Моя любовь - Терскол

      
           Моя любовь - Терскол

    Я уже писал, что впервые мы с женой попали в горы по парной путёвке, которую в последний момент подсунул мне доктор, честно признавшись, что он понятия не имеет, что это такое, и « с чем его едят?» Мы были настолько далеки от действительности, куда мы едем, что в Мин.Водах на рынке я купил себе чёрные лаковые туфли, чтобы было в чём ходить на дискотеки в горном санатории под названием «Терскол» в Кабардино-Балкарии на Кавказе, куда по нашим представлениям мы направляли свой путь. Но действительность оказалась намного суровей, чем мы ожидали. Санаторий превратился в военную турбазу, на которой «цивильную» одежду, а уж тем более лаковые туфли никто не носил. Все ходили только в горнолыжных или спортивных костюмах, кроссовках, свитерах или горнолыжных ботинках. Дискотеки были, но проводились они своеобразно. Если в баре или танцзале турбазы включали мелодию, то она звучала минут 10-15-20, чтобы максимально способствовать скорейшей акклиматизации прибывших с равнины туристов.

    Дело в том, что военная турбаза МО СССР «Терскол» распложена в Приэльбрусье на высоте 2200 метров, что сразу сказывается на самочувствии. Для примера – моя первая жена, КМС по волейболу, ни одной ночи в Терсколе не смогла спать нормально, сказывалось высокогорье. И самый надёжный путь, скорее чувствовать себя хорошо – это его максимально нагружать с первых дней пребывания на турбазе, и танцы вечером один из лучших способов это делать.

                «Мэтр на мэтр»

    Но самая главная достопримечательность Терскола, чего я не видел больше ни на одной турбазе Советского Союза – там невозможно было скучать и оставаться одному. Во-первых, все туристы разбиты на группы в соответствии со своим классом катания. А во-вторых, каждая группа в конце заезда должна была обязательно дать самодеятельный концерт и участвовать в соревнованиях проведению утренней зарядки,  по волейболу, шахматам, настольному теннису, плаванию и самому интеллектуальному виду спорта после шашек – перетягиванию каната. А венец спортивной подготовки и одновременно оценка работы инструктора – это соревнования по горным лыжам. По итогам победителям и призёрам соревнований и концерта вручались пироги размером метр на метр, под названием «мэтр». За первое место – два «мэтра», за призовые места – по одному «мэтру».

    За лет 30 моего пребывания на турбазе Терскол, (остальные 10 – это Домбай, Кировск, Карпаты, Крым, Урал)  нашей группе, в которую волею судьбы доводилось попадать мне, много раз приходилось «обжираться» пирогом под названием «мэтр». Расскажу об одном, наиболее «переживательном эпизоде. Я уже писал, что через год, как молодой «солопед-лейтенант» Юрий Лончаков – будущий космонавт и Герой России - пришёл ко мне в полк, я взял его к себе в экипаж вторым пилотом. Обычно правые лётчики в военной авиации живут по двух правилам:

1) «Дело правого – не мешать левому» - эта выстраданная жизнью аксиома родилась из того мизерного налёта по сравнению с лётчиками Гражданской авиации, что дай Бог хоть навыки лётчика, который сидит в левом командирском кресле поддерживать на минимальном уровне, а о «праваках» речи вообще нет. Ему главное научиться «мастерски убирать шасси». И я на всю жизнь запомнил «крик души» Командующего, который он прислал в телеграмме ЗАСС: «Тов. командиры полков, когда вы поймёте, что правый лётчик – это тоже лётчик, его тоже учить надо». Правда, Командующий ничего не сказал, за счёт какого лимита топлива учить этих «дармоедов?» Но не будем о «грустном», которое от нас почти не зависит.

