Попутчик

Рассказ из цикла участники СВО
1.
   В самом конце ноября 2023 года возникла потребность нам с женой срочно поехать к дочери. Дорога предстояла дальняя,  два нижних места в одном купе вагона нашлись с трудом. Но несколько часов мы ехали в купе вдвоём. И когда уже до места нашего назначения ехать осталось несколько часов, в наше купе вошел чуть выше среднего роста молодой человек лет двадцати трёх-двадцати четырёх  в добротном военном камуфляже. Ловким движением  он закинул на верхнюю полку свою небольшую сумку, я пригласил его присаживаться, освобождая место на своём диване.
   Парень буркнул «спасибо» и присел. И тут я заметил у него протез.
  - Воевал? - тихо спросил я.
  - Пришлось, - ответил молодой человек.
   Несколько минут помолчали, потом я, желая продолжить разговор, продолжил:
  - Из госпиталя домой?
  - Нет. Из дома на службу. Прошел реабилитацию, отгулял отпуск, продлил контракт и снова на службу. А понимая, что такой ответ вызвал у меня удивление, продолжил, - теперь конечно уже не воевать.  Военком сказал, что с моим опытом долго буду нужен нашей армии.
               
2.
   Так и завязалась наша беседа. Я представился. Рассказал прошедшему огонь и воду молодому человеку, что уже написал  о нескольких участниках Специальной военной операции, что меня заинтересовала и его судьба.
  - Мне по известным обстоятельствам называть своё имя и фамилию нежелательно. Даже позывной, если рассказывать подробно некоторые детали моей службы, может навредить нашим ребятам, которые ещё там – обдумывая каждое слово, тихо ответил воин.    
- Тогда давай придумаем тебе новый позывной, - предложил я, -«Попутчик» подойдёт?
 - А что? – в самый раз! – обрадовавшись воскликнул, улыбаясь, мой сосед.
  Так и порешили. Я вынул из походной сумки блокнот и ручку, Попутчик откинулся на спинку дивана, приготовившись к повествованию о своей нелёгкой армейской судьбинушке.
   В 2017 был призван на срочную. Служил в Забайкалье в воздушно десантных, - начал Попутчик.  Служба десантником очень понравилась, и после увольнения в запас пошел в военкомат и попросил направить меня служить в  Сирию. Почему в Сирию? По радио и телевидению тогда много рассказывали о воевавших там наших десантниках, о страданиях простых людей, о зверствах террористов. В военкомате мне ответили, что контракт на службу в российской армии заключают в соответствующих воинских частях. Нужно обратиться к командиру части, в которой желаешь служить и заключить контракт. Там же в военкомате я узнал о том, что в Сирии воюет наша частная военная компания и как найти её представителей в России.
   Так я и заключил контракт с ЧВК Вагнер. Быстро оформили мне нужные документы и направили  в учебный центр в Сирию, в посёлок Даша. После положенной подготовки принимал участие в боях за Пальмиру. Повоевал девять месяцев и получил ранение в ногу.  Лечение проходил в России. Рана хорошо зажила, и в августе 2020 я снова отправился в Сирию.
  В феврале 2022 года начинается Специальная военная операция в Украине и нас 17 декабря того года перебрасывают  в Миллерово.  Новая экипировка и перебираемся на полигон в ЛНР. Там нас распределили по полевым лагерям, а 30 декабря перебросили на 3 линию обороны перед Соледаром. Этот город в то время был ещё не освобождён. Наши части находились ещё на его окраинах. Шли серьёзные бои. Теперь уже все мы готовы были сражаться, защищая нашу Родину, наших братьев. Мы понимали, что сегодня возродившиеся нацисты обстреливают мирные города Донбасса, а завтра такие же прилёты будут и по нашим городам и сёлам. Что практически и происходит уже сегодня.   
