Вспоминая 2007 год

В 2007 году я принимал участие в монтаже Компактного Мюонного Соленоида (CMS), одной из ключевых экспериментальных установок на Большом адронном коллайдере (LHC) в ЦЕРН (CERN), Швейцария. Я провел там три месяца.  Крупнейшая международная научно-исследовательская организация в наукограде Дубна Московской области, Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), является участником  исследований в ЦЕРН. Многие российские сотрудники ОИЯИ – ученые, инженеры-конструкторы, технические специалисты и высоко квалифицированные рабочие – токари, сварщики, радиомонтажники, выезжали в ЦЕРН в длительные командировки на сооружение LHC и подготовку его базовых установок к проведению фундаментальных научных экспериментов. ИФТП (ОАО "Институт физико-технических проблем" Росатома) не имел прямых контактов с ЦЕРН, но с ОИЯИ нас связывает многолетнее (в т.ч., неформальное) сотрудничество, поэтому несколько сотрудников ИФТП также участвовало в этих работах. Мы прилетели в Женеву в июле 2007 г., приближался запуск LHC, и наша задача состояла в срочной и качественной укладке сигнальных кабелей.  LHC – это гигантская экспериментальная установка, которая создавалась, воистину, всем миром. В сооружении LHC участвовало 100 стран. Это самый крупный ускоритель протонов на встречных пучках, расположенный на глубине около 100 м в скальном грунте, в кольцеобразном тоннеле диметром 5 м и длиной 27 км, на границе между Францией и Швейцарией, в живописных пригородах Женевы. Схематично LHC представляет собой два одинаковых кольца, расположенных одно под другим. Ускоренные протоны в этих кольцах двигаются в противоположных направлениях по замкнутым орбитам (длиной 27 км каждая), которые формируются посредством сверхсильных магнитных полей с помощью сверхпроводящих магнитов. LHC спроектирован таким образом, что в нескольких точках орбиты летящих в противоположных направлениях протонов пересекаются, и происходит их столкновение. В каждом из этих двух колец энергия каждого протона пучка составляет 7 ТэВ, так что при встречном столкновении двух протонов выделяется энергия 14 ТэВ. В рекламном/информационном листке ЦЕРН можно прочитать приблизительно следующее (я не помню сейчас точные цифры, только порядок величины, поэтому привожу пересчитанные мной значения): кинетической энергией 14 ТэВ обладает комар, весящий 5 мг и летящий со скоростью 95 см/сек. Вокруг этих точек в тоннеле LHC размещены основные экспериментальные установки (ATLAS, CMS, ALICE, LHCb), регистрирующие продукты столкновений релятивистских протонов. Каждая из этих установок – огромное сооружение высотой с пяти(CMS)-восьми(ATLAS)этажный дом, содержащее сотни тысяч, миллионы детекторов ядерных частиц. Сигналы с детекторов, по огромному числу сигнальных кабелей, поступают в вычислительный центр, свой для каждой базовой установки, где происходит накопление и обработка экспериментальных данных. Мы, сотрудники ОАО «ИФТП» - М.Б. Миллер и я, как раз и участвовали в прокладке таких сигнальных кабелей.
Работы велись на глубине 100 метров. Там отменная вентиляция, кондиционированный воздух. Организация работ была хорошая, при постоянном контроле качества, по приезде на объект (в нашем случае это «5-я точка» LHC, расположенная вблизи французского городка Сесс'и) команды рабочих и специалистов размещались возле надземных сооружений LHC в бытовках, оборудованных микроволновками, холодильниками и чайниками, где работники переодевались в свои комбинезоны, надевали каски, рабочие ботинки. Работы велись шесть дней в неделю, с 7.20 до 20.00 (в субботу до 19.00) с тремя небольшими перерывами на второй завтрак, обед и полдник. Переработки оплачивались соответственно. Еду надо было готовить самим накануне вечером. Работа кабельтрекера состояла в следующем: кабельные бухты  надо было сначала перемотать на шпули (число которых от 4 до 8 на одной платформе), затем кабельный пучок с этих шпулей сматывался и укладывался в кабельные каналы с использованием стяжек. Хотя работа была физически очень тяжелая – беготня по строительным лесам вверх-вниз (на высоту пятиэтажного дома) и плотная укладка кабелей требуют постоянных усилий, но все трудности компенсировались воскресным отдыхом – об этом ниже.
