Сохранение памяти о Валентине Пикуле

                Материальные и нематериальные средства и методы            
                сохранения исторической памяти

                Пётр  Антропов, Mg.sc.ing. лектор
                Балтийской Международной академии
                pantropov@inbox.lv

Аннотация. В статье рассмотрены основные средства и методы сохранения исторической памяти, значение в этой сфере произведений Валентина Саввича Пикуля  и мероприятий по популяризации его творчества  в  Латвии.
Ключевые слова: историческая память, коммуникативная и культурная память,  методы и средства  сохранения  исторической памяти, Валентин Пикуль.

      Как считают многие исследователи, формирование  исторической памяти может проходить стихийно и осознанно по воле разных организации и специалистов - политиков и историков, писателей и художников  кинемотографистов и скульпторов. 
Столь же правомочно сделать вывод о том, что  существуют источники и носители исторической памяти, ее хранители и толкователи. Разнообразны формы  и средства сохранения и даже корректирования исторической памяти.
Думаю, вполне обоснованно известрный немецкий исследователь Ян Ассман разделяет историческую память на два вида: коммуникативную и культурную.
Коммуникативная память, по мнению Я. Ассмана, представляет собой «память поколений», которая складывается стихийно и передается посредством речевых сообщений. Как правило ее содержанием является индивидуальный опыт индивидов, семей, общин и других малых групп. Данный опыт не предполагает сложных способов кодирования и открыт для многих.
Культурная память, как считает этот ученый, всегда  связана с какой-либо  авторитетной фигурой. Культурная память имеет свою специфику кодирования, сохранения и передачи. Тем самым культурная память представляет собой «особую символическую форму передачи и актуализации культурных,исторических смыслов, выходящую за рамки опыта отдельных людей или групп».
Исходя из этой концепции, писателя, исследователя и историка Валентина Пикуля можно смело отнести к такой авторитетной знаковой фигуре, которая внесла весомый вклад в формирование исторической памяти. Лучшее свидетельство тому 26 исторических художественных романа и 151 историческая миниатюра.
Как считает доктор исторических наук, заведующая кафедрой Уральского Федерального Университета Людмила Мазур, «Художественные произведения (литература и искусство), обладая высокой степенью эмоционального воздействия, влияют на подсознание и внедряют в него как научные знания о прошлом, так и циркулирующие в обществе и поддерживаемые властью мифы. Значение данного механизма состоит в том, что он придает историческим представлениям жизненную силу и правдоподобие. Факты становится образами прошлого.»
Образы,  особенно яркие и исторически выверенные, как известно, закрепляются в сознании людей сильнее, нежели безэмоциональная сухая историческая информация. В этом и кроется один из секретов успеха исторических романов Валентина Пикуля. Тем более, что он всегда уважительно относился к историческим  события и героям.
Это  он особо подчеркнул в ответе журналисту Евгению Гуслярову, который сравнил его с Александром Дюма.
«Дюма стремится к развлекательности,- подчеркивал Валентин Пикуль.- Я же свою задачу вижу в том, чтобы пробудить в читателе чувство патриотизма, основанного на знании отечественной истории».
Вполне закономерно писатель предстает перед читателми не отстраненным индеферентным автором, а как эмоциональный рассказчик, имеющий свой взгляд на ту эпоху, которую воссоздает на страницах того или иного исторического романа или исторической миниатюры. Произведения писателя  заставляют многих поверить, что все изложенное в его произведении,  правда от первого до последнего слова.
Произведения Валентина Пикуля, несомненно, многое сделали и делают  для пробуждения интереса к истории, формирования исторической памяти. Каждый
новый читатель, знакомясь с произведениями писателя, открывает для себя новый пласт исторической правды, особый взгляд на события и исторических героев, о которых ранее что-то слышал или читал в учебниках истории.
Трудно не согласиться с известным московским критиком Сергеем Журавлевым, который анализируя творчество Валентина Пикуля, отметил: «Глубоко убежден, что при всей фантастической прижизненной популярности Пикуля, при всей общественной, воспитательной и художественной значимости его произведений мы не тогда, а именно сегодня только начинаем постигать и осмысливать всю глубину и грандиозную масштабность его творчества. И дело литературоведов и критиков, да и всех почитателей его таланта-эти глубины исследовать».
Не только исследовать, но и всячески популяризировать его творчество. Популяризируя произведения прославленного романиста, привлекая внимание читателей к их содержанию,   мы вольно или невольно вносим свой вклад  в формирование, укрепление исторической памяти наших современников. Не меньший эффект дает привлечение внимания  к личности самого романиста. Знакомство с ним, с его непростой биографией невольно подталкивает людей знакомиться с его  произведениями.
Для решения этих задач важны как материальные  так и нематериальные средства  сохранения исторической памяти. Многое уже сделано. В Мурманске сооружен  памятник Валентину Пикулю. В Санкт-Петербурге  на доме, в котором жил писатель, установлена мемориальная доска, создан сад имени  писателя, его имя занесено в Золотую книгу памяти Санкт-Петербурга. Именем Валентина Пикуля названы улицы в Балтийске и Североморске.  Одной из малых планет присвоено имя Пикуля.  Имя писателя с гордостью носят три российских корабля.
Немало для увековечивания Валентина Пикуля сделано и на его второй родине – Латвии. На домах, где он жил и творил  вторую половину своей жизни, установлены мемориальные доски. В Болдерае имя писателя присвоено аллее и тропе, ведущей к морю. В Балтийской международной академии открыта мемориальная аудитория Валентина Пикуля.
Трудно переоценить тот вклад, который внесла в сохранение памяти о писателе и популяризацию его творчества берегиня Валентина Пикуля, его вдова Антонина Ильинична Пикуль. Ее перу принадлежат десять книг о жизни и творчестве прославленного романиста. Среди них и книга из серии ЖЗЛ, которая стала своеобразным памятником прославленному романисту. Это она    
                почти тридцать лет бережет и лелеет единственный в мире мемориальный музей- квартиру Валентина Пикуля. За эти годы он стал признанным центром популяризации жизни и творчества писателя.
Многое для увековечивания памяти о Валентине Пикуле и популяризации его исторических произведений  сделано в юбилейном году. Была учреждена юбилейная медаль Валентина Викуля.  В честь  90-летия писателя были созданы памятный календарь и две юбилейных почтовых марки. В Болдерае впервые прошел праздник аллеи Пикуля. Положительную оценку у поклонников писателя  снискал документальный фильм «Год Валентина Пикуля».
Новым ярким  свидетельством особого внимания  к   образу Валентина Пикуля и его творчеству стала Международная научная конференция «Историческая память и образы прошлого в творчестве Валентина Пикуля», которая прошла 8 ноября в Балтийской международной академии.
Ее участники положительно оценили деятельность Юбилейного оргкомитета и общественности  по сохранению и увековечиванию памяти о Валентине Пикуле и в то же время подчеркивали, что сохранение  исторической памяти – это  непрерывный процесс, который требует постоянного внимания и творческого подхода  к осуществлению намеченных планов.

Источники:
1. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. 2004. 424 с.

 2. Мазур Л. Н. Статья «Образ прошлого: формирование исторической памяти». Электронный
3. Гусляров Е. Интервью «Как приходит тема». Газета «Ленинская смена» 13.01.1988.

4. Журавлев С. И.  Сборник « Живет страна Пикулия». М. Изд. «Вече». 2006. 735 с.

      
               
               


Рецензии