия выдали немного, питания на трое суток, а дальше живи по законам войны: что добыл в бою, то твоё. Добыча поначалу была не особенно сложной. Местные деревенские охотно помогали информацией, да и сами немцы не шибко-то хранили военную тайну: ездили днём открыто, как на свадьбу. Это потом уже, встретив сопротивление партизан, стали осторожнее, хитрее, злее. Во время одной из таких вылазок Фёдор был ранен. Нужно было серьёзное лечение, и одна отчаянная дивчина решилась вывезти его в телеге, забросав сеном. Раз, было, подумал, что всё, отвоевался, когда по дороге встретили немцев. Сжал в руках гранату покрепче: если обнаружат, пущу её в ход – не в плен же. Да ещё и прихвачу с собой «туда» парочку. Но нет, пронесло…
Удалось добраться до Луги. Там накормили, подлечили, а с назначением что-то не торопились. Зачастил какой-то с расспросами, узнал, что уже финская за плечами, удовлетворённо кивнул. Внесли Фёдора в список, о котором и говорили все почему-то полушёпотом. До последнего дня всё скрывали, что берут товарища Грунина в виде особого доверия в особый же отдел. Поначалу льстило, что мог он, старший сержант, хоть полковника остановить, попросить предъявить документы. Потом только понял, какой ценой платят «особисты» за права эти, когда стали прибывать для «ликвидации» самострелы, перебежчики, а может, иногда и невиновные – в пылу боёв разве кто так уж разбирался? Тут он сразу подал рапорт: попросился в действующую армию. Возражать не стали, удивились только: от такого доверия отказаться, да бежать на фронт, под фашистские пули подставляться?
       И потянулись фронтовые дороги: взвод разведки, батальон автоматчиков, 220-я Гатчинская танковая бригада, Ленинградский фронт, Волховский, 1-ый Белорусский…
       ПРЕОДОЛЕНИЕ. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…». Страшно было в 41-м, когда враг шёл не останавливаясь, самодовольный, самоуверенный. Страшно при мысли о ранении. В суматохе отступления никто бы и не подобрал - дай Бог ноги унести… Страшно было возвращаться из госпиталя на передовую, когда мирное небо сменялось багрово-чёрным, то и дело раскалывающимся на части от орудийной стрельбы, а почти довоенная тишина уступала место непрерывному треску автоматных очередей… Но это было в начале. Потом страха не было. Никогда не боялся, что убьют, верил, что уцелеет. Пули гонялись за ним по всем фронтам: сколько новых назначений, столько и ранений. Жалили больно, но уничтожить так и не смогли – наверное, вера в жизнь их отпугнула.
 Идти в разведку за «языком» тоже страшно не было. Злость только была. И мальчишеский азарт, какой охватывал в детстве, когда сходились они, саратовские пацаны, в единоборстве под одобрительные и досадующие реплики стариков, тут же обменивающихся собственными воспоминаниями о таком же задиристом детстве. Командир взвода разведчиков – это тебе не шутка. Тут всё уметь надо: стрелять из любого оружия, в рукопашной не подкачать, память иметь, наблюдательность. Ребят во взвод подбирал один к одному – отчаянных. К каждой вылазке готовились как к экзамену, а оценка в этом экзамене – жизнь. Возвращались из разведки, Фёдор сразу в штаб – докладывать. А ребята валятся в снег – и спать. Возвращается, они уже в сугробе, намело за это время. И ни ч-черта им не делалось, никаких простуд. И то, разве может человек на войне от простуды помереть? На войне только пули опасаться надо. Сколько полегло их, его разведчиков, о том только земля знает, их принявшая…
       РАМЦЫ. Эта деревня в боевых сводках прошлогодней строкой «после непродолжительных боёв взята нашими войсками». А может, не прошла и вовсе. Мало ли их было – деревень, оставленных, взятых, вновь оставленных и в очередной раз отбитых. Но для Фёдора Грунина – Рамцы – не просто точка на карте.
       Немец тогда уже отступал и дрался с отчаянием обречённого. Под Рамцами он поставил мощный заслон, техника пройти не могла. Тогда то и пришла Фёдору Грунину в голову шальная мысль: взять деревню одним своим взводом. Некоторые пальцем у виска только покрутили: совсем, дескать, лейтенант (он тогда уже младшим лейтенантом был) завоевался. Война к концу идёт, тебе что, помирать не жалко? А Фёдор своё: ночевать нам сегодня негде. Возьму деревню – дам зелёную ракету. К вечеру пролетела над лесом ракета…
       План взятия деревни Фёдор разрабатывал в одиночку. Рассудил, что в кольцо противника не взять – силёнок маловато, всех тогда положит. А вот если с флангов под прикрытием леса ударить да коридор им оставить для отступления – в самый раз. Расчёт оказался верным: отстреливаясь от невидимого противника, немцы в этот коридор и рванули. Чисто! Заходи и располагайся…
       За Рамцы Фёдора Грунина представили к награде – ордену Красной Звезды. Представление сам видел: «По своей инициативе взял…». Только не всегда награды находят своих хозяев. Это только пули быстро летят, ордена передвигаются медленнее, блуждая по фронтовым дорогам. Не догнал орден комвзвода Грунина, затерялся где-то. Такое на войне случалось. А чтоб разыскать – так не до того было. Поважнее дела ждали…
       В ТЭ-ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЁРКЕ. Войну он заканчивал танкистом. Танковый десант, наверное, самое опасное. Впрочем, разве взвод разведки спокойнее? На войне неопасных мест не бывает. Брали они город в Белоруссии. Дождаться бы пехоты, которая поотстала, дождаться бы, пока она выкурит снайперов – нет… Город взяли. А Фёдор получил здесь своё последнее ранение. И Орден Отечественной войны I степени. Здесь закончился его боевой путь, начатый под Ленинградом, городом, спасённым от фашизма 50 лет назад.
       СЛУШАЙ, ЛЕНИНГРАД! Для твоего защитника Фёдора Митрофановича Грунина ты остаёшься Ленинградом. Так называли тебя его павшие у твоих стен товарищи. Так зовёшься ты на одной из самых его дорогих фронтовых наград –медали «За оборону Ленинграда».
       Да-а-а, статья пробирает до мурашек. Боевой путь солдата описан легко, занимательно, браво автору. Но только стоит подумать, что этот боевой путь длился с 13 июля 1941 года по 29 июля 1944 года, это 3 года 16 дней ежедневного смертельного риска, а если судить, в каких частях служил солдат, так эти риски надо помножить троекратно! После выздоровления Фёдор Митрофанович не был списан, он продолжил службу. Дата призыва 5 сентября 1939 года, дата окончания службы 28 июня 1947 года. Великая Отечественная война длилась 1418 дней, это почти 4 года! Грунин Фёдор Митрофанович отслужил почти 8 лет. Далее он продолжил трудовую деятельность в лесопромышленных хозяйствах Республики Бурятия в качестве шофёра.               