2) «Командир всегда прав!» - если командир не прав – читай пункт первый. Но «правак» мне попался «привередливый» - золотой медалист, блин, и как оказалось, в жизни руководствовался принципом Мичурина: «Нам нельзя ждать милости от природы! Взять их у неё наша задача». Поэтому лётное обучение у нас с самого начало пошло «наперекосяк» вопреки здравой, устоявшейся методике лётного обучения. Как? – я об этом уже писал ранее, поэтому не буду повторяться. Но во всём остальном я этому «вундеркинду» показал, что означает принцип: «Зачем та власть, если ей не пользоваться?»

    Я всегда восторгался порядками в Царской армии. Во флоте там каждому офицеру был  положен вестовой, а в кавалерии и прочих «сухопутных войсках» - денщик. (эрудитам напоминаю, что танков тогда ещё не было). Так вот, это специально обученное лицо бегало в магазин за водкой, когда на господ-офицеров накатывал «душевный сплин», носило за ними при переездах их саквояж, в общем, делало за офицера всю черновую работу, благодаря чему жизнь которых была лёгкой и необременительной, похожей на сплошной праздник. Так – балы, маневры, опять балы…  Вот и я решил, что раз родина не дала мне вестового, то хотя бы «шерпу-носильщика» на пол ставки я себе на должности командира полка заслужил, только обеспечить должен себе сам. Поэтому вызвал к себе лейтенанта Лончакова в кабинет и в лоб спросил: «Так, старлея хочешь получить?» И после ответа «да», продолжил: «Тогда полетишь со мной на Кавказ на военную турбазу «Терскол», будешь носить в аэропорту мои горные лыжи, парную, «семейную» путёвки я уже на двоих взял».

   Жалкий лепет лейтенанта, что он бы хотел маму в Актюбинске повидать, разбился о мой железный довод, что вторая половина отпуска будет летом, вот тогда и повидаешь, а сейчас карьера в твоих руках, совсем как в той притче про святого старца:

     «ПРИТЧА "ВСЕ В РУКАХ ТВОИХ!"

     В давние-давние времена в одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили люди к нему со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За то любили его и уважали.
И только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!». И люди прозвали этого человека завистником, и смеялись над ним.
Но однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал: «Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдемте к вашему лже-мудрецу, я поймаю бабочку и, когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», - все равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мертвая?». И если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мертвая, я выпущу бабочку на свободу. И в любом случае ваш мудрец окажется в дураках!»
Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой вопрос.
- «Бабочка», - ответил мудрец.
- «А живая или мертвая?»
И старик, может быть, улыбнувшись в бороду, сказал: «ВСЕ В РУКАХ ТВОИХ, ЧЕЛОВЕК!»

   Лейтенант мне попался «ушлый». Он тут же щёлкнул каблуками: «Командир, я выбираю карьеру», - и добавил, - «Какой Вы «мудрый», если знаете такие притчи!» Я вслух ничего не сказал, но про себя подумал: «Хлопнуть командира при случае по голенищу – это «искусство» и верный шанс пересесть на левую чашку сиденья на год, а то и два раньше запланированного срока».

    В общем, так оказались мы на военной турбазе в посёлке Терскол вместе. При заселении дежурный администратор сначала наотрез отказалась заселить младшего офицера со мной в двухместный номер, и мой довод, что у меня семейная парная путёвка, разбился о её «железное» возражение, что лейтенант Лончаков мне не жена. На что я нашёл контраргумент, что в морской авиации в отличие от сухопутной - правый лётчик – это больше чем жена, т.к. именно он призван спасти не умеющего плавать командира при катапультировании из самолёта над морем. И вообще, «пусть первый, кто скажет, что это не мальчик, бросит в меня камень» - добавил я цитату из Остапа Бендера. Администратор оказалась начитанной, классику знала (а других на военной турбазе не держат), так лейтенант попал в номер, где селят от майора и выше.

