Иврит2-3

  "Мы остановились на том, что евреи, оставаясь формально частью эллинистического государства Селевкидов, добились того, что их государство стало практически независимым - после восстания Маккавеев, в 160-х годах до нашей эры. Такой успех случился с Израилем впервые за последние шесть веков - и второй раз в его истории (спойлер: третий и пока последний раз случится спустя более чем две тысячи лет).
Если вы помните, одним из поводов для восстания послужило то, что греки превратили Иерусалимский Храм в святилище Зевса. Так вот, последующее очищение храма от языческой скверны сохранилось в истории как праздник Ханука (о котором все слышали, но обычно мало знают). Слово ;;;;; [khanuk;] происходит от ;;;;;; [khan;kh], что переводится как "посвящать" или "торжественно открывать". Одним словом, Ханука - "инаугурация".Не то, чтобы восстание было единогласным решением большинства, о демократии речь тогда не шла.Часть евреев под влиянием эллинизма уже давно поедала свинину; по всей территории, а не только в главном храме, стояли языческие идолы; иудеи вовсю смешивались с греками, и вот уже чей-то внук не Равиль, а Александр, и глаза у него голубые. Были. Да, восставшие карали отступников из своих же по всей строгости. Как бы то ни было, им удалось вернуть народ к порядку и традициям, а пришедшая после восстания к власти еврейская династия правила после этого в Изра-иле ещё целый век.Хороший,наверное,был век.Тем временем на западе апогея величия достигает Римская Империя. Одна за другой блистательные военные кампании, Цезарь и Клеопатра, триумфы и лавровые венки - всё, что появляется в голове при словах "Древний Рим", вот всё тогда и было.Вдруг, в 64 г. до н.э. эллинистическая Сирия оказывается в кризисе - за престол соперничают наследники династии Селевкидов (потомков того самого Селевка, военачальника Александра Македонского, который покорял Персию ещё триста лет назад). В Риме в связи с этим принимается решение, что Сирии прекрасно пойдёт быть римской провинцией, и отправляется войско, которое присоединяет её к империи - почти без сопротивления, удачно воспользовавшись моментом.Как назло, в Иудее именно в этот момент тоже случилась борьба претендентов на трон. Рим поддержал было одного из них,но вскоре было решено,что Иудея- это в общем-то историческая часть Сирии,и вскоре с её независимостью тоже было довольно легко покончено.Стр-ану разделили на четыре области: Иудею,Самарию,Галилею и Петрею,и в каждой поса-дили правителя в плаще с кровавым подбоем.Под властью Рима евреи затосковали и начали ждать появления некоего мессии, который придёт, прогонит римлян и вернёт всё "как было", а лучше сделает заново и сразу хорошо. Спрос рождает предложение, поэтому мессии стали регулярно появляться, то тут, то там. Влияние одного из таких мессий на человечество будет очень сильно в ближайшие две тысячи лет, но для самих евреев этот человек не станет кем-то выдающимся.Когда мессию ждать надоело, а именно в 60-х годах нашей эры, евреи начали восстание, которое получит в истории название Первой Иудейской войны. За несколько лет было убито какое-то невероятное количество людей (по оценкам древних авторов - 600 тысяч, при том, что всего в Израиле тогда жило два миллиона человек). Но римляне - не греки, с ними справиться евреям не удалось. И когда император Тит взял Иерусалим (кстати, в качестве его союзников выступали арабы из Набатейского царства), он приказал разрушить храм и поставить вместо него святилище Юпитера. Опять здравствуйте, языческие идолы.В Риме в честь Тита и его победы над Иудеей поставили триумфаль-ную арку,которую,кстати,недавно итальянцы выбрали в качестве объекта для выраже-ния своей солидарности с Израилем.А всё,что осталось с тех пор от храма в Иеру-салиме- Стена Плача,только это не часть самого храма,а часть стены,которая шла вокруг него.    Арабов из Набатейского царства, кстати, участие во взятии Иерусалима тоже не спасло. В 106-м году, при Траяне, из них сделали римскую провинцию под названием Аравия Петрейская.После разрушения храма Израиль худо-бедно протянул ещё полвека. Люди как-то жили, следуя своим традициям и всё-таки находясь на своей земле. Но тут случился 130-й год, в который римский император Адриан решил посетить свои восточные провинции. Приехав в Иерусалим, он сказал: "Ба! Да тут камня на камне не осталось! Восстановить!". Это он сказал, во-первых, про храм,а во-вторых,про сам город,который с последней войны выглядел плачевно. Но приказал Адриан построить вместо Иерусалима новый город, назвать его Элия Капитолина (почему бы и нет), и заодно под страхом смерти запретил дикие местные обычаи (то есть обрезание).Тогда евреи решили "сейчас или никогда" и стали готовить новое восстание. Возглавил его человек,которого называли Бар-Кохба,что означает "сын звезды"- его посчитали тем самым мессией,который,наконец,вернёт иудеям независимое государство. В этот момент окончательно разошлись пути христиан и иудеев: первые поняли, что тот, кого они считают богом, для вторых никто, и эти вторые продолжают кого-то там ещё ждать. В связи с этим местные христиане не стали участвовать в восстании.Тем не менее, в течение трёх лет иудеям удавалось вести удачную партизанскую войну против римлян. Казалось, что вот-вот иго удастся сбросить,и тогда.Но нет.Ещё через три года римляне задавили все очаги восстания,взяли крепости,пещеры и даже подземные ходы,где прятались иудейские воины.Пришло время возмездия,и возмездие было радикальным как никогда. Под страхом смертной казни было запрещено изучение и осуществление всего,что как-либо связано с иудейской религией,а в Иерусалиме отныне не имел права селиться ни один еврей.Впрочем,запрет на религию отменили уже через два года,но вот государ-ства у евреев отныне не было.По имени древних жителей филистимлян(которые прип-лыли из-за моря и обосновались в Газе и ещё четырех городах) римляне назвали эту провинцию Сирия Палестина (Филистимская Сирия), а евреям было позволено теперь приезжать в Иерусалим только раз в году - в день траура, посвященного разрушению храма.Выжившие после войн и расправ евреи были вынуждены покинуть свои дома и искать новое пристанище. Те, кому было что терять, то есть более обеспеченные, поехали в сторону Вавилона,где ещё со времён пленения оставалась большая еврей-ская диаспора. Остальные рассеялись по многочисленным землям Римской Империи.И, казалось бы, настал идеальный момент, чтобы ассимилироваться. Но выработанные ещё в Вавилоне принципы- не смешиваться с другими,не менять ничего в традициях- пре-пятствовали этому.Евреи селились общинами,собирались в синагогах,всячески держа-лись друг друга,а для исполнения функции наставников из их среды выделились рав-вины,которые должны были толковать Тору, писать к ней комментарии и отвечать на вопросы, которые ставили перед евреями новые ситуации, изначально не прописанные в руководстве. Это повлияло на то, что без умения читать сложнее было соблюдать огромное количество предписаний, установленных иудейской религией. Да, конечно, всегда можно пойти к раввину, и так и делали, но тем не менее, среди евреев долгое время процент грамотных людей превышал среднеевропейский (если сравнить с темными веками в Европе, то там он и вовсе стремился к нулю). И до сих пор представить еврея в очках и с книжкой не составляет труда, такая вот она, сила стереотипов, а возникают эти стереотипы всё же не на пустом месте.Итак, после изгнания из Израиля евреи естественным образом начали занимать в обществе ту профессиональную нишу, которая требовала в первую очередь грамотности, в том числе финансовой - торговцы, писцы, счетоводы, будущие банкиры, - всё это идёт именно отсюда, ведь последние несколько веков, пока они ещё жили на своей земле, они находились на месте пересечения основных торговых путей, и искусством торговли успели овладеть как следует.В это же самое время и арабы, которые точно так же занимались торговлей в окрестностях Леванта, продолжали оттачивать своё мастерство. А в местах, где их караваны веками останавливались на отдых, зарождались их города-государства.Например, Пальмира: хотя основана она была ещё во втором тысячелетии до нашей эры, а потом кого только в ней не было, но к рубежу эпох она становится центром одного из арабских царств.Тот же император Траян, который в I веке из арабской Набатеи сделал римскую провинцию Аравию Петрейскую, пытался присоединить и Пальмиру, но только разрушил её. Его преемник Адриан отстроил город заново, назвав Адрианополем, но только в III веке Каракалле удалось сделать его римской колонией.Самым ярким моментом в истории Пальмирского царства стало правление царицы Зенобии (Зейнеб),которая объявила о независимости от Рима и захватила соседние территории: Египет,Сирию,Палестину и часть Армении.