       Грунин Фёдор Митрофанович родился 1919 году, умер в 1999 году, прожил 80 лет.

       Награды Грунина Фёдора Митрофановича:
       1. Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. (на фото отсутствует, из Книги Памяти);
       2. Орден Отечественной войны I степени 21.01. 1945 г.;
       3. Орден Отечественной войны II ст. в честь 50-летия Победы в ВОВ. 1995г.;
       4. Медаль «За оборону Ленинграда»;
       5. Юбилейная медаль «20 лет Победы в ВОВ»;
       6. Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
       7. Юбилейная медаль «30 лет Победы» в ВОВ;
       8. Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
       9. Юбилейная медаль «40 лет Победы» в ВОВ;
      10. Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»;
      11. Юбилейная медаль «50 лет Победы» в ВОВ;
      12. Медаль Жукова;
      13. Значок «25 лет Победы» в ВОВ.

       Имея такого отца, его сын, Грунин Пётр Фёдорович, достойно нёс фамилию отца через детство, юность, через лётную службу в гражданской авиации.
       Родился наш будущий лётчик – романтик в 1944 году в с. Хасурта Хоринского района Бурят-Монгольской АССР. Совсем в несмышлёном возрасте успел хлебнуть военных невзгод, за что теперь он причислен к категории «Дети войны». Как же я удивилась, когда я услышала от Петра Фёдоровича, что он помнит услышанный сильный гул, не смолкавший долгое время, и он остался у него в душе. А ребёнку было всего год… Говорят, у ребёнка даже внутриутробная память фиксирует особо поразившие его события. Удивительно, что ребёнок запомнил и пронёс это ощущение до сознательного возраста.
       Уже намного позже из разговоров взрослых стало понятно, что это был гул самолётов, когда после Победы над фашисткой Германией в мае 1945 года все силы были переброшены на восточный фронт для разгрома квантунской армии милитаристкой Японии. Вся деревня высыпала, и люди, запрокинув головы к небу, смотрели, как самолёты эшелон за эшелоном летели на восток. Долго не затухали воспоминания сельчан об этом воздушном параде, их обуревала гордость за военную мощь страны.
       Семья Груниных переехала в Хоринск, где был аэродром. Именно здесь он шестилетним мальчонкой проникся любовью к железным птицам. Доступа на лётное поле не было, но мальчишку тянуло туда, как магнитом.
       Эту тягу описала Светлана Донирова в самой первой статье о Грунине Петре Фёдоровиче «Небо и земля – жизни параллели …» в 1995 году: «Щедро рассыпая на землю звёзды, небо как бы лукавит – ведь они угасают в полёте… А самолёт, родившийся в безбрежном пространстве, из крохотной точки на глазах обретал свою плоть и приземлялся на аэродром. Был какой-то миг наивысшего восторга у мальчишек, увидевших впервые это Чудо. Помнится, грозный окрик отогнал их: «Ну-ка, марш отсюда!», и все кинулись врассыпную. А он, шестилетний ребёнок, притаившись, разглядывал ПО-2. Самолёт взлетел и растворился в небе, с той поры его непреодолимо потянуло ввысь…».
       Устремления мальчишки описаны так проникновенно, словно журналист заглянула в душу того вихрастого мальчугана. Петю завораживала картина взлёта самолёта. Жара превращала взлётное поле в мираж, в этом мираже самолёт словно парил в движении горячего воздуха. Он был готов не покидать своё укромное место, наблюдая за железными птицами. Наступила осень, потом зима и самолёты покинули Хоринск, перебазировавшись в Улан-Удэ. Аэродром опустел и пусто стало на душе мальчишки.
       Видя всё это, его проницательный отец выстругал сыну самолёт из дерева. Счастливый мальчик носился с самолётом, тот летал в руках ребёнка и гудел его голосом. Петя берёг самолёт, он оставался любимой игрушкой долгие годы, даже подаренный мамой игрушечный мотоцикл, купленный в магазине за баснословные деньги, не затмил деревянный самолётик. Сколько бы жил этот самолётик, может потом на нитке под потолком парил бы, но семью Петра постигло огромное горе. 31 декабря в канун Нового 1958 года их дом сгорел, причиной послужил керосин для керосиновой лампы, хранившийся в стеклянном бутыле на печи. Младшие сестрёнка и братишка взобрались на печь, в азарте игры нечаянно столкнули бутыль на топившуюся печь. Керосин моментально вспыхнул, мать успела спасти ребятишек, в чём были, в том и выскочили на мороз. В зимней одежде остались только отец и Пётр, их во время пожара дома не было. Леспромхоз и добрые люди помогли пережить это горе.
       Жизнь продолжалась. Знаете, многие могут позавидовать Петру, с детских лет знать, кем стать, быть уверенным в себе, стремиться к своей мечте, не каждому дано. Сколько юношей и девушек, окончив школу, не знают, куда им подать документы, какой специальности отдать предпочтение. Порой какие-то случайности определяют выбор молодого человека на всю жизнь. Хорошо, если этот выбор потом будет по душе.
       С детства смышлёный мальчишка учился хорошо, единственная двойка, полученная во 2 классе, повергла его в большое расстройство, он понял, что учиться плохо – это плохо! В дальнейшем у него даже четверки были редки, чаще пятерки гордо реяли напротив его фамилии в классном журнале. Отец, Фёдор Митрофанович, любил ходить на родительские собрания, где классная руководительница, Александрова Вера Лукинична, только хвалила сына. Учёба Петру давалась легко, поэтому всё успевал, и петь в художественной самодеятельности, и спортом заниматься, да и дома у старшего из детей в семье были обязанности, ведь это деревня, где работы всегда невпроворот.
       И как у всех старшеклассников, появилось первое сердечное увлечение, которому хотелось посвящать всё своё время. Конечно, все помнят строки из песни «Первая любовь, школьные года».
                Незаметный взгляд удивлённых глаз
                И слова, туманные чуть-чуть.
                После этих слов в самый первый раз
                Хочется весь мир перевернуть.

