Об архипелаге гулаг

                Об "Архипелаге ГУЛАГ"

       Сегодня "Вести" говорили об "Архипелаге ГУЛАГ" и я вспомнил, что Судьбе было угодно, чтобы каким-то боком эта книга коснулась меня. В сущности, это проблема взаимодействия на плане ученик-Учитель.
       В ЦЭМИ работал мнс Бузыцкий Павел Леонидович, который был моим учеником. Он прекрасно владел английским, потому что был учеником Анны Соломоновны Раппопорт. Анна Соломоновна была прекрасным учителем английского языка. Приведу только один пример. Я учился у неё 5 месяцев (1 раз в неделю, 2 часа) и поехал в Англию (самая первая туристическая группа из преподавателей английского языка учреждений Высшего Образования, от Академии Наук нас было двое). Никто, кроме меня и переводчика, не понимал, что говорят англичане: на улице, по радио и телевидению. Преподаватели английского языка не могли объяснить в магазине, что они хотели бы там купить и брали с собой меня; когда нас привезли в школу, где изучают русский язык, вокруг меня образовалась толпа, потому что я понимал, что говорят школьники, а они понимали, что говорю я. Вот каким был Учитель Анна Соломоновна Раппопорт. Да, я учил английский в школе, и в Институте, и кандидатский сдавал, но это не тот язык, на котором говорят англичане!
        Разумеется, не я один учился у Анны Соломоновны. У неё одновременно со мной учился Александр Александрович Зиновьев, автор "Философских проблем многозначной логики" и "Зияющих высот" и Она организовала мне встречу с ним за чаем у неё на кухне, потому что считала, что у нас родственные души. Но у неё в это же время обучался английскому языку и Александр Исаевич Солженицын, с которым она меня не знакомила.
        И вот однажды Она попросила: "У меня сейчас лежит сигнальный экземпляр книги "Архипелаг ГУЛАГ", с авторской правкой текста, которую надо передать Паше Бузыцкому, и сделать это так, чтобы никто не догадался. Книгу ждут а Париже, я боюсь обыска. Боюсь, что за Пашей Бузыцким могут следить. Вы увидите Пашу во вторник в Институте, передайте ему книгу от меня."
        Я так и сделал. Вот только за эти три дня я книгу прочитал и отснял на плёнку. Потом я отдал эту фотоплёнку своему Учителю - Ерёмину Ивану Ивановичу, который увёз её в Свердловск.


Рецензии