НГ ЯзРусов БОГ Иврит1

  "Спасибо, уходящий год,
За то, что я жива-здорова,
За то, что был со мною тот,
Кто откликался с полуслова;
**
За веру в собственное «я»
Тебе огромное спасибо;
За капли свежие дождя,
За солнце, что порой палило;
**
За счастье нужной быть другим,
За муки творчества и сладость;
И кто бы, что ни говорил,
Ты приносил мне только радость!(Светлана Чеколаева)

  "Я так люблю, когда приходит снег...
Издалека, из вечного заснежья...
В своем неспешном плавном безмятежьи...
Его пушист и и так воздушен мех.

Он неземной, ведь он приходит свыше...
Земля ему покорна, как раба...
Ей, словно женщине неведома борьба,
Ей нежность и покорность в холод ближе.

Снег мне так мягко падает на плечи,
И, я как птица белая, парю...
Его, как чудо, я боготворю...
Он цветом белым душу мне излечит...

Я успокоюсь, буду дальше жить...
Преображенная сиянием снежинок...
Садящихся на борозды морщинок...
Дающих шанс о грустном позабыть.

Я так люблю, когда приходит снег...
Издалека, из вечного заснежья...
Дает мне веру в полном безнадежьи...
И ровный шаг, а не сумбурный бег.

© Copyright: Лариса Кузьминская 6, 2015

  "Михаил Леонидович Томилин г.Клин.По мнению современного исследователя Г.Грине-вича: «На основе своих многолетних исследований он пришел к однозначному выводу о том,что славяне и русы имели свою слоговую письменность задолго до прихода на Русь византийских монахов Кирилла и Мефодия,которые конечно,никакой новой пись-менности не создавали, а осуществили реформу одной из существующих письменностей, для того, чтобы сделать ее пригодной для нужд христианской церкви.Г.Гриневич считает,что черты и резы являются самой древней письменностью на земле,а руни-ческие письмена скандинавов, надписи острова Крит, этрусков, западных славян и Древней Индии являются дочерними образованиями,имея основу в праславянских чертах и резах.Славяне и русы имели свою слоговую письменность(отметим,что еще в сер.19 в.на Варашевом камне,находившемся у берега Ладожского озера можно было видеть «высеченные руны жрецов славянских.»(Из статьи «Г.Гриневич о письменности славян до Рождества Христова.»)Как считал С. Лесной (Парамонов) история славян тесно связана с их письменностью поэтому: «Правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое малое, что жители этой местности были в общении со славянами.» (С.Лесной «Откуда ты,Русь? Крах норманнской теории»)С.Лесной раскрыл как фальси-фикаторам от истории удается игнорировать наличие письменности в древности у славян:«Такие отрывочные надписи,как правило,не датированы.Поэтому,хотя сопутст-вующие факты и обстоятельства говорят в пользу определенной эпохи,к которой отно-сится находка,последнюю игнорируют,ссылаясь на то,что в ту эпоху "еще не было славянской письменности".В связи с этим находку относят либо к значительно более поздней эпохе,либо ее замалчивают,либо,что еще чаще бывает,квалифицируют ее как… подделку. Вследствие этого значительной ценности исторические данные остаются не включенными в ткань истории. В результате история оказывается беднее, чем она есть на самом деле, и ее развитие замедляется.» (С. Лесной «Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории»).В истории развития славянской письменности С.Лесной разли-чает три этапа и три группы разных алфавитов с множеством вариантов: «Эти три группы следующие: 1) руны,иди «руница»,2) «глаголица» и 3) «кириллица» и «лати-ница»».Славянские руны,или «руница».«Сведения наши о славянских рунах очень бедны и отрывочны.Русские ученые этим не занимались.Одно несомненно: они существовали. В скандинавских источниках они называются "Venda Runis",т.е."вендскими рунами". Сохранились и сами надписи славянскими рунами.Количество их невелико.Во-первых, рунами писали очень давно и они вышли из употребления много веков тому назад, поэтому предметы, несшие рунические письмена, за давностью времени погибли. Во-вторых, славянскими рунами мало кто занимался в широком понимании этого слова. Однако не всякий ученый-"рунист" мог взяться за славянские руны: надо было знать хорошо и славянские языки, поэтому надписи славянскими рунами остались просто непрочитанными. В-третьих, литератур руническими письменами не существовало: руны употреблялись лишь для кратких надписей на могильных камнях, на пограничных знаках, на оружии, украшениях, монетах и очень редко на полотне или пергаменте.» (С. Лесной «Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории»).Приведем данные из книги Д.Гормова и А.Бычкова «Славяно-руническая письменность.Домыслы и факты»:«Более 100 руно подобных надписей и рисунков процарапанных на костях птиц и животных найдено в городище у деревни Масковичи Браславского района Витебской области в 1976-88 гг.во время раскопок…Надпись на сосуде,найденном в 1897 г.около города Рязани рядом с селом Алеканова В.Городцевым.На сосуде нанесено 14 рунических знаков.Из исследования Е.И Ставцева о славяно – русском руническом слоговом письме: «В 1950 году П.Я. Черных публикует брошюру «Происхождение русского литературного языка и письма», где приходит к принципиально важному выводу: «Можно говорить о непрерывной (с доисторической эпохи) письменной традиции на территории древней Руси».В 1953 г.А.А. Формозов самостоятельно приходит к выводу о том, что уже в середине. 2-го тысячелетия до Р.Х.существовала некая письмен-ность,общая для всей степной полосы России и сложившаяся на местной основе.Вопре-ки расхожим представлениям о неграмотности славян до крещения Руси,история рус-ско-славянского или точнее русско-венетского буквенно-зукового письма,насчиты-вает как минимум три тысячи лет.При этом не только праславянская слоговаяписьмен-ность, но и русско-венетский фонетизированный алфавит отражен в палеографических источниках на широчайшей географической территории на протяжении многих веков и отражает этноисторические особенности проживания славян…»О происхождении глаго-лицы «По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» … Зародилась глаголица, по-видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем виде существует и теперь.» (С. Лесной «Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории»).Доказательством того, что глаголица старше кириллицы, С, Лесной приводит множество аргументов, выделим один: «В договоре Светослава Храброго с Иоанном Цимисхием (Л. И. Лейбович, 1876, "Сводная летопись", составленная по всем изданным спискам, вып. 1, 63–64) мы находим: "Это грамота дана в Верестре месяца июля индикта «д1», т. е. 14-го. Свидание Светослава с Цимисхием состоялось не 14-го, а 15-го индикта, именно в 6480 (972) г. Почему произошла эта ошибка? И. И. Срезневский (1882, "Древние памятники русского письма и языка", СПб., стр. 10) указал ее причины: данный текст переписывался с глаголического письма на кириллицу. В глаголице буквы «д1» означали не 14, как в кириллице, а 15; стало быть, никакой ошибки в оригинале не было. Данный пример … показывает, почему в летописи проникали хронологические
