Материалы о Грузии

         

                ПЕРВАЯ ГРУЗИНСКАЯ ЦАРИЦА ТАМАР

          Царица Тамара – первая в истории Грузии женщина, правящая страной. С ней связано понятие «Золотой век грузинской истории», православная церковь причислила ее к лику святых за распространение христианства по Грузии, строительство храмов и монастырей. И, разумеется, с ней связана одна из самых ярких в истории Грузии историй любви и ненависти.

          Царица Тамара была грациозна и статна, умна, образована. Ее отличала манера держаться гордо, с достоинством, метать царственные взгляды вокруг себя, при этом она имела приятный язык, была веселой. Двор грузинской знати был от нее без ума.

          Наследника у ее отца, Георгия Третьего, не было, а потому он принял беспрецедентное решение – оставить после себя власть своей дочери. Когда Тамаре было около 12, она была коронована в качестве соправительницы своего отца. Спустя несколько лет он умер, и на троне она осталась одна.

          Когда ей было около 19, епископы, придворные и патриарх единогласно решили найти ей мужа. Женихом стал сын владимирского князя Андрея Боголюбского Юрий. Сама Тамара замуж за него не хотела – она говорила, что не знает его, и просила дать время, чтобы узнать претендента получше. В этом ей было отказано, брак состоялся – и был он крайне неудачным.

          О Юрии отзывались как «о юноше, созданном для созерцания его красоты». Но в Грузии князь Юрий Боголюбский прославился как пьяница и бездельник. Два года продолжался их союз, пока Тамара, устав от пьянства (и даже побоев) потребовала, что бы муж покинул страну.

          Развод Царицы Тамары и Юрия Боголюбского – это смелый шаг, оценить который сегодня очень сложно. Женщина на троне в 12 веке на Кавказе – звучит уже запредельно смело и амбициозно, но смелости, видимо, Тамаре было не занимать.

          Она прогнала мужа в Константинополь, подарив ему на прощание богатства и драгоценности. Отличный пример современным женщинам – прошла почти тысяча лет, но ничего не изменилось. Большинство терпят побои и мучения ради общественного мнения.

          Муж попытался вернуться с войском – и ему это почти удалось. Но и тут Тамара оказалась впереди – пока Юрий обосновывался в новых землях, она вышла замуж за друга детства, осетинского царевича, и уже вместе с ним дала отпор восстанию. Юрий бежал, судьба его осталась неизвестной, а царица Тамара стала легендарной правительницей.

          Грузинский народ питает искреннюю любовь к двум великим женщинам – святой Нино и царице Тамаре. И за те века, что прошли с момента кончины царицы, эта привязанность не ослабела. Всё потому, что столь хрупкая и необычайно привлекательная женщина стала истинным даром для Грузии. В ее лице жители обрели наилучшего правителя – справедливого, мудрого, по-мужски умного и по-женски милосердного.
 
           До наших времен дошли только два летописных источника, повествующих о Тамаре, – «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев». Именно благодаря сохранившимся документам историки приоткрыли завесу тайны, связанную с ее биографией, и узнали, как царствовала эта женщина.

           Согласно летописям, царица Тамара родилась в 1166 году в семействе, происходящем из династии Багратионов. Ее отец – Георгий III – был внуком грузинского царя Давида Строителя, а мать – Бурдухан – приходилась дочерью аланскому царю Худану. По случаю появления на свет наследницы Георгий III повелел построить храм Рождества Богородицы, который по сегодняшний день возвышается в Тбилиси и носит название в честь Дидубийской Богоматери.

            Рано оставшись без матери, девочка воспитывалась наставницей Русудан, которая сумела вырастить из нее не просто женщину, а истинную царицу. Благодаря придворной даме Тамара получила замечательное образование и начала проявлять незаурядные способности еще в юном возрасте. Первым значимым событием в жизни будущей царицы стал мятеж 1177 года. Против Георгия III было организовано восстание клана Орбелиани, которое отец Тамары сумел подавить.
 