  Я воевал стрелком штурмовой группы. Наше командование разработало операцию по освобождению Соледара и 31 января мы выдвинулись ближе к первой линии в районе пригорода Соледара к посёлочку Соль. Это севернее Соледара. Село очень маленькое, серьёзных строений в нём не было, не было и серьёзных укреплений противника.
  Нам объявили, что для штурма посёлка требуются тридцать добровольцев. Я поднял руку.  Первого января в 4.00 мы на двух бронетранспортёрах, обходя посёлок с флангов, после обстрела противника миномётами, рванули вперёд. Противник, практически, сопротивления не оказал. После разрыва нескольких наших гранат  бросил укрытия и бежал. Мы заняли позиции противника на флангах, бежал противник и из села.
   Меня удивило обустройство позиций украинцев: полно различного иностранного оружия и боеприпасов, разного рода продуктов питания,  хорошо оборудованы места отдыха. В блиндаже работал даже музыкальный центр. Бросили его вояки включенным, и в помещении из колонки лилась прекрасная музыка. 
   Убегавших украинцев мы преследовали. Четыре человека решили спрятаться в курятнике, мы в них гранаты. Многие украинцы бросились к своему замаскированному бронетранспортёру, но мы в него противотанковой гранатой. Перебили ему гусеницу. Водитель бронемашины был контужен и остался на месте, остальные кто выжил, сбежали. Наши ребята водителя из машины вытащили, разоружили и передали подразделению, следовавшему за нами.
  К вечеру посёлок Соль мы зачистили. Из этого посёлка вдоль железной дороги по посадке мы продолжили движение вперёд. Так мы и оказались на правом фланге нашей группировки Бахмут.
  Дней пятнадцать мы зачищали частный сектор, потом передали участок частям министерства обороны.
  Небольшой отдых и нас перебросили на штурм небольшого села Краснополье. Там я был ранен в руку. Обстреливал снайпер. Я почувствовал удар в руку, осмотрел её – крови нет. Продолжил движение, но боль усиливалась, и я укрылся за толстым деревом. Крикнул ребятам, чтобы перетянули руку и вкололи обезбаливающий. С перевязочного пункта меня отвезли в полевой госпиталь в Первомайск. Там прооперировали. Извлекли пулю. Кости пуля не потревожила, вошла в мягкие ткани выше кисти внутренней поверхности руки и в районе локтя упёрлась в кость.
  В госпитале лечился до 20 февраля. 21 февраля вернулся в свою штурмовую группу в районе Соледара.
  По пути в своё подразделение позвонил маме. От моего звонка её чуть не хватил инфаркт. Оказалось, меня эвакуировали проезжавшие мимо соседи. Поэтому наши  меня не нашли. Искали. На всякий случай решили проверить морг. И попросили приехать туда маму. Там она меня, естественно не нашла, немного успокоилась – теплилась в её сердце надежда, что я живой. И вот мой звонок.   
 В марте снова ранило. На сей раз осколок попал в ногу. И там пострадали только мягкие ткани, и поэтому лечился в полевом госпитале. В апреле снова вернулся в строй. 
   Под Артёмовском в ночь с 27 на 28 мая я и получил это ранение. Почувствовал сильный удар. Боли сначала не было. Но понял, что нужна срочная перевязка иначе могу потерять много крови. Крикнул ребятам: «Есть холодец!» Всем понятно, что у меня что-то оторвало. Так мы там по-своему объясняемся. Тут же ко мне кто-то из ребят подбежал, сделал перевязку. Стала распространяться острая боль. Мне вкололи обезбаливающий и эвакуировали сначала в Первомайск, оттуда в Луганск, потом в Анапу в восстановительный центр. Был там  до августа. После этого предоставили отпуск.
   Отгулял дома отпуск, пошел в пункт, где оформляют на контрактную службу. Продлил контракт и вот сейчас еду продолжать службу.
   На мой вопрос как теперь будешь служить? - Попутчик ответил, - конечно теперь буду не на передке. Но  в любой части хватает работы самой разной.