ошибки. При переписывании летописей с глаголического письма на кириллицу переписчики точно повторяли буквы- цифры, но не учитывали, что в кириллице они означают уже другие числа. Ошибку мог заметить переписчик-историк, а не простой копиист. В данном же случае мы знаем, что переписывал человек, не очень сильный в глаголице: он, напр., прочитал: "с всяким великим цесарем грьчьскым". А было написано: "с Иваном"! Этот договор косвенно показывает, что еще в 972 г. некоторые официальные документы на Руси писались глаголицей. Да и вряд ли могло быть иначе: Светослав был ярым врагом христианства, а кириллица была христианским письмом.» (С. Лесной «Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории»).О происхождении кириллицыС.Лесной пишет:«Перейдем теперь непосредственно к рассмотрению кирилли-цы,или,как ее иначе называли,«церковницы»…в свете тех данных,которыми мы сейчас располагаем,мы не можем приписывать Кириллу роль изобретателя. Роль его более скромная: он — реформатор алфавита, существовавшего до него … Этот постулат подтверждается показаниями монаха Храбра, нахождением св. Кириллом в Корсуни «корсунипы», изобретенной каким-то русином, традицией русской церкви ("грамота руська явися,Богом дана,в Корсуни русину,от нея же научися Константин Философ"), наконец,«влесовицей»…Мысль,что кириллица,если можно так выразиться,была в упот-реблении задолго до Кирилла, имеет в свою пользу много убедительных соображений. Перечитывая недавно Цезаря, мы наткнулись на его категорическое утверждение, что кельты во Франции пользовались для своей письменности греческими буквами (это при наличии рядом латинской культуры!).И это было еще до н.э.»(С.Лесной «Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории»).С.Лесной делает выводы:«И у глаголицы,и у кирил-лицы трудно назвать их изобретателя,настолько они стары и вместе с тем включают в себя все основное,что заставляет нас считать их глаголицей или кириллицей.Сле-дует отметить, что глаголица — скорее порождение Запада. Там она развилась, там она все более закреплялась, и там она еще и до сих пор существует.Кириллица- это комбинация двух алфавитов: как система фонем она копирует глаголицу,как система начертаний(графем)— греческое письмо.»По- нашему мнению и греческий алфавит и кирилица традиционны и восходят к эпохе бронзы и к «индоевропейской» общности».
В 2016 г.ышла книга Андрея Александровича Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI–XII веков. ревняя Русь устами жителей XI–XII веков»,книга имеет более короткое название– «Словарь берестяных грамот XI –XII веков».А. Тюняев в своей работе использовал 178 библиографических источников касающихся берестяных грамот,сос-тавил словарь из русских слов, в найденных в грамотах на год его составления, общее количество слов 3294(конечно в словарь вошли не все русские слова,а только из найденных грамот). Критики А.Тюняева пусть ответят на вопрос- почему такую работу до Тюняева не сделали академические историки и лингвисты?А.Тюняев исполь-зуя «Словарь берестяных грамот XI –XII веков» анализирует особенности русского языка того времени.По азбуке берестяных грамот видно,что:«Русские люди не исполь-зовали на письме греческих букв».Поясним чтобы не было кривотолков.Берестяные грамоты делятся на 2 категории.Первая категория авторов пишет по житейским делам, использует почти исключительно русскую лексику и показывают нам высокий уровень грамотности простого народа,в том числе и среди женщин.Первая категория относится к простым русским людям.Вторая категория - церковные люди– «использовала койе (механическая смесь из различных языков) из русского языка,смешанного с церковно-славянскими элементами … Этот круг чрезвычайно узок: церковные имена,название церковной утвари,церковные праздники термины,различные «грецизмы»,воспринимаемые как сорные и инородные слова для русского языка».Тюняев отмечает,что:«Костяк» азбуки предельно традиционен он восходит к эпохе бронзы и к «индо-европейской» общности»."(ст."О древней письменности славяно-руссов, зародившейся еще в эпоху бронзы и во времена «индоевропейской» общности",История в историях,2023)
  "Изучать славянских богов- дело,на самом деле,не очень благодарное,потому что скудность источников по их вопросу неизменно вгоняет в отчаяние.В связи с этой скудностью любая реконструированная мифология будет иметь сильное и уязвляющее напыление кабинетной.Тем не менее,когда какие-то кусочки мозаики складываются, удовольствие с лихвой перекрывает все затраченные усилия(правда,я вовсе не обещаю ,что в случае с Хорсом и Симарглом что-то у нас однозначно сложится)."Повесть временных лет" под 980 г.пишет,что князь Владимир:"постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна..и Хърса Дажьбога и Стрибога и Симарьгла и Мокошь".Здесь сразу можно сделать вывод,что раз Владимир,кто незадолго до пере-хода к христианству,пытался собрать разрозненные славянские верования в единую политеистическую религию,избрал Хорса и Симаргла наравне с Перуном и другими,то это значит,что они были далеко не последними и совсем не маргинальными божест-вами.Отметила бы я и то, что все боги перечислены через союз "и", который отсутствует между именами "Хорс" и "Дажьбог". Может ли быть так, что это два имени одного и того же божества?В "Слове об идолах" (XII век) сказано, что "…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай".Тут выясняется, что Хорсу молились даже спустя два века после перехода на христианство, причем здесь он попал в ещё более ограниченную команию "избранных" - с Перуном и Мокошью.И уже ни слова про Дажьбога.Немец Иоганн Давид Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола «Корса» близ Пскова: "Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются.Именно,Услада,каменное изображение, которое держит в руке крест,и Корса,который стоит на змее,имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч"Однако вовсе не обязательно,что Корс- то же,что и Хорс, да и в образе змееборца,на самом деле,привычнее видеть Перуна.Обычно предпола-гается,что мы давным-давно заимствовали Хорса у индо-иранцев(скифов или их потом-ков?).