       Первые чувства, когда готов «...весь мир перевернуть…», остаются на душе навсегда. Желание быть рядом с любимой может заставить человека преодолеть любые препятствия, даже весь мир облететь, тем более будущему лётчику. Да… Не повторится такое никогда!
       Его учительница Вера Лукинична пророчила Петру учёную стезю, высоко ценя его способности, а мама, Людмила Тимофеевна, хотела, чтоб сын стал врачом. Но Пётр был верен своей мечте, он планировал выучиться на военного лётчика. Отец, Фёдор Митрофанович, поддержал устремления сына.
       Ближайшее училище в Иркутске готовило авиационных техников, что не соответствовало его мечте: летать!  Он написал письмо в Улан-Удэнский авиационный отряд № 138. Каково же было удивление паренька, когда он получил ответ от начальника отдела кадров Котцова Михаила Михайловича, за что он до сих пор благодарен неравнодушному человеку. Михаил Михайлович нашёл время подробно написать пареньку об условиях и сроках набора в Бугурусланское училище в далёкой Оренбургской области.
       После окончания школы Пётр едет в Иркутск, подавать документы в выездную приёмную комиссию Бугурусланского лётного училища Гражданского воздушного флота (ГВФ). Что же, пусть не военный, гражданский лётчик, но он будет летать!
       С первого раза не удалось поступить в училище, оказывается, есть норма времени в восстановлении зрения при резком переходе от яркого света к темноте, что очень важно в профессии пилота. Юноша упорно готовился к повторной попытке, строго соблюдал рекомендации врачей, на второй год он был зачислен. Как признается Пётр Фёдорович, годы учёбы в училище были самыми счастливыми годами в его жизни. Ведь было понимание, что его детская мечта вот-вот исполнится, и самолёты станут послушными птицами при его умелом управлении.
       Я задала ему вопрос, что он чувствовал, когда в первый раз с инструктором поднялся в кабину самолёта для ознакомительного полёта, взялся за штурвал. Пусть учебного, пусть сзади его сидел инструктор, готовый в любое время взять на себя управление воздушным судном. Пётр Фёдорович ответил, что до сих пор помнит это чувство удовлетворённости, но словами это описать невозможно. А я попробую. Наверное, это было чувство, как будто душа распахнулась и вобрала всю широту открывшегося простора. Радость от парения в воздухе, чувство свободы! Мы, простые смертные, часто смотрим на небо, лежа в высокой траве, особенно в детстве, наблюдаем, как высоко летят птицы, и нам хочется оказаться на их месте.
 
