052 Легенды священной горы Сулайман-Тоо Кыргызстан

Раздел 3 Азия

052 Легенды священной горы Сулайман-Тоо (Кыргызстан)

1150 м. С севера и юга массив огибают два канала — Джупас-арык и Джаннат-арык.  древних магических рисунков и знаков,непосредственной близости от горы проживает свыше 10 тыс. человек.амятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (2009 г.).

«В Оше есть текучая вода, очень хороша там бывает весна: расцветает много тюльпанов и роз. У подошвы горы Бара-Кух, между горой и городом, стоит мечеть, называемая мечетью Джауза. По склону горы течет большой ручей. Внешний двор мечети несколько покатый, там есть приятная, тенистая лужайка, поросшая трилистником; каждый путешественник и странник, проходя, отдыхает там. В Оше существует такая забава: на всякого, кто заснет на лужайке, пускают воду из этого ручья. В последние годы жизни Омар Шейх мирзы* на этой горе нашли камень с белыми и красными прожилками. Из него делают ручки ножей, пряжки для поясов и другие вещи. Это очень хороший камень. В области Ферганы нет города, равного Ошу по приятности и чистоте воздуха» («Бабур-наме»**).
_____________________________
* Умар-Шейх-мирза (II) — амир (правитель) Ферганы с 1469 г.,  праправнук амира Тамерлана, отец Бабура.

** «Бабур-наме» — «Книга памяти» Хахир ад-дина Мухаммеда Бабура (1483—1530), основателя Империи Великих Моголов.

Люди издавна селились вокруг Сулайман-Тоо. Своим возникновением ей обязан город Ош. На склонах горы археологи нашли предметы, датируемые XII в. до н.э. Предполагают, что культовое значение Сулайман-Тоо приобрела еще 3 тыс. лет назад, во времена тотемизма. Об этом свидетельствуют свыше 400 петроглифов на склонах горы и стенах пещер. Сохранились легенды, по которым в незапамятные времена в одном из гротов создавал священную книгу зороастризма «Авесту» пророк Заратустра.

По свидетельству историка К. Исмаилова, в Ферганской долине  процветал культ объектов природы — кадамжаев (с арабо-персидского — «мест следа святого»). Эти нерукотворные святыни заменяли кочевникам мечети. «В Центральной Азии… самым священным кадамжаем считается… Сулайман-Тоо» (https://theopenasia.net/ru/author/2).

У горы было много имен на разных языках. В нашу эру ее называли башней Птолемея, поскольку она служила торговцам ориентиром на Великом шелковом пути, и второй Меккой, которой поклонялись праведные мусульмане перед хаджем в Мекку к мечети Масджид аль-Харам. Называлась гора и Бара-Кух (так она упомянута в «Бабур-наме»), что означает «Красивая гора». Есть и другая трактовка названия: в исламе «бар» входит в 3 из 99 имен Всевышнего, который и создал эту святыню. В XVI в. массив получил имя Тахты-Сулайман («Трон Сулаймана»). Сулайман, по одной версии, был святым из города Узгена, а по другой — наиболее распространенной — исламским пророком Сулайманом ибн Давудом, которого отождествляют с библейским царём Соломоном. По преданию, Сулайман пришел из Палестины и создал здесь своё царство. Сам Аллах избрал его в пророки и дал только ему одному власть над всем живущим, в т.ч. над джиннами и бесами. За мудрость и благочестие Всевышний подарил пророку каменный трон (гору Сулайман-Тоо), поднять который было под силу только 500 джиннам. По велению Сулаймана джинны перенесли гору-трон в Ферганскую долину. Сегодняшнее название Сулайман-Тоо гора получила уже в XX в., став окончательно «Горой Сулаймана».

Связана гора и с легендарным сподвижником Сулаймана — визирем Асафом ибн Бурхия, прославившимся тем, что он с помощью волшебного перстня Сулаймана перенес трон будущей жены повелителя — Билкис (царицы Савской) из Йемена в Иерусалим. На месте захоронения визиря у подножия восточного склона горы в XVIII в. был сооружен мавзолей Асафа ибн Бурхия.

