Дарг. хьунул адам и дагур. хуу

Дарг. ХЬУНУЛ АДАМ и дагур. ХУУ


Дагурское ХУУ 1 "человек, семейство"; 2."жена, супруга"; "набирать людей куда-л.";
3. "жениться", ХУУ ИРГЭН "народ", ХУУ ХАР "люди, человеческое жильё"


Даргинское ХЬУНУЛ/ХУЬХЬУНУЛ АДАМ, ХЬХЬУНУЛ, диал. ХЬУНУЛ "женщина" (диал. ткж. "самка").


Даргинская форма имеет признаки исконности, однако эта исконность имеет параллели и в халха-монгольском. Речь идёт о том, что даргинская лексема восходит к ЛЪ латералу, не сохранившемся в даргинском, но представленном в андо-цезском, цова-тушинском (бацбийском) языках. Этот латеральный даёт в самих-нахско-дагестанских языках рефлексы в виде ХЬ/ХЬХЬ, Ш/Щ.

Доказательств того, что дарг. ХЬ восходит к ЛЪ

Ср. ав. ЛЪЕЛЪ "льняное зерно", но ХЬОН "семя, семечко, зерно; молотое льняное семя", ХЬОНТIИ "мужское семя". Обычно такие лексемы в других языку дают значение "завязь, семя, род", ср. перс. ТОХМ "семя, завязь, род", ТОХМАГ "родственник, член одного рода". К ав. ЛЪЕЛЪ-ХЬОН имеет прямое отношение чеч. ХЬУН "лес", ав. ХЬОНЛЪИ, диал. ХЬУНЛЪИ "теневая сторона" (в андо-цез. ХЬУН "теневая сторна горы"), ХЬОНЧIEР "конопля, пенька". В сознании предков нахско-дагестанских народов ЛЬНЯНОЕ МАСЛО, КУЛЬТУРА ЛЬНА и МЕСТ ЕГО ПРОИЗРАСТАНИЯ воспринимались как РОДОВОЕ НАЧАЛО и ПЛОДОРОДИЕ. В халха-монг. "лён" обозначен как "ТРАВА ОВЦЫ", где овца - это ХОНЬ.Так как культура льна любит умеренно холодный климат, то мы имеем эту основу в ав. диалектах в значении как "луг", так "ТЕНЕВАЯ СТОРОНА, ТЕНЕВОЙ СКОН" -ХЬУНАЛРАХЪ, ХЬУНИ, ХЬВАНЛИ, ХЬУНГЬИ.

Дарг. диал. ХЬАДЕ "женщина, самка": ав. ЛЪАДИ "супруга". Старостиным С.А. сопоставлялось с урартским LUTU "женщины, рабы". Сюда же на наш взгляд следует добавить  ряд лексем из языков лезгинской группы: агул. ХЕВЕД, крыз. ХИДИЛ, рут. ХЪЫДЫЛДЫ.

Привлекает внимание в этой связи написание этнонима ХУННУ (hsion-nu), где второй компонент иероглифически передаёт значение "женщины, рабы".


Рецензии