Сравните,по-осетински "солнце" будет "х;р",по-таджикски есть вариант "хуршед",а по-персидски- xor;id.Несмотря на то,что эта версия остаётся самой популярной,её признают далеко не все.Например,Фасмер высказывается о ней критиче-ски,да и другие предполагают,что имя Хорс может оказаться исконно-славянским,либо заимствованным,но не у индо-иранцев.А ведь если отложить индо-иранскую версию в сторону,то и расхожее предположение о солнечной природе Хорса оказывается весьма слабо обоснованным.Например, в XII веке болгарский переводчик "Хроники Иоанна Малалы" отождествил Гелиоса (греческого бога солнца) не с Хорсом, а с Дажьбогом. То есть либо Хорс - это всё-таки не солнце, либо здесь можно вспомнить о том, что мы видели в "Повести временных лет", где между именами "Хорс" и "Дажьбог" не стоит союз "и" (а может, автор его пропустил случайно?).А вот то, что Дажьбог - это солнце, - факт бесспорный, об этом в 1114 году прямо говорит Ипатьевская летопись: "Солнце же царь, сын Сварога, он же Дажьбог". Имя "Дажьбог" происходит от слова "дать", то есть это дающий бог (вероятно, дающий жизнь). Кстати, это имя пересекается со словом "бог" вообще, которое имеет семантику "податель благ" (подробно об этом мы говорили в этой статье).О том, что имя Хорса было непонятно самим славянам говорит то, что в письменных источниках его позднее называли то Гурсом, то Гурком, то Гусом (в то время как имена других богов не искажались).
Симаргла чуть проще уличить в иранском происхождении, потому что у иранцев существовал некий персонаж Симург - божественная птица (изначально Сенмурв - крылатая собака, но разбирать этого персонажа в его значении для иранцев мы сейчас не будем). В наших источниках его имя тоже периодически искажалось, вплоть до того, что его разбивали на два, превращая в "Сима и Регла".Если эти боги - Хорс и Симаргл - действительно не славянские, то нужно выяснить, как они попали к нам.Насчет этого существует основное предположение: Владимир, чтобы укрепить свою не совсем законную с точки зрения некоторых власть, включил в пантеон богов не только славянских, чтобы задобрить людей, имевших происхождение хазарское, скифо-сарматское, тюркское, которое присутствовало тогда в Киеве и окрестностях. К тому же в "беседе трех святителей" хорс называется "жидовином". Правда, там и Перун оказывается "эллинским". Может, и он не совсем наш?Если эта идея верна, то Владимиру пришлось взять в новый пантеон двух богов солнца, либо соединить их в одного - славянского Дажьбога и юго-восточного Хорса, который, возможно, был нужен тюркскому, хазарскому, аланскому населению Руси. Находились в Киеве и люди родом из Хорезма, где культ солнца был государственной религией.Если верно, что до Владимира каждый славянский город или каждое племя имело свой собственный, в большей или меньшей степени отличный от других пантеон, то логично предположить, что князь, желающий объединить земли и народы, выбрал несколько основных богов, отвечающих интересам разных местных племен- и славянских,и не славянских.Впрочем, как мы знаем,эта его первая идея не прижилась,зато прижилась и до сих пор живет вторая,где Бог один,и так далее,но это уже совсем другая история."(ст."Хорс и Симаргл: чужеродный след в славянском пантеоне",Языковедьма,2023)
  "Понятие бога сложно переоценить для любого из народов нашей планеты.Хочется думать,что происхождение этого слова в разных языках тоже может рассказать что-то о древних представлениях людей.Итак,откуда взялся бог?Славянские: бог,b;g,b;h.
Это слово,к счастью,имеет родственников в других языках,что помогает выявить пер-воначальное значение корня.Санскритское ;; [bhaga]имеет значения также Отсюда же Бхагават Гита- "Песнь Господа".К группе значений про долю, наследство и собственность относятся наши слова "богатый", то есть наделённый благами, и "убогий", то есть лишенный их.Также в древнеперсидском ; [baga] - это "бог", аналогично в авестийском - ;;;; [ba;a].Отсюда же город Багдад, где первая часть- самое иранское слово,а вторая родственна нашему "давать",и получается, что название Багдад - это абсолютный побратим нашему личному имени Богдан.К пониманию первоначального значения корня добавляет санскритский родственный глагол ;;;; [bhajati], который имеет значения "делить, разделять, распределять", "служить", также современное, образованное из этого же корня слово в хинди- ;;; [bh;g],которое означает нетоль-ко "часть" и "удачу",но и "деление" в математике.Таким образом,вероятно,индо-иранское и славянское понимание бога идёт из идеи некоего великого распределителя благ.А что касается спора о том,развивался ли у славян этот корень параллельно с индо-иранцами самостоятельно или же был заимствован,окончательная точка в нём не поставлена.Однако многие,и даже Фасмер,склоняются к тому,что всё-таки это не заимствование,а общий корень с сохранившимися и у нас,и у них значениями ещё со времен праиндоевропейской общности.Германские: god, Gott, gud.Протогерманский бог восстанавливается неплохо по старейшим сохранившимся названиям: древнеанглийское, древнефризское и нидерландское "god", древневерхненемецкое "got",немецкое "Gott", древнескандинавское "gu;", готское "gu;". У лингвистов получилось слово *gu;an (где корень *gu;, а звук ; произносится как "th" в английском слове "the").А вот с первоначальным значением этого корня не всё так гладко, и существуют два варианта.Во-первых, исходным может быть праиндоевропейский корень *gheu с значением "звать" (и наш "звать" как раз тоже от него, просто с палатализацией [г\з].Тогда родственниками будут санскритские ;;;; [h;vate] и ;;;;;; [hv;yati] ("звать"),как видите,где был звук[g],а у нас [з]- в санскрите[h].Далее, протоке-льтское *gutus("голос"),откуда ирландское и шотландское "guth"("голос").Если эта версия верна, то для германцев бог - это тот, кого призывают.Во-вторых, может быть,исконный корень *ghu,который означал "лить,наливать,совершать возлияние". Тогда роднёй окажутся санскритские ;;;;;; [h;ma]("жертвоприношение"),;;;; [havy;]("подношение"),;;;;; [hotr;] ("жрец,приносящий жертву").Есть много слов того же корня и в греческом, значения в основном располагаются вокруг "лить",а нас может заинтересовать слово ;;;;; [khut;s] ("налитый, насыпанный"),которое входит в выражение ;;;; ;;;;- "облитая или насыпанная земля",что переводится на самом деле как "могила".В этом случае германский бог- тот,кому приносят жертву.Любопытно,что смысл остается примерно одним и тем же в обоих случаях: бога нужно призвать,умилостивить или задобрить.
