Сумкомания. Почти детективная история

               
  Начало:  http://proza.ru/2023/12/18/1608


Поступать в институт поехала со школьной папкой в надежде прикупить в городе что-нибудь подходящее: красивое, удобное и, главное, недорогое.
Честно, не помню, что тогда приобрела. Не осталось в памяти. А вот с чем поехала сдавать госэкзамены, помню довольно подробно. Эту красоту завезли в наш деревенский магазин незадолго до моей поездки в институт. Чёрная сумка привлекала моё внимание своей простотой и вместе с тем невероятной элегантностью. Стенки хорошо держали форму, застёжка была наверху, никаких боковых карманов. Всё внутри. Три отдела и разных размеров кармашки на резинке.
Ни минуты не раздумывая, купила, дома постояла перед зеркалом, представляя, как я с такой красотой появлюсь на заключительной сессии в университете. Надо сказать, нашему выпуску повезло: мы поступали в пединститут, а в год нашего выпуска учебное заведение получило статус университета.
 В середине января начались завершающие испытания. Сначала сдавали сессию, а потом ГОСы.

  Мне повезло познакомиться с одной очень удивительной женщиной. В нашу группу она пришла уже на третьем курсе. Студенты-заочники друг о друге знали немного. Как-то не получилось дружного коллектива. Студенты были разновозрастные, некоторым было далеко за сорок.  Многие приезжали с Урала и Зауралья, треть группы была местная, «республиканская», кто-то проживал в соседней Кировской области.
  Так вот эта Раиса прибыла из Германии. Конечно, были разные домыслы: каким это ветром занесло к нам иностранку, но спросить её никто не решался.
Даже не знаю, почему Рая из всей группы выбрала именно меня и взяла надо мной шефство, но думаю, всё дело было в возрасте. Я была самой молодой студенткой. Так получилось, что не поступила на дневное отделение, пошла на заочное, вышла замуж, да так и проучилась все пять с половиной лет в своей группе.
Муж у Раисы был военным, жили они в ГДР, а родители мужа –  в Ижевске. Раз в год семья приезжала в отпуск, и как-то Рая решила поступать в пединститут. Начала учиться на филологическом факультете, а потом муж посоветовал перейти на инфак. После школьного английского она быстро освоила азы немецкого языка, интенсивно занимаясь с репетитором.

  Училась она ради знаний. Это не наш брат.  Мы иногда и трояку рады были. А она всегда добивалась прочных знания. Вот и тут, на заключительной сессии, она предложила мне готовиться к экзаменам вместе.
  Обычно на сессии нас селили в общежитие или в какую-нибудь городскую школу. Заниматься в комнате, где биологи уживались рядом с математиками, а физики с лириками было сложно, поэтому на ГОСы я решила пожить у хороших знакомых – подруг детства. Две сестрёнки удачно устроились в городе. Они больше года ухаживали за одинокой старушкой, а после её смерти стали владелицами однокомнатной квартиры. Находилась она на краю города, но это меня не пугало: трамвайная остановка находилась почти рядом с домом.

  Утром через весь город я ехала к Рае, мы до вечера занимались, и возвращаться домой приходилось в полной темноте. Родители её мужа временно уехали к родным и предоставили свою двушку в полное распоряжение студенткам.
Надо сказать, занятия выматывали. Гора учебников изучалась и конспектировалась, приходилось доходить до самой сути вопроса.  После трёх часов плотных занятий мы обедали, а потом ходили на прогулку. Дом находился напротив вокзала, поэтому гуляли на привокзальной площади или просто на перроне, когда там не было пассажиров.
 Спасибо Рае, все экзамены я сдала на «хорошо» и «отлично».

  Первой сдавали политэкономию. Чувствовала уверенность, и в тоже время немного побаивалась. А вдруг?  Подруга же внушала мне свою железную логику, что знания у меня «соответствуют», зря что ли столько учили.
Консультация закончилась, я решила купить небольшой тортик и вечером накануне экзамена почаёвничать с подружками. Когда спустилась в гардероб, там никого не было. Положила свою красивую сумку на барьер и направилась к вешалке. Какого-то тревожного чувства не ощущала. Смотрю, девушка появилась, торопясь, надела шубку и вышла из раздевалки.
  Домой приехала ближе к вечеру, с довольными подружками мы пили чай, весело вспоминали своё детство, а потом я решила пробежаться по конспектам.
Открываю свою сумку, а там…   Учебники и тетради чужие!? Поняла, что девушка в раздевалке по ошибке мою взяла.
 