    В общем, жили мы вместе, но катались, естественно, в разных группах, хотя мой правый лётчик клялся и божился, что он сможет удержаться за всеми и в моей 300-х сотой группе. Да, первый раз горные лыжи увидел, а туда же – ничего не скажешь, «гонору ему не занимать» - весь в своего командира. Но вернёмся к проблеме, из-за которой я и затеял все эти воспоминания – спартакиада и концерт художественной самодеятельности, в которых должна принять участие группа, если она хочет завоевать пирог «мэтр на мэтр». Со спартакиадой у нас затруднений не было, группа оказалась спортивной и разносторонней. Более того, настолько дружной, что катались мы только «след в след», так нам ни на миг не хотелось расставаться друг с другом. Честно скажу, за все 40 лет катания на горных лыжах, если говорить о моём общем стаже, я такое видел впервые, потому что те, кто хорошо катается, как правило, единоличники, и не любят кататься в группе. Нас сразу можно было узнать на горе, т.к. 14 горнолыжников, несущихся по склону «кучей» друг за другом – это редкая картина для всех горнолыжных курортов. Мы не раз слышали комплименты в свой адрес, и дорожили «маркой», которую сами на себя взяли.

    Но вот с самодеятельностью у нас оказалось сложно, а в Юриной группе наоборот, спортсменов мало, а талантов хоть «пруд пруди». И мы решили объединиться, такое правилами разрешалось. В их группе оказалась девочка, закончившая консерваторию, и с изумительным голосом. В общем, она быстро написала сценарий, и мы приступили к репетициям. Наступил день концерта. Мы уже заняли первое место в спартакиаде, оставалось оказаться за самодеятельность в призёрах, и два пирога «мэтр»  нам обеспечено. Но наши соперники, как оказалось, тоже не дремали. Они провели полную разведку, вызнали, к чему питает слабость главная солистка нашей группы, оказалось – очень любит шампанское. И провели подпольную операцию, к которой мы оказались просто не готовы.

    Два молодых красивых человека после обеда в день концерта обаяли нашу солистку, и она, поддавшись «халяве», выпила две бутылки холодного шампанского, и в 18.00 у неё полностью сел голос. Она просто сипела, и ничего нельзя было разобрать. Мы были в шоке. Ведь весь наш концерт был поставлен полностью на ней, на её песнях, которые она специально написала согласно сценарию. Мы лихорадочно попытались выучить её песни, но от волнения ничего не запоминалось. И тогда ко мне пришло решение.

     Говорю Юре: «Так, мы с тобой умеем только летать и драться. Самолётов здесь нет, значит – второе.»  А я Юру приучил, кимоно всегда возить с собой. Мы отобрали ещё двух человек, парня и девушку,  и бегом отправились в спортзал вместо ужина на генеральную, она же единственная, репетицию. Во-первых, быстро отрепетировали пару раз несколько каратистских ката и набросали примерный план условного боя двух каратэков, который планировали показать под музыку. Во-вторых, группе велели учить и петь песню Олега Митяева «Как здорово, что вместе мы сегодня собрались», пока без музыки, т.к. единственный гитарист Лончаков был занят со мной. Ещё я отобрал двух человек: толстого и тощего, и мы поставили сценку "Цирк 13-го года".

    В общем, опишу, как проходил концерт и наше выступление. Сначала выступили согласно жеребьёвке две группы, в том числе и наш основной соперник. А мы в это время репетировали с Юрой рукопашный бой и накатали его почти до автоматизма, что придало нашему выступлению дополнительный колорит. Сейчас поймёте, почему? 

   За 10 минут до начала нашего выступления нам дали команду «Приготовиться», и мы собрались в коридоре, откуда был вход на сцену. Конферансье объявила концерт нашей группы, и на сцене появилась, как говорит корефан Валерий Бабич: «Самая красивая девушка нашего ресторана», - но не одна, а с парнем, и они неторопливым шагом изображают прогулку под звёздами. А в это время из «кустов» вылезает пьяное «мурло», которое изображал Лончаков,  в куртке, надетой на кимоно, повязанной шарфом «ах, не одна я в поле кувыркалася» и бутылкой водки в руке. И начинает приставать к прохожим: «Я хочу, чтобы вы выпили со мной за здоровье моей мамы, у неё сегодня день рождения».

