Предварительные итоги

      Записное начало духовного рода Масловских относится ко второй половине XVIII века. Первым установленным представителем можно считать священника Василия Иванова, служившего  при Дмитриевской церкви села  Калиновка Верхнеломовского уезда. Один из его сыновей женился на дочери священника Федора Яковлева, бывшего настоятелем Архангельского храма в селе Масловка. На настоящее время известно 7 поколений этого рода, представленных 107 персонами (за исключением ныне живущих). Представители рода Масловских служили в с. Масловка начиная с 1770-х годов, а если учитывать женскую линию то с начала ХVIII века, возможно, что с момента постройки храма в этом селе. Первые три поколения в архивных документах записаны бесфамильными. Только сыновья о. Венедикта, получившие духовное образование, стали именоваться Масловскими. По всей видимости, фамилия произошла от названия села, в котором они родились. В целом Масловские служили в священническом сане при Архангельском храме вплоть до 1896 года (более 120 лет). Последним был зять Василия Венедиктовича, священник Дмитрий Евграфович Доброхотов. Именно с о. Венедикта произошло деление рода Масловских на четыре больших ветви, представленных сыновьями – Илларионом, Василием, Филиппом и Петром.
      Первым носителем фамилии стал Илларион Венедиктович Масловский (1803 - 12.03.1876 ), первым получивший полное образование в ПДС (выпуск 1826 года, первый разряд), прослуживший всю жизнь в одном приходе - священником, а затем протоиереем (1862 г.) при Троицкой церкви села Большая Ижмора Керенского уезда.
Больших успехов добился и младший сын о. Венедикта, Петр Венедиктович Масловский (1821-30.03.1888), священник, затем (1871 год) протоиерей. Он окончил ПДС в 1842 году по первому разряду. В общей сложности священствовал 28, протоиерействовал 18, состоял в должности благочинного 35 лет.
      Сын Василий Венедиктович (1806 – ок.1862), не получил духовного образования, но со временем занял священническое место отца в масловском храме. Филипп Венедиктович (1813 - 1874), окончил Нижне-Ломовское духовное училище и большую часть жизни служил диаконом в селах Рузаново и Ростовка Нижнеломовского уезда.
      В следующем поколении ветви дробятся уже на 11 линий, поскольку у Иллариона Венедиктовича было 6 сыновей, у Василия Венедиктовича 3, у Филиппа Венедиктовича 2, а у Петра Венедиктовича только дочери. Наиболее известными представителями данного поколения можно считать Михаила Илларионовича, окончившего КДА и прослужившего более 50 лет смотрителем Лысковского духовного училища в Нижегородской губернии, имевшего 6 орденов; Стефана Васильевича, после окончания КДА, служившего в духовных учреждениях Пензы, бывшего ректором ПДС (1875-1889) и протоиереем кафедрального Спасского собора Пензы (1889-1891), состоявшим с 1877 по 1891 годы цензором Пензенских Епархиальных ведомостей, награжденного 4 орденами; Алексея Илларионовича Масловского, окончившего ПДС по первому разряду и служившего настоятелем Троицкого храма г. Саранска более 30 лет. Его перу принадлежало около 300 публикаций, появившихся на страницах периодических изданий; Алексея Васильевича Масловского, служившего большую часть жизни священником, а затем протоиереем в селе Нагорная Лака Керенского уезда, имевшего орден Св. Владимира за долголетнее исполнение пастырских обязанностей.
С 6 поколения начал наблюдаться выход сыновей за пределы духовного сословия, поскольку становились они врачами (Петр Алексеевич, Михаил Степанович), военными, учителями и государственными служащими. Многие дочери после окончания ПЕЖУ начинали службу преподавателями гимназий и ЦПШ, а также становились акушерками и врачами (Елизавета Степановна).
      Одновременно удалось установить родственников по женской линии. Это лица, принадлежащие к 23 следующим фамилиям: Доброхотовы, Дубровские, Винокуровы, Каменские, Каурцевы, Коронатовы (дважды), Кочеуловы, Ландышевы, Малинины, Миловские Наумовы, Орловские, Охотины, Покровские, Рамзайцевы, Реморовы, Сарматовы, Снегуровы, Соколовы, Софокловы, Студенецкие, Тепловы (трижды), Чукаловские. Вместе с тем, прослеживается ряд более отдаленных, но не менее значимых связей числом свыше 15 фамилий.
      При составлении родословия использовались документы, хранящиеся в фондах архивов – ГАПО, ЦГА РМ, РГИА и НА РТ. Среди них выписки и фотокопии из: 50 метрических книг, 40 клировых ведомостей, 2 исповедных ведомости и 5 личных дела. Большую помощь оказали сведения, представленные в ПЕВ, Справочных и Памятных книгах, Адрес-Календарях Пензенской губернии.
      В настоящее время поддерживаются связи с 4 потомками данного рода, которые делятся своими накоплениями - фотографиями и документами из семейных архивов.

      Таковы предварительные итоги за 3 года работы.
 
Примечание: ПЕВ - Пензенские епархиальные ведомости. ПДС – Пензенская Духовная семинария; КДА – Казанская Духовная академия; ЦПШ – церковно-приходская школа; ГАПО – Государственный архив Пензенской области; ЦГА РМ – Центральный государственный архив Республики Мордовия; РГИА – Российский государственный исторический архив; НАРТ – Национальный архив Республики Татарстан.


Рецензии
Вряд ли можно было добиться лучших результатов за такой срок. Спасибо, уважаемая Галина!!!

Игорь Тычинин   18.12.2023 14:49     Заявить о нарушении
Игорь - благодарю!

Всего доброго, Г.М.

Галина Магницкая   18.12.2023 16:44   Заявить о нарушении