       Годы учёбы пролетели быстро, во время учёбы твёрдо усвоил учебную программу на самолётах ЯК-18А и АН-2, что в дальнейшем ему помогло. На всю жизнь у него осталась благодарность в освоении профессии пилотам –инструкторам Кияница А.И., обучавшему на Як-18А, а на самолёте Ан-2 - Казакову А.Н.
       По окончании учёбы в 1965 г. Петра Грунина направили в Ургенчскую отдельную эскадрилью, дислоцировавшуюся в г. Ургенч Хорезмской области Узбекской ССР на должность второго пилота самолёта АН-2.
       Молодой человек активной жизненной позиции, обладавший высокой общественной ответственностью, в первый же год был избран секретарем комсомольской организации.
       Экипаж выполнял полёты по обслуживанию строительства газопроводов Бухара – Урал, Средняя Азия – Центр. Молодой лётчик облетел пустыни Кара-Кум и Кызыл-Кум в Средней Азии, где шло освоение природных ископаемых, обслуживал буровые газовые установки и эпидемиологические экспедиции. Немало часов налетал на обслуживании сельхоз угодий, распыляя ядохимикаты и минеральные удобрения на хлопковые поля. Молодому пилоту огромную практику по выполнению полётов в пустынях Узбекистана с подбором площадок с воздуха оказал пилот –инструктор Рябов Е.И. По выполнению авиационно-химических работ натаскивал командир воздушного судна Барабаш А.И.
       Пётр успешно совмещал ответственную работу с обязанностями комсомольского лидера и другими общественными делами. Отличный организатор – он обеспечивал участие личного состава в общегородских мероприятиях. По-прежнему увлекался спортом, участвовал в художественной самодеятельности.
       В 1967 году был избран делегатом 1 съезда молодых работников в сфере услуг СССР, его наградили именными часами.
        Петра тянуло домой, отработав в Узбекистане 4 года, в 1969 г. он перевёлся в Улан-Удэнское авиапредприятие Восточно-Сибирского Управления МГА.
Пётр вернулся, чтобы летать над родной Бурятией. Он заинтересовался историей развития Бурятской авиации. С того времени скрупулёзно собирал архивные данные, что по ним смело можно написать научный труд. Например, из статьи Татьяны Никитиной о Грунине П.Ф. «Высота», опубликованной в газете «МК в Бурятии» от 15 мая 2013 года, я узнала, что в 1926 году именно из Бурятии был совершён международный полёт Верхнеудинск - Урга, навечно вписавший Бурятию в историю отечественной гражданской авиации. В то время в Бурятию прибыли изыскатели и пешком прокладывали маршруты самолётов. Я очень удивилась этому факту, никогда раньше не читала об этом, и даже не задумывалась над этим вопросом. Поразительно!
       Из-за сложного рельефа Бурятии (горы, много труднодоступных мест) самолёты малой авиации были затребованы, каждый районный центр имел свой аэродром и аэропорт. Всё это в совокупности требовало соответствующего отношения к разработке трасс полётов.
       Как говорится, дома и стены помогают, но и личные способности нельзя отметать, через 2 месяца он стал уже командиром самолёта АН-2, на котором 2 года до 1971 года работал по перевозке грузов и пассажиров в Северобайкальском районе, выполнял санрейсы. Будущий бамовский лётчик до начала строительства БАМа уже облетал небо над проектной трассой БАМа.

       Наступил судьбоносный 1972 год, когда он встретил любовь всей своей жизни Людмилу, Людочку. Молодая девушка после окончания авиатехникума, работала дежурной отдела перевозок. Она завоевала сердце отважного лётчика, они поженились, у них родился сын, наследник и гордость отца. Теперь у Петра ответственность повысилась вдвойне, у него семья, к которой он обязан возвращаться из любых дальних, трудных рейсов. Есть главное пожелание лётчику: количество взлётов должна равняться количеству посадок.

       Судьба по-разному проверяла выносливость и стойкость Петра Грунина. Как-то взлетали на своей «Анушке» - АН-2, началась ощутимая тряска двигателя, взлёт прекратили, безопасность пассажиров – неоспоримое кредо лётчика, его первостепенная задача.
       Не зря при поступлении в лётное училище будущие курсанты, в дальнейшем – лётчики, проходят жёсткий отбор. Проверяется стрессоустойчивость, стойкость вестибулярного аппарата, обязательная беседа с психологом, и множество других проверок. Любой человек обладает инстинктом самосохранения, лётчик должен уметь преодолевать свой страх, это входит в обязательное условие подбора кадров. Даже подбор готовых летчиков в экипаж проводят психологи. После рейса лётчик должен хорошо отдохнуть, получить разрядку, что даёт ему готовность для следующего полёта.
       При выполнении работ в южных районах Бурятии лётчик оказался в нестандартной ситуации. На успешный взлёт воздушного судна влияют как погодно - климатические условия, так и состояние взлётной полосы. Эти условия могут меняться по-разному. Например, утром один температурный режим, а значит и состояние полосы, днём солнце пригрело, полоса уже сухая. Конечное решение по взлёту принимает командир самолёта, на нём и вся ответственность.
       Однажды при авиационно-химических работах взлетели с посадочной площадки в Кудара-Сомон, впереди гора, окаймлённая с двух сторон более высокими вершинами, образующими ущелье. Разгон оказался слабым, при взлёте стало ясно, что при высокой температуре воздуха мощность двигателя падает, не хватает набора высоты, чтобы преодолеть гору. Вроде есть выход в таких случаях: сбросить груз, но Пётр вовремя смекнул, что тогда траектория полёта снизится. Оставалась доля секунды принять единственно правильное решение, перейти на другой режим полёта. Это спасло самолёт, груз и жизни экипажа. При натужном перелёте над горой лётчики могли различить иголки на ветках сосен, до которых оставалось метров пять. Этот полёт дал хороший урок ему, его коллегам, Пётр делился приобретённым опытом во избежание крушения при подобных ситуациях.
       Подобное уже случалось. Другой экипаж прилетел в северный аэропорт. Перед обратным рейсом прошёл дождь, но командир принял решение взлетать, он торопился домой для улаживания семейных проблем. Самолёт не смог оторваться от земли и вышел за пределы аэродрома. Спешка из-за личных мотивов привела к нарушению инструкции.
       В следующий раз прилетели на авиахимические работы на южный аэродром. Из-за неготовности полосы пришлось остаться. На аэродроме не оказалось никаких условий не только для отдыха, не было даже буфета, или места для приёма пищи, и с собой не брали пайки, уповая на быстрый возврат. Самолёт без присмотра оставлять нельзя, оставили двоих, остальные пошли в деревню, постучались в первый же дом с просьбой продать им продукты. Но добрая бурятская семья досыта их накормила, наотрез отказавшись взять деньги, ещё с собой наложили еду для тех двоих. Пришли, а те двое сытые, довольные, один из них обнаружил недалеко ферму, доярки тоже их с радостью накормили. Ночевать пришлось у костра. В следующий прилёт их ждал вагончик, жалоба на начальника аэродрома подействовала.