Однако уже в 273 году римляне смогли захватить непокорное Пальмирское царство вместе с его царицей, и с тех пор руины Пальмиры остались стоять в безлюдной пустыне лишь как напоминание о былом взлёте.В это же время(III-IV вв)в восточную Палестину приходит арабское племя Гассанидов,которое,по всей видимости,мигриро-вало из бывшей Сабы(Шебы).При этом они стали союзниками Рима против другого араб-ского племени- Лахмидов,которые выступали на стороне персов(Сасанидов).Если вы боитесь, что не запомните это всё - ничего страшного. Главное, обратите внимание, что на Аравийском полуострове в этот момент разброд и шатание: одни за тех, другие за этих, и все грызутся между собой. В принципе, примерно так будет происходить до VII века, то есть до появления Мухаммеда.Сложно сказать, что арабы тогда процветали, но жизнь евреев была и того менее сладкой. Ещё с самого их появления в античных городах, даже когда Израиль ещё существовал, конфликт культур становился неизбежным.Для стандартного грека всё, что не греческое - это варварство. И хорошо ещё если варвар признаёт, что он варвар, тогда с ним хотя бы можно сотрудничать. С позиции белого человека, так сказать. А тут вдруг полезли варвары, которые считали себя выше всех остальных, даже богоизбранным народом, прости господи.К тому же они всё лезли и лезли,активно размножались,их становилось всё больше.Не ровен час эллинам потерять звание дома высокой культуры быта высокой эллинистической культуры.Таким образом, примерно с III века до нашей эры, то есть с распространения евреев по Средиземноморью, начал накапливаться некий негатив (примерно то, что спустя два тысячелетия назовут антисемитизмом).
Судя по всему, первым, кто попытался его обосновать, был некто жрец Манефон, живший в Египте Птолемеев. Он писал, что библейский исход евреев из Египта- это реальная история,заключавшаяся в том,что египтяне изгнали всех больных и прока-женных,чтобы очистить свой народ.Эту версию происхождения евреев тогда подхватили очень многие.И,конечно,римляне тоже- они заимствовали у греков вообще всё,заимс-твовали и это(но основные конфликты с евреями всё равно происходили именно на востоке,то есть в греческих городах).Дальше- больше: к I веку поползли слухи о том,что евреи практикуют в своих храмах человеческие жертвоприношения.    В то время подобное уже считалось диким, но ещё вполне реалистичным: в Римской Империи приносить в жертву людей было официально запрещено в 97 году до н.э., однако ещё долго шли гладиаторские бои,которые первоначально зародились как жертвоприношение богу войны и редко обходились без убийства.Впрочем,и обвинения в сторону семитов тоже были не беспочвенны: некогда почти все они поклонялись богу Молоху,который в качестве подношений требовал детей.Из менее радикальных,но всё же существенных обвинений времён античности,можно выделить следующие:евреи ленивы,потому что нич-его не делают в субботу;евреи против общества,потому что живут обособленными группами поблизости своих синагог;евреи варвары,потому что совершают обрезание.
Однако всё вышеперечисленное в той или иной степени относилось тогда не только к евреям, но и к христианам. Чем в действительности занимались те и другие, мало волновало языческое большинство, не видели они между ними особенной разницы. И тех, и других подвергали гонениям и жестоким расправам. И тех, и других обвиняли в разврате, кровожадности и крайней степени порочности (любопытно, как позже эти обвинения развернутся на 180 градусов).Причем одно время даже существовала веро-ятность, что именно евреи, а не христиане смогут вырваться из этого ада гонений и погромов: в 212 году их уравняли в правах с прочими жителями Римской Империи, а с христианами продолжали поступать как с опасными варварами. Но с IV века, когда при императоре Константине христианство было легализовано, иудеи опять оказались в опале. На этот раз составив компанию не христианам, а язычникам.Когда Рим пал, в Италии было создано остготское королевство под началом Теодориха Великого,кото-рый уравнял евреев в правах с римлянами и готами. У Юстиниана в Византии евреев так же уравняли в правах с франками, фризами и саксонцами. В общем и целом, на фоне того,что в Европе наступают тёмные века,жизнь евреев по сравнению с другими в этот момент отличается не сильно.Всё равно все конфликтуют,воюют,убивают,бол-еют,грабят,мигрируют,словом- пытаются как-то выживать.Где-то евреям,конечно,дос-таётся,но достаётся точно так же и не евреям.И тут бы им ассимилироваться и при-соединиться к сонму побежденных и забытых народов, но... как мы помним, евреи уже давно выработали принципы, которые не дали этому произойти - не смешиваться с другими, не отступать от своих традиций, несмотря ни на что.Скоро христианская церковь победно прошествовала по Европе, и вдруг оказалось, что Один, Тор, Юпитер и прочие - это не боги, а настоящий бог вообще-то уже приходил тут недавно, и, кажется, что-то пошло не так. А что пошло не так? Его кто-то убил. Убили бога! Кто? Евреи. Какие евреи? Вот же они! А ну-ка идите сюда, сейчас вы за бога нам ответите.В общем, люди, со всей страстью отдавшиеся новой религии, с такой же страстью возненавидели народ, убивший их Бога.Ну или Сына Божьего,неважно.Неважно было и то,что средневековые евреи уже не имели никакого отношения к тем людям, которые распяли Христа,тем более,что приказ был отдан римлянами. Каждый год накануне Пасхи в церквях люди слышали эту историю, и их ненависть росла.Итак, на дворе VII век, евреи с переменным успехом проживают в городах бывшей Римской Империи и здравствующей Византии, уже не имея собственного государства,а арабы на Аравийском полуострове единого государства на этот момент ЕЩЁ не имеют.Зато у них есть город Мекка, де стоит камень Кааба- священный центр всех языческих арабских племен(по легенде нынешнюю версию создал Ибрахим,то есть Авраам,при помощи и поддержке Джабраила,то есть архангела Гавриила,а до этого строителем был Адам, чей камень пропал после потопа,а самая первая постройка принадлежала рукам анге-лов).Ещё у них есть Медина(до ислама город назывался Ясриб),которая изначально была скорее еврейским местом,а к VI веку в равной степени еврейским и арабским.
