Мужчины Руси
пучок,а позже,когда они отрастали еще,начинали заплетать в косу.Обычно коса при-крывала затылок воина.Норманны верили,что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.Бороду варяги часто брили,это видно по изображению на гобелене XI в.из Байё,на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями,по видимому,никакой особой сакральной силы в ней не было,зато у некоторых норманнов изображены пышные усы.Князья и дружинники.Извест-но,что в древности русские князья,и очевидно,дружинники голову брили наголо,но оставляли волосы на темени.Был ли это знакомый нам оселедец,или же они заплетали из этих волос косу,доподлинно неизвестно,потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания.Однако сохранилось воспоминание византийского писа-теля Льва Диaкoнa,который в X в.описывал внешность новгородского князя Святосла-ва,сына князя Игоря и княгини Ольги:«Голова у него была выбрита,но с одной стор-оны свисал клок волос– признак знатного рода».Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому,в воспоминаниях Диакона не уточняется.Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей,дальней поездкой и даже женитьбой.То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге,но и для красоты.Волхвы.В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали,что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами,а
длинная кос,на спине якобы оберегала человека с тыла— от злых глаз.С волосами в
язычестве вообще было связано очень много суеверий.Их не стригли,чтобы не лишать-ся силы,их сжигали,чтобы никто не мог навести порчу,а если состриженные волосы уносила птица,то верили,что это к болезни— ждали,что человека вскоре начнет крут-ить так,как скручены волосы в птичьем гнезде.Волосы использовали для приворотов, для проклятий,для заговоров.Особой гордостью волхва была борода.Ее ни в коем слу-чае не стригли,считая,что в ней находится вся мужская и колдовская сила.Миряне.В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины,перех-ваченными шнурком,чтобы не мешались в работе.Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд— пострижины.В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка,но еще будущему воину в первый раз да-вали посидеть на коне.После принятия христианства и князья,и простолюдины волосы стали стричь короче,под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы,поско-льку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину.Например,есть гравюра,на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав,на кот-орой князь совершенно точно пострижен под горшок.Примерно такие же прически были и у князя Ярополка,и у Всеволода Большое Гнездо.В «Географических известиях» 1850 г.есть интересная запись,где говорится следующее:«О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине,а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить,не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгород-цев,которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии,который посетил Новгород в 1413 г.и оставил об этом литературные воспо-минания.Правду ли он написал,судить сложно,так как в этих же воспоминаниях он рассказал,как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу,что конечно же, глупости."(ст."Какие мужчины на Руси носили длинные волосы",Кириллица,2023)
Свидетельство о публикации №223121900068