       А Пётр продолжал расширять свои горизонты, уже на самолётах ЛИ-2, ИЛ-14 перевозил грузы и пассажиров, а также почту по авиатрассам Бурятии, выполнял рейсы соседних республик и областей. В освоение Груниным этих самолётов огромный вклад внесли: на самолетах Ли-2, Ил-14 пилоты-инструкторы Аверин М.А., Цыденов Б-Г. Ц., Вершинин Ю.И. Благодаря им Грунин П.Ф. успешно прошёл подготовку и выполнение самостоятельных полётов.

       Ему доверяли свои жизни высшие чины республики. Петру Грунину запомнились полёты с первым секретарем обкома Андреем Урупхеевичем Модогоевым, часто летавшим по районам республики.
       «Андрей Урупхеевич был настоящим хозяином, вникал во все мелочи, - пишет в статье Татьяна Никитина, - от него ничего не могло укрыться».
       Когда планировался такой рейс, администрация правительства оформляла заказ, лётчики должны были иметь допуск к таким перевозкам. Впоследствии и сама авиакомпания должна была получить разрешение на такие рейсы, а воздушное судно пройти внеочередную проверку. Все эти меры предпринимались для повышения уровня безопасности полётов при перевозке VIP-персон. Командир экипажа периодично докладывал А.У. Модогоеву обстановку при полёте самолёта.
       При прибытии на место назначения Модогоев всегда давал распоряжение, чтоб лётчиков накормили и устроили на отдых.
       После Модогоева на пост первого секретаря обкома партии вступил Беляков Анатолий Михайлович. На этом посту он находился с 1984 г. по 1990 год, до назначения на должность председателя Госкомитета РСФСР по вопросам национальностей. Каждый руководитель видит свою работу, наверное, по-разному.  Анатолий Михайлович летал редко.
       Леонид Васильевич Потапов летал часто. По завершении полёта он любил зайти в кабину, поблагодарить экипаж, пожать руку. Петру Фёдоровичу приятно вспоминать, что в 1997 году Потапов Л.В. лично вручил ему медаль Нестерова, которой награждаются за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, и высокое профессиональное мастерство самолётовождения.
       С Петром Фёдоровичем летали и другие руководители высоких рангов.
       За достижение наивысших показателей в выполнении производственного плана и социалистических обязательств в 1975 году Пётр Грунин был награждён почётным дипломом Министерства Гражданской Авиации с присвоением звания «Лучший командир воздушного судна транспортной авиации 1975 года».

       С началом строительства Байкало-Амурской магистрали резко возросла потребность в самолётах, вертолётах, как уже писалось выше, только самолётом можно долететь. Про вертолёты и говорить не приходится, для них лишь бы нашлась ровная поляна, значит, груз и пассажиры будут доставлены на место будущего посёлка. Вырос в разы поток пассажиров, это потребовало расширения аэровокзала. У Улан-Удэнского авиапредприятия произошёл скачок в экономическом развитии.
       Наш лётчик теперь обслуживал строителей БАМа, сколько пришлось перевезти молодых романтиков, отрядами прибывающих на Всесоюзную стройку, счёту не подлежит. Неизменным атрибутом энтузиастов служила гитара. Весёлое время романтиков, с такими пассажирами на борту и летать приятно.
       Бывали и неприятные случаи. Однажды в Нижнеангарске на борт подняли тяжелобольного человека в сопровождении медсестры. Во время полёта до аэропорта Иркутск пассажир умер. Вызвали санитарную машину для перевозки груза 200.
       В другой раз при следовании по маршруту Улан-Удэ – Нижнеангарск в полёте заклинил двигатель, опытный экипаж действовал согласно инструкции. Бортмеханик Валерий Шилков предпринял меры для дальнейшего продолжения полёта, выполнив все требуемые меры предосторожности при создавшейся аварийной ситуации. Самолёт произвёл аварийную посадку, были задействованы наземные службы для ликвидации возможных последствий аварии. Но всё прошло в рабочем режиме, так что пассажиры решили, что двигатели отключили для экономии топлива.

       Много лет спустя в 2020 г. в подобной ситуации с другим бортом при посадке самолёт не остановился вовремя, вышел за пределы аэропорта, загорелся. Бортпроводница Елена Лапуцкая грамотными действиями спасла всех пассажиров, вывела их из горящего самолёта. Жаль, бортпроводницу не поощрили ничем, мол, произошло серьёзное крушение, так сказать, и она без вины попала под общую метлу.

       Сын рос, рос и отец. Теперь уже опытный лётчик, Пётр неустанно повышал свою квалификацию, заместитель командира лётного отряда должен был уметь летать на всех типах самолётов, эксплуатируемых на авиапредприятии. Нормативы позволяли лётному составу знать в совершенстве не более 4 типов самолётов, чтоб в доли секунд суметь принять единственно правильное решение при отказе оборудования. Эти нормативы разработаны с учётом возможностей человеческой памяти и скоростной реакции при наступлении аварийной ситуации. Пётр Фёдорович освоил самолёты ЛИ-2, ИЛ-14, АН-24, АН-26, ну а следующий этап по служебной лестнице - он стал командиром лётного отряда.
       Без поддержки и активного участия коллег по работе невозможно достичь высот по карьерной лестнице. В становлении Грунина П.Ф., как лётного командира приняли участие: командир авиаэскадрильи Апенько Э.И., командир летного отряда Патенко В.П., командир авиапредприятия Пономаренко Г.М.
       Имея высокие профессиональные качества и незаурядные организаторские способности, в 1977 году Пётр Фёдорович Грунин назначен заместителем командира авиаэскадрильи, в составе которой было 28 экипажей самолетов АН-24 и 5 экипажей ИЛ-14. Уже в следующем году назначен заместителем командира лётного отряда, а в 1981 году – командиром 138 лётного отряда, в состав которого входило  2 авиаэскадрильи самолётов АН-2 и 2 эскадрильи самолетов АН-24 и ИЛ-14 с общей численностью летного состава более 150 человек. (Помните, давным-давно старшеклассник Петя Грунин написал письмо в отдел кадров этого отряда).

