Сила воли признать ошибки в Иисусовой молитве -

            
Хочу рассмотреть два письма святителя Феофана схимонаху Денасию. Обратила внимание, что упоминается рукопись, отправленная святителю  схимонахом.
Святитель очень огорчен этими рукописями и пишет ответ. разбирая ошибки в исполнении Иисусовой молитвы.
Могу предположить, что такие рукописи и до сих пор пишут и распространяют на Афоне. Такие рукописи пересылают и по нашим Православным монастырям. Приходилось видеть их и получать диски, с рекомендацией от очень святых старцев. много сталкивалась в 2010 году с таким "просвещением". Особенно много этих листков можно было видеть в притворе женских монастырей. А диски вручали прихожанам после окончания богослужений при выходе из храма. Возможно, ошибаюсь, но ссылались именно на афонских старцев со святой горы.
Письма святителя настолько ценны, что для современного молитвенника это просто спасительная Рука Божья.
 Два письма схимонаху Денасию (Юшкову), написанные святителем в ответ на его вопросы.
Основной темой писем является делание умной Иисусовой молит-
вы. Епископ Феофан предупреждает об ошибках при творении мо-
литвы, предостерегает от опасностей, учит бороться со страстями.
Святитель напоминает, что главное при молитве — это не внешние
приемы, а внимание и сердечная теплота, при этом свои поучения
он подкрепляет святоотеческими цитатами.
иеромонах Иосиф (Королев))
***
«Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший о. Денасий!
Буду отвечать Вам по пунктам…
— «Относительно рукописи нечего более говорить», — пишете
Вы. Да, нечего. Я бросил ее в печь. Советую тоже сделать и Вам, если
у Вас есть еще черновая.
— Что в печатной книге в числе признаков благодати присущей
в сердце значится какое-то трясение и неудержимое вопияние, то
Вы, верно, заметили, что это дело не такого свойства. Тут ничего нет
духовного, а одно чувственное какое-то возбуждение, или кровя-
ное.
Происходит оно вначале от ненадлежащего делания молитвы
Иисусовой, именно: воткнет человек все внимание в сердце, — это
телесное, и трубит: Г. I. Х. С. Б. помилуй мя! По времени от этого по-
казывается теплота, и не благодатная, а животная. Но делателю сему
она показывается благодатною. Это заставляет его больше налегать
на сердце и выжимать теплоту. Чем дальше, тем больше. От тепло-
ты — раздражение нервов, а от этого сотрясения и всхлипывания.
И то, и другое нравится. И по сей причине делается желательным,
и ищется. От частого повторения это обращается в привычку и об-
наруживаться начинает неудержимо. Вот и все. Это нервное раздра-
жение, кровяное разгорячение… то же, что бывает с кликушами.
Как кликушество, так и это, может быть, заразительно. И есть опас-
ность, что со временем все монахи Ваши превратятся в кликуш.
О. Денасий уже попал в их чин".
---
Старцу Вашему надо приказать или посоветовать — преодолевать
эти позывы к вскрикиванию, не давать им ходу. И он отвыкнет от
сего, как привык.
 Пусть Спасителю подражает, который один раз за-
претил духу своему.
И у апостолов значится, что духи пророческие
пророкам повинуются. Я думаю, что на него имело и имеет влияние
то, что дивятся ему и верят, что это у него действие благодати. Бог
не есть нестроения Бог.
А что старец сказал, что в нынешнее вре-
мя Господь даровал иной образ действия благодати, — это неверная
мысль. Это он хочет оправдать свои дурачества. Не слышал он слов
апостола, что же и Христос Господь вчера и днесь, той во веки?
***
 То, что Вы испытывали, читая статьи Григория Синаита с неким
иеродиаконом, того же свойства с кликушеством. Бес смеха подседа-
ет под ложечкою и раздражает смех. Так у Вас не друг сидел, а враг. И
летение Ваше домой тоже кровяное дело. Смотрите, как бы в другой
Письма святителя Феофана к афонскому схимонаху Денасию (Юшкову)
82
раз враг не угораздил Вас в овраг с такого полета. За тем сладость
в гортани при молитве… это прямо вражие! Или Вы не читали у
старцев, что ничего такого принимать не должно, ни сладости, ни
благоухания, ни света и ничего подобного? Все это подходы врага.
Замечается, что у монахов и монахинь ныне пошла страсть к чудес-
ному, мало-мало что особенное встретится или испытается, тотчас
гадание, что тут небо подвиглось в утешение им. Возьмите в руки
жезл здравомыслия и гоните все такое от себя.
— Злоба другого, злоба на другого, уныние, тоска, похоть. Видимо
волк ходит вокруг овчарни и приглядывается — не удастся ли вы-
манить какую овечку и поглотить ее. Вы хорошо делаете, что не под-
даетесь и вступаете в борьбу. Держите правило Филофея Синайско-
го — стоять с утра у двери сердца и, замечая что дурное, прогонять
то именем Господа.
— «Молитвы нисколько, сонливость и днем и ночью, и в церкви
и дома, и правила келейного исполнять нет сил». Это плод хохота
внутри, летений как на крыльях, и сладости в гортани, и, вероят-
но, трубления пред собою в сердце вследствие таких чудесностей…
Напишите это на клочке и прибавьте: радуйся Денасий! Вишь, куда
хватил?! Что все другие пред тобою?!
***
 Какими словами молиться? Ведь уж определено у старцев: ког-
да всею молитвою Г. I. Х. С. Б. П. М., когда половинкою… Г. I. Х. П.
М. или I. С. Б. П. М. Как находите лучше, так и молитесь. В этом
ничего нет существенного, и занимать внимание этим нечего. Не
слова — молитва, а мысль и чувство. Стать пред Господа в сердце
и взывать: «Господи, помилуй!» И все тут… со страхом и верою. Не
в словах сила. Египтяне говорили: «Боже, в помощь мою вонми!».
Иоаникий Вел.: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров
мой Дух Святый…». Еще некто: «Аз, яко человек согреших, Ты же,
яко Бог щедр, помилуй мя». И еще: «Боже, милостив буди мне греш-
ному». Мытарев глас. У Св. Златоуста положено 24 молитовки… и,
вероятно, он их проговаривал, хотя знал и молитву Иисусову.