     Парень девушки трусливо сбегает с воплем: «Мне бабушка запрещает общаться с незнакомыми дядями», а девушка, которую пьяный дебошир уже бесцеремонно берёт за талию, начинает кричать: «Помогите, меня насильно хотят напоить водкой, когда все знают, что я пью только «Мартини» или полусладкое «Шампанское». Если тут есть в округе настоящие мужчины, помогите девушке спастись от приставаний этого некрасивого хулигана».

    И тут выхожу я в кимоно и с лыжами на плече. На одной руке у меня фирменная повязка «Инструктор втб «Терскол», на другой – «Настоящий мужчина». И так это вежливо: «Будьте, пожалуйста, так добры, отпустите девушку».  «А ты кто  такой?» - орёт пьяный алкаш. «Я инструктор турбазы Терскол, а это значит – настоящий мужчина, которого девушка звала на помощь. Кстати, довожу до Вас, что на нашей турбазе все настоящие, других тут не держат», - и аккуратно ложу лыжи рядом. Дебошир со словами: «Счас мы проверим, какой ты мужик настоящий», - бьёт мне два цуки (прямых удара в лицо), которые я чётко сбиваю двумя блоками сото-уке. Далее по плану должен лететь мая-гери (прямой удар ногой в живот), так прорабатывали на репетиции. Мая гери полетела, я картинно, «оттопыривая зад» - смеюсь, ставлю перекрёстный блок руками с тем, чтобы потом перевести ногу на захват и бросок, как вдруг Юрка в последнюю долю секунды переводит удар на маваши (круговой удар ногой) и чётко бьёт меня по «бороде». Голова дёргается, блин, мы так не договаривались, и мы экспромтом переходим в вольный спарринг без всяких поддавков. Единственное, выдерживаем общий рисунок боя – больше серийных и прыжковых ударов, и заканчиваем обязательно одним из верховых ударов по голове, типа ура-маваши, мика-дзуки и пр. В общем, так дерёмся минут пять. Боковым зрением вижу зал и понимаю, что это интересно. Но высокогорье сказывается, чувствую, что выдыхаюсь, сквозь зубы ору: «Финал!» - это значит, когда Юра только начинает атаку, я делаю встречную подсеку под две ноги, роняю хулигана, и быстро имитирую добивание – 3-4 удара цки по морде. Тот вопит: «Дяденька, не бейте, я всё понял, лучше научите меня драться».

    Я ему: «Но для этого надо вести здоровый образ жизни и кататься на горных лыжах». Он: «Обещаю, буду вести». Я помогаю ему подняться. Он сбрасывает куртку, шарф, начинает играть музыка, и мы синхронно, красиво начинаем выполнять 4 сложных ката с акцентированием, где положено, на выкрик «киа» (я обычно кричу гортанный крик «ОСС», и к этому приучил свою группу). Потом мы разыграли сцену "Цирк 13-го года". Детали не разглашаю, бо это фирменная домашняя заготовка, время ещё не пришло. В общем, получился оригинальный номер, и жюри его по достоинству оценило. После того, как мы спели всей группой «Как здорово, что вместе мы сегодня собрались» под аккопонемент Юриной гитары, нам поставили высокие оценки и вручили два пирога «мэтр на мэтр".
                В общем, вы поняли, почему на военной турбазе Терскол невозможно скучать и оставаться одному. Всех настолько сдруживает творческая атмосфера общих соревнований и концерта, что разъезд по домам после 14 дней катания часто происходит «с соплями и слезами на глазах», обязательным взятием адресов и клятвенными обещаниями встретиться на следующий год в это же время в этом же месте. А теперь, попрошу вспомнить слова моего друга Евгения, который жаловался, что ему в Красной Поляне одному кататься скучно.