Предположу,что кому-нибудь захочется связать слово "бог"("god")со словом "хоро-ший" ("good"), поэтому сразу предупреждаю, уже в древнеанглийском они выглядели по-разному: "бог" так и был - "god", а "хороший" был "g;d", то есть у первого слова звук "о" был коротким, а у второго - длинным, а короткий и длинный "о" никогда не чередовались в рамках одного корня. Слово "god",как мы уже выяснили, идёт от корня с гласным "u",а "good" всегда был с "о",и,таким образом,родственен нашим словам dieu, deus, dios.Этот корень, наверное, самый раскрученный, хотя бы потому, что он сохранился в личных именах самых известных богов (Зевса и Юпитера), и, судя по всему, он достаточно рано, ещё в праиндоевропейский период, начал означать именно божество, а не просто "благо" или "зов", как значения, восстановленные из первоначальных славянских и германских корней.Здесь мы говорим про корень *dyew с семантикой "свет, небо, сияние" и образованное от него слово *deyw;s, которое как раз уже означает "бог".От корня *dyew у нас с вами получилось слово "день" (потому что днём светло). Так же и у наших прибалтийских соседей - "день" будет "diena". Скорее всего, когда-то наши общие предки употребляли протобалтославянскую форму *deinas или *dinas, которая уже потом разделилась на праславянский *дьнь и на балтские слова (латышское и литовское, которые в данном случае выглядят одинаково).В латыни "день" тоже называется родственным словом - "di;s". Мы его все точно знаем по выражению "carpe diem",которое,правда,обычно переводят как "лови мгновение", но дословно это всё-таки "лови день" Видимо,скорость жизни с тех пор изменилась, и перевод адаптировали к нашей.От этого "dies" в латыни было образовано прилага-тельное "diurnus" ("дневной"), из которого французы со временем сделали себе слово "jour" ("день"). А из другого прилагательного, "diurnalis" ("ежедневный"), они сделали слово "journal". Вот и получается, что "дневник" и "журнал" - это однокоренные слова.Так же как и "дежурный"(от "de jour")с "дневальным".Далее,от "jour" у французов бразовывалась удлиненная форма "journ;e",которая могла озна-чать работу,выполненную за один день,либо расстояние,пройденное за этот срок.В английском это слово было осмыслено как "journey"("путешествие").В 1959 году ученые придумали слово "циркадный", который состоит из "circum" ("круговой") и "dies" ("день"). Если помните, циркадные ритмы - это циклические колебания процессов в нашем теле, происходящие в течение суток.Также роднёй оказывается "меридиан", который происходит от латинского "meridies" ("полдень, юг").Санскрит получил от этого корня слово ;;;; [dy;], которое означало "небо", или "блеск", или "жар". Из него получилось ;;;;; [divya] - "небесный", "прекрасный", и даже"божест-венный".Боги ведь где-то там,на небе,излучают блеск и сияние.А слово ;;; [deva] - это уже не только "небесный" и "божественный", но и сам "бог", и ещё "жрец", и "царь", и вообще "владыка". Отсюда и мрачные "дэвы", которые вне Индии стали для людей не божественным,а демоническим началом.Кстати,прото-балто-славяноговорящие люди такую форму тоже имели - *deiw;s, и от неё в латышском бог сегодня будет похоже: "dievs". А в литовском "dievas".Прагерманцы, естественно, произносили это дело оглушенно, получилось слово *t;waz, откуда получился бог Тюр (Tiw или Tyr), в честь которого назван вторник (Tuesday). Так что по сути его имя технически переводится как бог. Просто бог.Ну и, наконец, рок-звезды мировой мифологии: греки и римляне.Протоиталийская форма *deivos > *djous привела к слову "deus" ("бог"). А сочетание *djous и *pat;r ("отец") привело к появлению имени Юпитер. Бог-отец. Звук [d] в начале отвалился, не обессудьте.А у греков это сочетание выглядело как ";;; ;;;;;", которое мы лучше знаем в виде краткого "Зевс". То есть Зевс мало того, что родственен Юпитеру и Тюру, так все их имена означают просто "бог". Или "свет". Что для праиндоевропейцев, видимо, было практически синонимом.
Кстати,есть родственное им женское имя- Диана,её промежуточную форму восстанав-ливают как *Diwjana.Имя бога в кельтских языках тоже из этого корня, например, "duw" (валлийский).Итого,этот бог,получается,тот,кто живёт на небе и даёт свет.