В одной из пещер горы прятался во время междоусобиц 13-летний отрок Бабур, правитель Ферганы. В 1496 г. Бабур велел построить для себя на одной из вершин горы маленький молельный дом, получивший в народе название «домик Бабура», а официально — мечеть Тахты-Сулайман. Согласно преданию, пророк Сулайман совершал здесь намаз и вымолил у Аллаха пресную воду для безводного тогда края. Считают, что в камне остались отпечатки его лба, ладоней и колен. Дом был разрушен в 1963 г., восстановлен в 1989 г. Сохранилось описание мечети. «Особенно красива была мечеть внутри. Блестящий как мрамор пол, состоит из 2-3 отесанных плит, отполированных ногами многочисленных паломников. Стены мечети изготовлены из белого камня и украшены скульптурной резьбой. Свод потолка овальный, изящный. Два небольших окошка пропорциональны объему этой мечети, состоящей из одной комнаты, площадью четыре квадратных метра».

У северо-восточного подножия Сулайман-Тоо в XVI в. на месте разрушенной мечети Джауза, о которой писал Бабур, была построена соборная (пятничная) мечеть-рабат (крепость) Абдулла-хана II, памятник династии Шейбанидов. Прямоугольное здание размерами 16 х 27 м имеет толщину стен до 2,5 м и высоту центрального зала 12 м. У восточного подножья горы археологи обнаружили средневековую баню ХI—XIV вв.

По отзывам, вершины горы напоминают седло, старца, лежащего на боку, женщину, лежащую на спине, а то и слово «Аллах», написанное арабской вязью. Несколько пещер являются местами паломничества. Так, например, в неглубокой Чака-тамаар, в которую можно проникнуть лишь ползком, с потолка изредка падают капли воды. Считается: на кого они упадут, тому повезло. В пещере лежит камень, напоминающий огромную книгу. Говорят, что на нем высечен отрывок из Корана, и «если положить на камень руку и загадать желание — всё исполнится».

В пещере Хуркыз, по преданию, обитает дух небесной гурии. Пещера Ишен-Ункур предназначена для медитаций и размышлений. В самой большой пещере Руша-Ункур устроен музей, в котором собрано 33 тыс. археологических и этнографических экспонатов и предметов искусства. Пещеры не только считаются целительными и чудодейственными, но и на самом деле излечили паломников. Известно много случаев, когда бездетные женщины вымолили себе детей. Популярностью у страдающих заболеваниями суставов и позвоночника пользуется и благодатный Бел-Таш (спинный камень). Стоит скатиться с него на спине три раза и можно излечиться. Одни говорят — эффект плацебо, другие — святыня. Верующие мусульмане «считают святым весь комплекс: саму гору и пять ее вершин, пещеры, домик Бабура; деревья, растущие на склонах горы; камни, лежащие там; отпечатанные на них следы; могилы, расположенные вокруг горы Сулаймана» (http://incredibleosh.kg/?p=505).

P.S. В 1990 г. Ош и окрестности горы Сулайман-Тоо (при попустительстве кремлевской группы Горбачева-Яковлева) стали эпицентром националистической резни между киргизами и узбеками. Вместе они вырезали русских и русскоговорящее население. По неофициальным данным, число жертв достигало 10 тыс. человек. Эти события стали сигналом к националистическим войнам против русского народа в республиках и предвестием окончательного развала СССР.


Рецензии
Очень интересно узнать, чего никогда не знал и не интересовался, хотя осенью 1957 года собирал хлопок неподалёку от города Ош. А "«Зарплатный», одиннадцатый день считался «выходным», и мы могли «пешочком» сходить в близкий город, посетить почти безлюдную, неизвестно почему, баньку, кинотеатр, побродить по красочному восточному рынку или забраться на «Сулейман-гору», которая возвышалась в самом центре города". Это из мемуаров "Такая жизнь".

А жизнь эта на крутом повороте истории, и под натиском жестокой русофобии и бандитского национализма аборигенов, попавших в дикий разгул "демократии", вынудила спасать детей, что, к удивлению, забросило за океан.

Анатолий Ефремов   16.02.2024 18:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.