            Учитывая нестабильную ситуацию в стране и отсутствие сыновей-наследников, грузинский царь решил короновать дочь еще при собственном царствовании. В 1178 году она торжественно взошла на престол в Уплисцихе и принялась править страной вместе с отцом.

            Георгий скончался в 1184 году, оставив дочери не только государство, но и натянутые отношения с местным духовенством. В тот же год царицу Тамару повторно короновали в Гелати, после чего она принялась устранять неурядицы в церковной среде и наводить административный порядок. По ее повелению храмы были избавлены от повинностей, а от кафедры отстранены недостойные епископы.

            За 30 лет правления царица Тамара сделала столько, сколько не мог совершить ни один предыдущий правитель Грузии: завершила начатое ее предками дело – создала совершенную грузинскую армию; завоевала Эрзерум и Темриз; одержала победу над ардебильским султаном; вышла победительницей в Шамкорской битве, поразив алеппского султана Нукардина; поспособствовала развитию романтической словесности в прозе и усовершенствованию грузинского языка; распространила гражданственность и христианство среди кавказских горцев.

            Благодаря военным трофеям и дани, собираемой с завоеванных территорий, Грузия стала одной из самых богатых стран в средневековом мире. На полученные средства царица Тамара построила много храмов, замков, оборонительных сооружений.

            Царица понимала, что для продолжения ее начинаний грузинским подданным необходимо хорошее образование, поэтому приложила максимум усилий для расширения школьной программы. Детям преподавали богословие, арифметику, астрологию, иностранные языки и множество иных предметов, которым не обучали в других государствах.

            Во времена правления Тамары при дворе собирались лучшие музыканты, писатели, философы и поэты. Именно при ее царствовании появилась поэма «Витязь в тигровой шкуре», в которой Шота Руставели воспел такие человеческие качества, как воинская доблесть, мужество, щедрость и дружелюбие.

             Что касается личной жизни Тамары, то первый раз она вышла замуж в 1185 году. Ее скорее политическим, чем душевным выбором стал князь Новгородский – Юрий Андреевич Боголюбский, который оказался пьяницей и человеком с множеством пороков. Царица два года терпела его недостойное поведение, а в 1187-м отправила в изгнание и расторгла брак.

             Вторым мужем правительницы стал Давид Сослани – царевич из Осетии, который многие годы был надежным соратником Тамары и подарил ей сына Георгия IV Лашу. Смерть и погребение. Точная дата смерти Тамары до сих пор неизвестна. Считается, что она умерла в промежутке с 1209 по 1213 год.

             Перед кончиной страдающая неизлечимой болезнью царица удалилась в замок Агарани рядом с Тбилиси и провела там последние дни. Как утверждают письменные источники, после смерти ее прах перенесли сначала в Мцхету, а далее – в царскую усыпальницу в Гелати. Однако сегодня никто не знает истинное место захоронения Тамары. Согласно легенде, царица завещала похоронить себя тайно, поэтому после ее кончины из замка Агарани выехало десять отрядов, которые везли десять гробов. Все гробы были захоронены в разных местах, что усложняет поиски места погребения.

            Есть версия, что Тамара покоится в Иерусалиме, так как еще при жизни собиралась наведаться в святые места, но так и не успела этого сделать. Когда Грузия потеряла величайшую царицу, ее могущество быстро пришло в упадок. Процветание сменило монголо-татарское иго, затем страну завоевали турки, и «золотой грузинский век» подошел к завершению.

           Однако грузинский народ продолжает любить и помнить правительницу, причисленную после смерти к лику святых. Существует предание, что когда в нашем мире умножатся страдания и горе, Тамара восстанет из гроба, дабы снова защитить грузин от напастей.

                БЕСЛЕТСКИЙ МОСТ В АБХАЗИИ

         Беслетский мост, или мост Царицы Тамары – средневековый мост, построенный примерно в 11-12 веке недалеко от Сухуми (Сухума). Это единственный подобный сохранившийся памятник архитектуры Золотого века Грузии, расположенный на территории Абхазии.