3
    Не мог я не спросить о том, как снабжались и оплачивались ребята, воевавшие в частной военной компании Вагнер, какие награды имеет этот ещё, по сути, юный герой.
  - Вооружения и боеприпасов всех видов всегда и везде хватало. Всегда надёжно прикрывала с воздуха ПВО, хорошо поддерживала  артиллерия и бронетехника.
   На питание жаловаться грех. Денежное пособие тоже было приличным,  получали вовремя и до копейки. Причём, выдавались деньги всегда только наличными. Естественно, выдавали не на передовой. Каждый из нас сообщил командованию, где и кто будет получать денежное содержание. Я поручил получать мои деньги маме. Сообщил её номер телефона и место проживания. Ей звонили, сообщали когда и куда явиться для получения моего денежного содержания. Ежемесячная заработная плата,  была очень даже приличная. Кроме того выплачивались ежемесячные премии, плюс премии за подбитый танк, БТР или Автомобиль противника. Прилично вознаграждали и за каждое ранение. За это ранение, например, я получил несколько миллионов рублей.
   После этого мой собеседник замолчал, но я напомнил ему свой вопрос о наградах. Без особого энтузиазма Попутчик продолжил:
 - Имею медаль за отвагу. Орден мужества. Кроме того, у нас в Вагнере были и свои, ведомственные, если их можно так назвать, награды. Так вот я имею медали за взятие Соледара и Бахмута,  кресты за ранение и Чёрный крест.  Он очень важный – вручается за пройденный путь.
  Меня, признаюсь, порадовало учреждение командованием Вагнера последней награды. Чиновникам  России В.В. Путин ещё не приказал, без этого у нас ни кто, ни чего и не делает. Сами наши очень дорогие чиновники и депутаты догадаться  не в состоянии, что нужно срочно учредить какой-то знак участника Специальной военной операции. А вот воины частники  учредили и награждали своих героев не через годы после окончания этой войны, когда многие из них уже уйдут в мир иной, как это было после Великой Отечественной, а сразу после участия бойца в операции.
  И в заключении я попросил моего Попутчика рассказать о событиях  июня 2022 года.
  - У нас объявили, что по тылам  наших подразделений по приказу командования вооруженных сил России артиллерия нанесла удар. Ребят призвали  выразить наш протест.
  Я в это время был на восстановлении после ранения. С нашими ребятами общался. Народ в наших подразделениях был разный. Много было бывших заключённых, в том числе и по очень серьёзным статьям уголовного кодекса. Было много молодёжи, но немало было и людей в возрасте. И молодые, и старички народ уже бывалый, и не с опилками в голове. Поэтому, многие принимать участие в протестных мероприятиях отказались. Ни кто, ни кого насильно не заставлял. Но даже те, кто поддержал наше командование, понимали, что это разборки командования Вагнера и вооруженных сил России. Кто прав, кто виноват нам не разобраться. Каждая из сторон будет убеждать нас в своей правоте. Понимали мы все без исключения и о последствиях для России тех событий на фронте. А с кем мы воевали, мы прекрасно все знали. Воевали мы ведь не за деньги – за нашими спинами была наша Россия, наши родные и близкие. И каждый вагнеровец от командира до рядового крепко задумался о случившемся. Поэтому-то президенту Белоруссии и удалось так легко разрешить тот конфликт. «Я лично так думал тогда, так думаю и сейчас», - твёрдо сказал Попутчик и замолчал.
  Несколько минут молчал и я. А выглянувши в окно и поняв, что поезд подходит к  станции нашего путешествия, поблагодарил своего собеседника за содержательную беседу и стал помогать жене собирать наши вещи.
  После остановки поезда мы тепло попрощались с нашим попутчиком и пожелали ему успехов и счастья в жизни.
                Декабрь 2023 А. Перепелятников
 
   


Рецензии