Я квартировал со своими коллегами в меблированных комнатах «Ривьера» (частное общежитие квартирного типа) на Рю де Жен'ев, в местечке Сан-Жен'и-Пу'и (Франция). Расстояние до места работы около 12-и километров. Для доставки своих сотрудников к месту работы ЦЕРН предоставлял автомобили, водителями автомобилей были те же сотрудники, которые имели на то желание и водительское удостоверение. Перед этой поездкой я зашёл в ГИБДД и поинтересовался насчет выдачи водительского международного удостоверения. Инспектор объяснил мне, что обычное российское водительское удостоверение действительно для поездок за рубеж на срок до 6 месяцев. Поэтому по прибытии в ЦЕРН я зарегистрировал своё российское удостоверение, и мне дали белую машину Peugeot Partner, с надписью «CERN». На этом авто можно было ездить только внутри кольца LHC – страховка дальше не распространялась.
Свободным днем было воскресенье, и за месяц с небольшим (июль-август) мы с М.Б. Миллером сначала объездили пригороды Женевы вблизи LHC, въезжали на перевал горной гряды Юр'а (в этих местах находят останки динозавров, откуда и пошло название «Юрский период»);  Юр'а закрывает Женеву с севера. Погода стояла великолепная, и с Юр'ы открывался впечатляющий вид на Женеву и её пригороды, на Женевское озеро со знаменитым фонтаном. Далеко за Женевой, в направлении на юг, в легкой дымке, высились грязно-белой островерхой грядой Альпы, тускло поблескивал Монблан.
Через  месяц мне уже дали машину  Toyota Corolla  2005 года выпуска, со страховкой по всей Европе и с навигатором GPS, поэтому каждое воскресенье в течение полутора месяцев я мог путешествовать по Европе. Машина предоставлялась бесплатно, надо было только оплачивать расход бензина в поездках по выходным. Я был за рулем, М.Б. Миллер планировал поездку и приглашал попутчиков, я устанавливал на навигаторе маршрут, дорожными картами я не пользовался. Коллеги, кто желал - садились, и мы ехали. Посетили, в разное время, Анс'и, Нефшат'ель, Б'азель, 'Эннетбаден, где повидались с нашей бывшей коллегой Екатериной Распопиной, жившей тогда там со своей семьей. Заехали в городок Лёррах, в Германии, вокруг Женевского озера проехали, были в Италии, в Аосте, в Генуе – искупались в Средиземном море, четыре раза через тоннель «Монблан» я лично проехал. Платишь 30 евро и 11 километров едешь в тоннеле, въезжаешь в Италию ранней осенью – лазурное небо, красота неописуемая.  Вспоминаю с удовольствием.
За три месяца пребывания в ЦЕРН я всего один раз попал в автомобильную пробку, в Базеле, где велись дорожные работы, и только два раза видел полицейских – первый раз, когда на моих глазах произошло ДТП, на шоссе возле Сесс'и, когда встречный автомобиль внезапно свернул с асфальта шоссе на склон обочины и, несколько раз перевернувшись с колёс на крышу, замер посреди скошенного поля. Из автомобиля выбралась, как видно, без особых проблем, молодая женщина, и, буквально сразу же, подъехала полицейская машина. Еще раз я видел полицейских в Италии, в Генуе, когда проезжал мимо отделения полиции.
******************************************
Северная Италия, Superstrada Traforo del Monte Bianco. Фото М.Б. Миллера.


Рецензии