Слово пацана

и неслучайные случайности в долгой гибридной войне

Любому алматинскому автохтону известно, что реплику «Даю слово пацана!», посредствам которой дается клятва, всегда можно было скороговоркой переиначить, как «Даю сНова пацана!», что трикстерски освобождало от обязательств. А заявление «Отвечаю!» все также можно было заменить на «отМечаю!». Это были - небольшие алматинские штрихи, но, в них скрывались глубокие мотивы контрапунктов к т.н. пацанской субкультурной романтике, коды которой, как оказалось, тленны и отнюдь не универсальны, хотя и ностальгически волнуют. В связи с появлением сериала «Слово пацана» о подростковых группировках Казани конца 1980-х, Русская служба BBC, уже отметила, что это конъюнктурное детище российского режиссера Жоры Крыжовникова по одноименной книге Роберта Гареева бьет все рекорды популярности и подталкивает подростков этой страны копировать манеру речи и стиль героев сериала. В пику этому инфоповоду региональные российские власти, на плечи которых со всеми вытекающими последствиями выпал этот «продукт», призывают запретить его демонстрацию за «романтизацию бандитизма». Все ли так очевидно и насколько проявляются степени гротеска ситуации можно проследить лишь, анализируя схожие обстоятельства появления подобных «концептов» на примере Казахстана в ретроспективе и через призмы над-контекстных обстоятельств.

 

Афганская война и принятый гамбит в Алма-Ате

Не углубляясь в вековые причины противостояния «Great Game» (Большая Игра, см. Питер Хопкирк, «Great Game»), а также наплывы и откаты двух великих держав с переменным успехом на Афганистан и вытекание из него, можно сказать, что война СССР в этой горной стране к концу 1986 года была уже проиграна. Кроме этого, инициированный Союзом конфликт, потенциально мог превратиться ответный блиц-криг потенциальных противников, с учетом операций в глубоком тылу. Такой статус, в отличие от приграничных Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и в некоторой степени Кыргызстана, в регионе имел лишь Казахстан, и, в частности, город-миллионник – Алма-Ата.

Мы жили в тылу, и лишь солдаты и офицеры в местных госпиталях и санаториях понимали реальные обстоятельства происходящего где-то там далеко за горизонтом с бесчисленными перевалами. В подавляющем своем большинстве воины интернационалисты не были алматинцами, а контакт с местными жителями по понятным причинам был ограничен. Поэтому, мы не понимали, что происходит там, и как это связано с рядом событий тут.

13 ноября 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачев заявил: «К настоящему времени мы уже шесть лет воюем в Афганистане. Если мы не изменим подходы, мы будем воевать там еще 20 или 30 лет. Мы должны в кратчайшие сроки положить этому конец». Из широкой общественности мало кто тогда представлял и понимал грядущие последствия наметившихся подвижек.

Советской партийной верхушкой и советским генералитетом, в расчёте на афганских товарищей, планировалось и ожидалось, что такой выход из кризисного положения поспособствует сокращению военных и параллельных расходов, связанных с этой колеей, в которой увязла неповоротливая советская машина. На это давили условия неблагоприятной для СССР глобальной экономической ситуации и возрастающего внутреннего дефицита ТНП. На момент принятия решения это было очевидное фиаско. И, такое поражение создало не только советский аналог «вьетнамского синдрома», со всем перечнем сопутствующих обстоятельств, но и грозило дестабилизацией в «подбрюшье», каким для Советского Союза в то время были в целом Средняя Азия и Казахстан в частности.

Теоретически, как и при любом другом отступлении, существовала опасность проникновения диверсионных групп, подготовленных вероятными противниками в этот обширный регион на плечах или под видом выводимого советского интернационального контингента. Даже после многих лет такую катастрофу никто не озвучивает, т.к. это может породить шлейф последовательных выводов о текущем положении. Однако тогда опыт диверсионной борьбы со спецподразделениями Вермахта и СС периода в WWII красноречиво доказывал высокую вероятность такой опасности в Средней Азии. Если пораспрашивать таджиков о том периоде, то станет ясно, что "фестиваль" был в настрое у многих из числа аборигенов. Оружия было много, да и, граница становилась решетом. На этом фоне студенческие выступления в середине декабря 1986 года в Алматы были восприняты с полной серьезностью, о чем свидетельствовало привлечение армейских подразделений, а также спецуры внутренних войск из других регионов СССР на подавление волнений. Традиционно и по сей день то жесткое подавление мотивируется едва начавшейся перестройкой и сильными прежними устоями. Однако более широкий взгляд говорит о другом контексте.

С 16 декабря 1986 года по периметру площади имени Брежнева в Алма-Ата (нынешняя Площадь Республики в Алматы) в те дни стояла военная техника общевойскового назначения. С тех дней и, в течение последующих пары-трех месяцев, у телевизионного аппаратного комплекса Казтелерадио располагались машины радиоперехвата, а также кунги с генераторами автономного электро-обеспечения со всем обслуживающим персоналом на случаи радио-диверсий и несанкционированных радиоконтактов зарубежной ризедентуры.

Были ли те волнения спровоцированы эмиссарами из контекста «Большой Игры» и Холодной Войны как ее наследницы в регионе, или, это было всего лишь параллельное совпадение с наслоением столкновений внутри-казахстанских амбиций элит с кремлевскими вожделениями – отдельный повод для углубленных исследователей архивов КГБ и МВД СССР, MI6 и CIA.