Греческий: ;;;; [the;s].Вот тут,конечно,сложно осознать,что этот корень совершен-но не связан с предыдущим, то есть ни к Зевсу, ни к "деусу" он отношения не имеет. Именно отсюда происходят слова "теология" (буквально "богословие"), "теософия" ("богомудрость", скажем так), "атеизм" ("безбожие"), "пантеон" ("все боги"), "теократия" ("власть бога").А вот в латыни первому звуку этого корня соответствует [f],и среди родственников можно упомянуть:f;riae (изначально "священный день",позже f;num ("храм,святилище",откуда "фанат,фанатичный") f;stus ("праздничный", откуда, например, "фестиваль" или "фиеста")Что касается праиндоевропейского, тут восстанавливается корень *d;;h;s с семантикой "бог" либо "святилище", происходя-щее от *d;eh ("делать" либо "располагать"), от которого в русском языке есть такие глаголы как "делать" и "деть"/"девать".Здесь бог - деятель.Иранский: худо, кудай.Мы подошли к последней группе индоевропейских наименований для божества. Она происходит от прото-индо-иранского *hwat;;w;, что означало "господин". Это слово состоит из частей *hwa и *tawa.Первая часть, *hwa,соответствует праиндоев-ропейскому *swa и означает "себя, сам", а вторая, *tawa, имеет семантику силы и мощи.Вот отсюда и происходит персидское ;;;; [xod;] ("бог, господин"), откуда таджикское и узбекское "худо", казахское и киргизское "кудай", татарское "ходай", женский вариант тюркского обращения к даме "хатун". Как видите, от персов это слово разошлось по тюркским языкам.Этот бог - господин.Итак, распределитель благ, принимающий возлияния, небесный отец, великий деятель и господин - вот как видели индоевропейцы своего бога."(ст."Имя бога в индоевропейских языках: этимология", Языковедьма,2023)   Также в древнеперсидском ; [baga] - это "бог", аналогично в авестийском - ;;;; [ba;a].
Отсюда же город Багдад, где первая часть - это самое иранское слово, а вторая родственна нашему "давать", и получается, что название Багдад - это абсолютный побратим нашему личному имени Богдан."Круто, автор! Исходя из этого, я думаю, что слово 'богатырь' в русском языке не монгольско-тюркского происхождения,а иран-ского. 'Бага'(бог) + 'тара'(дарить)... Ну да, как русское 'Богдан'. И, возможно, в тюркомонгольские языки попало уже в готовом виде.     Этот бог - господин.====/
"Госуда;рь. Искон. Фонетическое переоформление общеслав. господарь, суф. производного от той же основы, что и ГОСПОДЬ". Имея ввиду, что термины "обще-, пра-, старо-, древне-славЯнские", как языки, так и азбуки никогда, нигде и никем не найдены. Также никто и нигде не описал и локализовал их носителей, т.е. в древности их не существовало. Но откуда тогда связь с Господом и кому это слово принадлежит?Слово БОГ ТРАКИйское и отмечено в VIII в. до.Р.Хр. на ФРИГИйскую надпись G-136. В соответствие с Хезихия БАГАЙОС - имя верховного бога ФРИГИйцев. БАГАЙОС (фрак.) - БОГ(болг.) - БИГ(укр.) - БАГА(слов.,авестр.)АРИЙское слово PATI/Владетель,найдена в синкопированном виде в надпись из Езерово-ПТА/ГосПод(ар) (болг)/Государь. Очень важно отметить, что эта древняя форма сохранилась в современном болгарском слове ГосПод (произносится ГосПот). В ст.болг. она имела форму ПОТЬ/государь/супруг, что мы знаем от СКИТское слово поть-п;га/(от своего) государя/супруга сбежавшая.Частица ПАТИ в индоарийском языке означает хозяин, правитель, муж. Такое слово существовало и в речи старых болгар. Останки найдены в ст.болг. ПодПега- разведенная женщина, т.е. сбежавшая от мужа -ПОТь/супруг/муж, а ПЕГА/БЕГА/Бягам(болг)- убегать, сбежать. Элемент ПОТ также встречается в слове госПОДин/Государь, диалектная форма которого - ГосПот.Но неужели данное слово завезено на Балканах индийскими ариями из Индии, которая тогда не только Индией не называлась, а её и в помине не было? Конечно это чушь собачья.Павел Серафимов успел прочесть, используя азбуки и их звуковые соответствия речи болгар с разных временных периодах, написанное на глиняной табличке из Градешница, возрастом ориентировочно 7 тыс. лет:В ХРАМЕ ПасуПото ОСТАВИЛ ТРИ ДАРА.ПАСУПОТО – имя божества в склонение и лучшее соответствие арийский бог ПашуПати/Повелитель Животных,что эпитет ШИВА/ПасуПати/ЗащитникСтад;Частица ПАСУ означает животные/ скотина на индо-арийском, но сродные слова встречаем в болгарском языке. Это ПАША/паша, ПАСЯ/пастись, ПАСИще/пастбище, ПАСтир/пастух, ПАЗЯ/охранять, ПАЗИтел/хранитель, ПАЗАч/охранник, оПАЗвам/хранить (сохранять), сПАСЯвам/спасать, сПАСИтел/спасатель, сПАСЕние/спасение;Частица ПАТИ означает ГосПод(арь)/владетель/супруг на индо-арийском.Из вышесказанного следует,что:1. Слово ГосПот принад-лежить языку древних болгар/палеобалканцев;2. Общественный строй на Балканах, 7 тыс. лет назад, был патриархальным;3. Религия была арийская;4...    Триздеж.
Сначала идут Сол и Дье (солнце и день)Потом , по мере развития народов, идет наслоение новых богов, обмен ими и т. д.А у вас барышня народы сидят на пеньке и придумывают себе богов всех сразу и с запасом.