Жители арабских доисламских городов воевали как между собой, так и в качестве наёмников- кто-то на стороне христианской Византии,кто-то на стороне зороастрий-ской Персии.Причем к VII в.последняя оказалась в намного более успешной позиции- персам удалось отвоевать приличные куски византийской территории,включая Иеруса-лим.Там они выкрали важнейшие христианские артефакты- крест,на котором распяли Иисуса,а также копьё и губку,которые использовали стражники во время казни.Может быть,утрату города в Константинополе бы ещё простили,но не это.Люди начали соби-раться в поход,собирать на него деньги и драгоценности,а император пообещал рай каждому,кто погибнет на грядущей войне.По сути,этот византийский поход стал про-образом крестовых.И да,в 627 г.византийцам удалось отвоевать всё назад- и город, и крест,и копьё,и губку,однако война эта шла целых 26 лет,и она разорила обе страны.Более того,началась первая в истории эпидемия чумы,которая только в одном Константинополе унесла жизни двух третей населения.Тем временем арабы в своих пустынных поселениях с чумой особенно не столкнулись, да и войны их не были такими уж разорительными. Претензий к исповедующим чужие религии и крадущим чужие артефакты они не имели, и к ним претензий на этот счёт тоже ни у кого не было. Христиане и иудеи издавна селились на арабских землях, скрываясь от гонений.И длилась бы эта идиллия, возможно, ещё долго, если бы один торговец средних лет из Мекки не начал проповедовать арабам нечто вроде восточной версии христианства. Он упоминал и признавал пророков из Торы и Библии, не скрывая, что всё это по сути одно и то же. Сначала он даже молиться учил лицом к Иерусалиму. Но постепенно эта религия всё больше адаптировалась к местным реалиям, где-то упрощалась,где-то видоизменялась,где-то склонялась больше к христианским идеям,а где-то к иудейским (от них до сих пор сохраняется запрет на свинину,обряд обрезания и вообще понятия харам и халяль).Когда Мухаммед стал слишком популярным, его изгнали из родной Мекки, и он переехал в Ясриб (Медину). Там он тоже имел большой успех, и вскоре обернувшаяся в мусульманство Медина пошла войной на языческую Мекку. Через каких-то семь лет ей удалось победить, и отныне арабские племена начали объединяться под единой эгидой,под новой идеологией- впервые в истории.После смерти Мухаммеда главным был избран его тесть Абу-Бакр, и он принял звание халиф, по которому и новое государство назвали халифатом (;;;;;; [;al;f] - переводится как "наследник", имеется в виду Мухаммеда, то есть "халифат" - это как бы его "наследие"), а религия теперь называется "ислам" или "мусульманство" (оба слова происходят от ;;;;;;;;[aslama],что значит "покорность").По религии мусульманам теперь было запре-щено убивать мусульман.И арабы начали воевать с не мусульманами- в первую очередь с Византией и Персией- поглощенные идеей сделать по возможности весь мир мусуль-манским.И весьма преуспели в этом,захватывая новые и новые города и земли.Местные жители - будь то арабы, греки, евреи или персы - на удивление были не слишком уж против (нет, конечно, мало кому понравится, что их захватывают, но относительно других случаев - были менее против, чем обычно).Дело в том,что люди очень устали от войн между Византией и Персией, поэтому в лице арабов, уничтожающих чужеродную ненавистную администрацию, но не причиняющих вреда мирным жителям, они видели освободителей, а не захватчиков. Местные христиане и вовсе видели в арабах своих, просто исповедующих какой-то другой вариант их религии. К тому же принимать ислам арабы никого не заставляли, только требовали платить налог желающих сохранить свою религию. Однако арабский налог был ниже, чем тот, что люди платили до этого, поэтому не было причин для серьёзных конфликтов. И христиане, и иудеи для арабов - нечто низшее,но всё же родственное им,и религиозных притеснений не происходит.
В итоге Византия выстояла,сохранившись на территории современной Турции,а Персия - нет,как и огромные территории,которые теперь входили в земли Праведного Халифа-та.На завоеванных землях арабы не разрушают местное наследие,а впитывают достиже-ния прошлых культур- греческой,римской,месопотамской,персидской.Они активно чита-ют и переводят на арабский античных авторов.Пока в Европе идут тёмные века, Мухаммед завещает арабам искать знания, и арабы их ищут. Обучение для них - часть исполнения религиозного долга.В Багдаде они построили Дом Мудрости,куда привозили все тексты, которые им удавалось найти на новых территориях, и в Доме с текстами работали ученые и переводчики.В Индии арабы заимствовали математику и цифры, которые позже в Европе назовут арабскими. В процессе вычислений расположения мечетей лицом на Мекку они занимались тригонометрией, а высчитывая Рамадан - астрономией. Об этом напоминают нам арабские слова ("зенит" - от ;;;;; [samt] - "направление, путь", "алгебра" - ;;;;;;;; [al-jabr] - "ремонт, починка").Но если IX-X века можно назвать "золотыми" для арабского мира, то в XI веке это мир начи-нает слегка шататься: некогда единое государство начинает разделяться.Отделяется халифат в Испании(Кордовский),который позже и сам начинает дробиться.Те же проце-ссы идут и на остальных землях.А вот Европа превращается в тот суровый мир с замками и рыцарями,который мы себе представляем при слове "Средневековье". Да, там всё ещё тесно, страшно и не очень чисто, но намечается выход из застоя и потребность стремления к высоким идеалам. Прекрасные дамы и благородные воины - если не в жизни, то в умах эти идеи расцветают именно сейчас.Именно на этой почве смогла родиться и воплотиться такая сущность как Крестовые Походы." (ст."Иврит и арабский язык: заклятые родственники.История семитских народов.Часть 2", Языковедьма,2023)
  "Итак, на дворе XI век, Европа существует в виде множества разрозненных королевств; огромный арабский Халифат постепенно делится на халифаты и эмираты поменьше; а между Европой и этими Халифатами как последнее напоминание о великой античности располагается Византия, она же Восточная Римская Империя.Незадолго до этого как раз состоялось её знакомство с Русью, где византийцы представились как ";;;;;;"[Romi;s],поэтому у нас принято было их называть "ромеями",хотя к Риму они отношение уже имели самое незначительное.И тут из Великой Евразийской Степи начи-нают появляться какие-то воинственные тюркоязычные кочевники.Славяне уже успели познакомиться с их предыдущими волнами - аварами, половцами, печенегами, хазарами (последние частично приняли иудаизм,хотя и никак не были сами связаны с евреями). Но Золотая Орда ещё впереди, и на Руси пока живётся привольно. А вот на юг, в сторону арабских и византийских земель движется орда огузов. Если такое название вам не знакомо, то знайте, что примерно в это время эти огузы принимают ислам и начинают называть себя туркменами, а в дальнейшем они поучаствуют в формировании также узбекской, казахской, татарской, башкирской, азербайджанской и турецкой народностей.Начинали огузы, на самом деле, задолго до XI века. Выйдя из степей, они сначала стали вассалами Хазарского каганата, потом наподдавали печенегам, которые спокойно сидели на территории будущего Казахстана, что и привело к их миграции и столкновению со славянами.В "Повести временных лет" огузы называются "торками", а также там значится событие 1060-го года, когда русские князья этих торков разбили наголову. Видимо, это была некоторая часть огузов, которая себе на беду пошла на север,и чьей судьбой после этого стало либо уйти к другим тюрко-язычным народам, либо ассимилироваться в славянской среде.