Возможные интервьюеры членов «Комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ата 17-18 декабря 1986 года» потенциально могут развить эту тему, если удастся их найти и разговорить. Однако пример долгосрочных опросов фигурантов политической арены на примере фильма «Хроника необъявленной демонстрации» показал, что правду вытащить на поверхность почти невозможно. Как говорится, этих нет, а те уже далече. Мало вероятны также утечки от здравствующих ныне бывших партийных функционеров или сотрудников КГБ СССР и их казахстанских коллег, которым оглашаемое наличие «заговора» или «измены» спутают все их карты и смыслы, а также наложит нестираемое пятно на их и потомственную репутацию навсегда. Самым младшим из тех, кто мог иметь доступ к секретным материалам сейчас уже за 70.

Раскрытие той глубокой тайны поменяет всю принципиальную подоплеку того исторического обстоятельства, превратив его в сокрытый системный крах и «принятый гамбит», в котором простые и не простые люди были использованы, как пешки игроками, руководствующимися лишь своими узколобыми умозаключениями. По поводу самого вопроса о причинах событий того декабря и всей последовавшей за ним отечественной истории Асия Байгожина (режиссер документального фильма «Хроника необъявленной демонстрации») в одном из интервью, отметила: «Оказалось, что можно жить в Казахстане, не скидывая груз ответственности с себя». И, как следствие, недосягаемые глубины так и останутся таковыми впредь. А марионетки и пожертвованные пешки могут никогда не начать сопоставлять факты.

 

Бенефис спецкора Евгении Доцук в 1987 году

Более 36 лет назад в казахстанской молодежной газете «Ленинская Смена» вышла в общереспубликанский тираж статья «Пацаны» от Евгении Доцук. И, сразу же этот материал стал спусковым крючком по факту отмашкии или руководством к действию для широких масс молодежи, которые до этого не видели явных контуров и оформленных критериев этого субкультурного вектора. Конечно же, пацаны как страта, фигуранты социальных процессов и маркеры возрастных групп молодежи были и до Доцук, но, формальную инициацию, как институциональное явление они прошли именно после огласки, выйдя из тьмы невнимания к себе и формального небытия.

Консервативные кондовые советские круги в Казахстане узрели тогда в повествовании асоциальный контекст по популяризации негативного явления. Другого от них никто и не ожидал, зная репрессивную направленность их хода мысли по устранению всего, что мешало социалистической морали. В других же случаях, кто-то сразу же клеил статье бирку как легендарному и эпохальному контенту. Ведь, пресса тогда была единственным рупором, доводящим генеральную линию до народа. А, следовательно, все видели в этом формализацию социального явления. Которого, как проституции и наркомании, вроде бы и не могло быть в СССР.

Сторонники инициированных к тому времени ветров перемен, перестройки, гласности, бригадного подряда, свободы совести и прочих озвученных с 1985 года веяний, видели в «Пацанах» актуальную правду-матку, не понимая лейтмотивов и многомерности происходящего на перспективу. В этих откровениях советская про-либеральная публика, ощущая себя локомотивом и несущаяся по энерции, вхохнула бриз свободы слова. Эта массовая прослойка приняла на веру социальный ориентир для откровений, фокусирующихся на застоявшихся проблемах, которые тромбами мешали переходу к народовластию и улучшению социальной жизни в советской стране. И, эта клака с ее клакёрами возрадовалась поддакиваниями, киванием головой, улыбками от уха до уха и ожиданиями. Искренне. Несмотря на консерваторов.

Тональность и направленность повествования Евгении Доцук содействовала обнаружению ключевых упущений в молодежной политике и недоработок соответствующих государственных структур. Невидимым жгучим упреком букет социальной подростковой катастрофы в отдельно взятом советском городе, а как следствие и во всей Казахской ССР, хлестал все институты, ответственные за будущее поколение строителей социализма и подотчетные перед партией и правительством СССР. Консервативным кругам это не могло понравится. Но паровоз уже несло.

Еще более глубокой интенцией, доступной только для умевших тогда читать между строк, виделся запрос на соответствующее выделение масштабных ассигнований по расширению программ и проектов для углубленной работы с молодежью в Казахской Советской Социалистической Республике. Естественно, Доцук, как журналист газеты, пусть и в статусе спецкора, не могла самолично скреативить эту интенцию. По всей вероятности, это было заделом более искушенных партийных функционеров-конъюнктурщиков из местных высших коммунистов и их «небожителей» из Центра, увидевших завидную перспективу по освоению бюджетных средств и опосредованно на низовом уровне - через редактора «Ленинской Смены» и его кураторов, подтолкнувших бойкую Доцук. Вели ли нити интриги к кому-то из команды товарища Колбина, бывшего одним из ключевых фигурантов событий декабря 1986 года в Алма-Ата, к комсомольцам из центра, либо к кому-то из казахстанского филиала Второго управления КГБ СССР, уже трудно установить с полной уверенностью. Но, будущим исследователям попытаться стоит.

Многие и по сей день считают статью «Пацаны» от Доцук – откровением, в котором был описан альтернативный социальный уклад жизни в городе Алма-Ата, как хулиганского болота. Стоит отметить сразу, подавляющее большинство реальных пацанов не дожило до настоящей эпохи, закончив свой путь в тюрьмах, спившись или потухших навсегда на игле. А, мемориальная популяризация и легендирование от около-пацанских кругов, по всей вероятности, что-то из области - «я видел Ленина живым!» постольку поскольку, никто глубоко вовлеченный во все прелести реального пацанского уклада не способен был осилить все вызовы и маятники последних сорока лет в режиме "по-пацански и на все 100". Если и дожили, то с последней стадией туберкулеза или перманентно положения «под дамокловым мечем» в опасности сорваться опять в омут манящего прамедола, банального "повидла" (ханки) или "пудры" (героина). Все остальные – это, конъюнктурщики, мажоры, симулянты и сторонние наблюдатели, выбравшие своевременно для себя иные альтернативы, обошедшие омуты в формате "light", но отчаянно доказывающие и по сей день, что они - пацаны из тех реальных, стопудовых, отчаянных, бескомпромисных и зачастую беззасиенчиво подлых согласно закона жанра.