         Красивый арочный мост, украшенный густой свисающей растительностью, перекинут через реку Беслетку (Баслу). Достоверно точно неизвестно, когда именно он был построен, историки в качестве даты называют 11-12 века. В этот исторический период Грузинское царство переживало пик своего могущества, в конце 10 века Абхазское царство стало частью объединенного Грузинского царства. Беслетский мост имел важнейшее стратегическое значение, он соединял государство с горными долинами.

          На фронтоне моста обнаружена надпись на древнегрузинском языке: «Христос-владыка, всячески … возвеличь в обеих жизнях…». Надпись датируется все той же датой – 11-12 веками. Почему мост назван в честь царицы Тамары?

           В Грузии есть несколько древних арочных мостов, относящихся к Золотому веку и носящие имя царицы Тамары. Пожалуй, самый известный среди них находится в Аджарии, примерно в 30 км от Батуми, недалеко от водопада Махунцети.

           С царицей Тамарой не просто так связывают период расцвета Грузии. Она уделяла огромное внимание не только объединению и расширению страны, но и развитию инфраструктуры, которая вела бы страну к процветанию, ведь Грузия находится на пересечении торговых путей с Востока на Запад.

          Именно по ее приказу были построены эти арочные мосты, некоторые из которых, в том числе и мост в Абхазии, стоят на своем месте уже почти тысячу лет! Свод каменной арки Беслетского моста составляет 13 метров, камни свода скреплены прочным известковым раствором. Несмотря на свою кажущуюся хрупкость, мост имеет грузоподъемность в 7-8 тонн (масса легкового автомобиля в среднем составляет около 1,5 тонны). Общая длина моста составляет 35 метров, ширина – около 4,7 метров.

                «ДОРОГА НЕБЕСНОГО УЩЕЛЬЯ»
                (Военно - Грузинская дорога)

          «Дорога – памятник, дорога – музей» - так писал о живописных видах Военно-Грузинской дороги литературовед и писатель Ираклий Андроников, представитель старинного княжеского грузинского рода. Сегодня Военно-Грузинская дорога является воротами на Кавказ – она имеет и стратегическое значение, вдоль ее пути расположено огромное количество невероятных памятников природы и культуры.

          С каждым новым поворотом этого серпантина горных дорог открываются новые горные пейзажи – стремительные потоки горных рек, бездонные ущелья Кавказского хребта, величественные горы, теряющиеся в облачной дымке. Протяженность дороги – 208 км, она соединяет Владикавказ и Тбилиси, но эти пара сотен километров для путешественника становятся настоящим приключением, полным уникальных достопримечательностей.

         С самых древних времен дорога являлась главным путем через Северный Кавказ в Закавказье. Она представляла собой узкий горный переход, проложенный через Дарьяльское ущелье, и, собственно, так и называлась – Дарьяльский проход. Описание этой дороги можно встретить еще у античных историков I века до нашей эры, в Средние Века по ней активно передвигались торговые караваны, курсировавшие между Европой и Азией.
 
         В 1783 году был основан город Владикавказ, его строительство оживило движение по старинному тракту. После подписания Георгиевского трактата и вхождения грузинских земель в состав Российской империи дорога оставалась единственной транспортной артерией, связывавшей территории страны. Название Военно-Грузинской дороги она получила благодаря русскому Военному министерству, которое в стратегических целях занималось ее обслуживанием и сохранностью в 19 веке. Такое название закрепилось за ней благодаря российскому военному деятелю грузинского происхождения Павлу Цицианову.

         В начале 19 века дорога была значительно перестроена – военное ведомство провело колоссальный объем работы, были построены мосты, возведены дамбы и подпорные стены для предотвращения обвалов, устроены карнизы, выемки и пр. На дороге было организовано 11 станций, открыта экспресс-почта. В 1861 году дорога была шоссирована – покрыта искусственным твердым покрытием.

