продолжать жить вместе

Многие помнят:
"Бабочки летают! Бабочки!"

Это не повод вступать в серьёзные и долговечные отношения.
Потому что гормоны успокоятся и на поверхности останутся характеры, "роли", "ожидания", о которых никто и не успел рассказать.

Хотя в моей практике был случай:

Мужчина, шестидесяти лет обратился за консультацией. Он спрашивал, как себя вести, что говорить, чтобы жена осталась. Осталась с ним. Пусть не в браке, но в одной квартире.
- Ведь можно продолжать жить вместе?
- Как Вы думаете, что явилось причиной вашего развода?
- Она много требовала от меня, - немного смутившись, совсем на короткое время, ответил Арнольд.
- Например?
- Мы с самого начала договорились, что не будем требовать друг от друга то, что каждому не нравится делать.
- Это как?
- Мне не нравится выносить мусор. Лишний раз выйти из квартиры, только ради выноса мусора, мне не совсем комфортно: нужно переодеться из домашней одежды, взять салфетку, чтобы не испачкать руки о крышку мусорного ящика. Потом вернуться домой, вымыть руки, переодеться. Настрой уже изменён. Нужно время, что "вернуться" в состояние безмятежности.
- Позвольте уточнить. Выход на свежий воздух лишает Вас внутреннего умиротворения и гармонии с внешним миром?
- Да. Мне нравится выходить на свежий воздух тогда, когда я на это настроен, а не когда меня об этом просят.

- А что мешает в тот момент вынести мусор?
- Я выхожу прогуляться перед сном, когда на улицах никого нет. Могу зайти в магазины перед самым их закрытием и спокойно рассмотреть товары, что-то купить. А если я вынесу мусор, даже через салфетку поднимая крышку мусорного ящика, у меня остается чувство "не полной чистоты рук". Да, я в магазинах протираю руки средствами, благо сейчас они у всех входов. Но эти все действия вызывают дополнительное напряжение. И не только это.
- А что ещё?
- Жена, вдруг, стала ложиться раньше спать. Когда-то она засыпала как и я, после 23-х часов. А теперь в 21 уже спит. Когда я возвращаюсь, она просыпается, выходит из своей комнаты с недовольным лицом, пьёт снотворное и уходит. Я чувствую себя в такие моменты очень плохо. Даже если она не выходит, я знаю, что она просыпается, слышу как наливает воду в стакан, и мне это этого некомфортно. Разве она не понимает, что тем самым заставляет меня чувствовать себя дискомфортно?
- А вы? Вы понимаете, что каждый раз она просыпается и испытывает дискомфорт? Что ей приходится принимать вторую таблетку снотворного, а это, возможно, не очень хорошо влияет на её здоровье?
- Но, раньше она не ложилась так рано спать! И я привык к своему режиму, в какой-то мере, к нашему общему образу жизни и не хочу ничего менять! А она стала просить меня гулять в другое время. Почему я должен подстраиваться под её новый режим?

- Давайте по порядку. Вы спрашивали у жены, что явилось причиной изменения графика её жизни?
- Это понятно! Она стала по утрам помогать с внуками. И не каждый день! Один раз в неделю, иногда - два. И из-за этого изменила свой график жизни, стала каждый день раньше вставать, раньше ложиться. "Чтобы высыпаться и не нарушать режим жизни по обстоятельствам", - с ехидцей в голосе произнёс Арнольд. - Внуки скоро вырастут и её режим может опять вернуться в прежний. А я почему должен подстраиваться?

Арнольд.
Я не стала менять имя. Арнольд - сильный орёл.
Как бывает обманчива внешность и имя несущее смысл.
Возможно, родители и не задумывались о значении имени, когда нарекли своего сына таким звучным и мужественным именем.
Возможно, они знали значение и назвав сына Арнольдом, хотели подарить ему мистический образ сильного и парящего в высотах орла.

Внешние данные Арнольда, при первом впечатлении, располагают думать о нем, как о сильном мужчине - высокий, широкоплечий, держится спокойно, серьёзный взгляд.

Но, уже на второй встрече передо мной сидел "потерянный" старичок.
Седина и ухоженность, которые придавали образу некое обаяние, вдруг стали подчёркивать всю эмоциональную усталость души потерянного мужчины.
Его взгляд уже не был таким спокойным и серьёзным, больше мрачным и выдающим обеспокоенность.

Сегодня на встрече, первое, что сказал Арнольд, войдя в кабинет, было:
- Жена переехала на съёмную квартиру.