Автор статьи «Пацаны», со слов ею интервьюируемых персонажей, рисовала тогда в 1987м устойчивую связь дворовых ватаг с контингентом из мест лишения свободы. Разумеется, доступ к таким разговорчивым «девушка из высшего общества» не могла бы получить без четкой координации соответствующими органами и их кураторами. Признательные откровения от респондентов представляли ошарашенной публике культ поклонения перед криминальными авторитетами, которым пацаны собирали "грев" - материальную поддержку в тюрьмы и лагеря. «Партизанская» стойкость пацанских подпольщиков рисовалась в статье на принципаз отказа от доносительства, неотступности от пацанского сообщества, бесстрашия перед превосходящими силами конкурентов, через кодекс чести и солидарности. Такая канва, не смотря на общее социальное фиаско социалистичекой системы и структурную несостоятельность органов ответственных за молодежную политику и, как следствие, за весь социальный сектор, создавала романтический флер пацанскому феномену в Алма-Ата.

Сразу же после выхода в свет статьи мифодизайн по этой теме взорвался и стал зашкаливать. Появился модный повод для бравады и самоидентификации в молодежных средах. Только что вышедшие из под сводов дворцов пионеров дети, ознакомившиеся по средствам старших декламаторов с концептом пацанской этики, позабыли о своем собственном опыте социализации и наработках и влились в унифицированную Доцук пацанскую инфосферу. От 11 до 18 лет с 1987 года все веерно стали более рьяно себя ощущать инициированными в пацанскую Ойкумену, не смотря на то, что и сезонные веяния на районах, и войны пацанов, да и, воспоминания их родителей с Дерибаса, Тастака, Смычки, Малой Станицы или Татарки (старые неформальные алматинские районы) существовали задолго до рождения автора статьи. Но, геометрическая прогрессия она - такая геометрическая! Параллель можно провести лишь с дореволюционными урками, которыми в однажды в совейской стране стало немодно быть, отдавая предпочтение воровским понятиям-кодексам.

Если задолго до статьи, в широких кругах «пацан штаны на лямках» означал – салагу мужского пола, то с момента ее выхода это стихийно все больше стало походить на статус социальной принадлежности к феноменальному явлению с дифференциацией по принадлежности к конкретной локации. Если раньше на эту разницу широкие массы алматинских мальчиков (за исключением завсегдатаев детской комнаты милиции) не обращали особого внимания, то, после Доцук это стало вызовом и обязанностью. Началась мобилизация!

От первоклашек до школьников старших классов все стали пацанами. Даже самые домоседы-ботаники приобщились к этому явлению. И, называться собирательно «ребятами», «юношами» и тем более «мужиками» уже стало вдруг не комильфо. Даже шутки на этот счет грозили перерасти в потасовки за доказанный статус пацана с конкретного района.

 

Не увиденная подмена смысла

Статья «Пацаны»  вышла 10 февраля 1987 года, буквально через 55 дней после декабрьских студенческих протестов в советском Алма-Ата. В ней через призму проблемного анализа на суд читателям была вынесена стихийная карта Алма-Аты, поделенная между неформальными молодежными группировками.

Case substitution (смена контекста или подмена понятий), как технология в дебатировании по американскому или британскому формату буквально подразумевает - подмену тем в заявлении-декларации или контраргументах. В контексте активно развернутой пост-декабрьской риторики по расширению охвата казахстанской молодежи вниманием формальных организаций (Комсомол, профсоюзы, музыкальные объединения, спортивные секции, пресса, горячие лини и службы телефонов доверия, органы внутренних дел и контразведки), глубинные причины кризиса были подменены видимостью и суетой с выделением финансовых средств и расширением инфраструктуры заведомо тщетного очковтирательства и кампанейщины. Заявляемая активность по факту была направлена на лояльную советскому политическому строю городскую молодежь, а не на казахских студентов с учетом их быта, потребностей и убогих социальных лифтов.

«Ленинская Смена» на тот момент была главной центральной газетой для казахстанской социалистически ориентированной и сочувствующей молодежи, а также основным идеологическим рупором для юношества в республике. В этом печатном органе казахстанского комсомола были воспитаны практически все ключевые и яркие работники информационного фронта Казахстана, некоторые из которых и по сей день являются заметными игроками на медийном поле в суверенном Казахстане. Масштаб «Ленсмены» был огромен не только потому, что в самом названии газеты заключался ведущий идеологический статус, но и еще оттого, что равновесных альтернатив ей в советском казахстанском контексте тогда не подразумевалось. Лишь немногим позже, когда выделенные ассигнования начали пилить во всю, была сотворена на "золотой коленке" газета "Горизонт" - единственная в СССР студенческая газета с республиканским статусом. Но и тогда, "Горизонт" была под контролем ЛКСМ Казахстана, а в т.н. суверенное время с 1992 года была отдана под крыло МинПечати, откуда в 1996 году была выкинута в резкое пике и уничтожена путем увольнения сотрудников и прекращения финансирования, когда отголосков прежних эпох уже не наблюдалось. Отпечатки прежних эпох, как свидетельства и алгоритмы хода мыслей "кукловодов" стали категорически ненужными. Тем более, в новую эпоху деньги пилить стали иные лица по иным схемам.

В 1987 же году «Пацаны» от Доцук стали актуальными и гармонично вписывались в рамки работы с молодежью, как громоотвод, уводящий избыточную энергию пассионарности из искрящихся туч в ненационалистическую область общественной морали. Это позволяло акцентировать общественное сознание, охваченное прессой, комсомольскими трендами и, в некоторой степени, телевидением на активизацию упорной работы по вопросам молодежной политики в республике. Намерение актуализировать инфоповод стало воплощаться в действительность. И, острые вопросы удалось перетащить из области «свой-чужой» и «казах-русский» в сферу интернационального полукриминального котла потенциальной молодежной «партизанщины» - столь зудящей, но удобной на случай глобальных вызовов, прифронтовой полосы и даже теоретической оккупации региона внешними силами.