А большая часть более удачливых огузов(или же туркменов)отправилась на юг,постепенно завоевывая ирано-язычные земли бывшей Персии(например,будущий Таджикистан),а также территории Халифата и Византии.Там они назвали себя сельджуками по имени своего предводителя Сельджука,чьи сыновья и внуки стали править в только что организованных султана-тах.В общем, с этого момента Византия встала на долгий путь превращения в Турцию по системе всё включено. Хотя пока что до этого далеко, Византия выстоит ещё не один век,но в этот момент она в отчаянии и просит помощи у Папы Римского.В отли-чие от более или менее толерантных арабов, сельджуки уважения к христианским святыням и людям не испытывали, всё ценное разграбляли, а тех, кто попадался под горячую руку, в том числе христианских священников, убивали. Поэтому Папа Римский увидел в этом угрозу не только для Византии, но и для христианского мира вообще. Последней каплей стал захват сельджуками Иерусалима в 1071 году и поругание Гроба Господня, находящегося в нём.В ответ на эту неслыханную дерзость начинается эпоха Крестовых Походов. Папа обещает отпущение грехов и рай всем, кто примет в них участие. Кто-то берёт коня, берёт меч и отправляется в Палестину с криком "Deus Vult!" - спасать христиан и христианские святыни. А кто-то, у кого нет такой возможности или желания,остаётся дома.И вот тут на Европу накатывает новый прис-туп ненависти к евреям - начинаются самые настоящие массовые расправы. Ведь если богоугодным делом считается убивать нехристей-мусульман в Палестине, значит можно угодить богу и убивая нехристей-иудеев в соседнем районе, ведь про то, что из-за них распяли Христа, никто не забывал. Заодно европейцы вспоминают, что евреев когда-то обвиняли в человеческих жертвоприношениях,и это ложится в основу крова-вого навета - дескать, на Пасху они обязательно убивают христианского ребёнка.Из-за всего этого в XII веке евреи начинают новую волну миграций - на восток Европы, в сторону Польши и Венгрии,где им будет намного комфортнее(по крайней мере первое время).Кого-то изгоняют из европейских городов,а кто-то сам решает искать новое тихое пристанище.Польша стала для евреев раем,потому что в этой стране никто их не притеснял,их торговые навыки,наоборот,приветствовались,и в XVII в.даже возник-ло высказывание:"Польша была небом для шляхты,чистилищем для мещан,пеклом для холопов и раем для евреев".Один раввин из Кракова говорил тогда,что если бы не Польша,то вот тут бы евреи и исчезли как народ - их бы просто уничтожили в Европе. Если за народом не стоит ни одно государство, которое может его защитить, то народу не выжить.Большой надеждой на счастье для евреев стало также открытие Нового Света.Многие поехали туда,чтобы строить новый мир с нуля,без предрассудков и гонений.Тогда же в Венеции организуют первое еврейское гетто- и это на тот момент хорошая новость.Появляется официальное место,где евреям разрешено жить и работать,а также оно закрывается на ночь,что вообще-то тоже хорошо с точки зрения безопасности.Слово "ghetto" переводится как "плавильня" или "литейная",так назы-вался район,куда поселили евреев,и наименование стало нарицательным.Что касается Палестины,то на относительно короткий период там сначала образуются государства крестоносцев,но в конце концов всё-таки исламский мир одерживает верх.В арабских государствах военное сословие постепенно начинает формироваться из мамлюков- первоначально тюркоязычных рабов,которые стали продвигаться по иерархии всё выше и выше,а в конце концов и вовсе захватили власть.Вскоре мамлюки разбили монголов, которые попытались было прорваться на Ближний Восток,и в итоге образовали там Мамлюкский Султанат.Тем временем сельджуки тоже оставались на коне, к XV веку они захватили Константинополь и покончили с Византией. В дальнейшем мы наблюдаем их под названием Османской Империи, которая за последующие века завоюет примерно всё, что было вокруг интересного, повторив и приумножив успех Византии. Если вы смотрели сериал "Великолепный век", то вот это оно самое. В составе Османской Империи земли Палестины пробудут до Первой Мировой Войны.Ну а в Европе евреи продолжают испытывать на себе все прелести ксенофобии. Прошло уже больше полутора тысяч лет, а они всё ещё выглядят иначе, не ходят в церковь, не ассимилируются, живут в городах и не работают на земле, и соседи как минимум смотрят на них косо.
После разделов Польши (с 1770-х) миллионы евреев оказываются в Российской Империи - к концу XIX в.здесь будет жить три четверти иудейского населения мира, причем всех их Екатерина II сразу записала в купеческое сословие, то есть поначалу даже не было никакого притеснения. Говорят евреи в этот момент на идише (немецкий язык с элементами иврита),который сформировался у них за период Средних Веков.Например , на идише "Меня зовут." будет ;;;; ;;;;;; ;;; [mayn nomen iz...],а по-немецки ана-логичная конструкция выглядит как "mein Name ist..."Правда,вскоре на евреев стали жаловаться русские и греческие купцы,вследствие чего уже в 1791 г.была введена зона оседлости(Польша,Западная Украина,Белоруссия,Прибалтика),и внутри неё евреям также постепенно стали запрещать селиться в больших городах.В общем,опять ничего хорошего.Тем не менее под влиянием Просвещения по Европе с конца XVIII по начало XX века прокатилась волна признания за евреями прав,равных правам других национа-льностей. Начало этому процессу положила Французская Революция в 1791, потом в XIX веке это случилось в Германии, ещё позже в России, тоже после революции, в 1917, а последней была Испания - в 1930. Не сказать, что евреев вдруг полюбили, но формально их стали наконец-то считать за людей.В это же самое время в мире стало появляться такое важное в истории явление, как национальные движения. Люди перестали видеть себя частью только своей деревни или региона. Теперь в Европе начали формироваться национальные государства, каждое со своими великими предками и национальными героями.Чехи тогда,например,вспомнили,что они не просто подданые Австро-Венгерской Империи,а отдельный славянский народ,перестали говорить на немецком,воссоздали чешский и так до сих пор и живут.Французы решили,что они галлы,кельтское племя,противостоявшее Риму(несмотря на то,что их страна называет-ся по германскому племени франков).Немцы назвали себя тевтонами и заинтересова-лись Одином и Тором.Коснулось это и евреев,но их предки и прошлое слишком рази-тельно отличались от европейских. Более того, после периода затишья европейцы вновь заметили,что евреи сильно отличаются от них,и опять стала нарастать непри-язнь.Многие евреи Российской Империи прониклись в связи с этой ситуацией оппози-ционными и революционными идеями. В то время они ещё по большей части не думали о возвращении на историческую родину, их больше привлекали идеи интернационального и бесклассового общества,в котором они,наконец,перестанут выделяться из окружа-ющего большинства. Мысли об организации государства, конечно, тоже уже витали, но были пока ещё очень эфемерными, потому что ехать спустя две тысячи лет ни с того ни с сего в Палестину,в совершенно мусульманский мир,было бы очень странно.Однако в 1881 г.происходит нечто,что резко провоцирует первую волну еврейских переселе-ний,так называемую Первую Алию("алия"- на иврите ;;;;; "подъём,восхождение").