  "Как же так получается, что евреи и арабы, которые выходят из некогда единой семитской общности, сегодня так ненавидят друг друга? Это, конечно, не редкость, и далеко ходить не надо - славяне тоже вполне наглядно демонстрируют ненависть к ближнему.Но про славян мы и так часто говорим, а сейчас, пожалуй, когда в Секторе Газа в очередной раз полыхает ад, пришло самое время разобраться с семитской историей.Вообще, семитские народы отличаются завидным постоянством дислокации: с самого своего появления они занимают примерно одни и те же территории. И хотя насчёт семитской прародины существуют различные версии, они не отличаются слишком кардинально: речь всегда про Аравию, Сирию и север Африки. Чаще всего, объединяя данные лингвистики,генетики и археологии,в качестве места,откуда вышли семиты, указывают на Левант,и я предлагаю нам с вами этим удовлетвориться.Можно разве что упомянуть, что по лингвистическим данным вряд ли их прародина могла находиться сильно южнее (в Аравии или Африке), потому что в прасемитском языке восстана-вливаются такие слова как *dubb- "медведь" *ri’m- "тур" и *pVl- "слон", но нет ничего про верблюда, страуса или гепарда (полагаю, эти данные были проверены биологами, или кто там изучает древнее расселение животных).Впрочем, прародиной афразийской семьи, куда входят семитские, всё же считается именно север Африки, так что технически и семиты тоже оттуда, просто это было ну очень, очень давно - примерно двенадцать тысяч лет назад. В то время как распад прасемитского языка на отдельные относится к периоду пяти-семи тысяч лет назад.То есть совпадает по вре-мени с распадом индоевропейской общности,кстати.Но сейчас не об этом.Сегодня се-миты распространились на значительно более протяженные территории,но всё равно продолжают жить в районе своей прародины.Теплолюбивые товарищи.Семитские языки - это не самоназвание, так их обозначили европейцы ещё в XVIII веке, произведя это слово от имени Сима, библейского прародителя этих народов (в те времена гумани-тарные науки ещё опирались в первую очередь именно на священные тексты). Слово "семитский" пишем через "е", потому что имя Сим на иврите звучит как ;;;; [;;m], ну и по-гречески, соответственно, ;;; [S;m]. Получается, что в идеале им было бы быть вообще "шемитами".Прасемиты явно уже занимались сельским хозяйством, потому что имели слова "веять", "поле", "пахать", "гумно", "пшеница", "просо",и ското-водством ("баран", "овца", "коза", "пасти", "бык", "свинья", "собака", "осел", "молоко", "сливки", "масло"). А такие слова как *;awr- "буйвол" (рус. "тур") и *;arn- "рог" (англ. "horn") были,скорее всего,заимствованы у праиндоевропейцев (вероятно,через анатолийцев,например,хеттов).Древнейшим семитским языком считает-ся аккадский - первый текст на нём относится к середине третьего тысячелетия до нашей эры. В это время многочисленные семитские народы соседствуют в районе плодородного полумесяца с загадочными шумерами, которых позже и ассимилируют (в первую очередь это сделают как раз аккадцы), но чью культуру, как более развитую, перенимают: в том числе градостроение, мифологию и письменность.Важно: шумерский язык не семитский, и вообще не родственен ни одному другому из известных науке языков.Примерно в 2300 г до нашей эры в аккадской (тогда ещё просто восточносе-митской) среде яркой звездой появляется некто Саргон.Его имя на аккадском звучало как ;arrum-k;n,где ; [;arrum]означает “царь”,а ;; [k;num]- “законный”.Законный царь,получается.    Кстати, в иврите и сегодня ;;;; [s;r] означает "правитель, командующий". Так вот, этот Саргон смог создать из отдельных шумерских городов и аккадского населения первое в истории государство. Неудивительно, что даже если кто-то не знает, чем именно Саргон знаменит, его имя до сих пор на слуху у всех. Кстати говоря, несмотря на имя (а скорее как повод к появлению оного) Саргон был не царских кровей, а сыном простолюдина и якобы плыл по реке в корзинке, в которой его и нашли. Фиксируем первое в мире появление этого сюжета.Столицу он помещает в городе Аккаде, по названию которого и получили название язык, народ и государство.Само название перевести пока не удалось,но есть робкое предположение, что оно как раз означало просто "город".Правил Саргон целых 56 лет, и к концу этого периода шумерский язык почти полностью вышел из употребления, вытесненный аккадским. Дети и внуки Саргона уже не имели такого успеха и были вынуждены тратить своё время на подавление огромного количества восстаний. Очевидно, что государство Аккад держалось на личности одного человека - Саргона. Тем не менее, несмотря на упадок государства, аккадский теперь становится языком международного общения во всём регионе.Кстати, выглядели аккадцы, судя по реконструкциям, уже очень похоже на современных семитов: После недолгого периода раздробленности на том же месте возникает новое объединенное царство - шумеро-аккадское (2112-2003 до н.э.), которое характеризовалось недолгим "ренессансом" шумерской культуры (которая на тот момент уже считалась довольно древней). Но эта шумерская песнь оказалась лебединой, потому что вскоре пришли новые кочевые семитские племена, в первую очередь амореи, и государство опять развалилось.Но тоже ненадолго. В начале второго тысячелетия на базе шумеро-аккадского эти амореи во главе с Хаммурапи образуют новое царство, которое в итоге делится на Вавилон (название по главному городу) и Ассирию (с центром в Ашшуре). Название Вавилона местные жители понимали как "ворота бога" ("bab" на аккадском это "ворота", а "ilum" - "бог"), а про этимологию Ашшура ничего не известно.Итак, Вавилон рождается под властью амореев в начале второго тысячелетия до нашей эры, а в XIV веке с северо-запада ему начинает противостоять Ассирия. Но новый расцвет Междуречья внезапно сменя-ется угрозой не просто упадка, а полного вымирания.Дело в том, что в XIII-XI веках до н.э. происходит так называемая катастрофа бронзового века, которая привела в упадок очень многие цивилизации и большинство городов в Леванте, Малой Азии и Греции.Огромное количество поселений за эти два века разрушаются, покидаю-тся людьми и больше никогда не заселяются,например,столица хеттов Хаттуса.Тогда же хетты утрачивают письменность.Это как должно вас перетрясти,чтобы забыть,как писать!Тогда же исчезает и знаменитая крито-микенская цивилизация,чья письмен-ность,кстати,до сих пор не расшифрована.На её место приходят индоевропейцы-греки.
Египет смог пережить этот кризис, но потерял былое могущество, тем самым ослабив своё влияние в Ханаане (так называлась часть плодородного полумесяца, которая включает берег Средиземного моря, как раз та, где уже вот-вот появится Израиль).