       В том же году Петру Фёдоровичу была присвоена квалификация пилота 1-го класса гражданской авиации (протокол Высшей квалификационной комиссии Министерства гражданской авиации СССР № 48 от 19.09.1981 г.).

       Пётр Фёдорович по-прежнему успевал во всём, оказать внимание растущему сыну Алёше, который уже пошёл в школу. Сам же для повышения своих профессиональных знаний поступает на заочное обучение в Ордена Ленина Академию гражданской авиации, которую успешно без отрыва от производства окончил в 1987 году.

       Конечно, всем понятно, что такому занятому человеку, командиру высокого ранга, поддержкой была его жена Людмила Павловна. Уют, комфорт, забота жены – это главные магнетические силы, которые тянут мужчину домой из любой дали, с любых небесных высот. Есть железная аксиома: за спиной успешного мужа стоит успешная жена. Я бы сказала, что верная, заботливая, любящая жена, в моём понимании успешная женщина делает свою карьеру. Людмила Павловна тоже всё успевала, и за сыном присмотреть, и заботиться о любимом муже, он же должен каждый день выглядеть неотразимо, профессия и должность обязывали. Он должен ещё и хорошо отдохнуть перед вылетом. Тем не менее, Людмила Павловна теперь работала инженером по тарифам и составлению расписания полётов самолётов. Она оставалась любящей женой, прекрасной матерью и радушной приветливой хозяйкой, гостеприимность которой не терпела отказов. Все друзья, которых за такую бурную активную жизнь мужа в полётах во все концы не только республики, но и страны, появилось немало, все останавливались у Груниных.
       Работая в Улан-Удэнском авиапредприятии на командно-лётных должностях, Грунин П.Ф. участвовал в организации и выполнении полётов экипажей как по Республике Бурятия и смежных регионах, так и в дружественной Монгольской Народной Республике. Более дальние полёты производились в Узбекскую ССР и в Армянскую ССР. Но он не только участвовал, а и сам проводил необходимые полёты. Если командир не знает сути поставленной задачи, как он может руководить процессом.
       В Монголии наши лётчики обслуживали советские организации, которые оказывали помощь в строительных работах, геологоразведочных изысканиях, помогали монгольским аратам в борьбе с вредителями полей, распыляя ядохимикаты.
Узбекистан также нуждался в наших лётчиках в борьбе с вредителями хлопковых полей в Фергане.
       Два самолёта лётного отряда Грунина летали в Армению для оказании помощи в доставке грузов и оборудования в г. Спитак, пострадавшему от разрушительного землетрясения в 1988 г.
       Также Грунин П. Ф. принимал непосредственное участие в освоении лётным составом чехословацкого самолёта Л-410 для полётов на местных воздушных линиях Восточно-Сибирского управления.
       Зная лётное дело до тонкостей, до мельчайших подробностей и владея полной информацией, Пётр Фёдорович участвовал в разработке локальных лётно-методических и руководящих документов по вопросам обеспечения безопасности полётов и организации лётной работы, в том числе «Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолёта АН-2» 1989 г, которая действует по настоящее время.
       Наступали новые времена, появлялись новые самолёты, вызывавшие большой интерес у Петра Фёдоровича.  В 1992 году он лично освоил самолёт ТУ-154, получил допуск к самостоятельным полётам в качестве КВС-инструктора. (КВС - командир воздушного судна). Подготовку к управлению самолетами Ан-24, Ту-154 Грунин П.Ф проходил с пилотами-инструкторами Лужковским В.К., Спиридоновым В.М., Корбышевым Л.Н.
       На самолётах ТУ-154 экипажи лётного отряда выполняли регулярные рейсы в Московские аэропорты Домодедово и Шереметьево-1 и аэропорт Хабаровск. В составе авиакомпании «Ист-лайн» в аэропорту Домодедово экипажи лётного состава проходили подготовку к международным полётам.
       С новыми веяниями появились злостные «шутники». Годы-то 90-е, Пётр Фёдорович на ТУ-154 летел рейсом Улан-Удэ-Москва. Во время полёта где-то над Нижнеудинском по рации передали, что на борту бомба. Предприняли необходимые действия согласно инструкции: перед срочной посадкой в Красноярске снизили эшелон, стравили воздух через иллюминаторы. После посадки зарулили на специальную изолированную площадку, прибыли все соответствующие службы. Экипаж вывели, увезли отдыхать в гостиницу. С пассажирами работали в специальной зоне, тщательно досмотрели, одновременно проверяли самолёт полностью во всех отсеках, ничего не нашли. Среди пассажиров обнаружился один бизнесмен, с которым был проведён более пристрастный разговор. Оказалось, что он присвоил огромную сумму денег, оставив компаньона с носом. А тот, обнаружив пропажу, в порыве отомстить воришке, не нашёл ничего лучшего, как позвонить и сообщить, что в самолёте заложена бомба. Но денег так и не обнаружили. Дальнейшая судьба обоих компаньонов не известна.
       После реорганизации структуры Улан-Удэнского авиапредприятия в 1992 году в состав лётного отряда, возглавляемого Груниным П.Ф. вошла авиаэскадрилья вертолётов МИ-8 из 9 экипажей и Ми-2 из 4 экипажей. Для Петра Фёдоровича новое дело, но пытливый ум командира быстро изучил специфику организации и выполнения полётов вертолётной авиации. В этом ему помогли командно-лётный состав авиаэскадрильи вертолётчиков. Среди них: Горячкин В.К., Шелковников А.И., Гурулев Н.Г., Ватулин А.Б. и др.  При знакомстве с новыми людьми немаловажную роль сыграло личное обаяние, а хватка руководителя гармонично вписала прибывший в его распоряжение новый лётный состав в годами сложившийся коллектив авиаторов.
       Огромный опыт организационной работы с личным составом, трудоспособность и личная высокая профессиональная подготовка позволили Грунину Петру Фёдоровичу в условиях рыночной экономики остаться в рядах лётных руководителей. Его вклад в сохранение старейшего авиапредприятия Восточной Сибири вместе с руководством «Авиакомпании Бурятские авиалинии» не оценим.
       В это время под руководством Грунина П.Ф. в лётно-методической работе были внедрены компьютерные программы и технологии для поддержания и совершенствования профессиональной подготовки лётного состава.  В связи с расширением географии полётов самолётов АН-24 и вертолётов МИ-8 на территории Сибири от Урала до Дальнего Востока разрабатывалась необходимая для экипажей документация с целью организации лётной работы в отрыве от базы и обеспечения безопасности полётов.
       По выходу очередных Федеральных авиационных Правил в гражданской авиации, методических рекомендаций лётному составу Пётр Фёдорович разрабатывал локальные нормативные акты, проводил по ним постоянную методическую работу.
В 2004 году 12 августа вышла первая статья о Грунине Петре Фёдоровиче в газете «Правда Бурятии» за № 33, посвящённое 60-летнему юбилею лётчика. Журналист Герман Намжилов описал вехи судьбы командира лётного отряда «АК Бурятские авиалинии» Грунина Петра Фёдоровича. Как мы писали выше, командир сыграл большую роль в сохранении авиакомпании. С высоты сегодняшнего дня грустно читать о нелёгких днях того времени, когда предприятие боролось с новыми веяниями рыночного режима, когда шли повальные сокращения. Единственный плюс был в том, что остался высоко профессиональный костяк лётчиков, а большим минусом было то, средний возраст лётчиков составлял 55 лет. Молодёжь, даже высокой квалификации ушла, им надо было кормить семьи, задерживались нерегулярные зарплаты и то мизерные.
       Лётный стаж Грунина Пётра Фёдоровича за штурвалом составляет 45 лет, с 1965 года по 2010 год, отлетал 17000 часов, это только вдуматься. Я ради любопытства посчитала, это 708 дней и 8 часов, 23 месяца, в итоге человек в воздухе был почти 2 года! А количество взлётов-посадок даже не поддаётся учёту. Оказывается, есть у лётчиков норматив, не более 50 посадок в день! Я спросила, как возможно 50 раз в день взлететь и сесть.
       - Возможно при обработке полей, - ответил Пётр Фёдорович, - взлетел, за 5 минут распылил состав, сел, заправился, обратно взлетел.
       Тут раз-два в год-то страшно летать. Летаем от случая к случаю. Чаще слышим гул самолёта высоко в небе. Бывает, подняв голову в небо, видим только растущий от ниточки до пушистого хвоста, а затем тающий инверсионный след от современных самолётов.
       С освоением каждого нового самолёта более высокого класса поднимается уровень горизонта и поднимается мастерство пилота. Пётр Фёдорович освоил в училище ЯК-18, завершил лётную карьеру за штурвалом ТУ-154:
   ЯК-18       Ан-2      ЛИ-2       ИЛ-14       АН-24      АН-26       ТУ-154