Дело в том,что в марте революционеры убивают на набережной канала Грибоедова царя Александра II,и народ решает обвинить в этом евреев.Потому что раз революционеры, значит евреи.И разъярённые люди устраивают еврейские погромы в отместку за гибель своего православного императора.Это и заставляет первых переселенцев в количестве около тридцати пяти тысяч человек отправиться в сторону далеких земель,где неко-гда зарождался еврейский народ.Слово "погром" даже проникло тогда во все европей-ские языки.Палестина в этот момент, как мы помним, принадлежит Османской Империи, евреев там принимают нормально, и вскоре они принимают новое подданство. В мусульманском мире погромов не происходит и никогда не происходило, отношение к евреям было намного более терпимым, чем в Европе. Разногласий по поводу Христа у них тоже не было, возможно, дело в этом.Но несмотря на одобрение османов и на финансовую поддержку самого Ротшильда, первым евреям в Палестине пришлось тяжело - земледелие при отсутствии соответствующего опыта, и тем более в таких суровых климатических условиях, было, конечно, лучше, чем угроза смерти в России, но тоже не гарантировало ни жизнь, ни процветание.Но лиха беда начало.В это время на европейской арене появляется австрийский еврей Теодор Герцль,который начал раз-рабатывать идею еврейского государства в историческом Израиле и вскоре стал гла-вой Всемирной Сионистской Организации,которая а 1897 г.в Швейцарии организовала первый в мире сионистский конгресс.Сионизм- происходит от названия горы Сион в Иерусалиме.После конгресса Герцль написал в дневнике:в Базеле я создал еврейское государство…Возможно,через пять лет,а возможно,через пятьдесят лет это будет знать каждый.Что ж,он оказался прав.В 1903 году в Кишинёве евреев в очередной раз обвинили в ритуальном убийстве,после чего произошёл грандиозный погром,спровоци-ровавший Вторую Алию (1904-1914). Как видите по датам, этот период в Российской Империи был критическим по накалу революционных настроений, что в немалой степени ускоряло отъезд - ещё около сорока тысяч человек. В это время евреи под влиянием социалистических идей,впитанных ещё дома,начали организовывать в Палестине киббу-цы- сельскохозяйственные общины,тогда же они начали возрождать иврит и основали поселение в пригороде города Яффы,которое в будущем вырастет в Тель-Авив.Победи-вшие в Первой Мировой британцы при поддержке Лиги Наций делают Палестину своей подмандатной территорией,а ещё в 1917 г.они обещали евреям помощь в организации государства на развалинах проигравшей Османской Империи(декларация Бальфура).Им тогда ещё кажется,что арабы и евреи смогут уживаться в Палестине вместе.Это обе-щание,а также гражданская война после революции провоцирует Третью Алию (1919-23) - ещё сорок тысяч евреев. Они выкупают себе землю, после чего начинают лишать на ней арабов рабочих мест, а это провоцирует погромы- теперь и в Палестине.В ответ на это евреи организуют вооруженные отряды для защиты своих поселений.Британцы задумчиво ковыряют в носу,бормочут что-то вроде "нехорошо вышло" и решают поде-лить землю: Трансиорданию они делают арабской,и запрещают евреям там селиться.
Евреи теперь были в ярости из-за ограничений на въезд и приобретение земель, и арабы тоже были в ярости - по причине того, что Британия мешала их идеям единого арабского мира.Самой крупной стала Пятая Алия в Палестину (1929-1939), когда 250 тысяч евреев бежали туда от угрозы нацизма, распространяющегося по Европе. Этот наплыв спровоцировал крупнейшее восстание арабов против евреев и британской власти, в ответ на что англичане распорядились, что в ближайшие 5 лет в страну могли въехать не более 75 тысяч евреев, а после этого иммиграция будет возможна только с согласия арабов. Это взбесило евреев ещё больше, а арабов не успокоило - они хотели прекратить еврейскую иммиграцию срочно и навсегда.И желательно отме-нить ту,что уже произошла.После войны Британия решила отказаться от мандата,под-держиваемая в этом решении террористическими еврейскими организациями.А в 1947 г. по решению ООН территорию Палестины разделили на два государства- еврейское и арабское.Евреи, естественно, были за официальный раздел, арабы, естественно были против. Но их никто не спрашивал. Властители мира СССР и США проголосовали "за", и больше в то время ничего не требовалось.В СССР полагали,что еврейское государ-ство в Палестине,которое будет просоветским,поможет бороться с владычеством Британии на Ближнем Востоке.Ну и,в общем,14 мая 1948 г.Израиль был провозглашен в качестве независимого государства.А в ночь на 15-е арабские самолёты атаковали Тель-Авив.А дальше уже идёт современность,в которой мы с вами сейчас живём,поэто-му рассказывать,думаю,нет надобности.Можно ли сказать,что евреи виноваты в том, что обосновались в Израиле? Можно ли сказать,что арабы виноваты,что их это не устраивает? У каждого своя правда.Ну и напоследок давайте посмотрим, как отличаются и чем похожи основные семитские языки. Вот, например, слово ;;;;; [l;khem] на иврите означает "хлеб", оно же в арабском - ;;;;; [la;m] - "мясо", на арамейском ;;;;;;; [la;m;] - "хлеб, еда".Теперь что-нибудь, что нам тоже досталось от семитов, например, слово "бальзам". В иврите это ;;;;;;; [b;sem] ("духи"), по-арамейски ;;;;;;;;; [bu;m;] - "сладкий запах или специя".Ещё есть "сатана", который у арабов выглядит как "шайтан" - и попал к нам с обеих сторон, став в русском двумя отдельными словами.А слово "суббота",которое в иврите "шабат",вероятно,происхо-дит ещё из аккадского ";apattum",как там называли пятнадцатый день месяца.Спасибо , что добрались до конца третьей части, будьте снисходительны - я не историк, и ещё две недели назад почти ничего об этом не знала. Теперь знаю намного больше, но сложной задачей оказалось сократить эту историю длиной в четыре тысячелетия, чтобы она не превратилась в бесконечную монографию. Источники у меня были самые банальные- все,что находится в интернете,без личных мнений,только факты.Не скажу, что тема раскрыта так,как мне бы того хотелось,но ликбез считаю состоявшимся."