                КТО ТАКИЕ ТИФЛИССКИЕ АРМЯНЕ

         Армяне в Тбилиси появились еще в древности. В 12 веке большое количество армян переселилось в столицу Грузинского царства из города Ани, бывшей армянской столицы, завоеванной и разграбленной турками. В 14 веке тысячи армян эмигрировали в Грузию после захвата Армении Османской империей, именно в эту эпоху сформировался основной древний пласт армян в Тбилиси и его окрестностях.

         Авлабар - один из древнейших районов Тбилиси. Название района имеет арабское происхождение и означает территорию вне стен. Район впервые упоминается в 14 веке, тогда он находился за пределами крепостных стен Тбилиси. Любопытно, что сегодня Авлабари - практически центр города.

         Авлабар - это центр армянской культуры Тбилиси. После распада СССР многие покинули свои дома, однако и сегодня этот район считается армянским. Здесь очень атмосферно - в бесконечных лабиринтах спусков и подъемов ютятся небольшие, двухэтажные домики, часто объединенные единой артерией - балкончиками с резными перилами, где кипит настоящая жизнь - бегают дети, пьют кофе соседки, играют в нарды мужчины.

         Сегодня Авлабар является одной из самых живописных и противоречивых районов современного Тбилиси. С одной стороны - он хранит в себе богатейшее культурное и историческое наследие, с другой - начинает ветшать и разрушаться, многие люди живут здесь за чертой бедности.
 
         Главная архитектурная доминанта Авлабара - это грандиозная церковь Самеба, самая высокая церковь Грузии, построенная на территории бывшего армянского кладбища, что вызывало немало недовольства со стороны армянского сообщества.Сегодня Авлабар уже не так густо населен армянами, как прежде. Район меняется, трансформируется, меняется его внешний облик.

                КТО ТАКИЕ КОЛХИ
                Какое отношение они имеют к грузинам.               

         Колхи – это собирательное название племен, много десятков веков назад населявших территорию восточного и юго-восточного побережья Черного моря. В древности колхов считали египтянами, потомками войска египетского фараона Сесостриса, однако лингвистические и археологические исследования указывают на картвельское происхождение колхов

         Традиционно племена колхов связывают с древним царством Колхидой, занимавшим часть современной Грузии и юга России. Колхидское царство возникло примерно в 6 веке до нашей эры, в последующие эпохи Колхида под названиями Эгриси и Лазика входила в разные грузинские государства. Колхи действительно сыграли важнейшую роль в формировании единой грузинской нации. Но кем они были?

          Колхида была населена многочисленными местными племенами, сведения о них очень малочисленны. В эпоху Геродота (5 век до нашей эры) на побережье Черного моря жили следующие племена: синды, зихи, керкеты (на территории современного Краснодарского края), абасги, гениохи, колхи, кораксы (на территории современной Абхазии и Аджарии).

          Первые сведения о Колхиде связаны с древнегреческим мифом о путешествии аргонавтов за золотым руном. По легенде, они направлялись как раз к берегам современной Грузии, где правил сын Гелиоса и Персеиды Ээт. Миф о золотом руне является очень важным доказательством связи между Кавказом и Древней Грецией, между колхами и греками. И сегодня ведутся споры о том, была ли Колхида независимым самостоятельным государством или ее города были основаны греками.

          И все же любая из этих версий не отрицает самого главного – колхи стали прародителями для западно-грузинских этнографических групп. Вероятно, от них произошли мегрелы, аджарцы, гурийцы, лазы, имеретинцы. Колхи положили начало мегрело-занской (колхидской) группы картвельской языковой семьи.

          Колхида или Эгриси (лаз. ;;;;-Эгро, груз. ;;;;;;-Эгриси) - историческая область в Восточном Причерноморье, которая занимает Колхидскую низменность и прилегающие районы вдоль восточного побережья Чёрного моря. В древности основным населением региона были колхи.