    Лучше всего, я думаю, ностальгию по горам при расставании передал Юрий Визбор в своей песне «Лыжи у печки стоят» (даю с аккордами):

                Am Dm E7 Am
«Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой.
 Am Dm E7 Am
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой.
 A7 Dm G7 C E                Здраствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай.
 Am Dm E7 Am
Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.

Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой марево дальних дорог.
Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай.
Снежные флаги разлук вывесил старый Домбай.

Что ж ты стоишь на тропе, что ж ты не хочешь идти.
Нам надо песню запеть, нам нужно меньше грустить.
Снизу кричат поезда. Правда, кончается март.
Ранняя всходит звезда, где-то лавины шумят…»

        (Есть пародия):

«Лыжи у печки стоят, пальцы из гипса торчат.
Месяц кончается май, не на что ехать назад.
И всё же, мы навсегда сохраним
В сердце своём этот рай…»

   P.S. Забыл указать, что стало с лейтенантом Лончаковым после гор. Юра через несколько лет поехал на Урал, где в горнолыжном курорте Абзаково два МС СССР поставили ему горнолыжную технику так, что сейчас он летает только в Альпы, причём "чёрные трассы" для него уже пройденный этап. Он катается свободным фрирайдом по "целине". Ну, и поскольку я всегда привык отвечать за свои слова, приведём несколько его смс оттуда, с гор:

   СМС Лончакова:

    «Командир, дорогой, не могу дозвониться. С днём Рождения! Спасибо за всё! Спасибо за Дружбу! Всегда помню, беру в пример, люблю, уважаю. Мы ещё порадуемся приключениям! Будем жить! Обнимаю!» 
                11 марта 2013 года.

    «Италия. Альпы. Буду прыгать с вертолёта на целину».
                12.01.2014 года. 2.56.29

    «Командир, дорогой, ничего не забыл. Небольшие обстоятельства, увели телефон. Всё восстановил. Поздравляю с днём Рождения! Знаю, что ещё полетаем, побродим по свету и порадуемся жизни. Будем жить! Обнимаю!»
                13 марта 2014 года. 11.34.26

    «Командир, с праздником Морской авиации! Будем жить !!! Обнимаю!
               17 июля 2015 года. 09.26.42

   "Командир, ... ...   Ностальгия. Нахожусь в Североморске и никогда не забуду учения в Североморске-третьем. Люблю Север. Будем жить !"

Я ему: "От души рад за тебя! Юр, сообщишь, когда получишь. Для меня будет повод вспомнить, как мы летали в составе одного экипажа !"

"Командир, тебя не хватает !"

"А Николаев. Как хочется вернуть то время"

Я ему: "Мне тебя тоже. Юра, ты всегда был моим лучшим лётчиком, с кем я летал, таким ты и остался"

"Спасибо, Командир, не подводил и не подведу. Обнимаю и всегда остаюсь морским лётчиком ! Уважаю, люблю".

   В общем, я думаю, немного найдётся "правых лётчиков", которые благодарны своему Командиру за то, что он научил их не только летать, но и был первой ступенькой к чёрному поясу в айкидо, мастерскому катанию на горных лыжах и освоению парашютной подготовки. Кстати, это единственное, где Юра пока меня не превзошёл. У меня более 800 прыжков с парашютом, у него более 500, но какие его годы - на пенсии всё наверстает. А вообще, я счастлив, что некоторые мои ученики пошли дальше меня. Так и должно быть...

   (Поскольку зима ещё идёт, продолжение о горных лыжах следует)

  На фото – «профи» даже в южном городе Херсоне всегда найдёт место, где можно не только встать на горные лыжи, но и даже сфотографироваться на них.


Рецензии