  Представить, что я испытала!..  С утра первый госэкзамен, тетради с лекциями и конспекты, зачётка и студенческий, паспорт и все деньги где-то там, в чужих руках…
  И где эти руки искать?
  Учебники по черчению, несколько тетрадок, готовальня и куча карандашей. В кармашке –  студенческий и зачётка студентки первого курса художественно-графического факультета – вот и всё, что находилось в чужой сумке.
На счастье, нашла открытку, адресованную какой-то родственнице, и по адресу примерно определила, где может находиться эта девушка.  Район Буммаш в ту пору был новым, его только-только начали застраивать. Как туда добраться, не представляла. Подружки сразу «включили заднюю», мол, нам с утра на работу.
Времени десять часов, по ТВ программа «Время» началась.  И я в таких расстроенных чувствах поехала куда-то к чёрту на кулички искать свою новую сумку с документами и деньгами.

  Маршрут мне немного нарисовали: «всего» три пересадки. Ночью.  И вот я уже на автобусе подъезжаю к месту назначения. Решила поинтересоваться поконкретнее, где лучше выйти. И советы посыпались: кто говорит, что я уже проехала, кто-то советует выйти на следующей остановке. Вышла. Темень, хоть глаз выколи, фонари через один не горят. Пробралась через небольшой лог, вышла к многоэтажкам. Не могу найти нужный дом, хоть тресни. Номера, будто кто-то в шутку наставил. Дом №40, а рядом – 62.
  Если долго мучиться, что-нибудь получится.  Нашла я тот дом, поднялась на третий этаж, звоню. Открывает мне мужик в полушубке, на голове зимняя меховая шапка, на шее длинный шарф.  Если кто-то смотрел фильм «Волшебная сила искусства» с Аркадием Райкиным в главной роли, так вот этот мужик – копия того артиста.

  – Чё те надо? – успел он задать вопрос, как сзади показалась девушка.  Увидев у меня в руках портфель, закричала: «Это ко мне!»
Наши сумки, как однояйцовые братья, были переданы из рук в руки. Девушка извинилась, что пришлось порыться в чужом портфеле, но адреса там не оказалось.
  – Представляете, у меня завтра первый госэкзамен, – я с трудом сдерживала слёзы.
  – И у меня первый экзамен. Черчение. Я учусь на первом курсе худграфа.
  Но я уже не слышала, что она говорила мне вдогонку.  Я представила, что пилить до квартиры мне придётся больше часа. Время препозднее, транспорт ходит редко, так что домой попаду точно за полночь. А утром рано вставать.
Не знаю, что думали редкие пассажиры трамвая и автобуса, когда видели мои слёзы, да мне уже было всё равно. Главное, зачётка и своя сумка в руках.  Хорошо, что у меня был ключ и не пришлось будить подруг. А мне не спалось еще долго-долго.
Утром они начали оправдываться, что не помогли. Извинились. Ну и ладно, лучше поздно, чем никогда.

  А политэкономию я сдала на отлично.
 Случись эта история в наши дни, вызвала бы такси и проблем нет. В начале 70-х это казалось сказкой.
 Сумка эта прослужила мне верой и правдой не один год. И в память запала надолго. В 73-м я сдавала ГОСы, значит этой истории ровно полвека.

 P.S.   С Раей Залиловой мы какое-то время переписывались.  По её рассказам, они являются родственниками татарского поэта Мусы Джалиля. Если бы это происходило сейчас, я завалила бы свою наставницу вопросами. Тем более, поэт в качестве полкового журналиста воевал и попал в плен в той самой «Долине смерти», о которой мне довелось узнать много тяжёлых подробностей.

 На фото: Примерно такая сумка чуть не сыграла со мной злую шутку

  Продолжение:  http://proza.ru/2024/01/14/485


Рецензии
Добрый день, Валюша! Пока читала рассказ, переживала за тебя. Поздно ночью, в незнакомом месте. Хорошо, что всё закончилось благополучно, да ещё и отличную оценку получила. С добрыми пожеланиями,

Татьяна Комиссарова   30.01.2024 08:14     Заявить о нарушении
Привет, Танечка. Спасибо.
Был такой случай. Ох и обидно было ночью кататься по городу.
Вот ведь какое совпадение: сумки одинаковые. Красивые и удобные.
Но экзамен сдала на отлично. Подружкам потом было немного стыдно, не раз заговаривали, что надо было поехать со мной. Но молодость есть молодость. Всё забыла, тем более, через полторы недели в руках держала свой диплом.
Всего доброго.

Валентина Колбина   30.01.2024 12:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.