          По мнению большинства историков Древняя Колхида представляла собой единое царство, трактуемое как одно из первых грузинских государств – Колхидское. Принято считать, что Колхида сыграла ключевую роль в формировании грузинской государственности, став одним из первых центров объединения древнегрузинских земель. Другие историки оспаривают наличие объединённого царства на территории Колхиды и моноэтническую картвельскую принадлежность её населения.

          Предполагается, что Колхидское царство занимало следующие территории: Аджария, Абхазия, западные края Грузии (Самегрело-Верхняя Сванетия, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия, Имеретия, Гурия), три ила Турции (Ардахан, Артвин, Ризе), а также Сочи и Туапсинский район.
 
                КОЛХИДСКОЕ ЦАРСТВО
 
          В VI веке до н. э. Колхидское царство — политическое образование на территории современной Западной Грузии. По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. Племена, жившие здесь: апсилы, абазги, санны, махелоны, гениохи, зидреты, манралы, лазы и саниги.

          В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие (с использованием тягловой силы быков). Древняя Колхида была очень плодородна: помимо зерна, здесь выращивали виноград и другие фрукты, коноплю и лён. Греки здесь выменивали на свои товары корабельный лес, воск и смолу, а также золотой песок. Высокое развитие получили чёрная металлургия, обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились золотые монеты — «колхидки».

          Страбон хвалит «умеренность» царей колхов. Ранее всего эти цари упоминаются в середине I тысячелетия до н. э. в связи с греческим мифом об аргонавтах . Данный факт свидетельствует о высоком уровне взаимосвязей Древней Греции и Колхидского царства на фоне основания греками торговых колоний в Восточном Причерноморье. Не исключено, что ещё до начала полноценного функционирования великого шёлкового пути существовал водный «каспийский» путь, соединявший Грецию через Колхиду с Хорезмом (по Оксу–Узбою, Куре и Фасису–Риони). Сторонники его существования ссылаются на данные археологии и нумизматики.
 
          Греческие поселения располагались вдоль побережья. Колхские поселения городского типа (полисы) были сосредоточены в долине реки Риони (в том числе на месте современных населённых пунктов Даблагоми и Вани, где были найдены богатейшие клады драгоценных предметов). Вопрос о местонахождении столицы Колхиды дискуссионен. Почти все исследователи ищут столицу в долине Риони.
Превалирует мнение, что первые цари из династии Айэтидов имели резиденцию в городе Айя, или Эя. Позднее, в период эллинизма, экономически выдвинулся Вани, в котором О. Д. Лордкипанидзе видел культовый центр Колхиды.

              КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ О ЕДИНОМ КОЛХИДСКОМ ЦАРСТВЕ

          Официальная грузинская историография настаивает, что население Колхиды середины I тыс. до н. э. было высокоразвитым, полисы были основаны не греками, а местным населением, а греческое влияние ограничивалось исключительно импортом местной продукции. Однако интенсивные поиски археологов в Восточном Причерноморье не обнаружили каких-либо признаков существования государства. Миф об аргонавтах едва ли может подтвердить его существование: ядро мифа могло формироваться на основе сюжетов, не имеющих отношения к реальности, и только позднее ассоциированных с конкретным местом — в данном случае с Колхидой.

                ОТНОШЕНИЯ С ПЕРСАМИ
               
          В конце VI — первой половине V веков до н. э. в регионе установилось господство персидской державы Ахеменидов. Однако статус Колхиды и колхов остаётся спорным. По сообщению Геродота, колхи посылали ко двору персидского царя рабов и рабынь: "Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров. Так вот, эти народы ещё и поныне посылают царю по 100 мальчиков и 100 девочек".
( Геродот «История». Книга третья, гл.97)

          Хотя нет никаких данных о персидской администрации на территориях колхов, нет сомнений, что в конце VI и первой половине V веков до н. э. Персидская держава доминировала в Закавказье. В случае необходимости колхи должны были оказывать Ахеменидам и военную поддержку.

          В конце II века до н. э. Колхидское царство вошло в подчинение Понтийскому , а позднее, в I веке до н. э. — Римской империи как провинция Лазика. В Колхидской низменности вместо колхов начинает доминировать занское племя лазов.