Причиной катастрофы мог стать комплекс факторов: эпидемия чумы, засуха и голод, землетрясения, извержения вулканов,набеги "народов моря",в том числе филистимлян и очередных пока ещё не цивилизованных семитов- евреев и арамеев.И как раз буквально сразу после этого,в X в.,в освободившийся Ханаан,где до бронзового кол-лапса югом владел Египет,а севером хетты,приходят новые семитские кочевники- евр-еи,заселяют эту чудную прибрежную территорию и называют себя Израилем.Впрочем, достаётся им не весь берег,потому что на севере уже живут семиты финикийцы,кото-рые пришли чуть раньше и уже были более цивилизованными,а на юге- те самые фили-стимляне,которые недавно приплыли откуда-то из-за моря.Таким образом, вне еврейского влияния остаётся ныне печально известный город Газа, потому что это город филистимлян (хотя изначально, судя по всему, его основал Египет), а филистимляне уступать евреям ни пяди земли не собирались. Они, вероятно, приплыли как раз с Крита и сначала бодро и самонадеянно напали на Египет, проиграли, но назад не уплыли, кое-какие земли чуть к северу всё-таки отжали и осели в пяти городах на них,после чего долгое время враждовали с евреями,одновременно обмени-ваясь культурой и генами.В IX веке до н.э., после двух веков упадка, возрождается Новая Ассирия,и это будет та самая Ассирия на вершине своего могущества- с блэк-джеком и..с садами Семирамиды и Ашшурбанапалом.Одновременно из окрестных земель набегают очередные семиты- халдеи и арамеи,которые говорят на арамейском языке,и этот новый семитский язык,наконец,постепенно вытесняет старый семитский- аккад-ский.Тогда же, в IX веке, Израиль из-за внутренних конфликтов распадается на два - северный и южный. Северный становится собственно Израилем (со столицей в Самарии), а южный - Иудеей (столица - Иерусалим). Название "Израиль" происходит от эпитета, данного Иакову (;;;;;;;; ;;; [yisr; ';l] - "сражающийся с богом", хотя версии есть и другие). "Иудея" - от ;;;;; [yad;] ("молиться, поклоняться"), "Самария" - от ;;;;;; [sham;r] ("охранять"). "Иерусалим" впервые встречается в виде "Урусалим", и, видимо, происходит от корней *uru (“город”) и *salim (имя бога Шалима). Первый корень встречался ещё у шумеров в названиях городов Ур, Урук, Ниппур.В итоге северный Израиль попадает под влияние Финикии,тогда же он пере-нимает финикийское письмо,которое станет их будущим алфавитом.Параллельнофиникий-цы развивают мореплавание,основывают колонии,в том числе Карфаген,торгуют с гре-ками,в процессе чего и греки тоже заимствуют их письменность,наследниками которой станут и латиница,и кириллица.Любопытно, что египетские иероглифы и шумерская клинопись не стали мировым способом записывать информацию, а вот семитские буквы актуальны до сих пор.Прямо сейчас вы смотрите на них.Хотя на финикийский оригинал уже,конечно,слабо похоже.Более или менее спокойная жизнь евреев заканчивается спустя два века, причем заканчивается она сразу и навсегда. В VII веке до н.э. Израиль завоевывает ненасытная разросшаяся Ассирия. Но можно сказать, что евреям повезло,потому что к этому времени в Ассирии уже ушли от древней традиции выреза-ть под ноль завоеванные народы (как буквально недавно поступили с хурритами). Ассирийцы придумывают идею переселения, чтобы перемешивать всех со всеми, своих и чужих, коренных и завоёванных, стирая различия и превращая всех в ассирийцев, независимо от происхождения.Таким образом возникает первый в истории "плавильный котёл", который, кстати говоря, обычно сопутствует удачливым с политической точки зрения империям (например, Рим и США).В общем, часть северных евреев (то есть тех, кто в Израиле) депортируют на территорию Ассирии. А после Израиля Ассирия, поверив в своё всемогущество,под командованием Ашшурбанапала идёт покорять Еги-пет. И ей это удаётся, но, во-первых, ненадолго, а во-вторых, эта война внезапно подрывает её силы. Слишком большую территорию она уже подмяла под себя, слишком сложная система управления для этого требовалась и слишком много человеческих ресурсов. На внутренние противоречия наложились внешние враги, и когда Вавилон заключил договор с Мидией,Ассирия пала.Началось Нововавилонское царство.Вавило-нянам удалось дожать финикийцев, забрать себе теперь ещё и южных евреев, то есть Иудею, и дать Египту такой мощный бой, что тот навсегда отказался от мысли, что ему что-то может принадлежать в Малой Азии. Евреи, конечно, были против очередных завоевателей, на что те предприняли ряд радикальных мер: вывезли из Ханаана вообще всех (это событие называется Вавилонским пленом) и разрушили евреям храм. Тот самый первый храм, построенный ещё при легендарном Соломоне.Именно в эти полвека жизни в Вавилоне евреи осознают себя иудеями с точки зрения религии. Их разрозненные культы, посвященные разным богам, в том числе Яхве, приобретают всё больше черт монотеизма, а из местной религии они перенимают истории о сотворении мира, о потопе, о младенце в корзинке (вспомним Саргона). Когда в Вавилоне руками депортированных народов, говорящих на разных языках строят гигантский зиккурат, это событие для евреев становится прообразом Вавилонской башни.Тем временем после бронзового коллапса в пустынях Аравийского полуострова появляются ещё одни семитские кочевники, то есть на сцену выходят, наконец-то, арабы.Однако сильно радоваться пока не будем, потому что большая их часть в первом тысячелетии до нашей эры занималась только торговлей специями и благовониями, которые они возили из Индии в Месопотамию,а в свободное время развлекалась враждой между собственны-ми кланами.Взять с них другим особо было нечего (да и по пустыне за ними гоняться - ничего весёлого), поэтому в таком состоянии они будут существовать ещё довольно долго.Впрочем,на юге они тогда всё-таки создали собственное царство Саба(оно же Шеба,откуда в фольклор попала царица Савская)- когда одной из арабских групп уда-лось особенно сильно обогатиться.