Мне думается, что перетращивать (так!) сии молитовки молитвою Иису-
совою лучше, чем употреблять одну Иисусову, и тут же прибавлять:
«Пресвятая Троице, Боже наш, Слава Тебе!».
***
У Вас помянуто об искусственной молитве. Искусственная мо-
литва — отдельная молитва. Ею иные хотят заменить настоящую
молитву, состоящую, по ихнему, в известных словах, известным об-
разом произносимых, с известным положением корпуса и головы, и
с указанным способом дыхания. Тут большое заблуждение и боль-
шой себя обман. Молитва всегда есть и должна быть — ума и серд-
ца возношение к Богу с славословием, благодарением и прошением
душеполезных благ во славу Божию. Когда это есть, какие слова ни
будь, какое положение ни возьми, молитва есть, а когда этого нет,
молитвы нет, хотя бы ты всю Псалтирь прочитал, поклонам счет по-
терял и весь взмок от пота.
***
Дар же благодати никаким искусством притянуть нельзя. Его подает
Дух Святый кому и как хочет. Дар молитвы — не птичка, которую
можно б было смануть с воздушной высоты искусственным обра-
зом к расставленным тенетам. Как Максим Капсокаливит получил
дар молитвы? Усердно молился о том от сердца и получил. Никаких
особых приспособлений не было. Молился как вообще молятся все
в простоте.
***
Были слезы. Это не худо, но и ничего особенного. Можно раз-
дразнить себя на слезы, но это мало толку. Лучше сих глазных слез
— слезы сердечные: сокрушение, жаление, болезнование все о гре-
хах или немощах. Благодатные слезы сами текут и непрестанно. О
них у святого Исаака Сирина.
— Вы говорите, что сердце нашлось для Вас само собой. Если это
похоже на то, что получил Максим Капс., то оно
 должно быть постоянно в виде непрестающего чувства к Богу.
 Это самое и есть, что
ищется.
А если нет, то и при сем все еще надо искать такого дара. И
ищите, только без всяких художеств, а в простоте сердца детской.
— Видели два креста и рожу беса. Кресты — указание суть для
Вас или на кресты скорбей и страданий, ожидающие Вас, или, что
ближе, на кресты самоотвержения и произвольных лишений и са-
моумучений в видах очищения сердца. Можно каждую минуту яв-
лять дела самоумерщвления чрез отвержение своих хотений и себе
угодия, и постоянно можно быть на кресте, держа неотходную го-
товность озлобить себя и тотчас делом то совершать, как только слу-
чай. Рожа вражья пусть удостоверяет Вас, что враг не спускает Вас с
глаз и всегда готов каверзу какую устроить Вам. Блюдите убо, како
опасно ходите в мыслях, словах и делах.
— Келейное Ваше правило хорошо. Но трудитесь и исполнять его
хорошо.
Мне думается, мысли во время правила не всегда у Вас бы-
вают дома. Вам рано еще одною молитвою молиться. Когда полу-
чите, что получил Максим Капс., тогда и без слов можете молиться.

