Чистое искусство и подделки

               
               
  Что такое подделка? Как написано в «Большом энциклопедическом словаре» - это изготовление произведения искусства в подражание стилю какому-либо мастеру с целью сбыта. А вот, что сказано в толковом словаре Ожегова: «ПОДДЕЛАТЬ - Изготовить фальшивую вещь, имитацию, под купон, под старину, под чью-нибудь подпись».
     Один из первых гражданских процессов по подделке гравюр, дошедших до нас, было дело знаменитого, даже в то время, гравера эпохи возрождения, Альбрехта Дюрера к Раймонди Маркантонио в 1508 году. Раймонди подделывал гравюры так искусно, что отличить их практически было невозможно.  Однако суд встал на сторону фальсификатора, при этом указал что, подделывая гравюры Дюрера, Раймонди, тем самым пропагандирует его картины. Только запретил ему ставить клеймо Художника.
   Микеланджело Буонарротти, один из самых знаменитых итальянских скульпторов, художник, архитектор эпохи Высокого Возрождения (6 марта 1475 г. -18 февраля 1564 г.). Его творения считаются подлинными произведениями искусства. Еще при жизни он был признан «отцом барокко» в архитектуре. Но мало кому известно, что когда он работал на Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, то по его просьбе сделал скульптуру, якобы пролежавшую в земле несколько столетий, Подделку продали кардиналу Раффаэлю Риарио за большие деньги. Но у того возникли какие-то сомнения, и он попросил проверить специалистов на ее подлинность, они подтвердили, что скульптура искусственно состарена.  Однако само произведение настолько понравилось кардиналу, что он не потребовал назад деньги и подделка фальсификаторам была прощена, но стала широко известна и приобрела такую популярность, что со временем, была куплена королем Карлом 1 и выставлена в его дворце.
  Очень интересная история картин Германа Геринга. Когда он пришел к власти, у него правдами и неправдами появились большие деньги, он стал коллекционером и называл себя «человеком ренессанса». С началом войны в Европе Геринг дал команду своим советникам изымать картины известных художников в свою коллекцию. Больше всего он любил картины французских и голландских художников прошлых веков. В некоторых случаях Геринг старался соблюдать приличия и покупал картины. Так им была приобретена за большие деньги картина у голландского художника Ханса ван Мегерена, написанная, якобы в 17 веке Яном Вермеером.  После войны эта история стала известна и за сотрудничество с нацистами, Ханса ван Мегерена придали суду. Ему грозила смертная казнь и только тогда он был вынужден признаться, что эта картина, подделка и написана им лично. За фальсификацию картины он был осужден к 1 году лишения свободы. Самое интересное, что ни один из экспертов не верил ему и тогда ван Мегерен, будучи в тюрьме, в течение 6 недель написал картину по сюжету «Иисус среди учителей». Он сам лично изобрел полный технологический цикл изготовления картины и решил проблему трещинок, которые возникали со временем, подбирал краски под эпоху создания картины. А ведь до этого суда, эксперты не признавали его талант и считали никчемным художником.
  Фальсификаторов было десятки, а может и сотни. До настоящего времени считают, что арт-рынок (рынок по продаже произведений искусства) от 50 до 70% наполнен подделками. Но это никак не снижает спрос на покупку подделок. Участниками рынка являются художники, арт-дилеры, искусствоведы, эксперты и коллекционеры или простые покупатели. Продают в галереях, аукционных домах, сами художники, коллекционеры и арт-дилеры. Продают все: картины, фарфор, ювелирные изделия, статуэтки, сервизы, старинную мебель и т.д. И вот в этой цепочке всегда может возникнуть, мошенник, пытающийся продать подделку.
  На Западе, в большинстве случаев, продают через аукционные дома, такие как Сотбис (Sothebys) в Англии или Стокгольмский аукционный дом. И здесь, главным в определении подлинности произведения, является ее история, так называемый провенанс. История происхождения, владения, где и у кого находился этот раритет.
  У нас, в Советском Союзе, коллекционеров было не так уж и много, а покупателей старины, тем более. Они практически знали друг друга, что у кого имеется, кто что хочет продать, аукционных домов не было. Все возникшие споры по поводу продажи подделок решались кулуарно, без всякого шума, просто возвращали деньги. Но страна перешла к строительству капитализма, и в России стали появляться миллионеры в «красных пиджаках», мода такая была, они стали скупать все и вся. Деньги надо было куда-то вкладывать. Вот тут-то и пошли в ход подделки. В это время вырос спрос на русских художников К. Малевича, Шишкина, Кустодиева, Айвазовского, П. Кончаловского, Б. Григорьева, Л. Чепятова и других авангардистов. Спрос явно превышал предложение. Подлинников на всех не хватало. Фальсификаторы закупали полотна малоизвестных европейских художников, работавшие в стиле наших известных художников, слегка меняли сюжет, например, рисовали вместо кустов - березку и вместо западноевропейских костелов – русскую церковь. Подбирали краски, соответствующего времени работы мастера и искусственно старили полотна.  Подпись подделывали и продавали, выдавая их за картины наших художников.  Сюжет брали из картин, которые хранились в запасниках музеев и не были известны широкой публике.