       На ЯК-18 он видел землю с высоты птичьего полёта, на АН-2 горизонт поднялся, лётчик видел уже более широкие просторы, но всё еще связь с землёй была визуальная. Далее происходит постепенный переход к более сложным условиям управления самолёта. На ЛИ-2 обозримы большие облака, земли уже не видать. Чем современнее самолёт, тем быстрее скорость, значит, пилот управляет самолётом по приборам, с подъёмом уровня самолёта растёт и количество приборов и современным лётчикам уже помогает компьютер.
       С 2010 года по завершению личных полётов на самолётах при достижении 66 лет, Пётр Фёдорович Грунин работал в должности начальника штаба лётного отряда с января 2010 г. по декабрь 2010 г. а в 2011г. уволился в связи с выходом на пенсию.
       Грунин Пётр Фёдорович отдал отечественной авиации 46 лет, с 1965 г. по 2011г., из низ 45 лет лётного стажа, на командно-лётных должностях с 1977 года, это большая часть трудового стажа – 34 года. Оглядываясь назад, Грунин Пётр Фёдорович пишет: «Многому меня научили преподаватели учебных заведений: Бугурусланское лётное училище, учебно-тренировочные центры, курсы повышения квалификации, Академия гражданской авиации в г.Ленинграде. Летая в производственной деятельности в разных экипажах, с разными командирами также это для меня было приобретение опыта. Я всем за все благодарен.»
       Его профессия очень нужная профессия: далёкие расстояния делает близкими, сближает континенты, помогает любящим сердцам быстрее встретиться. Долгие томительные дни, неделю переезда из конца нашей страны в другой конец поездом сокращает до нескольких часов.
       В 2019 году в газете «Бурятия» в 56-м номере от 31 июля 2019 года выходит статья Германа Намжилова «Дорога в небо» в честь 75-летия героя нашего рассказа Петра Фёдоровича Грунина. Журналист пишет, что по биографии Петра Фёдоровича можно изучить историю как Бурятии, так и в целом страны.
       С любимой женой Груниной Людмилой Павловной прожили 48 лет. Сын Алексей работает в аэропорту «Байкал» представителем крупнейшей частной авиакомпании России с самым современным парком воздушных судов на российском рынке авиаперевозок - S7 Airlines. Внук Роман учится на 3 курсе в Иркутском национальном исследовательском техническом университете по профилю «Экологическая безопасность», направление «Техносферная безопасность».
       В год 100-летия Бурятии в газете «Новая Бурятия» в № 31 от 31 июля 2023 года вышла статья Татьяны Никитиной «Командир воздушного судна» конечно же о Петре Фёдоровиче Грунине. Журналисты не забывают когда-то полюбившегося им героя их статей. Татьяна Никитина в своей новой статье отмечает, что пилоту гражданской авиации Бурятии на торжественном собрании, вручен юбилейный знак, посвящённый 85-летию Советского района г. Улан-Удэ.
       Человек активной жизненной позиции, Пётр Фёдорович на пенсии не засел дома. Так как БАМ оставил в душе ветерана авиации неизгладимый след, он присоединился к Совету ветеранов БАМ, благодаря чему мне посчастливилось познакомиться и подружиться с легендарным человеком с большой буквы - бамовским лётчиком, командиром лётного отряда Улан-Удэнского авиапредприятия. Заслуженный лётчик, вступив к нам в Совет, сходу включился в нашу активную жизнь. Занимается с нами гимнастикой Цигун, талантливый вокальный исполнитель стал солистом группы "Романтики БАМа".
       Теперь подключился к работе комиссии по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Дети слушают очень внимательно, некоторые даже желают фотографироваться отдельно. Бывалый лётчик вызвал большой интерес не только у мальчишек, но и у девчушек. И это понятно, к ним приходит человек романтической профессии, в форме, соответствующей генеральской форме, со всеми наградами, нашивками, и это не преувеличение, его должность в авиации не менее высокая, чем у генерала армии. В школе №37 посёлка авиаторов произошла трогательная встреча через поколения. Мальчишка подошёл к Петру Фёдоровичу с вопросом, знал ли он Белькова Евгения Василевича. Мальчишка оказался полным тёзкой своего прадеда, инструктора молодого лётчика Грунина Петра, в будущем Фёдоровича. Женька удивился, что заслуженный лётчик помнит не только его прадеда, а даже его самого, катающегося на трёхколёсном велосипеде.
       У Петра Фёдоровича сложилось мнение, что такие встречи со школьниками, вообще с детьми необходимы. Он чувствует обратную отдачу от детей, считает, что теперь необходимо навёрстывать упущенную работу по патриотическому воспитанию молодёжи и подрастающего поколения, которая была снята со времени распада Советского Союза.