          В I-II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство со столицей в Нокалакеви. По другому толкованию, Лазское царство (Эгриси) образовалось в III веке и постепенно подчинило себе население Северной Колхиды. Оно существовало 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией как провинция Лазика с центром в Фасисе в период эллинизма и поздней античности.
 
          В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают в ней свою власть. Поход Марвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (ныне Новый Афон в Абхазии). В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, здесь существовало Абхазское царство со столицей в Кутаиси.

                КОЛХИДА В ГРЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

        Древнегреческая колонизация Восточного Причерноморья,
                Золотое руно и Аргонавты

          Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис. В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый край света, где был прикован к скалам Прометей. Эллины представляли Колхиду «страной восходящего солнца», то есть страной, расположенной на краю существующего мира, там, где начинает свой путь Гелиос, каждый день восходящий в огненной колеснице по небосклону. Соответственно, легендарный колхидский царь Ээт считался сыном самого бога солнца.

          С колхидской землёй также связана древнегреческая легенда о происхождении металлургии: титан Прометей, прикованный к горам Колхиды, якобы обучил этому ремеслу колхское племя халибов, отсюда греческое название бронзы (;;;;;;). Гораздо большее место в греческой мифологии занимает миф о золотом руне и аргонавтах — путешественниках на корабле «Арго». Согласно мифу, за поколение до Троянской войны аргонавты отправились морем из Иолка (Фессалия) в Колхиду. Предводительствовал в этом походе Ясон, на которого царь Пелий возложил поручение добыть в Колхиде золотое руно.

          Золотое руно — золотая шкура барана, подаренная царю Колхиды спасенным на ней от преследования Фриксом. С тех давних пор золотое руно стало магическим гарантом благоденствия колхов и охранялось драконом в роще Ареса, пока не было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

                ЗОЛОТО КОЛХИДЫ И ЗОЛОТОЕ РУНО АРГОНАВТОВ

          Грузинская музейная сеть объединяет 13 музеев. Наибольшей известностью пользуется Золотой фонд, в котором хранятся материалы раскопок на кургане Триалети. В его составе золотые и серебряные сосуды, ювелирные изделия 5-6 вв. до н.э., богатые коллекции оружия и монет Ближнего Востока.  Здесь хранятся и многие артефакты, найденные в древнем городе, раскопанном в окрестностях Вани в Имеретии, относительно недалеко от Кутаиси. Здесь были найдены остатки античного города, расцвет которого приходился на V—I века до н. э.  — раскопки подтверждают, что это один из самых крупных городов древней Колхиды, имевший контакты с античным миром.

          Британский  путешественник  Тим Северин совершил путешествие к берегам Колхиды на построенном им корабле "Арго", повторяя путь мифических аргонавтов. Ученые предполагают, что древних греков привлекло мифическое золотое руно, которое символизировало добычу золота в горных районах на территории Грузии в древности, а также мастерство местных ювелиров. Тим Северин приплыл в портовый город Поти и посетил археологические раскопки рядом с городком Вани, где предположительно находилась столица Колхиды и разворачивались события мифа.

          Здесь Ясон встретился с Медеей, владевшей колдовством. Медея была дочерью царя и верховной жрицы. Медея помогла Ясону получить золотое руно и уехала с ним в Грецию вопреки воле отца, где и продолжилась история этой трагической любви. Как бы то ни было, археологи нашли в Вани много золотых артефактов, которые украсили грузинский музей и успешно демонстрировалось за границей.
          По одной из версий в мифе изложены реально происходящие события на предмет освоения греками черноморского побережья и путешествие аргонавтов действительно могло иметь место, предположительно в 14 в.до н.э.  Cкорее всего путешествие имело целью установление торговых связей.


Рецензии
Спасибо за увлекательное путешествие по грузинским местам. Всё очень интересно и познавательно.

Марина Пушкарева Кмв   18.12.2023 22:41     Заявить о нарушении