Перемешивайте с молитвою Иисусовою и другие короткие моли-
товки, например, 24 молитовки св. Златоуста, молитовки из проси-
тельной ектеньи, каждый стих 50-го псалма с начала до: воздаждь
ми радость… и подобные. Можете выбрать из псалмов, из тропарей
и канонов и сами составить все соответственно Вашим нуждам ду-
ховным. Потом упорядочьте их для своего правила, как найдете по
своему вкусу. Каждая молитовка дает особую молитвенную мысль
и вызывает особые чувства. Сим образом молитва постоянно будет
подогреваться.
— Что у Вас было до искусственной молитвы — было настоящее
дело. Так, полагаю, молился Максим Капс. до получения дара. И Вы
шли к тому же. Не можете ли Вы припомнить, как у Вас тогда шла
молитва? Припомните и возвратитесь к тому, чтоб по совершении
правила как из бани выходить.
***
Далее свт. Феофан рассматривает осуждения других и высокое о себе мнение. Приведу один отрывок, остальное можно прочитать в полном объеме в письме.
***
Что следует далее в письме, заставляет меня воззвать:
 — Ужасайся небо и трясись земля! — Что такое? Что такое? — Судья вселенной
явился! — Как, кто, где? — У нас тут на Афоне. — Кто же это? Кто,
скажи Бога ради. — Кто? Не знаешь. — Денасий, с компаниею умно-
молитвенниками быти, а, между тем, день и ночь проводящие во
сне, под видом углубления в умную внутреннюю молитву.
Такую речь ставлю я нарочно, чтоб показать, как я поражен был
тем, что далее следует в Вашем письме.
Дорогой мой о. Денасий! Потрудитесь пощупать голову у Вас на
плечах; если на плечах, то присмотритесь, все ли в ней в порядке?
Ибо говорить то, что Вы далее говорите, можно только тому, у кого
или совсем головы нет или у кого мозг в голове повернулся верхом
вниз и передом назад.
Извольте прислушать, повторю Вам Ваши слова, если забыли.
1). «Русские обители и все келиоты чрезмерно уже вдались только
в попечение о многостяжании на многие лета». 2) «Жизнь внешняя
только, и о внутренней немногие заботятся. Иные же хотя и зна-
ют, но, не находя поддержки или увлекаемые большинством и чув-
ственностию, забывают и о ее необходимости». 3) «Общежительные
пустынников притесняют». 4) «Любви истинной полное оскудение».
5) «Отец игумен Парфений… такой-сякой: не располагается сердце
к нему почему-то». 6) «В нашей обители людей много, но духовно
опытных немного, и могущих врачевать — не знаю есть ли».
7) «Отец Иероним только о необходимости молитвы устной го-
варивал» 8) «Вообще же наставники наши говорят: ходи в церковь
на все службы по возможности, ходи в общую трапезу, в келье не
имей ничего, кроме дозволенного, исполняй келейное правило и по-
слушание — и спасешься. Но ведь не удовлетворительно, душа и дух
жаждет чего-то другого — посытнее».
1. Какие это стяжания разумеются? Конечно, пища, одежда, кров.
Но без них как же быть? Если нельзя без них быть, надо заготовлять
их и потому хлопотать и заботиться. Если вы, приходящие в оби-
тель, дома оставляя тела свои, особенно желудки, то забота о сказан-
ных потребах была бы укоризненна. А при том нашем положении,
как оно есть, — эта забота благословенна. Поступающие в обитель
должны быть благодарны обители, встречая в ней с первого раза
все потребное. — «Чрезмерно вдались» — к обителям слово это не
преложимо. Год на год не находит. Потому запас иметь безопаснее и
покойнее. Келиотам еще больше хлопот, потому что рук немного. И
запас там извинителен. Потому чрезмерность трудно заметить. Это
может сделать только лукавое око. О. Денасию предлежит вырвать
сие лукавое око, и соблазн пресечется. Даже если б приставленные
к заготовлению потреб делали опущение в других частях иноческих
деланий, и тогда надо освобождать их от укора. Трудясь для братий
Господа ради, они Господу служат и угодное ему творят. Готовящий
щи и кашу на одной линии стоит с поющим и читающим в церкви.
Что касается до внутреннего дела, то никто не стоит утверждать, что
оно было невозможно при внешних монастырских службах. В Егип-
те целый день сидели за работами, все для стяжания хлеба, а каковы
были по внутреннему строю?! У них был закон: руки за работой, а
ум в Боге. Может ли о. Денасий утверждать, что в Афонских обите-
лях, занимающийся хозяйственною частию не делают этого же?! Не
может, ибо что в человеке, никто не знает, кроме самого человека.
Стало быть, он налгал на обители и келиотов. За это он подлежит
публичному покаянию и канону.
2. «Жизнь внешняя только, о внутренней забыли и не заботятся».
Не многие заботятся. Это возможно, но так ли на деле, это утверж-
дать никто не может. Потому, что внутреннее не видно. Посмотрев
прямо на братий, увидишь, что они все исправно себя держат. Ред-
ко кто выдвинется из ряду. Исправность же сию всегда держать без
хорошего внутреннего строя нельзя. Потому вернее говорить, что
немногие не внимают своему внутреннему. И что не навсегда и не
во всем. Случайно охватит забвение, нерадение и беспечность. А по-
том забота о спасении опять берет силу, и внутреннее благоустро-
яется. В обителях и внешнее все внутренно, будучи руководимо и
воодушевляемо Страхом Божиим, совестию и обетом. Поддержка
сему сильная в братстком общении. Опять выходит, что о. Денасий
смотрит лукавым оком. Да какое тебе, отче мой, дело до других? За
своим внутренним смотри! А те сами устроятся"…