  В определении подлинности картины играли роль мнения экспертов, искусствоведов, работающих длительное время по данному художнику, хорошо знающих стиль и манеру его рисования. Если же речь идет о других раритетах, то искусствоведов, специализирующихся на эпоху создания произведения. Позднее появились и научные методы определения подлинности произведения, такие как физико-химические: рентген, спектральный анализ краски и т.д. Появились организации, занимающиеся экспертизой раритетов, например, «Центр научно-исследовательской независимой экспертизы» (НИНЭ), в год там проверяют около 1500 работ, и как заверяет руководство, из них 50-60% это подделки. Кроме того, имеются Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря, искусствоведы Русского музея и т.д.
  Но подделки продолжают поступать на рынок и возникают скандалы. Так в 2005 году с аукциона Сотбис сняли картину Шишкина «Пейзаж с ручьем», а в 2007 году у немецкого арт-дилера полиция обнаружила множество подделок русских художников с автографами, готовыми к реализации.
  В 2016 году в Германии, в галерее, обнаружили подделку под картину Малевича «Черный квадрат, красный квадрат».
   В музее Метрополитен из 66 предметов древней утвари только 18 – подлинные и так далее.
 В следствие этого возникают уголовные и судебные дела.
 Так, в 2018 году бывший российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев предъявил иск к аукционному дому Сотбис с требованием возместить ему материальный ущерб на сумму в 380 млн. долларов за пособничество в мошенничестве совершенное швейцарским арт-дилером Ивом Бувье в сфере искусств. Рыболовлев полагает, что Бувье сознательно завышал стоимость приобретенных им картин, в результате чего он переплатил 1 миллиард долларов. За продажу картин Бувье получал комиссию в 2%. Спор закончился в 2023 году мировым соглашением.
  В 2009 году российский миллиардер Виктор Вексельберг подал иск в Высокий суд Лондона к аукционному дому Christie,s  в связи с продажей ему подделки картины Бориса Кустодиев «Одалиска», представив в качестве доказательства заключения трех наших экспертных центров. Высокий суд Лондона признал, что картина не является подлинной и полностью удовлетворил иск на сумму   1,7 млн. фунтов стерлингов плюс оплату работы адвокатов.
  В России было всего несколько дел по факту продажи поддельных картин. Вот пару судебных дел, имеющих большой общественный резонанс:
  В 2004 году супруги Преображенские, в Москве, открыли частную галерею «Русская коллекция». К ним обратился Валерий Узжин, владелец автосалонов, с просьбой помочь ему приобрести коллекцию русского пейзажа. С их помощью он купил 34 картины различных художников: Александра Киселева, Ивана Шишкина, Айвазовского и других художников. Однажды, при посещении и осмотре его коллекции искусствоведами из Третьяковского галереи, они усомнились в подлинности этих картин. После чего Узжин начал проверять их и выяснилось, что 15 картин их 34 – подделки. Кроме того, Татьяна Преображенская присвоила еще и его набросок Константина Маковского «Обнаженная». Как пояснила на следствии Татьяна, что это она сделала для компенсации нанесенного ей ущерба Узжиным.
  Следствие длилось в течение трех лет и в августе 2008 года супруги были осуждены за мошенничество, хищение и уклонение от налогов. Татьяну осудили на 9 лет лишения свободы, позднее приговор смягчили до пяти с половиной лет, а ее муж, Игорь был осужден к 8,5 - приговор смягчили до пяти лет лишения свободы.
   Следующее дело, это по подделке картины Бориса Григорьева «В ресторане», купленное коллекционером Андреем Васильевым за 250 тысяч долларов у директора издательства «Золотой век» Леонида Шумакова, который негласно считался экспертом по русскому искусству. Как пояснил Шумаков, он был только посредником, а картину ему предложила искусствовед Елена Баснер, которая тоже являлась посредником. Васильев предложил ему вернуть деньги, но продавец картины исчез за рубежом, а посредники возвращать такие деньги, отказались. Весь свой гнев Васильев обратил на Е.Баснер, полагая, что она является цепочкой в мошеннической схеме его обмана. Картина была продана в 2009 году, следствие возбуждено 5 июля 2012 года, дело в суд поступило 19 января 2015 года по обвинению Е.Баснер в мошенничестве, несмотря на то, что она никакого официального заключения по картине не представляла, и завершилось 17 мая 2016 года полностью ее оправданием.

  Для лиц, которые интересуются этими вопросами, могу сообщить, что у нас в продаже появилась книга Ной Чарни «Искусство подделки. Мнения, мотивы и методы мастеров подделки».


Рецензии