Он аккуратно повесил своё пальто, поправил подушку в кресле и сел, сложив ногу на ногу.

- Как она могла так поступить? Взять и уйти! И куда? На съёмную квартиру! Платить огромную сумму! Возможно, питается своими конфетами и наслаждается тишиной!
- Вас беспокоит то, что она наслаждается тишиной?
- Я не то хотел сказать. Оговорился. Она всегда много времени проводила за книгами, писала свои какие-то статьи, всё время училась. Могла это делать и дальше в своей комнате - я ей не мешал!
- Она назвала Вам причину своего нежелания жить в одной квартире?
- Да!!!, - почти прокричал Арнольд, - она хочет тишины! Ти-ши-ны! Понимаете?
- А у вас в квартире не было тишины?
- Как по мне, всё было как всегда. Точнее, нет. Ей всегда не нравилось, что, засыпая я смотрел телевизор. Вечерами хотел послушать музыку.
- У вас разные музыкальные предпочтения?
- И да, и нет. Но я не могу слушать только то, что нравится ей. А когда я надевал наушники, она говорила, что меня рядом нет.
- И как вы оба справлялись с такой ситуацией?

- Мы стали жить в разных комнатах. Встречались на кухне. Если я что-то слушал "своё", она уходила с едой в свою комнату. Да, мы отдалились. То, что интересует меня, ей неинтересно! А я - мужчина, мне интересно то, что происходит в мире! Я слушаю разные мнения политиков, историков и таким образом у меня складывается своё мнение о том, что происходит в мире.
- Вам очень важно знать то, что происходит в мире?
- Да, конечно! Я ведь мужчина!
- Вы несколько раз повторили "я мужчина". Что для Вас это значит?
- Как? Вы не понимаете?
- Нет. У каждого человека своё понимание своего потенциала, своей значимости, своего "Я".
- Я должен разбираться в том, что происходит в мире - это моя мужская значимость, одна из них.
- А какая ещё?
- Ну, я ...

- Давайте, я прочитаю Вам описания некоторых мужских качеств, а Вы скажете мне, какие из них являются Вашими?
- Давайте! Я уверен, что всё это во мне есть. Я просто немного сбит с толку Вашим вопросом.

- Качества мужчин, удерживающие рядом с ними женщин: доброта, интеллект, порядочность, честность, мужественность, внимательность и уважительное отношение, работоспособность, ответственность, нежность и забота. Это те качества, которые набрали самое большое количество голосов среди множества опрошенных женщин из разных слоёв населения всей планеты. Это были образованные женщины, занимающие высокие должности и обычные домохозяйки, замужние дамы и юные студентки, молодые женщины и дамы пожилого возраста.
- Что-то никто из них не назвал "доходы".
- Да, потому что все эти мужские качества - реальные, не наигранные - мотивируют мужчину на достижения определённых высот, чтобы порадовать семью, свою любимую, обеспечить семье заботу, безопасность, комфорт. А почему Вы так отреагировали на отсутствие слова "доход"?
- Потому что я - мужчина.

- То есть, если я правильно Вас поняла, для Вас слова "мужчина" и "доход" имеют какое-то соответствие?
- Нет. Я о другом. Скорее всего, эти женщины лукавили. Любая женщина ожидает, что мужчина будет добытчиком.
- И в чём тут лукавство?
- В том, что они это качество - "иметь стабильный доход" - не назвали в первых качествах.

- Интересно. Как Вы думаете, мужчина имеющий доход, достаточно большой доход, чтобы обеспечить семью всем необходимым, перечисленные качества может не иметь? Или иметь их в категориях "после"? Или Вы думаете, что женщинам доход мужчины,  важнее его доброты и порядочности?
- Нет, ну нет же! Просто от всех этих перечисленных качеств в мужчине, всё равно, каким-то подтекстом требуется от мужчины - иметь доход. Быть тем, кто обеспечивает!
- Я Вам так и сказала, что когда перечисленные качества реальны в мужчине, непоказные, а являются его сущностью, тогда они мотивируют мужчину на достижения определённых высот, чтобы порадовать семью, свою любимую женщину, обеспечить семье заботу, безопасность, комфорт.
- А какие качества женщины мотивируют её на подобные действия?

