Потребность в познании окружающего мира

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.11. Потребность в познании окружающего мира

Индивидуальная личная потребность человека в исследовании окружающего пространства (у животных – исследовательское поведение) тесно связана с потребностью как в активном поведении, так и в постоянном поступлении сенсорных сигналов, тем более что последние всегда должны иметь определенную новизну. В совокупности можно говорить о существовании потребности в познании окружающего мира. Это означает, кроме всего прочего, что бытовая исследовательская деятельность (деятельность, направленная на получение и применение новых знаний) в значительной мере является врожденной автоматической программой поведения, которая в разной степени присуща всем людям, но неодинаково проявляется на различных уровнях сознания. Для ведения научно-исследовательской деятельности требуется рациональное сознание, поэтому она присуща в полной мере только людям с развитым социотехническим сознанием. Получение человеком нового знания поддерживается нейрогуморальной системой организма путем выделения в этот момент соответствующих нейромедиаторов (в основном дофамина), вызывающих положительные эмоции.


Рецензии