Кесарю кесарево, а слесарю слесарево – всегда было смыслом в контексте бархатной латентной сегрегации в советском Казахстане. И, как следствие, накануне уже другой эпохи ограниченные и конъюнктурные формулировки из заключений комиссий в 1992 году все спустили на тормозах без учета мнения пострадавшей и оклеветанной казахской студенческой молодежи. А, с того самого 1987 года у советских «кукловодов» появился повод создать альтернативную реальность для отпрысков всех Homo Sovieticus в отдельно взятом казахстанском городе. И средства на все молодежное очковтирательство именно с того момента стали активно осваиваться под контролем Комсомольских, партийных и специальных органов казахстанской коммунистической номенклатуры и вовлеченных в эти области красных шнырей, вдруг превратившихся в распределителей ништяков. Ведь, за рамки и векторы прежнего воспитательного контекста никто и не собирался выходить. Ленин оставался богом, а коммунистическая партия его проповедником.

Остроту для актуальности «пацанского» явления, которое выступало подменой реального социального тренда, следовало приукрасить асоциальным феноменом и асфальтной субкультурщиной из темных переулков и подворотен. По идее смысло-дизайнеров, непуганая общественность республики, воспитанная на идеалах Александров Матросовых (советский герой-камикадзе, бросившийся на амбразуру немецкого дота, чтобы другие смогли погасить огонь противника гранатами) и Павликов Морозовых (идеологический ребенок-фетиш, предавший своих родителей анти-советчиков), должна была отвлечься на перевоспитание и, в итоге, - закономерный happy end в вопросах с новоявленной армией трясогузки (юные беспризорники-подпольщики периода Гражданской войны – русский мальчик по прозвищу Трясогузка, латыш Мики и цыганенок).

Алматинская шпана должна была стать тем самым «сукиным сыном», который по определению пусть и сукин сын, но он - «наш сукин сын». Закладка такой «личинки» на перспективу потенциально подразумевала школу мафиозной субкультуры с филиалами подполья и сопротивления на случай невесть откуда взявшейся теоретической оккупации и диверсионной войны. Так, по всей вероятности, по запросам и заказам мифодизайнеров, светоотражающей краской Евгенией Доцук и был отлит на исторической локально-асфальтной арене феномен пацанов. Этот марионеточный концепт из анналов и прежних наработок возник не вопреки, а благодаря гипотетическим антагонистам – молодым казахским националистам.

Таким образом, страх городской публики перед хулиганами и многомерное легендирование позволили невидимым кукловодам подстрелить из рогатки нескольких воробьев одним камнем. Шпана рисовалась протагонистами, которых надо пожурить и перевоспитать, обозначив для нее «наши» берега. Позже «братский круг» в Европе, Великобритании и США стал таким же протагонистом, который удобен в контекстах для интересов РФ и ее внешних структур, даже будучи по факту явной криминальной структурой и транснациональной ОПГ.

Работа социологов из закрытых шарашек, во все времена вовлеченных в раскрой объемов работ по молодежной политике в СССР, изначально не должна была глубоко копать в казахскую этническую среду дабы не повышать ее статус. Наработки охватывали в основном лишь городские подростковые сообщества, внимающие на русском языке адекватно контексту доминирующего гегемона, и, которые рассматривались как носители советского социального урбанистического уклада. Остальное же, по полям и весям, было вотчиной региональных комсомольских структур и заслуженных авторитетов из числа казахского парт-аппарата из запаса и действующих функционеров даже если они со своей работой не справлялись.

В городе Алма-Ата комсомольскому активу достались средства на трендовую музыкальную субкультурщину, новые веяния по организации молодежных производств, организацию дискотек и прочие увлечения, выходящие за рамки серьезной партийной коммунистической работы. Именно тогда появились массовики-затейники из числа казахов-комсомольцев и зародились рок-клубы для поклонников «Битлз» из числа городских казахов, получавшие дотации вплоть до 1992 года. Органам юстиции, внутренних дел, пенитенциарной системе, КГБ и социологам экспериментаторам досталась шпана и молодежные кодексы морали в полузакрытых подростковых коллективах. Несомненно, комсомол тоже представлялся участником в перевоспитании пацанов, но, лишь как предоставляющий площадки. Одной из которых и стала газета «Ленинская Смена».

Разумеется, забегая вперед в повествовании, можно сказать, что именно мысли о грядущем, и ваяние морали в целом и на перспективу оказались несбыточными мечтами на основе общих нерелевантных выводов. И, как следствие, системный кризис той утопической несуразности очень скоро горько отрыгнулся, приняв уродливые формы глобального транзита на последующие 30 лет с лишком. Плоды этого мы будем пожинать еще долго, т.к. причастные к тем процессам еще живы и проецируют свои взгляды на потомков и через публикуемые воспоминания. Как говорится, красиво жить не запретишь.

Их люстрации, по всей вероятности, не будет. Да и, некому вскрыть и удалить эту застаревшую многомерную язву и инициировать комплексное расследование. Поскольку может достаться всем. Средства ведь были давно распределены, распилены, превращены в калории и уже многократно выкаканы. Не только причастными напрямую, но и их родственниками, последователями, сочувствующими и сопереживающими из числа антагонистов, которые в новое время получили свои преференции и экстерналии. Как говорится, – дело прошлого. Все равно, постепенно все заросло бурьяном, и было распродано с молотка по-новому. C’est la vie.