(ст."Иврит и арабский язык: заклятые родственники. История семитских народов. Часть 3",Языковедьма,2023)
  "Любой человек, который интересуется лингвистикой без лингвистического образо-вания,рано или поздно задается вопросом: Михаил Николаевич и его лингвистические изыскания- как к ним относиться?Ну,скажу так,- как минимум с уважением.Хотя бы потому что он нашел то,что вызывает до сих пор отклик и интерес,копнул туда,где есть загадки,и где могут быть интересные отгадки.Он пробудил любознательность в миллионах людей,которые бы без него и не задумались о многих вещах,связанных с языком и историей.Ведь история России ещё в школе начинается для нас с IX века, и это определенно возмущает здравомыслящих людей.Если бы нам хотя бы кратко обри-совали историю праславян по тем археологическим культурам,с которыми они связы-ваются,то было бы намного меньше вопросов и фантазий.Очень надеюсь,что высказы-вания Задорнова хотя бы кого-то заставили изучить эти археологические культуры и упоминания современников.Историю языка в школе тоже не освещают хоть сколько-нибудь подробно,что также оставляет простор для воображения.Корень слова "удово-льствие" у них выделяется как "удовольстви", что очевидно вранье, потому что есть хотя бы слово "довольствие", из которого приставкой "у" делается "удовольствие". Куда дели приставку? Люди,естественно,чувствуют абсурд,но из-за отсутствия знаний и желания сенсаций делают разбор так: "уд" и "воля".Если бы в школе разбирали чуть внимательнее историческое словообразование,таких заблуждений было бы меньше. Но,опять же,я надеюсь,что рассказы Задорнова заставили кого-то проверить его слова и погрузиться в чудесный мир настоящей науки.Впрочем, конечно, очень многие принимали слова Задорнова на веру, увы, но это и неудивительно. Далеко не у всех есть время разбираться,и далеко не всем хочется расставаться с красивыми картин-ками и яркими образами,которые он рисовал.Наука большую часть времени обходится без сенсаций,поэтому особенно ярым сторонникам оных расстаться с ними бывает тру-дно и даже невозможно.Я ради интереса включила один из его концертов,посвященных русскому языку,и решила разобрать то,что он там сказал.Всё ли враньё? Или всё правда?1. "Бабай"-лекарь,он сидел в "бане" и лечил людей.Ну,полагаю,что если бабай был лекарем,им бы не пугали,и в народных детских песенках не говорилось бы:
    Не ходи, старик Бабай,
    Коням сена не давай.
Уж не говоря о том, что "бабай" на тюркских языках - это "дед", "старик", а Задорнов позиционирует это слово как славянское. Если попытаться предположить, что слово это заимствовали у нас тюрки, то у нас "баба" женского пола, старик у нас "деда". И заимствовали бы только ближайшие к нам тюрки, а не все возможные. Прото-тюркское же слово *баба восстанавливается легко, на основе всех современных тюркских, и означает "отец, дед, предок". И никаких лекарей.Ну а "баня" - это вообще песня. Это слово встречается в церковно-славянском только с XI века, и по всей видимости, является заимствованием из народной латыни *b;neum, от латинского "balneum" ("ванная, купальня"). Оттуда же французское "bain", например. Что не значит, что мы не мылись. Есть у нас и "мыльня", и "купальня", и "парилка", но вот слово "баня" - увы, не славянское.Впрочем, вряд ли мы в XI веке осознавали его как чужое, оно же пришло из церковно-славянского, откуда приходили тысячами и славянские слова ("воздух", "вещь", "время"), и греческие ("ангел", "ад"), и всё это оставалось в русском языке как совершенно своё и родное.Так что татарский "бабай" у древних славян в латинской "бане" никак сидеть не мог. И тем более лечить кого-то.2. "Буржуа" происходит от "барыги", и все они сидят на "бирже"
Красиво сплетено,но.Слово "барыга" существует только в русском языке,что обычно свойственно опять-таки тюркским заимствованиям,ведь самые тесные контакты с тюр-ками были именно у нас.Да,у южных славян тоже много тюркизмов,но они обычно не те,что у нас,и более поздние.Вероятно,происхождение "барыги" связано со словом "барыш"(например,по-турецки "veri;"- "отдача,продажа").А уже из барыша барыгу сделали мы сами,использовав тот же оскорбительный суффикс, что и в словах "забулдыга", "сквалыга" или "прощелыга".Слово "буржуа" настолько простое для этимологии, что даже смешно, ведь его история зафиксирована письменно. В виде, упомянутом Задорновым, оно французское ("bourgeois" - "буржуа, представитель среднего класса"). В старофранцузском оно выглядело как "borgeis" ("городской житель") от слова "burc" ("город"). А это слово для французов пришлое, германское - мы же знаем "burg", на который заканчиваются многие названия городов, в том числе и наш Петербург. Так германцы изначально называли укрепленные поселения, потом укрепления или крепости, и потом города.А у слова "биржа" история ещё интереснее, но она не связана ни с "барыгой", ни с "буржуа". Она начинается в XIII веке, в бельгийском городе Брюгге, где на одной из площадей стоял богатый дом семьи Ван дер Бурсе (Van der Beurze). На площади устраивались ярмарки, куда съезжались богатейшие генуэзские и венецианские купцы,и в 1285 г.семья открыла для них в своем доме постоялый двор. От фамилии владельцев на всю площадь, которая стала известным местом торговли, перешло название. Любопытно, что сама фамилия происходит от слова, которое означает "кошелёк", а на гербе у Ван дер Бурсе изображены три кошелька. По всей видимости, это поспособствовало тому, что слово закрепилось..Родственные слова мы знаем во французском ("bourse"), в английском ("purse"), а происходят они от греческого ;;;;;; [b;rsa], которое переводилось как "кожа животного" (из которой, видимо, делали кошельки), и чье происхождение либо не индоевропейское,либо это какое-нибудь хеттское заимствова-ние,но из праиндоевропейского оно не прослеживается.Вот как выглядело это место:
