Юнона и Авось. История любви

«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» - эти пронзительные строки увековечили историю любви юной испанки и русского дипломата. Рок-опера «Юнона и Авось» стала примером того, что искусство способно возрождать к жизни забытые события, имена и чувства.
Рок-опера «Юнона и Авось» ведёт свою историю с 1981 года, когда впервые была представлена постановка Марка Захарова в Ленкоме. Музыку к спектаклю написал композитор Алексей Рыбников. Изначально это были вариации на православную тему к «Слову о полку Игореве», однако поэт Андрей Вознесенский, к которому обратились за помощью, предложил вместо неё свою поэму о мореплавателе Резанове. На этом варианте и остановились.
В 1980 году была записана пластинка, которую выпустили только спустя 2 года после успеха спектакля. Жанр спектакля определили как «современная опера». В то время это был очень смелый эксперимент. Публика ломилась смотреть на неординарную постановку и насыщаться энергией Караченцова, Шаниной, Абдулова и Смеяна.
Как ни странно, в западной прессе появились критические статьи с пометкой «антисоветский спектакль». В отечественных театральных журналах публикаций о премьере практически не было, а композитора Рыбникова значительно ограничили в творческой деятельности. Но прошло немного времени, и были выпущены пластинка и телеверсия «Юноны и Авось» с Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной в главных ролях. Дольше всех в спектакле был задействован Николай Караченцов: он играл графа Резанова почти четверть века. Затем главную роль в «Юноне и Авось» исполняли Дмитрий Певцов, Виктор Раков и Семён Шкаликов.
17 декабря 2023 года мне посчастливилось побывать в Крымском музыкальном театре на рок-опере-балете «Юнона и Авось» в г. Симферополе. Театр имеет свою многолетнюю историю, разнообразный репертуар (рок-опера, балет, опера, оперетта, музыкальная комедия и т.д.) и богатый творческий потенциал. В целом, хотелось бы отметить особую музыкальность постановки (правда, звук местами был слишком громкий), сохранены все лучшие традиции знаменитой рок-оперы. Так как я неравнодушна к балетной хореографии, мне запомнилась пластическая выразительность танцовщиков, превосходно исполнивших свои партии. Особенно хотелось бы отметить исполнительницу роли Кончиты, каждое движение было наполнено смыслом, пропитано изящностью и грацией. Остальные танцоры не выделялись, было много повторений в хореографическом рисунке (можно сделать «повкуснее»). Вокалисты были хороши, но порой слишком пафосны (как мне показалось). Вообще весь спектакль буквально пронизывает излишняя пафосность, хотя я полагаю, что на этом месте должен был быть нефальшивый патриотизм.
Стоит отметить, что режиссёр использовал весьма любопытный приём «двойников героев», когда одну роль играют два артиста: вокалист и танцор, каждый исполняет свою партию, занимается своим делом. На мой взгляд, такую "фишку" стоит применять гораздо осторожнее, деликатнее что ли. То есть не ставить артистов, исполняющих одну роль, весь спектакль рядом, чтобы они ходили друг за другом, и один пел, а другой танцевал. Здесь просится что-то более изысканное. Например, ведущим будет артист-вокалист, а танцор будет появляться только в самых напряженных моментах, где его танец станет необходим, где другие средства выразительности будут бессильны.
Так как я балетоманка, мне не хватило балета, танца, более интересных хореографических решений. Понимаю, что сейчас сама себе противоречу, непонятно: то ли мне не хватило танца, то ли он был лишним. Не знаю. Но чего-то мне явно не хватило.
Кстати, это касается не только самого танца как такового. В некоторых сценах было мало динамики, из-за чего пострадал темпо-ритм спектакля. В самом начале на сцене очень долго стояли, создавая массовость действия. Такая внешняя неподвижность возможна только при напряженном внутреннем (психологическом) действии актёра. Возможно, я далеко сидела и не почувствовала энергетики актёров, их воздействия.
Не раз доказано, что бич современного зрителя – желание каких-то супер-эффектов, внешнего действия. Мы живём в такой реальности. И это уже не будущее, как привыкли думать многие, а настоящее. Современный зритель не может быть таким, каким был раньше. Это другое время, другая реальность… Другие люди. Нет, конечно, люди-то те же, с теми же чувствами, отношениями, привязанностями, пороками, страстями, мыслями, ожиданиями, надеждой, что всё когда-нибудь изменится к лучшему. Есть вечные темы, которые стары как мир и одновременно молоды, потому что актуальны всегда. Одна из таких тем – тема любви и верности, преодолевающей все препятствия и возвышающейся над суетным миром. Также «Юнона и Авось» - бессмертное произведение, которое будет тревожить сердца не одного десятка поколений зрителей. И каждый спектакль является, прежде всего, произведением искусства, и вправе его критиковать только те, кто на этом пуд соли съел, поставил не один десяток спектаклей. Для обычных зрителей уже на вкус и цвет, кто-то будет со мной в корне не согласен, потому что у него иные вкусовые пристрастия, тут уже чисто дело вкуса и собственных выработанных взглядов, своего видения, оно может совпадать с мировоззрением режиссёра – в таком случае постановка придётся по душе, а может не совпадать - тогда уже сложнее. Каждому зрителю, я считаю, нужно найти свой театр и своего режиссёра.
Сильно прослеживалась в спектакле христианская тематика, огромная репродукция иконы Казанской Божией Матери в соединении с музыкой производила сильное впечатление. В спектакле ярко запечатлена атмосфера христианского духа, всё пространство пропитано верой в Иисуса Христа. Именно вера не даёт человеку опустить руки и сдаться, вдохновляет идти до конца, даёт надежду. Человек силён верой в Бога и любовью к ближнему – вот о чём, собственно, весь спектакль, по моему сугубо личному мнению. У другого зрителя может быть (и будет) своё мнение на этот счёт, а у режиссёра своя концепция, своё видение. Однако есть нечто общечеловеческое, что объединяет всех нас и делает более схожими друг с другом – это непреходящие нравственные ценности, моральные устои. И, в связи с этим, многие со мной здесь согласятся, что данная постановка именно о силе любви и христианской веры, в первую очередь, а потом об отношениях США и России.
В целом, получился неплохой спектакль, подход к постановке которого, однако, можно пересмотреть. С одной стороны, сделать более насыщенным хореографией (если это как следует оправдать), с другой стороны, избавиться от пафоса и ложного патриотизма, но при этом добавить персонажам напряженности внутренней жизни.
Пускай читатель не посчитает это диванной критикой или сокрушительной статьей по разгрому спектакля. Вовсе нет. Все свои мысли я постаралась максимально аргументировать, и это естественно, что многие из вас не согласны с моим видением. Здесь у каждого своя правда. Хочется выразить благодарность творческому коллективу театра (режиссёру, актёрам, художнику по свету и т.д.) за прекрасно проведенный вечер в музыкальном театре и за эту несовершенную, но приятную постановку.


Рецензии