«Диверсионные группы», какие теоретически рассматривались совейскими стратегами, в любом случае, в итоге пришли в Казахстан в лице упорно тлеющей исламизации сунитского толка и его мазхабов, кандасов и зарубежных советников. Разумеется, не так радикально, как это представлялось в форме прямых столкновений, но мечети и новостройки с оралманами теперь есть во всех населенных пунктах Казахстана, а «ненавистные потенциальные противники» являются инвесторами, открывают университеты, школы и курсы английского, французского, немецкого и китайского языка for free, имеют гибкий визовый режим, женятся и выходят замуж за казахов.

 

Передислокация №1 под прикрытием в дополнение к картине

Казахстанский Январь 2022 года выдался впечатляющим, в частности для густонаселенной алматинской агломерации. Пока местные жители были «арестованы» в домашнем формате, а трассы республиканского и трансграничного значения в примыкающих локациях были перекрыты, все могли смотреть лишь пару каналов ТВ с официальной информацией и не иметь доступа к ресурсам интернет. Казахтелеком почти «потушил» всю сеть на полторы недели. Не спасали ни VPN, ни мастерство. Те, кто 5-6 января побывал в Алматы, успели нахватать впечатлений по столкновениям демонстрантов с полицией и воинскими подразделениями, где последние выглядели, мягко говоря, незавидно и деморализовано.

С такими впечатлениями многие жители города, освоившиеся за период карантина за пределами города, пенсионеры из пригородных дач, привыкшие к свежему воздуху, а также областники, как участники ежедневных маятниковых потоков, разъехались по своим норкам вне Алматы. Гнетущее отсутствие информации и эпизодические выходы в сеть, которые позволяли получать лишь разворачивающиеся сиквел-страхи и их накрутку, создавали негативное впечатление о том, что происходит в городе и какие монстры за этим стоят. При всем при том, что доступные каналы информации были аффилированные официальным источникам. Ситуация казалась катастрофической. Одновременно, и страх и, успокоение у публики вызвало официальное  сообщение об обращении Президента Токаева в ОДКБ и последовавшего вслед за этим приземления трёхтысячного контингента этой организации в алматинском аэропорту. Сообщалось, что за несколько часов солдатами контингента ОДКБ были взяты под контроль ключевые объекты инфраструктуры города и оказана неоценимая помощь в установлении порядка в Алматы.

От таких впечатлений все трепетали от само собой разрешившейся проблемы и, в то же время готовились отбиваться, от озвученных гипотетических мародеров-вахаббитов, которые, по по все той же официальной информации, отступали радиально из города в направлении загородных локаций, где укрывались люди, побывавшие в Алматы 5-6 января и напуганные выше возможного. Это еще больше настораживало и акцентировало внимание на все то, что вещалось от оправившихся и побеждающих сил, нацеленных на установление порядка. После победы «сил добра» еще пару недель передвижение по агломерации было запрещено. В последних числах января «домашний арест» был снят и люди потихоньку начали передвигаться по насущным нуждам и ритуальным обстоятельствам.

Так, чудом, от жителей села Жетыген, известного наличием в нем ж/д станции с разъездами и военного аэродрома рядом, разошлась реваншистская информация а-ля «вот, теперь-то мы всем покажем!». Иными словами, сидящие дома и трепещущие люди в Алматы и предгорных локациях растянутых с запада на восток смотрели одну ужасающую real-time «мыльную оперу» отрывками и короткое бравое победоносное приземление воинов ОДКБ в Алматинском аэропорту. А тем временем, севернее Жетыгена, по словам жетыгенцев на военном аэродроме приземлялись военные транспорты ИЛ-76 с интервалом в 10 минут в течение нескольких дней.

Возможно, масштабы параллельной операции были приукрашены, ведь 5-6 суток это от 720 до 864 посадок грузовых военных бортов. Это жутко много! Целая армия! Возможно, было в разы меньше. Но сам факт того, что параллельная операция не была отражена в официальных источниках, говорит о том, что алматинский «трагикомический театр» мог быть лишь – “false flagом” - отводом глаз от реальной причины – передислокации неких военных подразделений из РФ куда-то в обход алматинской заварухи. Настораживает также и подтвержденный факт протестных заявлений новосибирских активистов, выступивших в те дни в сети по поводу массовой отправки их земляков в составе специальных подразделений в Казахстан.

Само село Жетыген с его военным аэродромом, крупнотоннажной ж/д станцией с разъездами и тупиками, а также близостью свеже-построенных жилых блоков для расположенной неподалеку зоны в поселке Заречный, весьма подходящих под казармы – полбеды. Хотя, уже это позволяет представить передвижение составов по всему региону до Китайской границы или в сопредельные пост-советские страны военных эшелонов, пока вся страна, а также жители алматинской агломерации в частности, были арестованы по домам. 

Вызывает интерес еще и другое: в объезд алматинской агломерации есть ряд дорог, соединяющих село Жетыген с Кордаем и прочими переходами на казахстанско-кыргызской границе. В те же временные рамки в Кыргызстане появляются новые бронетранспортеры, автомобили повышенной проходимости, КамАЗы, пожарная и инженерная техника (!), приобретенные-де за счет кыргызского республиканского бюджета.

Вероятно, для пущего легендирования сей факт был представлен как следствие нерешенного кыргызско-таджикистаном пограничного конфликта, также муссируемого загодя. Но, масштабы того конфликта и объемы задействованных логистических операций под прикрытием алматинского января 2022 года – несопоставимы. Более того, обслуживающий персонал и силы сопровождения в полной военной экипировке тоже должны были быть при озвученной технике и той, которая, по всей вероятности не оказалась отраженной в кыргызских реестрах, и которую можно было отправить в Таджикистан для перекрытия Афганского направления и, даже через сопредельный с Туркменистаном Иран, в Сирию для демонстрации израильтянам и туркам, если последние вдруг не насытятся разрешенным в их пользу армяно-азербайджанским келишем-мелишем. И, возможно, в рассчете на будущих хуситов, которых держит на короткой ноге иранская региональная парадигма. И все это свершилось в преддверии СВО в Украине!!! Ведь, до нападения России на Украину оставалось всего около месяца!

