Платье в стиле рококо 1755 г

Стиль рококо имеет необычную биографию, складывающуюся непросто и переживающую различные перемены. Само название восходит к французскому слову «rос» – «камень, скала». От этого слова произошло слово «rocaille» – «галька, обломки камней». От слова «rocaille» образовалось производное слово с ироническим оттенком «rococo». Возникает, возможно, не совсем точная ассоциация с русским языком, когда о чём-то пренебрежительно говорят: «вкусовщина». Слово «рококо» должно было отражать примерно такую же оценку. Существует и такое значение этого слова, как «ракушка» – тоже связанное с природным материалом, но более романтическое, напоминающее о море и завитках на стенках ракушек. Официальные даты существования рококо – 1730-80-е гг. Но в реальности рококо входило в моду и набирало свой расцвет в разных пространствах с небольшой разницей во времени и в открытиях в искусстве. В большинстве европейских стран рококо появляется после развития барокко. Здесь не совсем подходит характеристика рококо как нового стиля, заменившего барокко. Рококо приобретает свой почерк, основываясь на том, что было создано барокко до него. Есть предположение, что рококо можно считать следующей стадией стиля барокко. Но всё же сейчас рококо воспринимается как индивидуальный стиль со своими особенностями. Расцвет рококо происходит во Франции. Но ведущим стилем, предшествующим рококо во Франции, был классицизм. Создаётся впечатление, что во Франции после классицизма стало развиваться рококо, минуя барокко. Можно говорить о том, что рококо появилось в результате ожидания европейскими странами нового периода в искусстве и новых способов выразить свои мысли. Рококо характеризуется множеством миниатюрных деталей, сложными орнаментальными рисунками, самый узнаваемый из которых – спиралеобразный завиток. Цветовая гамма в визуальных видах искусства преимущественно светлая и нежная. Темой для сюжетов искусства часто становятся романтические отношения в разных проявлениях. Это может быть галантный флирт, нежное соединение любящих душ на лоне природы, может быть восхищение обнажённой натурой в живописи. Но часто в живописи можно увидеть моделей в роскошных нарядах с изящной отделкой, картина даёт возможность рассмотреть модные изыски швейного дела. Рококо описывает жизнь и занятия как аристократии, так и сельских жителей. Но изображение сельской культуры имеет мало сходства с реальностью. Село и его обитатели выглядят преувеличенно очаровательными в исполнении художников и литераторов стиля рококо. Часто аристократия создаёт для себя костюмы и развлечения в сельском стиле. Это выглядит как постановка, придуманная авторами с очень творческим взглядом. По искусству рококо нельзя составить достоверное представление о деревне XVIII в. Но можно проследить вкусы и средства самовыражения создателей видов искусства.
Женский костюм рококо отражает общую идею стиля – стремление к утончённым линиям, вечному празднику и культу юности. Фигура дамы должна была выглядеть хрупкой и стройной, что достигалось разными способами ношения одежды. Талия затягивалась в корсет, чтобы создавалось впечатление тонкости. Плечи и бёдра должны были казаться узкими. Подол платья держался на каркасе панье от французского слова «panier» – «корзина». Каркас собирался из ивовых или стальных прутьев или китового уса. Части каркаса располагались одна над другой, расширяясь книзу. Существует другое название такого каркаса – фижмы, от немецкого слова «fischbein» – «рыбья кость, китовый ус». Основные цвета платьев очень светлые, пастельные, часто светло-голубые, светло-розовые, светло-жёлтые. Платья украшены многими элементами, такими как оборки, кружева, цветы, розетки. В большом количестве используется косметика, скрывающая возраст дамы и приближающая её к образу двадцатилетней девушки.
На создание платья в стиле рококо Марию Новикову вдохновил образ мадам Помпадур (1721–1764), французской законодательницы моды. Обращение «мадам Помпадур» известно широкой публике. Знает ли кто-нибудь имя загадочной француженки? Имя мадам Помпадур при рождении – Жанна-Антуанетта Пуассон. Изначально она не имеет аристократической родословной. Отец Жанны-Антуанетты – финансист, переживший разорение, когда будущей мадам Помпадур исполнилось четыре года. После финансового краха её отец уезжает из Франции. Его жену и детей поддерживает синдик Ленорман де Турнема. С помощью де Турнема Жанна-Антуанетта получила знания, связанные с изящными искусствами, сферой её интересов стали музыка, рисование, актёрская игра. Позже Жанна-Антуанетта выходит замуж за племянника Турнема Шарля Гийома д’ Этиоля. Теперь она называется мадам д’ Этиоль. Казалось бы, девушка, пережившая потрясение в детстве, достигла благополучия. Она могла бы наслаждаться семейной идиллией, но это кажется ей тесными рамками. Имение Этиоль находится рядом с Парижем. Мадам д’ Этиоль мечтала о том, чтобы войти в парижское светское общество. Ей удаётся исполнить своё намерение. Энергия и таланты мадам д’ Этиоль требуют выхода. Впоследствии мадам д’ Этиоль оказывается рядом с Людовиком XV. Их познакомил Жозеф Пари, знавший отца мадам д’ Этиоль. Пари задумывался о том, чтобы получить выгоду в результате того, что он устроит знакомство короля с красавицей. Так или иначе, между Людовиком XV и мадам д’ Этиоль возникла симпатия. Мадам д’ Этиоль становится официальной фавориткой короля. В 1745 г. Людовик XV дарит ей титул маркизы Помпадур и усадьбу Помпадур. Королевская фаворитка разводится с мужем. С этого времени о ней говорят как о мадам Помпадур, под этим именем её знают сейчас. Мадам Помпадур становится не только прекрасной придворной дамой. Также она разбирается в политике и участвует в государственных делах. Мадам Помпадур имеет утончённый вкус в том, что связано с праздниками и приёмами. Она любила роскошные платья, ювелирные украшения, придавала значение тому, как она выглядит. Мадам Помпадур стала законодательницей французской моды. Имя мадам Помпадур дало название стилю причёсок, платьев, архитектурных сооружений, интерьера. Стиль рококо в особенности находит отклик в душе мадам Помпадур. Она выполнила роль мецената для тех, кто создавал рококо в архитектуре, живописи, скульптуре.
Платье Марии Новиковой можно сравнить с «Портретом мадам Помпадур» работы Франсуа Буше 1759 г. Цветовая гамма современного платья похожа на цветовую гамму платья на портрете. Но на портрете бежевый тон соединяется с оттенками розового. Верхнее платье работы Марии Новиковой – бежевое с золотистым отливом. Нижняя юбка тёплого шоколадного цвета. Такой цвет не совсем характерен для рококо, где преобладают светлые тона. Но это красивый переход от бежевых оттенков к коричневым. Совпадает фасон отделки: оборка вокруг декольте, цветок, банты, расположенные один над другим на корсаже, несколько слоёв оборок на рукавах, две оборки на подоле нижней юбки. Но если обратить внимание, на портрете отделка состоит из кружев. На авторском платье оборки собраны из той же ткани, из которой сшито платье. На портрете мадам Помпадур носит кружево вокруг шеи. В исполнении модельера рококо приобрело авторский облик.


Рецензии