       Можно ли верить, что незаурядный мужчина, мальчишкой выбравший свою будущую профессию лётчика, нашедший своё призвание, проживший опасную, полную стрессовых ситуаций, жизнь, несмотря на разочарования, постигавшие его на долгом жизненном пути, может сохранить в душе юношескую романтику. Скоро наш герой отметит свой 80-летний юбилей, а для него до сих пор нет ничего прекраснее момента взмывания в небо, когда перед ним расступаются горизонты и ему открывается земная ширь во всей божественной красе, и появляется ощущение, что он крыльями самолёта объял земной шар от горизонта до горизонта. И всё земное, что осталось внизу, такая мелкая суета, что отлетает всё, как шелуха, не стоящая внимания. И остаётся кристально чистая душа, спокойное сердце и ясная голова, готовая мгновенно отреагировать на любые нестандартные ситуации. Он полностью отдаётся полёту, и, возможно, поэтому за 45 лет не совершил ни одной ошибки, не допустил аварии, за что награждён знаком «За безаварийный налёт часов». 
       Но это была не единственная награда, его грудь украшали множество отличительных знаков, медалей:
       - Знак «Победитель социалистического соревнования 1975 г.»;
       - Почётный диплом Министерства Гражданской Авиации;
       - Звание «Лучший командир воздушного судна транспортной авиации 1975 года»;
       - Медаль Нестерова 11.12 1996 г.;
       - Заслуженный работник транспорта Российской Федерации 16.07. 2010 г.
       - Знак «Ветеран Гражданской авиации» 01.12. 2022 г.;
       Это основные награды, которыми дорожит Пётр Фёдорович Грунин, как не менее дорожит знаками внимания в честь юбилейных дат родной стихии, Гражданской авиации:
       - Памятная медаль к 100-летию А.И. Покрышкина 2013 г.;
       - Юбилейная медаль к 95 лет Гражданской авиации России 2018 г.;
       - Юбилейная медаль к 100-летию Гражданской авиации 2023 г.;
       При праздновании знаковых юбилейных дат заслуженного лётчика не обходят стороной:
       - Юбилейная медаль 350 лет вхождения Бурятии в состав России 2011 г.;
       - Памятная медаль от ЦК КПРФ в ознаменование 90 лет СССР 2012 г.;
       - Юбилейная медаль 90 лет Республике Бурятия авг. 2013 г.;
       - Памятная медаль к 350-летию г. Улан-Удэ 17.10. 2016 г.;
       - Юбилейная памятная медаль 100 лет Республике Бурятия 2023г.;
       - Юбилейная медаль 85 лет Советского района г. Улан-Удэ.

       Конечно, как всем нам снится наша работа, так и Петру Фёдоровичу снятся самолёты, во сне он по-прежнему за штурвалом, его снова и снова охватывает радость полёта, прокручиваются разные ситуации, и он снова в своей стихии. Да, орлы должны летать, пусть даже и во сне.
       Я уверена, что мальчишки, к которым он приходит в школу, наполняются от Петра Фёдоровича Грунина мечтой освоить прекрасную мужественную профессию лётчика, захотят взлететь высоко над землёй, и стать новыми властелинами неба!

                Зинаида Маласова Потарась
                31 декабря 2023 г.


Рецензии