 

Весенний призыв 2023 в РФ и  релокация №2

Кто и почему выбирают Казахстан для прыжка в видимость нейтральной полосы из несущегося локомотива РФ? Наличие в линейке вариантов по рокировке к узбекам, таджикам, туркменам, кыргызам, азербайджанцам, армянам, грузинам и даже монголам имеет ряд нюансов, которые играют свою роль в выборе мест для релокации российских мужчин и членов их семей. В немалой степени предпочтения отдаются Казахстану с учетом местных экономических обстоятельств, инфраструктурно-обеспеченной безопасности, языковой среды и уровня общего комфорта, максимально приближенным или даже выше, чем в пунктах отправления. Всем россиянам, мечущимся между сочувствием и боязнью, не имеющим возможности сменить РФ на страны ЕС, очевидно, что Украина, Беларусь  и Прибалтийские страны – прямо противопоказаны для осуществления побега. А Финляндия и Норвегия просто закрыли все погранпереходы для любых беженцев. Прочие европейские страны малопривлекательны с их процедурами оформления статуса беженцев и с неизвестностью по трудоустройству.

Казахстан же имеет большую территорию и выгоды по временному размещению на ней. Отсутствие дикого санкционного пресса, аналогичного анти-российскому, становится огромным плюсом для любых фрилансеров, работающих на удаленке из нашей страны. Даже местное налоговое обременение релокантам можно обойти без особых стрессов. На этом фоне удобно создавать в регионе управленческие хабы под щитом местного городского алматинского населения. Ходить по магазинам в шортах с октябре-ноябре в российскими эмоциями на фейсе уже как-то не камильфо. Оказалось достаточным использовать карты оплаты и всегда находиться в "фантиках": пищу или одежду можно купить дистанционно с доставкой, а, выйдя из подъезда и сев в нанятое через приложение такси можно отъехать в не менее огороженное природное пространство или бассейн вне посторонних глаз. Детей тоже можно увозить и привозить на скул-басах, чтобы они не пересекались с местными варнами и их кастами.

Самый пик релокации продемонстрировал, что в самом Казахстане есть местные силы, берущие на себя немало адаптационных функций для «понаехавших». Само красноречивое название волонтерского формата организации «Соотечественники» открыто демонстрировало на тот период, что потенциальные «дезертиры» и российские «диверсанты» не останутся без горячей похлебки, теплых носков и прочих ништяков банковского и коммуникационного секторов. Кроме всего этого, найти работу в казахстанских организациях оказалось не так уж и сложно для всех них. Сыграли ли в этом особую роль «Соотечественники», подобные им структуры и аффилированные российской резидентурной сети доброжелатели – отдельный вопрос. Но, люди, оказавшиеся здесь надолго, или транзитом, шума и ощутимого дискомфорта аборигенам не создают. Скорее наоборот. Аренда жилья, сельское хозяйство и производство продуктов питания стали кормить казахов и представителей местных диаспор. Является ли это новым трендом от "вежливых зеленых человечков" сказать трудно. Хотя чудоковатость "горячих российских парней" с женами и выводками поначалу резала глаза и слух.

Кроме этого, сами релоканты и трудовые мигранты из РФ (последнее определение весьма странно звучит для нас, привыкших видеть таковыми узбеков, кыргызов и таджиков) удачно встраиваются в цепочки на рынке аренды жилья, разнообразных покупок с доставкой до дверей квартир и трудовых отношений. Разумеется, не все релоканты скрыто передвигаются и присутствуют здесь инкогнито.

Пример мужа Саха-влогерши Вики тому наглядный пример комфортной жизни для релокантов в Казахстане в открытую. Об этом она заявляет на своем канале в Youtube. Возможно, что якутянка Вика и ее муж знакомятся с тем, как такие же тюркоязычные азиаты – казахи так долго живут без «старшего брата».

Если же допустить присутствие конспирологических установок в этом случае с поводом для конкретно данной релокации, то можно себе представить неких великовозрастных Саха-аппаратчиков-заговорщиков, закидывающих с благословением популярных влогеров в Казахстан для мониторинга и перенимания опыта на случай после-Путинской эпохи. Но, также можно представить, что региональные этно-communities России готовятся к переходу и уже допускают его. И, как следствие, изучают возможные паттерны последующей жизни. Разумеется, вечным нынешнему президенту РФ не быть. Это и принимается во внимание на перспективу. Хотя, размышляя о будущем на Евразийском континенте, можно упустить фактор результатов грядущих президентских выборов в США и как результат – глобальную политическую конъюнктуру ближайшего будущего.

Другим упущением может стать невнимание к заблаговременной "предосторожности" в рамках неоконовского (нео-консерваторы США) Конца Истории, что само по себе все глобальные процессы сводит к общему знаменателю. Конец Истории, как парадигмальная идея, должен был витать в неоеоновской ноосфере как концепция еще на кануне развала СССР. Иными словами, такой прогноз уже тогда говорил о возможных последствиях по потере динамики для сил дергающих на ниоочки всего человечества. Отсюда все возможные исследовательские и вычислительные ресурсы нужно было бы привлечь к моделированию многомерных последствий и вариантов развития ситуаций на планете. В СССР таких ресурсов и специалистов не было никогда. Следовательно, все то, что в Евразии происходило после наследивших мозгами Ф.Фукуямы неоконовских синоптиков - все является частью их или смежного с ними сценария. Даже если вдруг многие начнут понимать, что происходящее ныне - есть их замысел.