Тем временем, в VI веке до н.э. на Вавилон, где сидят в плену наши евреи, обрушилась следующая завоевательная волна, и впервые для Месопотамии она не была семитской.Итак, встречаем персов во главе с Киром Вторым.Персы - это часть индоевропейцев, которая вместе с будущими скифами, сарматами, мидийцами и индийцами отделились от праиндоевропейцев, когда они обитали ещё на прародине, то есть в Причерноморье, Поволжье и окрестностях. Это произошло ещё во времена аккадского царя Саргона, и с тех пор они потихоньку перемещались в сторону юга, расселялись, стараясь лишний раз никому не мешать, оседали в удачных местах, перенимали у соседей интересные изобретения (например, клинопись) и привносили своё, индоевропейское (например, любовь к лошадям).К началу первого тысячелетия до нашей эры персы осели окончательно неподалеку от семитов и начали с ними сотрудничать- например,с Ассирией.А через несколько веков благодаря внутренним мидийским конфликтам и даже заговорам, Кир захватил Мидию, потом набрал ещё окрестных земель, и в конце концов взял сам Вавилон, где персы старательно переняли развитую местную культуру,как мудро поступали все завоева-тели до них.Для евреев это оказалось поворотным моментом, потому что персы разрешили им вернуться в Израиль и заново отстроить себе храм. Впрочем, это не был комплимент лично евреям. Новые завоеватели позволили вернуться вообще всем ранее депортированным народам, потому что персидские позиции в регионе были ещё слабы, и им нужно было заручиться максимальной поддержкой населения. Часть евреев - те, кто смог хорошо устроиться в Вавилоне - остались там.За время плена евреи чудным образом успели перейти с иврита на арамейский,пережениться на чужестранках и чужестранцах, забыть многие ритуалы, но именно под угрозой полной ассимиляции с вавилонянами они начинают вырабатывать принцип, который приведёт к далекоидущим последствиям - не смешиваться с не иудеями. И если до плена их верования ещё оставались разрозненными и языческими, особенно на севере, среди самаритян, то после возвращения сложилась та монотеистическая религия, которую уже можно уверенно называть иудаизмом.Уже двести лет при персах евреи вырабатывали это ощущение самости и изоляции от других, когда в IV веке до н.э., пришёл наш следующий герой - Александр Македонский. Он двигался из Греции через Египет, захватил, наконец, даже неприступную Газу, и дальше по дороге в Иерусалиме спросил: "Не подскажете, как пройти в Персию?"И заодно завоевал Израиль, в связи с чем вскоре в этих землях начался самый что ни на есть греческий период. Греки - вообще товарищи весёлые, да и по другим причинам жить евреям становится интересно. Мимо всё время носятся арабы со своими: "Кому благовония, недорого!", греки вторят: "Лучшие вина! Масла! Не подделка, пробуем!", следом идут сирийские ослы, груженые тканями, и всё это богатство ездит прямо мимо евреев. Прямо через евреев. И никак иначе. Тогда евреи, наверное, впервые и понимают, что торговля - это прекрасное и достойное поприще. Ну а к какому выводу можно прийти, когда ты живешь на перекрестке миров? Более того, после смерти Александра его империя в этих местах делится между бывшими полководцами Птолемеем и Селевком. Птолемей и его династия отныне правят Египтом, а селевкиды - Сирией (там греки спросили местных: "А что здесь раньше было? Ассирия? Ась? Сирия? Поняли!" Ну, может, не совсем такой разговор был,но то что Сирия- от Ассирии,это факт).И представляете, какой там был проходной двор и национальный хаос? Потомки всех видов семитов, которые населяли Ассирию и Вавилон, потомки персов, расплодившихся за два века процветания, арабы, которые богатеют на глазах, и евреи, которые пытаются со всем этим не смешаться.И, кстати,в III в.до н.э.особо разбогатевшие арабы образуют по соседству царство Набатея с центром в Петре.Говорили они тогда,как и все в регионе,по-арамейски,но разработали набатейское письмо,которое станет прообразом арабского.Набатейцы сотрудничали с Птолемеями против Иудеи и Сирии,но исторически важных для нас последствий не оставили.При всём этом культурном многообразии эти места теперь часть греческого мира, и это очень чувствуется: появляются греческие театры, греческие храмы, спортивные площадки и агоры. Евреи тем временем активно перемещаются по другим греческим землям,всё больше увлекаясь финансами и торгов-лей.Поскольку храм у евреев может быть только один, и он находится в Иерусалиме, то для молитв они придумывают строить в разных городах синагоги (по образцу греческой агоры). Само слово "синагога" - греческое (от ;;;; [s;n], “вместе” и ;;;;; [;g;], "веду"), и появилось именно в этот период. Многие евреи, конечно, начинают говорить на греческом, отправлять детей учиться в Грецию.И, возможно, на этом история иудаизма постепенно бы и закончилась, растворившись в греческих верованиях, если бы в какой-то момент греки не перегнули палку. Во II веке до н.э. они взяли и превратили Иерусалимский храм в святилище Зевса. Тогда евреи очнулись и с криком: "Братцы! Что ж мы делаем-то! Я и сыну обрезание забыл сделать, тьфу, клятая гречня!" начали организовывать грандиозные недовольства, что в итоге вылилось в восстание Маккавеев, как прозвали членов семьи Хасмонеев от арамейского слова "makkaba" ("молот").И это славный момент в истории евреев, потому что им удалось добиться создания фактически независимого государства, которое даже не должно было платить никому дань, хоть формально и оставалось частью Греции. В те годы евреям удалось сильно увеличить свою территорию и распространить иудаизм.Город Газа в это время тяготеет к эллинизму, население там преимущественно греческое, поэтому она постоянно воюет с иудеями, то вырывая у них свою независимость, то уступая под натиском."(ст."Иврит и арабский язык: заклятые родственники. История семитских народов. Часть 1",Языковедьма,2023)


Рецензии