3. "Брак" как супружество и "брак" как поломка - разные слова.И тут Задорнов совершенно прав. Наш "брак" происходит от слова "брать", а вот плохое значение пришло в XVII веке из немецкого "brack" ("недостаток"), родственного английскому "break" ("ломать").Единственное, Михаил Николаевич в качестве обоснования сказал что-то про то, что "они писались по-разному, там большевики поменяли написание, тем самым испортив смысл", на что хочется спросить "а где там, собственно, что было менять"?Убрали "ъ" на конце? Так он был и там, и там. "Бракъ" и всё.Ещё ять убирали, но буква ять (;) обозначала звук, похожий на закрытый [e], или сочетание [ие], соответственно, везде, где большевики его отменили, сегодня пишется "е". Например, "в;ра" стала "верой".В общем, вроде правду сказал, но обосновал через неправду.4. "Плутон" - это "плут".Древнегреческое слово ;;;;;;; [plo;tos], что значит "богатство", наверное, чисто теоретически могло произойти из речи какого-нибудь бойкого праславянина, который попал в Элладу (хотя чисто хронологически праславяне выделились из индоевропейской общности тысячи на полторы лет позже), но даже в этом случае греческое слово должно было бы выглядеть как "Плунтон". Потому что у славян в этом месте раньше был носовой звук. Слово "плутать" (от которого "плут") выглядело как *pl;tati, примерно таким и остается в польском ("pl;ta;") и так из польского заимствовано в украинский ("пльо;нтати").5. "Кобыла" - это "cavallo",откуда "кавалер".А здесь всё чётко,кроме того,что ни европейские слова не происходят от наших,и ни наши от европейских.Они все происходят от пра-индоевропейского общего корня.6. "Нептун" - это "Непотонь".Опять приходится возвращаться к тому,что слово "Нептун" появилось раньше,чем выделились прасла-вяне,но тем не менее,давайте рассмотрим.Слово "тонуть" в праславянском выглядело как *topnoti(остатки видны в формах "топить","утопнуть"),таким образом это слово, если бы и существовало,должно было выглядеть как Непотопень,и при заимствовании тоже остаться в латыни длиннее,например,Nepotopenis.Звучит даже немножко непри-лично.Но задорно.В общем,Михаил Николаевич,конечно,великий человек.Не каждому удается сделать своё имя нарицательным(пусть даже в виде "задорновщины").Но не забывайте также и то,что в конце жизни он покаялся- мы уж не знаем,точно,в чем, но стоит задуматься,а не отменил бы он сам все им сказанное,если бы выздоровел тогда?.." (ст."Задорнов: обманщик или гений?",Языковедьма,2023)
  "На мой взгляд,Николай Гоголь- гений травмирующей литературы.То мы у него читаем,как Тарас Бульба убивает своего сына,то про жуткое чудовище с веками до земли,которое покушается на бедного юношу,а то,когда мы уже смирились и ждём хоррора,открываем "Мёртвые души",но вместо леденящей душу истории,на протяжении нескольких сотен страниц идут нуднейшие сделки по купле-продаже крепостных.Более того,вторая часть отсутствует,поэтому непонятно,зачем мы это вообще читали.До знакомства с Николаем Васильевичем я обожала читать,ещё до школы проглотила дома всё,до чего смогла дотянуться,но когда в шестом классе столкнулась с его произве-дениями(начав с "Тараса Бульбы"),впервые обнаружила,что книги бывают и неинтерес-ными.Ну да ладно,я буду рада узнать ваше мнение об этом писателе,а мне остается ждать,когда же я до него всё-таки дорасту.А пока разберёмся,кто такой всё-таки этот Вий.Потому что с точки зрения фольклора это для меня очень даже захватываю-щий вопрос.Вспомним то немногое, что о нём сказано в самом произведении:И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле.Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки.Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли.С ужасом заметил Хома,что лицо было на нем железное.Его привели под руки и прямо поставили к тому месту,где стоял Хома.— Подымите мне веки: не вижу!— сказал подземным гол-осом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!»— шепнул какой-то внутренний голос философу.Не вытерпел он и глянул.— Вот он!— закричал Вий и уста-вил на него железный палец.И все,сколько ни было,кинулось на философа.Бездыханный грянулся он на землю,и тут же вылетел дух из него от страха.Вот и всё.И внизу страницы сноска самого Гоголя:Вий— есть колоссальное создание простонародного воображения.Таким именем называется у малороссиян начальник гномов,у которого веки на глазах идут до самой земли.Вся эта повесть есть народное предание.Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте,как слышал. Теперь точно всё.Совсем.Возможно,Гоголь слышал о Вие лично,но в малороссийском фольклоре больше нигде не найдены упоминания о нём.В русских,белорусских и прочих славянских источниках- тоже ничего.Я имею в виду,чтобы дословно встретилось слово "вий".Впрочем,на 1835 г.,когда Гоголь написал свою повесть,фольклором ещё не зан-имались настолько пристально и хорошо,как следовало бы, поэтому узнать, придумал ли Гоголь сам это слово или действительно услышал от кого-то, уже нельзя.Однако если мы отвлечемся от самого слова "вий",то нечто похожее по внешним характери-стикам мы всё же найдём,например,малороссийские былички о парубке и ведьме.Кроме того,есть русская народная сказка под названием "Иван Быкович",где герой сталки-вается с ведьмой,а у этой ведьмы имеется муж следующего вида:Старик лежит на жел-езной кровати,ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закры-вают.Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:«Возьмите-ка вилы железные,подымите мои брови и ресницы черные,я погляжу,что он за птица,что убил моих сыновей?» Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами.В белорусском фольклоре существует образ Кощея,который тоже очень напоминает Вия: ему поднимает веки служанка, а веки "по пять пудов каждое". Этот Кощей "как поглядит на кого - так уж тот от него не уйдет, хоть и отпустит - все равно каждый придет к нему обратно". Подобный Кощей встречается и в сибирской сказке: ему вилами поднимают брови, чтобы он мог увидеть, где едет Неугомон-царевич.В белорусской сказке "Про Ильюшку" вилами поднимают брови царю Пражору,у которого глаза заплыли от жира.В уральской былине Мамаищу поганому(отцу Соловья-разбойника)поднимают брови,закры-вающие ему глаза,он бросает нож в Илью Муромца,тот увертывается и убивает Мамаище шляпой.В одной из волынских сказок некто шелудивый Буняк единственным из женихов царевны узнает ее тайну (она раскормила вошь до размеров кабана). Его веки были такими огромными, что двое людей должны были поднимать их вилами, и тогда он видел на сто миль вокруг. Возможно, его имя происходит от половецкого хана Боняка, о котором в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях говорится, что он начал выть по-волчьи, и ему ответили волки,- и у Гоголя появлению Вия, кстати, предшествует волчий вой(тотем или символ половцев- волк):И вставъ Бонякъ отъ;ха отъ вои,поча выти волъчьскы и волкъ отвыся ему,и начаша волци выти мнози.В других легендах Буняк сжигал своим взглядом целые города,в этом образе он,возможно,отсы-лает уже к хану Батыю.В одной из сказок он видит себя в зеркале,и сам от ужаса проваливается под землю.То есть,как мы видим,кроме имени персонажа гоголевская история действительно вполне вписывается в фольклорные каноны.слепота мертвецов.
Как и положено, черти не видят казака, потому что они из мира мёртвых, а он - живой. Мертвецы часто слепы, это зеркальность наших миров: мы не видим их, а они нас. Но как среди нас есть шаманы, которые выступают связующим звеном и могут видеть представителей иного мира, взаимодействовать с ними, так и среди чертей и бесов есть аналогичные шаманы, которые могут связывать их мир с кем-то из нас.