 

 Слово раиса против "Слова пацана"

2 декабря 2023 года на еженедельном совещании в доме правительства раис Татарстана (высшая региональная должность) Рустам Минниханов раскритиковал сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», основанный на истории молодежных группировок конца 80-х годов XX века. Он заявил, что такие продукты, рассчитанные на массового зрителя, не соответствуют интересам властей Татарстана, романтизируют криминальные устои и ни к чему хорошему не приводят. «Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. И, вообще, мы должны (соответствующим образом) отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы», - заявил раис, добавив, что его слова, как представителя региона должны быть доведены до руководства в Московском Кремле.

По информации озвученной главой Татарстана, подростки в Сармановском районе этого российского региона, воодушевленные романтизированными персонажами из сериала создали Telegram-каналы, названия которых привязали к известным казанским ОПГ – «Хади Такташ» и «Жилка», а также разместили на них видеозаписи раздела территории общественного парка между ними на сферы влияния.

Продюсер сериала Галина Стрижевская, ссылаясь на то, что в советское время родителям не хватало времени на воспитание и заботу о своих детях, заявила, что поэтому дети были предоставлены сами себе и пошли по пути формирования группировок претендующих на свою территорию в населенных пунктах, чтобы выживать. А тем временем, детская омбудс-вумен Татарстана Ирина Волынец обратилась в Роскомнадзор по вопросу о запрете сериала для массового показа. По ее мнению, под воздействием этого телевизионного продукта у детей и подростков формируются ложные представления романтической криминальной жизни. Она считает, что сама его смысловая концепция противоречит указу президента РФ об укреплении традиционных ценностей, а идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждых российскому народу и разрушительных для общества идей и ценностей.

Не правда ли, напоминает ситуацию момента выхода статьи «Пацаны» в казахстанской «Ленинской Смене»?! Параллель очевидная. Как и ожидаемые последствия: трагические и непредсказуемые на ближайшее время структурные катаклизмы в средне-срочной перспективе и долгосрочные на последующие десятилетия. Не поэтому ли, Миниханов, предугадывая грядущий очередной и возможно последний имперский крах, а также подготовку новой партизанщины на перспективу, пытается уберечь свой народ от нерелевантных способов сохранения лояльности татарских земель московским властям? Ведь, фокус Москвы на устранение авторитета национальной самоидентификации в этом регионе уже был продемонстрирован через ликвидацию института президента в Татарстане, как сепаратистского символа. Т.к. по мнению верховной власти РФ, в государстве может быть только один президент и никакой регион не может претендовать на послабления и эксклюзивные исключения в этом вопросе.

Появление же сериала, нацеленного на популяризацию сомнительных ценностей идущих вразрез с национальными татарскми векторами, как и в случае с продуктом от Доцук в казахстанской «Лененской Смене» 1987 года может свидетельствовать о том, что Татарстан на пороге активной подготовки подполья центоальной властью для возможных катаклизмов на грядущий переходный период. Случатся ли аналогичные крушению СССР события для РФ – еще вилами на воде писано, а вот подозрения к татарам уже есть и задел по подготовке молодежи к пророссийскому подполью на случай «оккупации» в регионе уже проводится.

 

Почему сейчас молчат «Дежурные по пресс-бараку» в Казахстане?!

Потому что так надо было всегда! Замысел и установки по «отбору» журналистов и «говорящих голов», выживших на раскаленных камнях казахстанского медиа-поля, возможно и существовал. Но, говорить о планомерной дискредитации игроков, как о доказанном факте, трудно с учетом многомерной действительности. Однако, сопоставление списков казахстанских журналистов середины 00-х, 10-х и середины 20-х, в совокупности с сегрегационным расслоением самого общества в бархатном формате, говорит о наличии ряда закономерностей и особенностях перманентных гибридных войн, которые татарам еще и не снились. Они еще там – за пазухой у «старшего брата», но и мы еще далеки от воплощения ожиданий, переполнявших грудь в начале далекого 1992 года. 

Очевидно, что за десять и даже двадцать лет актуальные журналисты из одного десятилетия поголовно вымереть не могут, не поучаствовав в инфоповодах другого и третьего поколений. Преемственность поколений журналистов априори должна существовать не только для избранных, но в целом для всего цеха. Иначе, это не преемственность, а ее симуляция в пользу угодных акул пера и акробатов фарса.

В естественных условиях, отбор может оставлять не просто толику голосов от прежних, но и, закономерно, увеличивать их квалификацию и влияние на следующих за ними. В Казахстане же, списки свидетельствуют о том, что каждое десятилетие «зачистка» происходит радикальная и история журналистики представляется газетами, переписываемыми как в известном романе «1984» Джорджа Оруэлла. Популярными и упоминаемыми остаются лишь ребрендируемые медиа-холдинги, пулы и некоторая линейка журналистов, которые удобны даже в ситуации со сменой цвета времени.

«Дежурные по пресс-бараку» в любые времена – весьма почитаемая каста журналистов, принимаемая в расчет и удобная в любую эпоху. Из авторитетного работника пера и микрофона весьма актуальным за последнее время стало – суметь переквалифицироваться в блогеры-влогеры и ведущих собственных каналов. Ничего в этом предосудительного нет. А наоборот. Главное – быть в тренде, остаться в профессии и быть на слуху, умея осваивать новый инструментарий и навыки. Можно иметь даже некоторый опыт перенесенных притеснений и преследований по прежним или инсценированным делишкам. Важно иметь спрос на медийном рынке и у заказчиков. А, ведь, последние тоже не прочь побеспокоится о своей плавучести и релевантности трендам. Сама актуализация универсальности и удобности зачастую служит фактором отбора. Те, кто хочет кричать правду-матку, вдруг могут потратить много время и сил на «докричаться», "исписаться" и остаться без пайка от работодателя или заказчика.