- Подождите. Давайте разберёмся. Мужчины и женщины - разные. Есть различия в физиологии, психике мужчин и женщин. Женщина - мать, хранительница очага - внутри дома, так сказать. Мужчина - отец, тот, кто - да, добытчик, обеспечивающий материальную стабильность семьи, безопасность - внешнюю.
- Но ведь есть семьи, где мужчина дома с детьми, а женщина зарабатывает, потому что у неё это лучше получается!
- Есть. Они, эти семьи, на начальном этапе, как правило, договариваются, или в процессе  жизненных ситуаций, решают совместно - кто и что делает. Вы почему так отреагировали?
- Моя жена зарабатывала и всё, как она говорила, вкладывала в детей. А можно было и в дом. Дети выросли, у них свои дома и семьи. Она съехала. Я один. В квартире нет ремонта. А те средства, которые она "вкладывает" в свою отдельную жизнь, можно было вложить в ремонт, в обустройство и жить спокойно вместе!

- Она не могла. Вы сами говорили, что ей важна тишина и режим.
- А обо мне кто-нибудь подумал? Что мне важно?
- А что Вам важно?
- Не быть одному в пустой квартире. Я ей верил. Верил, что она никогда не уйдёт! И теперь, когда я стар, как мне найти женщину?
- А зачем Вам женщина?
- Чтобы не быть одному. Чтобы было с кем поговорить, иногда. Чтобы в тяжёлый момент не остаться одному.
- Вы думаете, что такой женщины нет? Нет той, которая захочет разговаривать с Вами? Иногда? Не оставит Вас в трудную минуту?

- Я знаю, что я не самый "лёгкий" человек. Я не буду менять свои правила жизни ради кого-то. И моя жена долго жила со мной так, как мне было комфортно. Да, она своим молчаливым присутствием или уходом в свою комнату "давила" на меня, но я не был один!
- А что Вы сделали для того, чтобы ваша жена осталась?
- А что я должен был что-то делать? Она ведь столько лет жила рядом!
- Да, и как я поняла из Ваших рассказов, она высказывала и проявляла своё недовольство тем, что Ваши образы жизни сильно разнятся. Ей пришло время подумать о себе.

- Все вокруг думают о себе! А обо мне? Обо мне кто подумает?
- А Вы о себе думаете? Вы сами проявляете о себе заботу?
- Да. Я пришёл к вам, проявив заботу, чтобы не остаться одному. И результат - я один!
- Вы не захотели самую малость изменить в себе для того, чтобы Вашей жене было комфортно жить рядом с Вами.

- А где любовь о которой она так страстно говорила?
- Любовь, иногда, исчезает. А вы? Вы любили её?
- Да, было время, когда я испытывал эти самые "бабочки" в животе. И думаю, что это была любовь. Мы так много говорили когда-то, смеялись, много гуляли.
- И что пошло не так?
- Честно?
- Конечно. Это Вам самому необходимо.
- Я перестал ею увлекаться. Она не из тех женщин, которые перестают ухаживать за собой после свадьбы. Она очень интересная женщина, можно сказать, привлекательная. Но я перестал ею увлекаться. Её истории, рассказы перестали меня удивлять, восхищать. Она начала меня раздражать своими заумными беседами. Я ей часто говорил: "Ты такая умная. Пиши книги! Когда уже начнём получать гонорары?"
- То есть, если я правильно услышала Вас, когда Вы перестали увлекаться своей женой, она стала Вас раздражать и Вы начали намекать ей на получение прибыли от её умения интересно рассказывать?
- Да! Она много печатала, писала, преподавала. Она без амбиций! За те знания, которые она передаёт людям, можно получать хорошие деньги!
- То есть, Вас стало раздражать то, что Ваша жена не зарабатывала столько, сколько Вы ожидали?
- ДА! И я ей прямо об этом говорил.
- А что отвечала жена?
- Ничего. Она какая-то помешанная на "страхе лишних денег".
- Что это значит?

- Если бы она получила, каким-то образом, огромную сумму, то я знаю на все 100%, что она раздала бы всем своим нуждающимся близким, родным, друзьям. И, конечно, купила бы дом! Но в этот дом постоянно приглашались бы люди! У нас были гости даже в нашей маленькой квартире! Какой-то мини-вокзал иногда был.
- А Вам это не нравилось?
- Совершенно! Но, когда она спрашивала, я давал согласие. Отдать ей должное, без моего согласия она не устраивала дома никакие встречи или праздники.

- То есть, Ваше желание быть в тишине, без гостей учитывалось?
- В большей степени - да.
- А почему Вы не ответили ей тем же: учесть её желание быть во время сна в тишине?


Арнольд встал, поправил пиджак и схватив пальто, быстрым шагом, покинул кабинет.

"Бабочки летают"...., и улетают...., остаются цветы, которые засыхают.


Рецензии