попытки мертвецов прорваться в мир живых.Далее, в сказках мертвец, которого отчитывает священник тоже часто пытается вернуться к жизни. Тут несложно увидеть извечный страх человека, что однажды это всё-таки кому-нибудь из них удастся. Фон ден Штейнен описывал обычай индейцев паресси пребывания родственников на могиле умершего в течение шести дней в строжайшем посте,а потом:Если мертвец до шести дней не стал вновь живым,то дольше уже не сидят,тогда он прибыл на тот свет.Похо-жим образом поступают папуасы: старший шурин должен отбыть на могиле умершего пять дней и пять ночей,время от времени вставая и размахивая руками с криком,что-бы отогнать от трупа дух умершего.На пятый день приходят родственники,отгоняют дух в последний раз все вместе,и на этом обряд заканчивается.Ну,и чтобы не ходить далеко,былички о ведьме и парубке,который должен был три ночи провести у её гро-ба,став причиной её смерти,в малорусских и южнорусских краях были очень даже в ходу.Но что же с именем?Самым логичным по мнению большинства исследователей является его связь с малороссийскими словами "вия"("вийка"),что значит "ресница", и "повико",то есть "веко". И звучит похоже, и соответствует самой яркой черте нашего героя (фразу "Поднимите мне веки!" все точно знают и опасаются с раннего детства).Далее мы можем заметить одну общую черту у большинства перечисленных персонажей: связь с железом. Железное лицо, железный палец, железная кровать, железные вилы.Железо находят в земле, это атрибут подземного царства,и ведь Вия действительно привели "всего в черной земле".Отсюда есть мостик и к упомянутым Гоголем гномам,которые в Европе считаются покровителями земных недр и богатств (железо для наших предков- огромная ценность и дар земли),ведь даже век был в итоге назван Железным,по самому главному материалу.Есть мнение,что все эти черты, включающие принадлежность к подземному миру,связь с быками (героя зовут Быковичем в русской сказке)и железом унаследованы подобными персонажами ещё от языческого бога Велеса (Волоса). Действительно, древние боги после принятия христианства не уходили полностью, они всегда оставляли какие-то свои черты в наследство сказочным персонажам или новым христианским святым (как, например, Мокошь передала часть своих признаков Параскеве, Ярила - Егорию или Георгию, а Перун - Илье). Может быть, и Велес оставил некоторое наследство, которое распределилось на Кощея, Ивана Быковича, и вот Вия тоже.Более того, подобные черты можно найти у Святого Касьяна, который был для славян воплощением високосного года и несчастий. Он жил в пещере, а его взгляд нёс болезни и смерть (говорили "Касьян на что ни взглянет — все вянет"). По поверью полтавских крестьян Касьян неподвижно сидит с опущенными ресницами до колен, не видя божьего света, а раз в четыре года 29 февраля, поднимает ресницы, и тогда гибель всему, на что он посмотрит. Ресницы Касьяну поднимает нечистая сила лопатой и крюками. Более того, Касьян считался привратником ада, и одним из его атрибутов была коса ("Касьян все косой косит").
Впрочем, не надо забывать и то, что первая треть XIX века в русской литературе - это огромное влияние романтизма, который пришёл к нам, в первую очередь, из Англии.Романтизм - это литературное течение, которому помимо бурных страстей и неординарных личностей свойственна тяга к экзотике,мистике,фольклору,к древности. Например,"Айвенго" Скотта,"Собор Парижской Богоматери" Гюго,"Светлана" и "Людми-ла" Жуковского,"Черная курица,или Подземные жители" Погорельского,"Мцыри" Лермо-нтова.Так вот, "Миргороду" Гоголя, в целом, не чуждо влияние из-за рубежа.Сюжет повести "Страшная месть",например,взят им из повести Людвига Тика "Пьетро Аноне", только переработан в духе карпатского колорита.А сюжет "Вия" очень похож на одну английскую балладу Роберта Саути ("The witch of Berkley"),которую Жуковский пере-вёл в 1814 г.под названием "Баллада,в которой описывается, как одна старушка еха-ла на коне вдвоем и кто сидел впереди". Там тоже ведьму положили после смерти в гроб, и священникам нужно было три дня служить по ней в церкви панихиду, однако дьяволу всё равно удалось унести её.Вероятно, фольклорная основа этой английской истории та же,что и у быличек про ведьму и парубка.Так что сказать наверняка,отк-уда именно Гоголь взял сюжет,мы не можем.Может быть,он был знаком и с английским, и со славянскими источниками.У Жуковского:
И снова рев, и шум, и треск у врат,
Грызут замок, в затворы рвутся,
Как будто вихрь... Как будто
Степь песчанную оркан
Свистящими крылами роет...
И храма дверь со стуком затряслась
И на пол рухнула с петлями...
Дрожа, упал чернец пред алтарем,
Молиться силы нет...    У Гоголя:"Вихрь поднялся по церкви, попадали на землю иконы..двери сорвались с петель.Страшный шум от крыл и царапанья когтей наполнил всю церковь.У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля.Он только крестился, да читал как попало молитвы".В пользу заимствования Гоголем сюжета именно у Саути (через Жуковского) говорит финал произведения. Если в быличках парубок всегда побеждает ведьму, то у Саути побеждает дьявол. В связи с этим перевод Жуковского даже был запрещен в России духовной цензурой "как пьеса,в которой дьявол торже-ствует над церковью,над Богом".Финал Вия соответствует именно торжеству нечистых сил.Далее,упоминание гномов,которые вообще-то не славянские,а европейские това-рищи,тоже намекает на заимствование.Но есть и ещё один потенциальный источник, который мог привнести детали в образ Вия. По мнению советского ученого Василия Абаева прототип Вия - это древнее индо-иранское божество ветра, которое стоит на пути умершего перед загробным миром. В Иране он носил имя Вайю, а у осетин - Виюк (др.-иран.Vayu происходит от корня va- "веять"),и отсюда можно реконструировать славянское В;й.Про Вайю древние иранские тексты говорят так:Когда он касается человека рукой,это сон.Когда он бросает на него свою тень,это лихорадка.Когда же он видит его своим оком,то сокрушает его душу-дыхание.Далее, у древних балтов также был бог ветра и смерти Вей (Vejas, Wejopatis, Vejpons, Vejdievs, что тоже связано с глаголом "веять"), который сдувал грешников с моста, ведущего в мир мёртвых. Интересно, что у восточных славян, по некоторым данным (например, у вятичей), Касьяну подчинены ветры, которые он держит за всевозможными запорами.
Как мы знаем, фольклорные образы, как правило, демонстрируют сборную солянку из элементов,которые переплетаются и видоизменяются от культуры к культуре,от эпохи к эпохе.Вероятно,когда люди начали хоронить своих умерших соплеменников,у них развилась традиция охранять первое время места захоронений,чтобы их духи не воз-вращались.Идея о том,что духи вообще могут вернуться,видимо,связана с тем,что тогда люди почти ничего не знали о жизни и смерти,их пугало неведение намного большего числа важнейших вещей,чем нас сегодня.Обряды такого бдения зафиксирова-лись в сказках.Далее, с развитием антропоморфных божеств, именно образ такого духа, стремящегося вернуться из загробного мира, мог лечь в основу образа какого-нибудь бога смерти. Возможно, его следы мы и видим у индо-иранцев, у балтов, у кельтов и у славян.Если это так,то,может быть,сначала у славян он сформировался в Велеса, который позже рассыпался на многочисленные фольклорные образы, которые мы рассмотрели в статье.А Гоголь,наверное,действительно знал и малороссийские былич-ки,и английскую балладу,но неизвестно,копал ли он глубже,чтобы разобраться,а как такой образ попал в эти былички и в балладу." (ст."Кто такой Вий: расследование", Языковедьма,2023)


Рецензии