А, ведь, как показал ряд ситуаций со статьей 274 УК РК, используемой активно в период 2015-2016 годов для казахстанских журналистов - проводить расследования и даже просто участвовать в них в роли посредника  весьма и весьма чревато, если нет весомой поддержки и гарантий. В таких обстоятельствах выживают лишь с отведенными ролями или «заложенные личинки». Иными словами, говорить и развивать тему о глубоком посвящении аудитории в многомерные фракталы тематик релокации и комплексов гибридных процессов с подготовкой подполья «дежурным по пресс-бараку», всегда стремящимся быть наплаву, не просто не положено, но и опасно для профессионального реноме.

 

О «синоптиках» у разбитого корыта

Во-первых, - никакой конспирологии! Все, что изложено в этой части обзора, доступно каждому, кто владеет навыками веб-серфинга.

Во-вторых, важной задачей является определить по вертикали, кто по цепочке стоял за идеей статьи о пацанах в 1987 году. Разумеется, уже невозможно выяснить все детали, но, как уже отмечалось выше, Евгения Доцук была подотчетна редактору, который как и любой другой редактор напрямую контактирует с заказчиком. Проводниками в мир пацанских смыслов могли быть конкретные респонденты, на беседу с которыми могли выводить сотрудники внутренних дел и по совместительству задействованные в схемах Второго управления (контрразведка) Комитета Государственной Безопасности.

КГБ СССР в свою очередь числился при Совете Министров СССР на правах союзно-республиканского министерства. Задачи, обязанности и права Комитета были определены положением, утвержденным Президиумом/Политбюро ЦК КПСС в 1959 году (действовало до принятия Закона СССР об органах государственной безопасности СССР от 16.05.1991). Таким образом, Политбюро, как руководящий орган Коммунистической партии Советского союза, равно как и его члены, обладавшие правом голоса, последовательно ответственны за выработку и принятие стратегий и политики абсолютно всех вопросов в советской стране в условиях однопартийной системы. Именно Политбюро ЦК КПСС принимало решения, которые впоследствии утверждал ЦК КПСС.

В состав членов Политбюро ЦК КПСС, имевших голос на рассматриваемый период с 13 ноября 1986 года и по 10 февраля 1987 года входили: Громыко, Соломенцев, Лигачев, Рыжков, Щербицкий, Горбачев, Алиев, Воротников, Чебриков, Шеварнадзе, Зайков. 11 декабря 1986 года без участия Динмухамеда Кунаева состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, удовлетворившее его просьбу об уходе на пенсию.

Некоторые мысли приходят при прочтении выдержки из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС от 11 июня 1987 года «О работе казахстанской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся»:

Разумовский (заведующий Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС). На 60 млрд. рублей ввозим в республику товаров безвозмездно. В рабочем классе республики казахов всего два процента. Распространено убеждение, что Казахстан «кормит всю страну» (целина), что Кунаев - отец нации. От него линия национал-протекционизма. В массовом сознании очень прочно сидит идея, что все мусульмане - братья, вне зависимости от политического и социального строя. Многодетность женщин исключает их из общества. Отсюда забитость, живучесть ислама. Отсюда и национализм.

Яковлев (член Политбюро ЦК КПСС с 26 июня 1987 года). Импульс национализма идет сверху - от местной интеллигенции, партийного и государственного актива. Власти благожелательно относятся к националистским проявлениям. Слава Богу, хоть об уничтожении Советского Союза не говорит.

Горбачев. Какого Бога ты имеешь в виду? Если конкретно... (смех),

Яковлев. Аллаха.

Горбачев. У нас в этом вопросе один Бог - Ленин. Если бы он отстоял тогда перед Сталиным национальную политику, не было бы того, о чем мы сейчас говорим. Надо воспитательную работу вести и с лицами некоренной национальности, с русскими. Карательные акции в национальном вопросе особенно опасны. Сразу возникают «святые» и «мученики».

Лигачев. Национализм тем заметнее, чем сильнее проявлении социальной несправедливости, чем больше извращений в кадровой политике, и экономической политике, закрепляющих иждивенчество... Получилось так, что сколько ни даешь, все мало. Иждивенчеству - дать бой. Интернационализм свели к равноправию, а борьбу с национальным эгоизмом не вели. В этом деле потребуются и смелость, и мужество.

Соломенцев. Тот, кто был заражен национализмом, от него так и не освободился. Он у них ушел вовнутрь... Я был там. Алма-Ата - это одно. А периферия - совсем другое. Караганда - это трущобы. В магазинах пусто.

Горбачев. В алма-атинской истории мы сначала действовали, а потом приступили к глубокому изучению проблемы. Хорошо, что хоть начали изучать. Нужно глубоко, политически оценить, что происходит. Межнациональные отношения - важнейшее из устоев нашей государственности. Если эти устои не выдержат, начнет трещать все остальное. Здесь коренной вопрос. Во время воины Казахстан, Алма-Ата прошли проверку на интернационализм. Создана мощная экономика в Казахстане. Построены города, советское сельское хозяйство. Трудно, но живут люди, надеются на лучшее. Это чувствуется во всех коллективах, где бывал. Сильный аргумент - что дала Казахстану Революция... В связи с алма-атинскими событиями у меня не возникло намерения говорить о кризисе. Я и сейчас не ставлю под вопрос интернационализм казахстанского народа. Это были бы эмоции. То, что произошло в декабре, не поколебало завоеваний Революции. Но событие это показало, что очень много накопилось проблем.

P.S. Улыбнул меня факт размещеня этого обозрения на портале dialogдотkz в рубрике Конспирология. Без акцентов я поинтересовался у редактора сего источника через легкое ироничное удивление сим фактом. На это он мне ответил: "Но тут вариантов нет. Будут накаты, скажу, ****ь, шлифты  протрите гниды, и смотрите рубрику!".


Рецензии