Рецензии
Спасибо, серьезный текст.
Главное - не забывать. Быть осознанным.

Всего доброго.

Татьяна Дума   21.12.2023 07:52     Заявить о нарушении
Да, очень важен контроль и бдение ума в молитве.
Если кто-то встал на тропу воинов божьих Иисусовой молитвой, то необходимо и идти этим путем шаг в шаг проложенной тропой. Своя воля уведет в прелесть. И благо, если рядом будет сильный учитель.
Всех благ Вам.

Раиса Лебедева   21.12.2023 09:10   Заявить о нарушении
Раиса, и как написано у многих - самочинно вставать на этот Путь нельзя, без благословения. И это очень важно.

Татьяна Дума   21.12.2023 10:17   Заявить о нарушении
Согласна, именно так. Но, думаю, каждый, услышавший о Иисусовой молитве, ходит в церковь или услышал на лектории, в Воскресной школе. Если читать начинает не христианин,и который отвергает учение Иисусовой молитвы, то таковой рискует оказаться в прелести. Указаны же ступени восхождения - покаяние, исповедание грехов, очищение от страстей, чтение Библии и святоотеческой литературы, это и приводит к чтению Иисусовой молитвы. Я помню время, когда священники запрещали читать Добротолюбие, особенно 5 том, а четвертый том мирян и не заинтересует. Священники боялись прелестей у мирян, хотя сам составитель, переводчик Ф.Затворник, ясно излагает, что Иисусова молитву должны читать и миряне. И он же указывает, что в прелесть могут уйти только от произвольно исполняемой молитвы. То есть, если перепрыгивают через ступени той Лествицы, которую указали святые. Через некоторое время и Добротолюбие разрешили читать и 5 том тоже. Все тома Добротолюбия объясняют ход Иисусовой молитвы.И священников, взявших на себя ношу духовничества, тоже уже приросло.
Мир Вам.

Раиса Лебедева   21.12.2023 10:42   Заявить о нарушении